Re: Вопрос об уместности лозунга на трофейном паровозе...
Добавлено: Ср апр 08, 2015 7:37 pm
Ну да первый октябрятский а второй пионерский)))
Все о моделях железных дорог!
https://scaletrainsclub.com/board/
https://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?f=11&t=10817
Сейчас заказываем на ФД20-1679 вместо этого художественного изображения настоящий бронзовый значок по известному всем прототипу. А по этой теме Ершову Эдуарду порекомендую следующую надпись: МИРУ - МИР! или МИР ПОБЕДИТ ВОЙНУ! В последние военные и послевоенные годы это были распространенные лозунги на паровозных тендерах. А лепить отсебятину не стоитСерокой писал(а):А вон у Владимира ФД стоит:
http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=419105
Нашёл у себя.Серокой писал(а): Я видел на паровозе следы такого, как вот второй слева.
Встречал в сети информацию, согласно которой на другой стороне тендера этого паровоза вероятно были лозунги "За Родину! За Сталина! Вперед!". Но это фронтовой паровоз из колонны ОРКП (привел первый поезд в поверженный Берлин).
День добрый, Дмитрий!ХарьковскийФотограф писал(а): ↑Пн окт 19, 2020 1:37 pmЗдравствуйте, Иван!
Беда в том, что у нас с Вами не может не быть упрощённого представления о той эпохе. Нас тогда не было, и мы не можем знать многих обстоятельств, неявных, но очень важных. Которым тогда придавалось большое значение.
А к чему я Вам намекал про политотделы на ЖД, как по Вашему?ХарьковскийФотограф писал(а): ↑Пн окт 19, 2020 1:37 pmПаровоз - это предмет всеобщего обозрения.И ежели какой-нибудь несоветский человек сфоткал, а потом снимок отослал в ту редакцию, что нужно... Думаете, пресса Англии и США повторила бы Ваши слова о "правильно взятых репарациях"? Они написали бы, мол большевики врут, что за пролетариев, а сами разъезжают на паровозах, с-3,14-жженых у немецких, польских и румынских рабочих. Не забудем, что аккурат тогда СССР собирался строить светлое будущее вместе с теми же поляками, румынами и восточными немцами. Если чё, вчерашними эсэсовцами и гитлерюгендами (а где было других немцев взять, из Китая что ли импортировать?) И лишний раз глаза им мозолить бывшим их имуществом: "Было ваше - стало наше", - политически не очень умно. Ну, и немаловажно, что паровоз оказывает на людей сильное (и притом положительное) эстетическое воздействие. Уж не знаю, почему, но факт наличествует. И ежели украсить его политической символикой и соответствующим текстом, паровоз превращается в передвижное средство наглядной агитации, приравненное, ну, хотя бы к политическому плакату. И уже по этой причине лозунги на паровозах не могли появляться без одобрения компетентных товарищей.
Ох, опять фантазии... Вопрос какой паровоз красивей Полста второй или ИС с Федей и Серго можно вести до бесконечности! Ибо народ давным давно определил для себя, что "Кому поп, кому попадья, а кому и поповна!" Ну, или в более современной трактовке "На вкус и цвет все фломастеры разные...". Так что не будем тут эстетсвовать, а обратимся к фактам. А для этого возьмем первый том труда В.А. Ракова "Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955 гг." и откроем на стр.341, параграф 8.9 "Паровозы серий ТЭ, ТЕ, ТЛ". И там во втором абзаце мы прочтем "Из работавших в Германии грузовых паровозов типа 1-5-0 первыми в качестве трофейных попали в Советский Союз ув 1943 г. паровозы серии 52. В дальнейшем на территории страны оказались паровозы 1-5-0 серий 42, 44, 50 и 58. В 1952 г. МПС изменило обозначение серий 42, 42 и 50 соответственно на ТЭ, ТЛ и ТЕ, сохранив на локомотивах нумерация немецких ЖД (буква Т означала трофейный, а вторая буква - серию советского паровоза, близкого по тяговым параметрам к переименованному паровозу)."\ХарьковскийФотограф писал(а): ↑Пн окт 19, 2020 1:37 pmА теперь представьте, например, "фрау Тэшку", она же кригслок 52-й серии. Если отвлечься от позорного рейхсбановского прошлого, то очень и очень симпатичная машина. Как говорится, германские дизайнеры знали толк в извращениях. А в те времена паровоз ещё относился к хайтеку, и часто был самым сложным и совершенным техническим объектом в поле зрения советского гражданина. И вызывать у него когнитивный диссонанс сообщением, что такие красивые паровозы (а в обывательском понимании красивое = хорошее) делали не мы, а немцы (тем более, поляки с румынами) было бы очень нерационально. Упомянутый Вами индекс "Т" простому обывателю ничего не говорил. Для него "Т" могло обозначать,например, "Тяжёлый". Пойди, угадай. Те,кому следовало знать, и без индексов понимали, что к чему. Остальным это было необязательно знать. Вы погуглите техническую литературу тех лет. В инструкциях на ту же ТЭ-шку 52 серии ни разу не упомянуто её происхождение.
"В огороде бузина, а в Киева Переяславская Рада!"ХарьковскийФотограф писал(а): ↑Пн окт 19, 2020 1:37 pmВо многотомном техническом справочнике Чудакова полугусеничные бронетранспортёры приписывались фирме "ГВС". И лично до меня очень долго доходило,что такое это ГВС? Ганомаг знаю, Геншель знаю - пока не понял. что это Германские Вооружённые Силы. Там же упоминались снегоходы "Бомбардир" без упоминания о том, что это фирма канадская. Тем паче, именно тогда была затеяна массированная кампания за национальный приоритет в науке и технике под лозунгом "СССР - родина слонов". Самолёт Можайского, паровоз Черепановых, радио Попова и т.п. И трофейные локомотивы в эту кампанию тоже никак не вписывались. Потому и не могло быть на паровозах никаких лозунгов, раскрывающих трофейное происхождение. Конечно, СССР/Россия - страна разгильдяев. Бардак всегда был и будет - но то,что нами обсуждается, если и могло быть, то лишь в виде редкого исключения.