Правильная концепция - 2 шаг к созданию правильного макета.

Ведем различные дискуссии и обсуждения
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
И.К.С.
Сообщения: 3881
Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 9:57 am
Имя: Ĩ.Ĉ.Š. мӧҗҥҩ ҧрѻҫҭҩ мӥҫҭҿӄѣ Ӥ.Ҟ.Ҫ іљі Ҝѻӊҫҭѩңҭӥԋъ
Откуда: У.Г.Ж.Д. 13 верста( U.M.M.R.R 13 km)
Благодарил (а): 181 раз
Поблагодарили: 122 раза
Контактная информация:

Правильная концепция - 2 шаг к созданию правильного макета.

#1 Непрочитанное сообщение И.К.С. »

с любезного разрешения автора:
Виноградов Эдуард (Германия) едвин01@гмайл.сом перевод с немецкого 2006 г (С)
Теневая станция.
Внимательно посмотрите эти схемы, теперь в огромном море чертежей и картинок, которыми кишит интеренет вы сами сможете определять, какие подходят для домашнего макета, а какие нет (а как правило они совершенно не подходят). Ещё правильнее сказать - для Вашего макета. Вам нужно расстаться с мыслью объять необьятное и вместить в один-единственный несчастный макет, как правило ограниченный небольшой площадью: мосты, реки, горы, станции города, заводы и т.д. Итак, читаем ещё раз с картинками.

Концепция путей.
Воспроизвести в полном объёме путевой план прототипа и повторить правильное расположение всех деталей на макете возможно только в исключительных случаях. Нужно, однако, быть готовым расположить станции и пути таким образом, что бы их порядок принципиальным образом соответствовал оригиналам или по меньшей мере удовлетворял бы их.
Моделист должен довольствоваться постройкой только ситуации на определённом отрезке пути, а ещё правильнее будет сказать «вырезать» кусочек оригинала и перенести его на макет. Тем не менее подавляющее число моделистов интересует макет с использованием непрерывного рельсового пути.

Рисунок 1. Концепции путей, неподходящие для моделистов.
(здесь и далее: многоугольниками обозначены непосредственно станции, S в кружочке– скрытая, т.н. теневая станция, пунктиром обозначены возможные добавления к концепции, двойной путь - магистрали, одинарный - второстепенные дороги).
А. Произвольное хитросплетение путей.
B. Простой двухпутный овал. Даже с добавлением ещё одной станции – это устаревшая, отжившая своё концепция.
C. Открытый овал с единственной станцией.
D. Открытая разворотная петля.
Изображение
Выход есть, в прокладке частично скрытого рельсового овала. Эта фигура, конечно, для моделей железных дорог в значительной степени не подходит: не хватает эксплуатационного разнообразия, необходимо все поезда продублировать, с тем, что бы они на видимом отрезке макета могли двигаться в разных направлениях, создавая иллюзию возвращения одного и того же поезда в пункт отправления.
В особо стеснённых условиях помещения можно, конечно, и не отказываться от овала, если действительно хочется, что бы поезда ездили непрерывно, манёвры и/или формирования составов не нужны. Тогда рельсовый овал нуждается в «скрытой станции», на которой нужно сделать по возможности более длительное пребывание составов. Она должна быть однопутной; двухпутный овал подходит исключительно для демонстрационных макетов на выставках и т.п. Однопутные темы макета намного увлекательней в эксплуатации.

Рисунок 2. Концепции путей, не рекомендуемые для моделистов.
A. Два, параллельно расположенных вокзала означают удвоение темы и удвоение затрат.
B. Такая концепция черезчур избыточна. Для домашнего макета 3 станции – предел.
C. Такая концепция при моделировании редко получается соответствующей оригиналу.
D. Вокзал с делением основного пути и количеством теневых станций более 2-х – также весьма проблематичная концепция.
Изображение
Но лучше всё-таки иметь тупиковые, не замкнутые – так называемые открытые – концепции путей. Тогда можно или для каждой части сделать отдельный «скрытую станцию», или соединить их в одной общей «скрытой станции». От ней поворачивают поезда через разворотную петлю и отправляются по тому же пути назад. Возможно так же, что бы такой отрезок путей отходил от головной (не проходной) станции.

Рисунок 3. Ограниченно рекомендуемые концепции путей.
A. Овал главного пути с теневой станцией. Однако для большего соответствия прототипу рекомендуется всё-таки поискать другие решения.
B. Из-за нехватки места часто единственным решением остаётся овал второстепенной дороги. В этом случае, однако, рекомендуется минимум 2 станции.
C. Такая концепция только для коллекционеров с «представительскими» целями.
D. Единственная, проходная станция второстепенной дороги. Слишком мало эксплуатационных возможностей.
E. Такая концепция без связи «с внешним миром» в виде теневой станции может быть реализована для соответствующих прототипов (например узкоколеек или индустриальных дорог).
Изображение
Для будущих эксплутационных возможностей макета правильный выбор концепции путей имеет решающее значение. Не все могут быть пригодны, иные могут быть лучшим способом реализованы только на больших клубных макетах. Некоторые с особенными техническими «наворотами» могут быть интересны только узкому кругу специалистов.

Следует обратить внимание на то, что на домашнем макете две-три видимые станции – крайний предел. Еще раз повторюсь, большее количество станций не способствует эксплуатационному разнообразию.

Рисунок 4. Рекомендуемые концепции путей.
Изображение
Важным требованием к концепции макета является не то, что бы состав прибывал разными путями из пункта отправления к цели, он должен это делать скрыто от глаз, с длительным принудительным пребыванием на «скрытой станции» и сменой чередования составов.
Разветвления же – железнодорожные линии второстепенного значения – правильно было бы порекомендовать в ограниченном количестве (от одной до двух).

Важнейший элемент макета - "Теневая станция". Основные принципы построения.
Здесь обозначены только основные принципы планирования и построения теневой станции, на домашнем макете.

Теневая станция и запасные пути.

Без скрытых путей не получится полноценного макета. Теневой станцией называется группа запасных путей, на которой могут разместиться составы целиком, в невидимом глазом участке макета. Эти пути служат для того, что бы менять очерёдность движения составов и их направление на видимом участке макета. Стандартной формой теневой станции является группа параллельно проложенных запасных путей с разворотной петлёй. Как правило, теневая станция выполняется в «подвале» макета, куда поезда спускаются и откуда поднимаются по специальной петле. Движение составов здесь должно быть организовано в одну сторону.
Просто проложенный в туннеле путь не может быть теневой станцией, здесь не изменяется последовательность прибытия поездов, один и тот же поезд возникает вновь и вновь, и таким образом, отсутствует эффект прибытия и убытия поездов «согласно расписанию».
Изображение
А. К сожалению здесь каждый поезд следует в одном и том же направлении (направление движения не меняется). Для того, что бы получить эффект убытия и прибытия поезда, необходимо иметь два одинаковых комплекта всех поездов и сделать их пребывание на теневом станцияе максимально длительным, что потребует большего количества путей. Эта схема может быть рекомендована только в крайних случаях.
Б. Здесь, как видно из рисунка, направление движения составов меняется и поезд, убывший в одном направлении прибывает обратно с той же стороны, т.е. эффект прибытия и убытия присутствует. Эта схема может быть рекомендована для моделистов.
В. Здесь, при том, что направление движения меняется, две теневых станции объединены в одну, что позволяет экономить место. Весьма рекомендуемая схема. (От Авт.: Мне, однако, не совсем понятно, зачем здесь для развязки использовано 4 стрелки? Мне кажется, что вполне достаточно двух, и без пересечения путей на разных уровнях. Т.е. просто пути сначала сходятся, а затем расходятся.)

Изображение

В особенно стеснённых обстоятельствах можно выполнить теневую станцию на овале, два конца которого выходят из туннеля. Однако здесь нужен достаточный объём, что означает, что количество путей должно быть настолько большим, что бы все регулярно прибывающие на поверхность поезда до определённого момента стояли на этом теневом станцияе и затем согласно расписанию могли прибывать и убывать в одном или в другом направлении. Как правило, нужно стремиться к тому, что бы теневой станция был скомбинирован с разворотной петлёй, так что бы состав возникал из того же самого места ( из туннеля, из-за горы и т.п.), куда некоторое время назад убыл.
Изображение
Здесь приведена принципиальная схема, или оптимальная возможность обустройства теневой станции. Стрелки расположены не произвольно – такое расположение гарантирует одинаковую длину стояночных путей и то, что состав при прибытии на теневую станцию только один раз проходит по отклоняющей кривой на стрелке.
А. Входные стрелки с приводом
Б. Применение стояночных путей по диагонали или с изгибом в виде S-формы экономит место.
В. Принципиальной разницы в изготовлении теневой станции для макета с 2-х путной магистралью или 1-но путной веткой не основного пути нет. 1-но путная ветка делится на два пути в скрытой части макета. Стрелка без привода, пружинкой постоянно переключена по возможности в прямом направлении. В обратном направлении состав «срезает» стрелку.
Г. Дополнительный блок-участок (по возможности) может помочь увеличить интенсивность движения поездов.
Д. Изолированные участки должны быть нужной длины.
Е. Выходные стрелки не имеют ни приводов, ни возвратных пружин.
Ж. От последней стрелки до выезда из тоннеля должно быть по возможности наикратчайшее расстояние.


Все спрятанные параллельные запасные пути должны быть одинаковой и достаточной длины, что бы длинные составы могли помещаться на них с запасом. Возможное расположение стрелок для обеспечения одинаковой длины путей
Изображение
Конечно, важнейшим требованием к теневой станции является техническая надёжность. Рельсовый материал не должен выбираться по принципу «всё равно не видно». Аварии, сходы с рельс, саморасцеп поездов и вагонов «под землёй» вряд - ли доставят удовольствие при эксплуатации макета. И совершенно неуместно производить на скрытой станции любые другие манипуляции с поездами, кроме временной остановки поездов или электричек. Любые манёвры возможны только на открытом пространстве. На скрытой станции эти манипуляции окончательно разрушат всю радость от эксплуатации макета. Например, сцепка и расцепка на скрытой станции не должна производиться. Так же следует отказаться от сложного в техническом отношении путевого развития. Поворотные круги и сложные стрелки, такие как перекрёстные или трёхпутные, на скрытой части макета недопустимы.
Изображение Изображение Изображение Изображение
Здесь изображены различные варианты устройства теневых станций в зависимости от формы макета

Вот хотел ещё добавить, если на макете используются только пассажирские "челноки" (составы курсирующих по принципу "тяни толкай" с двумя кабинами управления) можно в теневом вокзале сделать простые тупики. Экономия стрелок.

Повторюсь, что к планированию (равно как и строительству) «теневой станции» подходить нужно особенно тщательно. Ошибки, которые здесь были допущены на этой стадии, потребуют чрезвычайно высоких затрат при устранении.
railmodel писал(а):
ответ на >>> Мне кажется, что вполне достаточно двух, и без пересечения путей на разных уровнях.<<<

кажется, в этом есть смысл.
если мы хотим:
(1) чтобы поезд после оборота прибывал с той же стороны, куда перед этим отправился;
(2) использовать для оборота на обоих концах линии одну и ту же скрытую станцию;
(3) иметь возможность прибытия поезда со стороны, ппротивоположной той, в которую он отправился,
тогда схема с 4 стрелками (не обязательно с развязкой в разных уровнях, можно и с глухим пересечением) имеет то преимущество, что можно использовать стрелки с подпружиненными остряками, которые поезд будет взрезать при проходе в пошёрстном направлении. при этом, если установить нормальное положение остряков так, как показано на схеме, приведённой ниже, то поезда с разных направлений будут проходить разворотную петлю и возвращаться на исходный путь без вмешательства оператора и применения автоматики (направление их движения показано на схеме стрелочками разного цвета).
Изображение
правда, при такой схеме движения скрытую станцию надо будет разделить на чётный и нечётный парки, но это также можно сделать с помощью взрезаемых стрелок с подпружиненными остряками. в остальном конструкция парков аналогична таковой для других случаев: во входной горловине можно использовать автоматические стрелки, в выходной - подпружиненные.
если же нужна возможность перенаправления поездов, тогда можно оборудовать подпружиненные стрелки развязки односторонними переводными механизмами (электромагнитами, например, или проволокой с эффектом памяти), которые при включении оттягивали бы остряки в "минусовое" положение, а после прохода поезда отключались, позволяя пружине вернуть остряки в исходное положение.
дополнительным преимуществом такой схемы видится то, что поезд, движущийся по открытой части макета "из конца в конец" с оборотом в скрытой части, будет проходить разворотную петлю попеременно по часовой и против часовой стрелки, равномерно изнашивая гребни колёс с правой и левой стороны.
AFM писал:
на выставке в ЦДКЖ сцена прохода ЧС4 со светом по подмакетному кругу пользовалась таким успехом, что зрители облепляли все возможные щели. после этого тамошние макетчики решили прорезать 2 окна. была и идея смонтировать там декорацию ночного вокзала.
Justhe писал:
Кстати можно. В Варшаве я был на местном подземном вокзале.
Вроде нашего метро 60-70 годов. Кубические мрамоные колоны на платформе, вообщем типа Коломенской, Щелковской и т.д.
Вложения
e5b150b73e00.png
e5b150b73e00.png (2.93 КБ) 4259 просмотров
a816ed81280e.jpg
af5f89499440.jpg
af5f89499440.jpg (39.02 КБ) 4259 просмотров
e300565448e7.jpg
e300565448e7.jpg (20.28 КБ) 4259 просмотров
9e7cb6464049.jpg
9e7cb6464049.jpg (12.13 КБ) 4259 просмотров
689d0e7bddf0.jpg
689d0e7bddf0.jpg (15.39 КБ) 4259 просмотров
b394976dada3.jpg
a6c8d10308ec.jpg
4a5f74cd9446.jpg
ed547b9c7e9d.jpg
b3a68a1a4654.jpg
7809a596641a.jpg
b6510d04a42f.jpg
Последний раз редактировалось И.К.С. Вт сен 24, 2013 1:56 pm, всего редактировалось 1 раз.
HOe.N.Z? . . G.Oe.HO! ПолHOля , эNка и кое-что ещё. Люблю У.Г.Ж.Д. особенно 13 версту и вообще 1 эпоху.
Изображение
Изображение
Изображение

Nomitus
Сообщения: 170
Зарегистрирован: Чт окт 28, 2010 8:44 pm
Откуда: Брест.Белоруссия

Re: Правильная концепция - 2 шаг к созданию правильного макета.

#2 Непрочитанное сообщение Nomitus »

В Варшаве это Центральный вокзал ( Варшава глувна), сам вокзал на поверхности, а вот посадочные платформы все под землёй . Вокзал посторен в конце 60-х годов вместе с Архитектурным комплексом Восточная Стена на ул Маршалковской и знаменитой Ротондой- стеклянным зданием Банка ПКО- на углу Аллей Иерусалимских ( в котором в 80-х произошла трагедия- взрыв газа, десятки человек погибли). Кстати, поезд идёт под землёй довольно большое расстояние- от набережной Вислы ( в р-не моста Кн. Понятовского) через вокзал почти до Варшавы западной- через весь центр города. А недалеко от Центрального вокзала, пару км. западнее расположен очень приличный Ж/д музей.
Я вообще очень люблю Варшаву. В 90-е работал там несколько лет.

Аватара пользователя
старина_U
Сообщения: 9072
Зарегистрирован: Чт апр 24, 2008 12:04 am
Откуда: оттуда... з Масквы...
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: Правильная концепция - 2 шаг к созданию правильного макета.

#3 Непрочитанное сообщение старина_U »

Нееее... Неправильно это, не с этого концепция начинается.
Я пришёл к тому, что бы концепцию создавать от жизни. Без этого макет становится просто дорогой игрушкой, которая может скоро надоесть. И надоедает ведь...

Концепт начинает создаваться, исходя из пристрастий:
1. широкая/узкая колея
2. приоритет железной дороге/приоритет ладшафту
3. малодеятельная ветка с местными поездами/линия средней загруженности/многопутный участок/железнодорожный узел/фрагмент (горка, депо, порт, завод, карьер, грузовой двор...)
4. исходя из задуманного и пристрастий к детализации, к степени схожести с прототипом, наличием места в жилище, - определяется масштаб, выбирается путевая схема, компоновочное решение (цельный макет, модули, макет-тортик...)

Дальше - опции.
Будет определённая эпоха, определённое место...
Это просто покатать модели...
Для выставок...

И тэдэ.

Так что статья уважаемого Эдуарда - огромный труд, но к п. 4.

Такого плана статей ещё надо штук несколько десятков.
Изображение

Аватара пользователя
И.К.С.
Сообщения: 3881
Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 9:57 am
Имя: Ĩ.Ĉ.Š. мӧҗҥҩ ҧрѻҫҭҩ мӥҫҭҿӄѣ Ӥ.Ҟ.Ҫ іљі Ҝѻӊҫҭѩңҭӥԋъ
Откуда: У.Г.Ж.Д. 13 верста( U.M.M.R.R 13 km)
Благодарил (а): 181 раз
Поблагодарили: 122 раза
Контактная информация:

Re: Правильная концепция - 2 шаг к созданию правильного макета.

#4 Непрочитанное сообщение И.К.С. »

старина_U писал(а):Такого плана статей ещё надо штук несколько десятков.
надо, только никто не пишет :( тк нет обширного опыта. так что нужно хотя бы переводить импортное.
HOe.N.Z? . . G.Oe.HO! ПолHOля , эNка и кое-что ещё. Люблю У.Г.Ж.Д. особенно 13 версту и вообще 1 эпоху.
Изображение
Изображение
Изображение

anton_1989
Сообщения: 488
Зарегистрирован: Ср дек 22, 2010 7:21 pm
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 20 раз

Re: Правильная концепция - 2 шаг к созданию правильного макета.

#5 Непрочитанное сообщение anton_1989 »

шмырштю писал(а):
старина_U писал(а):Такого плана статей ещё надо штук несколько десятков.
надо, только никто не пишет :( тк нет обширного опыта. так что нужно хотя бы переводить импортное.
Можно смотреть на работы ругих моделистов и родиться своя концепция :)

Jarda
Сообщения: 1035
Зарегистрирован: Сб дек 04, 2010 5:52 pm
Благодарил (а): 102 раза
Поблагодарили: 36 раз

Re: Правильная концепция - 2 шаг к созданию правильного макета.

#6 Непрочитанное сообщение Jarda »

1 шаг -найти жену (партнёрку) чтобы не пищала
2 шаг- найти место
3 шаг- найти деньги
Вот это 3 Главных Правильных концепций для построения правильного макета.

Аватара пользователя
старина_U
Сообщения: 9072
Зарегистрирован: Чт апр 24, 2008 12:04 am
Откуда: оттуда... з Масквы...
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: Правильная концепция - 2 шаг к созданию правильного макета.

#7 Непрочитанное сообщение старина_U »

Jarda писал(а):1 шаг -найти жену (партнёрку) чтобы не пищала
...
:mrgreen: Ииии... У вас ещё всёёёё впереди...

Не разводите флейм, уважаемый.
Изображение

Ответить

Вернуться в «Основной»