Приветствую!
Это лето выдалось жарким, но несмотря на это, мы отправляемся в очередное небольшое путешествие.
Как всегда, в нашей компании - проверенные ребята, ведущие здоровый образ жизни (уже целых два месяца, "держаться нетУ больше сил"
).
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Тяговый ток"
Наверняка, большинству читателей известен так называемый "Бермудский треугольник" - акватория в океане, на которой периодически происходили аномальные природные явления (если верить рассказам), вызывающие потерю ориентации кораблей, и даже и их пропажу. Об этом загадочном треугольнике неожиданно довелось вспомнить и нам, но слава Богу, для этого не довелось выбираться даже за пределы родной области
.
На этот раз нашей целью является посёлок ШАровка, расположенный в западной части области, примерно
в шестидесяти километрах от Харькова. Шаровка находится вдали от магистральных дорог, в том числе от "железки". Примечательна она тем, что неподалёку от неё находится зАмок двухсотлетней давности, с прилегающей к нему обширной территорией, на которой расположены интересная липовая аллея, фонтан и пруды. Следует отметить, что это место привлекает к себе многочисленных туристов, а добраться туда из Харькова можно туристическими автобусами (за соответствующую плату). Однако, наша команда не ищет лёгких маршрутов (точнее - дорогих
), и мы решаем ехать в Шаровку на электричках (в Шаровку - "на шАру"(*1)
, точнее - очень дёшево, менее 10-ти гривен за билетик ). При этом, наш путь лежит через станцию стыкования родов тока - Огульцы, по которой производится пересадка на другую электричку. А пассажирские и грузовые поезда на этом участке обслуживаются электровозами двойного питания - ВЛ82м
(ТЧ Купянск, Южной дороги), проходя эту станцию без остановки.
Также, здесь курсирует скоростной двухсистемный электропоезд фирмы "Хюндай", по маршруту Харьков - Киев. А ещё - традиционный "трёхсистемный"
полтавский дизель - ДР1А, сообщением Полтава - Харьков.
После полутора часов езды двумя электричками (ЭР2 и ЭР9М), мы высаживаемся на безлюдной платформе, недалеко от посёлка Высокополье. До Шаровки нам предстоит пройти около двенадцати километров в северном направлении, и перед выбором пути мы начинаем рассматривать карту местности. Традиционно, я сверяю наш маршрут по стрелке своего "бывалого" компаса. А наш друг, не менее традиционно, по стрелке компаса на дисплее своего "ой-фона". В какой-то момент, стрелка моего компаса (стоимостью около 2 у.е.) начала произвольно "гулять" во все стороны света. Удивительно, но стрелка "ой-фона" (стоимостью около 1000 у.е. (ой-ё-ёй-фон)
) ) вела себя аналогичным образом. Мы с недоумением осмотрелись, подумав: "В местный продмаг мы ещё не заходили". Но среди нас есть грамотные ребята! Кто-то смекнул: "Это из-за проводов над железной дорогой". И оказался прав. "Магическое" действие на стрелки компасов оказывал ток в контактной сети - тяговый ток! Это означало, что к станции что-то приближалось.
Времени было "в обрез", но я попросил друзей задержаться у платформы, и не напрасно. Вдалеке, за лесопосадкой, просматривались очертания передка поезда. Состав приближался неторопливо, но уже были заметны три красные полосы, которые мне хорошо знакомы. К нашей станции шёл состав с "выльником" в голове.
На участке Харьков - Полтава, встреча с ВЛ82м является обычным делом, но в приближающемся электровозе я заметил какое-то отличие. Состав подходил всё ближе к нам, и по характерному грохоту вагонов я понял, что это был грузовой поезд. Вот уже чётко виден его передок, с круглыми буферными фонарями. Это "80-й выльник" зашёл в здешние края, да ещё какой! ВЛ80к ранних серий, вывозил состав из Полтавы в направлении станции Огульцы.
Как классно (для нас, любителей "ретро"), что на нашей "УЗ" всё ещё продолжают трудиться многочисленные электровозы - ветераны!
Друзья уже начали потихоньку "выдвигаться". А я, долго провожая взглядом электровоз, подумал: "И чем не "Бермудский треугольник", неожиданно "отбросивший" меня почти на 60 лет назад, когда нас с друзьями ещё не было и в "проекте" "
.
__Далёкий 1963-й год. В стране ведётся широкомасштабная электрификация железных дорог. В этот период, на переменном токе электрифицируется довольно протяжённый участок: Пятихатки-Стыковая - Знаменка - им. Тараса Шевченко - Мироновка - Фастов - Казатин - Шепетовка(*2) - Здолбунов - Красне. Составы с электровозами начинают ходить от Донбасса до Карпат. К тому времени, "Новочеркасский электровозостроительный завод", выпускавший электровозы переменного тока ВЛ60, уже построил несколько восьмиосных электровозов серии ВЛ80(*3), с традиционными - ртутными выпрямителями (на игнитронах). А на электровоз с номером 015, устанавливаются экспериментальные - кремниевые (твердотельные) выпрямители(*4). Он получает обозначение ВЛ80к-015, и становится родоначальником большого семейства "Восьмидесятых Кашек". Последний электровоз ВЛ80к - 750 был выпущен в 1971-м году. Эти выдающиеся машины постоянно модернизировались и улучшались, что отразилось и на разнообразии внешних элементов конструкции кузова, в зависимости от номера электровоза.
Через пару часов ходу мы были у цели. Интересно отметить, что шаровский замок начинал строить местный помещик, а достраивал - немецкий сахарозаводчик.
Время летело неумолимо, и нам нужно было продолжать путь далее, в северном направлении. Конечной целью нашего маршрута был городок Богодухов, через который уже проходила автотрасса. Удивительно, но по пути мы оказались в селе ХрущОвая Никитовка(*5), и я опять подумал о "провале" во времени. Правда, на крышах "хатынок" там сплошь стояли антенны для спутникового приёма телепередач
.
Преодолев около пятнадцати километров, под вечер, мы вышли к заветной автотрассе в районе Богодухова, где чудесным образом (за минуту до отправления) успели на последний рейсовый автобус до областного центра. Похоже, не зря этот городок имеет такое название.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*1) Вероятно, это популярное у молодёжи выражение происходит от иностранного слова "share"
.
*2) Та самая Шепетовка, известная из литературного произведения.
*3) До 1963-го года - "Н6О" и "Н8О": буква "Н" - новочеркасский, цифра - количество осей, буква (изначально, по некоторым источникам) "О" - однофазный (то есть, однофазного переменного тока). На первых машинах вместо буквы "О" ставилась цифра "1", обозначавшая, вероятно, то же самое - "1-фазный" ток. С 1963-го года электровозы переименованы в серию "ВЛ" вместо "Н", в память об основателе Советского государства.
*4) Кремниевые выпрямители устанавливали и на все последующие серии электровозов (ВЛ80т, -р, -с). Они и сегодня являются основными устройствами выпрямления тока.
*5) Однако, название села ХрущОвая Никитовка никак не связано с периодом правления Никиты ХрущЁва.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В материале использованы изделия фирм PIKO и VERO, прошлых лет, а также - автора.
(видеофайлы для скачивания - аналогичны, различается лишь формат)
Благодарю за внимание!