Ходовая часть для моделей тепловозов СЖД
-
- Сообщения: 639
- Зарегистрирован: Сб апр 19, 2008 9:19 pm
- Благодарил (а): 35 раз
- Поблагодарили: 73 раза
Ходовая часть для моделей тепловозов СЖД
Проблема выбора качественной ходовой части для моделей тепловозов отечественных прототипов остаётся актуальной уже долгие годы. Правда хотелось бы отметить, что с появлением нескольких вариантов моделей тепловозов М62 от «Roco» проблема несколько потеряла свою остроту, так как довольно много отечественных прототипов имеют базу тележек 4200мм. По разным причинам поиск оптимальных вариантов продолжается, но варианты полностью самодельных ходовых частей с применением шестеренок от будильников и осей изготовленных из ушных палочек в этой статье не рассматриваются, а хотелось бы более подробно остановиться на применении элементов ходовых частей для данного типа моделей локомотивов от серийно выпускаемых моделей и потому для правильного выбора конструкции ходовой части хотелось бы остановиться на современных тенденциях, которые применяют ведущие мировые производители, и которые прошли проверку временем и опытом эксплуатации моделей в самых различных условиях.
Производители серийных моделей используют различные конструкции в своих моделях, но основные тенденции в мировой модельной индустрии таковы:
1)применение литой рамы в виде моноблока или состоящей из двух частей, такая конструкция позволяет получить большой вес модели без применения дополнительных грузов;
2)для лучшей развесовки электродвигатель располагают в средней части локомотива;
3)для лучшей плавности хода применяют 5 или 7 -полюсные электродвигатели;
4)с этой же целью желательно наличие маховика на выходном конце вала электродвигателя (в идеале двух);
5)при необходимости передачи крутящего момента от двигателя к тележкам - применение карданной передачи (от применения гибких и пружинных муфт отказались уже практически все серийные производители);
6)привод на максимальное колличество колёсных пар модели (в идеале на все);
7)токосъём с максимального количества колёс (в идеале со всех);
8)наличие на коммутационной плате модели разъёма под декодер;
Среди доступных вариантов можно использовать элементы ходовых часть тепловоза BR120 от «Roco», «Guetzold», а также от моделей тепловозов американских производителей.
Ходовая часть от тепловозов BR120/М62 фирмы «Roco» - практически идеальный вариант, но, к сожалению, также не без недостатков:
1)высокая цена(если использовать только ходовую часть);
2)периодически поступающие жалобы на плохой токосъём;
3)снижение качества моделей при переносе производства этих моделей из Германии в Китай и Словению.
Модели от фирмы «Guetzold» менее распространены, чем аналоги от «Roco», а учётом поступившей информации о закрытии этой фирмы, в дальнейшем на модели этого производителя рассчитывать не приходится(к сожалению).
Потому в дальнейшем более подробно остановлюсь на вариантах ходовых частей американских производителей – «Bachmann», «Atlas». Несмотря на то, что официально эти производители считаются американскими, они уже давно производят свои модели в Китайской Народной Республике. Это позволяет поддерживать им относительно бюджетную цену на модели, при довольно неплохом качестве. Хотелось бы отметить, что я не являюсь бескомпромиссным сторонником китайско-американских моделей, и вынужден обращаться к ним только потому, что они имеют более выгодное соотношение цены и качества и потому более предпочтительны для применения в качестве ходовых частей.
Остановлюсь более подробно на некоторых представителях. Под торговой маркой «Bachmann» выпускается 2 варианта моделей локомотивов с необходимой базой в тележках – SD40-2 и SD45. Модель тепловоза SD40-2 по классификации производителя принадлежит к серии «Silver». Модель имеет пятиполюсный электродвигатель, карданную передачу к тележкам, привод на все 6 осей и токосъём с помощью пружинных пластин со всех колёс. Из недостатков - отсутствие маховиков и разъёма под декодер.
Модель тепловоза SD45 производитель относит к более дорогой серии «Spectrum» и действительно по ходовым качествам лучше, чем модель SD40-2. Но ...... ввиду того, что как и прототип, так и модель SD45 длиннее, чем SD40-2, то производитель, разумеется, использует большую длину для размещения дополнительных приспособлений для улучшения плавности хода, а именно - модели SD45 оборудованы двумя маховиками на выходных валах электродвигателя, которые .... увы, при укорачивании рамы под локомотивы типа ТЭ10 приходится убирать и ещё при этом продумывать, как по новому закрепить штатные стаканы карданной передачи на валу двигателя. Хотя хотелось бы отметить довольно интересную конструкцию карданного вала у этой модели - он состоит из двух частей – полой трубки с пазом внутри и вала с шипом, что позволяет регулировать длину карданного вала в необходимых пределах. Хотелось бы остановиться ещё на одном ньюансе, который следует учитывать, при выборе донора среди американских локомотивов. На многих американских тепловозах применяется вариант токосъёма без пружинных токосъёмных пластин. Напряжение питания снимается через оси крепления колпар и общую металлическую пластину, к которой закреплены провода питания. Никаких проблем с грязью, которая имеет свойство накапливаться в местах контакта токосъёмных пластин и колеса при классическом токосъёме. Именно такая конструкция применена на SD45 от «Bachmann Spectrum». Но при всех достоинствах, в случае замены боковин тележек на отечественные, такая конструкция вызывает определённые проблемы. Просто так уже не срежешь боковину, так как боковина и токосъёмная пластина с отверстиями под оси колёсных пар, как правило, представляет собой единую конструкцию. Модель SD45 укомплектована не только разъёмом под декодер, но и самим декодером. Но увы, в силу вышеперечисленных особенностей конструкции, при применении элементов этой более дорогой модели от «Bachmann», в качестве ходовой части для отечественных тепловозов, например типа ТЭ10, все достоинства теряются. Правда хотелось бы отметить, что ходовая часть от SD45 всё же представляет интерес для отечественных моделистов, например, в качестве ходовой части 8-осного тепловоза типа ЧМЭ5.
Тепловоз SD40-2 от «Като» в отличии от аналогичной модели от «Bachmann», имеет и разъём под декодер и маховики на валу электродвигателя, но так как рама модели из-за особенностей конструкции требует большого объёма фрезеровальных работ , то эксперименты по использованию в качестве ходовой части не проводились. Кроме того, модель от «Като» также имеет токосъём с оси колеса, что усложняет замену имитаций боковин тележек, а кроме того более высокую цену.
С учётом вышеизложенного уже несколько лет мелкими партиями изготавливается ходовая часть для тепловозов ЧМЭ3 с использованием элементов модели тепловоза SD40-2 фирмы «Bachmann». В этом году подготовлена ходовая часть для тепловозов типа ТЭ10, в основном для замены ходовки у моделей этого тепловоза курского производства. Более подробно остановлюсь на перечне работ, которые проводятся при адаптации ходовой части для моделей отечественных тепловозов.
Итак, что сделано:
1.Нижняя часть рамы разрезана на три части и размер рамы по длине уменьшен по длине по размеру прототипа.
2.В средней части рама отфрезерована, чтобы можно было разместить тележки в новых местах
3.Части рамы склеены между собой эпоксидным клеем.
4.Рама усилена пластинами (в варианте для капотных тепловозов) или уголком (для локомотивов с кузовом вагонного типа). Каждая пластина/уголок-усилитель закреплены на корпусе рамы с помощью клея и четырёх винтов М2 с потаем.
5.Центровочные отверстия в верхней части рамы, для соединения верхней и нижней части рамы, выполнены в новых местах
6.Все резьбовые отверстия для соединения верхней и нижней части рамы перерезаны под метрическую резьбу М2.
7.Верхняя часть рамы укорочена под размер нижней рамы. Для тепловозов капотного типа длина верхней части рамы оставлена с учётом внутреннего пространства корпуса локомотива. Для тепловозов с кузовом вагонного типа длина верхней части рамы оставлена с учётом пространства, необходимого для размещения внутри корпуса имитаций кабин по концам кузова.
8.Выходные валы электродвигателя укорочены и стаканы карданной передачи сдвинуты ближе к корпусу электродвигателя;
9.Карданные валы укорочены и их части соединены между собой с помощью пластиковой трубки внатяг.
10.Установлена новая коммутационная плата с 8-пиновым разъёмом под декодер.
11.Электропроводка заменена на новую.
12.На тележках срезаны имитаторы телег и сформированы площадки для закрепления новых имитаторов тележек.
13.На раме под ТЭП10 добавлены пластиковые площадки, закреплённые с помощью винтов М2.
14.Перед сборкой рама предварительно загрунтована грунтом для металла Body-960 и окрашена матовой акриловой краской.
Надеюсь приведенная информация окажется полезной в Вашем хобби.
Производители серийных моделей используют различные конструкции в своих моделях, но основные тенденции в мировой модельной индустрии таковы:
1)применение литой рамы в виде моноблока или состоящей из двух частей, такая конструкция позволяет получить большой вес модели без применения дополнительных грузов;
2)для лучшей развесовки электродвигатель располагают в средней части локомотива;
3)для лучшей плавности хода применяют 5 или 7 -полюсные электродвигатели;
4)с этой же целью желательно наличие маховика на выходном конце вала электродвигателя (в идеале двух);
5)при необходимости передачи крутящего момента от двигателя к тележкам - применение карданной передачи (от применения гибких и пружинных муфт отказались уже практически все серийные производители);
6)привод на максимальное колличество колёсных пар модели (в идеале на все);
7)токосъём с максимального количества колёс (в идеале со всех);
8)наличие на коммутационной плате модели разъёма под декодер;
Среди доступных вариантов можно использовать элементы ходовых часть тепловоза BR120 от «Roco», «Guetzold», а также от моделей тепловозов американских производителей.
Ходовая часть от тепловозов BR120/М62 фирмы «Roco» - практически идеальный вариант, но, к сожалению, также не без недостатков:
1)высокая цена(если использовать только ходовую часть);
2)периодически поступающие жалобы на плохой токосъём;
3)снижение качества моделей при переносе производства этих моделей из Германии в Китай и Словению.
Модели от фирмы «Guetzold» менее распространены, чем аналоги от «Roco», а учётом поступившей информации о закрытии этой фирмы, в дальнейшем на модели этого производителя рассчитывать не приходится(к сожалению).
Потому в дальнейшем более подробно остановлюсь на вариантах ходовых частей американских производителей – «Bachmann», «Atlas». Несмотря на то, что официально эти производители считаются американскими, они уже давно производят свои модели в Китайской Народной Республике. Это позволяет поддерживать им относительно бюджетную цену на модели, при довольно неплохом качестве. Хотелось бы отметить, что я не являюсь бескомпромиссным сторонником китайско-американских моделей, и вынужден обращаться к ним только потому, что они имеют более выгодное соотношение цены и качества и потому более предпочтительны для применения в качестве ходовых частей.
Остановлюсь более подробно на некоторых представителях. Под торговой маркой «Bachmann» выпускается 2 варианта моделей локомотивов с необходимой базой в тележках – SD40-2 и SD45. Модель тепловоза SD40-2 по классификации производителя принадлежит к серии «Silver». Модель имеет пятиполюсный электродвигатель, карданную передачу к тележкам, привод на все 6 осей и токосъём с помощью пружинных пластин со всех колёс. Из недостатков - отсутствие маховиков и разъёма под декодер.
Модель тепловоза SD45 производитель относит к более дорогой серии «Spectrum» и действительно по ходовым качествам лучше, чем модель SD40-2. Но ...... ввиду того, что как и прототип, так и модель SD45 длиннее, чем SD40-2, то производитель, разумеется, использует большую длину для размещения дополнительных приспособлений для улучшения плавности хода, а именно - модели SD45 оборудованы двумя маховиками на выходных валах электродвигателя, которые .... увы, при укорачивании рамы под локомотивы типа ТЭ10 приходится убирать и ещё при этом продумывать, как по новому закрепить штатные стаканы карданной передачи на валу двигателя. Хотя хотелось бы отметить довольно интересную конструкцию карданного вала у этой модели - он состоит из двух частей – полой трубки с пазом внутри и вала с шипом, что позволяет регулировать длину карданного вала в необходимых пределах. Хотелось бы остановиться ещё на одном ньюансе, который следует учитывать, при выборе донора среди американских локомотивов. На многих американских тепловозах применяется вариант токосъёма без пружинных токосъёмных пластин. Напряжение питания снимается через оси крепления колпар и общую металлическую пластину, к которой закреплены провода питания. Никаких проблем с грязью, которая имеет свойство накапливаться в местах контакта токосъёмных пластин и колеса при классическом токосъёме. Именно такая конструкция применена на SD45 от «Bachmann Spectrum». Но при всех достоинствах, в случае замены боковин тележек на отечественные, такая конструкция вызывает определённые проблемы. Просто так уже не срежешь боковину, так как боковина и токосъёмная пластина с отверстиями под оси колёсных пар, как правило, представляет собой единую конструкцию. Модель SD45 укомплектована не только разъёмом под декодер, но и самим декодером. Но увы, в силу вышеперечисленных особенностей конструкции, при применении элементов этой более дорогой модели от «Bachmann», в качестве ходовой части для отечественных тепловозов, например типа ТЭ10, все достоинства теряются. Правда хотелось бы отметить, что ходовая часть от SD45 всё же представляет интерес для отечественных моделистов, например, в качестве ходовой части 8-осного тепловоза типа ЧМЭ5.
Тепловоз SD40-2 от «Като» в отличии от аналогичной модели от «Bachmann», имеет и разъём под декодер и маховики на валу электродвигателя, но так как рама модели из-за особенностей конструкции требует большого объёма фрезеровальных работ , то эксперименты по использованию в качестве ходовой части не проводились. Кроме того, модель от «Като» также имеет токосъём с оси колеса, что усложняет замену имитаций боковин тележек, а кроме того более высокую цену.
С учётом вышеизложенного уже несколько лет мелкими партиями изготавливается ходовая часть для тепловозов ЧМЭ3 с использованием элементов модели тепловоза SD40-2 фирмы «Bachmann». В этом году подготовлена ходовая часть для тепловозов типа ТЭ10, в основном для замены ходовки у моделей этого тепловоза курского производства. Более подробно остановлюсь на перечне работ, которые проводятся при адаптации ходовой части для моделей отечественных тепловозов.
Итак, что сделано:
1.Нижняя часть рамы разрезана на три части и размер рамы по длине уменьшен по длине по размеру прототипа.
2.В средней части рама отфрезерована, чтобы можно было разместить тележки в новых местах
3.Части рамы склеены между собой эпоксидным клеем.
4.Рама усилена пластинами (в варианте для капотных тепловозов) или уголком (для локомотивов с кузовом вагонного типа). Каждая пластина/уголок-усилитель закреплены на корпусе рамы с помощью клея и четырёх винтов М2 с потаем.
5.Центровочные отверстия в верхней части рамы, для соединения верхней и нижней части рамы, выполнены в новых местах
6.Все резьбовые отверстия для соединения верхней и нижней части рамы перерезаны под метрическую резьбу М2.
7.Верхняя часть рамы укорочена под размер нижней рамы. Для тепловозов капотного типа длина верхней части рамы оставлена с учётом внутреннего пространства корпуса локомотива. Для тепловозов с кузовом вагонного типа длина верхней части рамы оставлена с учётом пространства, необходимого для размещения внутри корпуса имитаций кабин по концам кузова.
8.Выходные валы электродвигателя укорочены и стаканы карданной передачи сдвинуты ближе к корпусу электродвигателя;
9.Карданные валы укорочены и их части соединены между собой с помощью пластиковой трубки внатяг.
10.Установлена новая коммутационная плата с 8-пиновым разъёмом под декодер.
11.Электропроводка заменена на новую.
12.На тележках срезаны имитаторы телег и сформированы площадки для закрепления новых имитаторов тележек.
13.На раме под ТЭП10 добавлены пластиковые площадки, закреплённые с помощью винтов М2.
14.Перед сборкой рама предварительно загрунтована грунтом для металла Body-960 и окрашена матовой акриловой краской.
Надеюсь приведенная информация окажется полезной в Вашем хобби.
Re: Ходовая часть для моделей тепловозов СЖД
У меня вопрос. Приобретаются готовые локомотивы или ходовая часть отдельными частями от производителя?
VBLO Digital Research.
-
- Сообщения: 639
- Зарегистрирован: Сб апр 19, 2008 9:19 pm
- Благодарил (а): 35 раз
- Поблагодарили: 73 раза
Re: Ходовая часть для моделей тепловозов СЖД
Локомотивы в сборе. Части приходится ждать по несколько лет..... а жизнь то проходит.Onegin писал(а):У меня вопрос. Приобретаются готовые локомотивы или ходовая часть отдельными частями от производителя?
Re: Ходовая часть для моделей тепловозов СЖД
Учитывая цену за локомотив в сборе это оправданно, я думаю. Но Като достаточно оперативно отправляет свои запчасти.
VBLO Digital Research.