Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...

Технологии, материалы и приемы используемые в жд моделизме. Модели в процессе постройки.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Akitchi
Сообщения: 1240
Зарегистрирован: Вт дек 03, 2013 8:39 pm
Имя: Сергей
Откуда: Москва
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 5 раз
Контактная информация:

Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...

#41 Непрочитанное сообщение Akitchi »

AlexK писал(а):
Akitchi писал(а):У пикошного е69 колпары на защелках и люфт был минимален, если мне память не изменяет - проверить не смогу, только корпуса остались.
Совершенно верно, особенно для новой модели.
Прижимались поддоном с имитац ией боковин. Шустрик довольно неплохо бегал по геолайну на полу с ковром.
А вот это, увы, неверно: там были такие платиковые защелки, вставлявшиеся в раму, и оси колесных пар в нх защелкивалсь. От времени пластик становился хрупким, и при неаккуратном извлечении колесных пар эти защелки нередко ломались.
Точно! у меня они еще часто выпадали. Но все-равно у меня к тому моменту, как я их получил прижим был только со стороны поддонов. Т.е. защелки то вставлялись и центрировали ось КП, но вот в вертикальном ходе свобода была полная :)
[Оффтопик]
Кстати, а что за "новое" исполнение? Junior современный?
Ершов Эдуард писал(а):Так сточена только полка с одной стороны квадрата. Остальные на месте, и они нужны как поверхности для нанесения клея при монтаже букс в проемы.
Как раз назначение то понятно.
Ершов Эдуард писал(а):Изначально полки были нужны со всех четырех сторон, чтобы можно было деталь зажать в цангу без перекоса (для сверления). Наверное, можно было бы зажать и при трех полках, но не было смысла экономить эти 1,5мм латуньки, - симметричную деталь зажать легче. Да и в тиски потом было зажать легче - есть за что взять деталь пинцетом.
Теперь понял. Спасибо!
Мастерская ARtModel

Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным (C)

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 291 раз

Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...

#42 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Друзья, скажите: колеса на настоящей машке имели отверстия по кругу (видимо для колесотокарного станка) ?

Если да, то сколько, и какого диаметра, и на каком расстоянии от центра ?

На найденных мной изображениях видно всегда только одно отверстие, а общее количество неясно:
Изображение

Мне теперь приходится думать о замене родных пиковских колес на другие, без восьмерок и эксцентриситета. С новой ходовкой старые колеса раздражают конкретно (т.к. модель на ходу продолжает покачиваться), хоть я и пытался подобрать колесики с минимальным биением и перепрессовал около половины колес на модели.

Спасибо.

Аватара пользователя
AndreyErpolov
Сообщения: 172
Зарегистрирован: Чт май 28, 2015 8:38 pm
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 17 раз

Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...

#43 Непрочитанное сообщение AndreyErpolov »

Эдуард. я на картинке в разрезе заметил 2 отверстия
нашел и фото колесных пар данного тепловоза или где еще такие могли использовать . например ТЭМ2
Изображение
попробуйте дальше сами порыться в этом направлении )

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 291 раз

Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...

#44 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Спасибо. Я тоже видел два на разрезе, но подумал: а вдруг их четыре ?

Например, на курской модели тапка отверстий четыре, почему-то. ...

Аватара пользователя
AndreyErpolov
Сообщения: 172
Зарегистрирован: Чт май 28, 2015 8:38 pm
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 17 раз

Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...

#45 Непрочитанное сообщение AndreyErpolov »

а на тапках в реальности и так 4 отверстия. 2 используются для привода
Изображение

взято отсюда http://pomogala.ru/teplovoz/teplovoz_55.html

A.G.
Сообщения: 1682
Зарегистрирован: Ср окт 06, 2010 12:11 am
Имя: Александр
Откуда: Мск
Благодарил (а): 30 раз
Поблагодарили: 18 раз
Контактная информация:

Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...

#46 Непрочитанное сообщение A.G. »

AndreyErpolov писал(а):а на тапках в реальности и так 4 отверстия. 2 используются для привода

взято отсюда http://pomogala.ru/teplovoz/teplovoz_55.html
только это на 60м тапке, а на червонцах всегда были грузовые КП

https://yadi.sk/i/HoToS0uQibBxT - склад-свалка КП на Воронежском ТРЗ - от Трёшек, Машек и ТЭМок, одна какая-то, похоже, тендерная спицованная затесалась...
Русскому человеку автоматика не помеха!

Изображение

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 291 раз

Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...

#47 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

В тележках я сначала пытался заменить некоторые колесные пары на аналогичные пикошные, - некоторые колеса были насажены с сильной "восьмеркой", способствуя раскачиванию локомотива. Точнее, я пытался обойтись переформированием колесных пар. Диагностика простая: достаточно было просто катануть колесную пару по столу, и сразу видно - которое колесо бьет. Ручным часовым прессом снимаю это колесо, и из запаса насаживаю такое же без дефекта, - результат виден сразу. Еще раз удивился: какие же были низкие требования к техническому уровню моделей в 70-е годы, по сравнению с сегодняшними, - ведь хватало совести выпускать серийно эти модели с такими восьмерками на колесах !

Но в итоге мне все равно не понравилось движение на пикошных колесах (раскачка оставалась), и я напрессовал на те же оси совсем другие колеса: я использовал вагонные колеса Hornby из нейзильбера.
Колесные пары для вагонов Hornby артикул R8096
Колесные пары для вагонов Hornby артикул R8096
IMG_5751.JPG
Распрессованная колесная пара Hornby
Распрессованная колесная пара Hornby
Разверткой 3 мм расширил центральные отверстия в каждом колесе (оно было 2,5 мм). Слева - колесо в первозданном виде, а справа - с развернутым отверстием. Я делал эту работу "на руках", хотя в станке было бы лучше и качественнее.
Разверткой 3 мм расширил центральные отверстия в каждом колесе (оно было 2,5 мм). Слева - колесо в первозданном виде, а справа - с развернутым отверстием. Я делал эту работу "на руках", хотя в станке было бы лучше и качественнее.
Колеса Hornby имеют диаметр 12,66 мм, поэтому пришлось изготовить оправку и обточить круг катания каждого колеса на токарном станке до диаметра 12 мм (соответствует 1050 мм в масштабе).
Колесо в оправке, после обточки до 12 мм, с конусом 3 градуса.
Колесо в оправке, после обточки до 12 мм, с конусом 3 градуса.
Слева - родное пикошное колесо, а справа - Hornby после обточки
Слева - родное пикошное колесо, а справа - Hornby после обточки
Пришлось также выточить простейшую пресс-формочку для изготовления полистироловых изоляционных втулок с фланцем, и на электроплитке отлить 12 штук таких втулок по простейшей кухонной технологии, и с помощью ручного пресса собрать колесные пары заново.
Простейшая пресс-форма: <br />- подложка из алюминиевой плашки толщиной 6 мм<br />- точеный массивный цилиндр с отверстием 3 мм<br />- 2 винта с гайками М4 стягивают все это воедино<br />- поршень, он же пуансон, диаметром 3 мм, сужающийся ступенькой до 2.5 мм.
Простейшая пресс-форма:
- подложка из алюминиевой плашки толщиной 6 мм
- точеный массивный цилиндр с отверстием 3 мм
- 2 винта с гайками М4 стягивают все это воедино
- поршень, он же пуансон, диаметром 3 мм, сужающийся ступенькой до 2.5 мм.
Состав новой колесной пары. Видны заново отлитые полистироловые втулки, - одна уже запрессована в колесо и на ось.
Состав новой колесной пары. Видны заново отлитые полистироловые втулки, - одна уже запрессована в колесо и на ось.
Проблема биений и восьмерок исчезла, диаметр колес чуть увеличился, а поверхность катания стала чуть более узкой.
Тепловоз на новых колесных парах
Тепловоз на новых колесных парах
Слева - непеределанный тепловоз, а справа - на новых колесах. Видна разница в высоте тележек.<br />На разницу в высоте кузовов и буферов - пока внимания не обращайте, - я еще не подобрал нужные регулирующие подкладки между кузовом и рамой.
Слева - непеределанный тепловоз, а справа - на новых колесах. Видна разница в высоте тележек.
На разницу в высоте кузовов и буферов - пока внимания не обращайте, - я еще не подобрал нужные регулирующие подкладки между кузовом и рамой.

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 291 раз

Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...

#48 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Пришла пора подводить первые итоги.

1) Конструкция.

Вес модели BR120 Piko в сборе: до переделки = 366 г, после переделки = 446 г.
Для сравнения, модель рокомашки весит 523 г.
Сейчас у меня забалластирован только внутренний объем кессона, - свинцовой дробью с клеем ПВА. Потенциально, на переделанную модель Piko можно еще добавить балласт в незанятные пространства снаружи кессона и внутри колодца с шестернями, в виде брусочков и призм из свинца. Я сначала так и хотел сделать, но пока передумал, т.к. имеющиеся 446г - это и так уже немало.

2) Ходовые качества.

Из-за замены колес пришлось совсем отказаться от фрикционных бандажей: по субъективным ощущениям "от руки" - тяга остается вполне достаточная. Если добавлю балласта - тяга еще увеличится.

Токосъем оставлен штатным: с 4 осей.

После ремоторизации напряжение трогания стало очень низким - кирпич LIMA выдает минимальное напряжение 1,3 вольта, и локомотив трогается при нем сразу и уверенно, в обоих направлениях. Думаю, что если бы был источник питания с плавной регулировкой "от нуля", то уверенное движение начиналось бы с 1,0 В, но такие мелочи уже неважны. Такому улучшению способствует довольно крупный 5-полюсный двигатель, и повышенный коэффициент передачи в новой трансмиссии. Собственно, я к этому стремился, и очень доволен. Напомню, что до переделки модель трогалась при напряжении от 4 до 5 вольт, и ползучего режима не было вообще: при нарастании напряжения на рельсах лок стоит-стоит-рывок-и-уже-едет-довольно-быстро. Возможно, что оцифровка с обратной связью решала эту бы проблему, но мне хотелось устранить ее причину в корне. Теперь лок в ползучем режиме двигается уверенно и сколь угодно долго (маховик ощутимо поддерживает стабильность хода). До переделки локомотив на малых скоростях иногда "залипал", особенно с поездом: просто останавливался и "зудел".

Движение в обе стороны - одинаково стабильное, токосъем хороший.

Масштабная скорость: до переделки 130 км/час, после переделки 90 км/час.

Потребляемый ток при 12 В (без вагонов, с отключенными лампочками): до переделки 330 мА, после переделки 140 мА.

3) Шумность

Резкое урчание 3-полюсного двигателя исчезло, а новый 5-полюсный двигатель работает почти бесшумно. Но, как я и ожидал, до уровня рокомашки дотянуться по шуму не удалось. Пытаясь найти источник шума, я последовательно снимал разные элементы трансмиссии (карданы по одному, промежуточные шестерни по одной, колесные пары по одной...). И пришел к выводу, что ни один элемент поодиночке не является слабым местом: каждая деталь дает свой небольшой вклад в шумовой спектр, а вместе "оно звучит". Где мог, я убрал люфты, заправил смазку, даже попробовал заменить карданы на самодельные (из стального стержня 2 мм и двух сферических "головок с рожками" от NWSL), но удалось достичь снижения шума только примерно на 50%. Конечно, нельзя и сравнивать с тем грохотом и лязгом, который модель давала до переделки. Теперь шум ровный, без выбросов и грубого урчания, но это не шелест рокомашки...

Короче, полного удовлетворения по шумности я не получил, и тут я ожидал большего. Утешаю себя тем, что теперь спектр механического шума хотя бы не делает бессмысленным цифровое озвучивание локомотива. Динамик теперь точно будет слышно.

Выводы:
- после переделки значительно улучшилось напряжение трогания
- появился устойчивый ползучий ход
- уменьшился шум, и изменился его спектр
- увеличился сцепной вес локомотива
- исчезло поперечное раскачивание корпуса.

Видео ползучего режима

Я вел учет затрат времени на сборку, доводку и балластирование кессона, изготовление новых элементов редуктора, изготовление новых буксовых подшипников, сборку и наладку, - получилось около 45 часов (работал с перерывами по вечерам, примерно 3 вечера в неделю, по 1-2 часа).

Дальнейшие действия по этому проекту: хочу аналогично доработать второй такой же тепловоз их моей коллекции, разработать из травленки и заменить блок жалюзей холодильника на крышу, маты зачехления, доработать узел сцепки (пока не решил как именно). Ну и остальное: традиционная доводка корпуса и покраска, как уже многократно описывалось на форуме. Верну обе мои пиковские машки в строй - хватит им валяться в коробках.

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 291 раз

Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...

#49 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

4) И последнее. Я обдумываю возможность предложить к продаже набор (кит) для такой модернизации BR120 Piko. В кит входили бы:

- лист латуни формата А4 с протравленными деталями
- недорогой двигатель с предустановленным маховиком
- шестерни (пластиковые) с прямым зубом (они доступнее, чем с наклонным зубом)
- стальная заготовка 2 мм для валов и осей
- 2 шарикоподшипника главного вала
- 12 отлитых из латуни буксовых подшипников, аналогичных моим самодельным (понадобится зачистка литников и доводка их геометрии, и самостоятельное фрезерование посадочных мест в рамах тележек).
- фотоинструкция по сборке

По грубой прикидке, цена продажи такого набора могла бы быть 80 евро. Прошу не обсуждать цену, она ниже быть не может, - с учетом моего места проживания. Я понимаю, что это немало, и наперед угадываю аргумент о том, что тратить такие деньги и труд на старую малоинтересную пиковскую машку нет смысла. Я и сам не знаю - нужно ли это кому-то в России за деньги. Допускаю, что какое-то количество немцев, поляков или чехов захочет вернуть к жизни свои старопиковские машки, и там может быть спрос. Поэтому буду пробовать. Если кому-то интересно купить - пишите.

Также приветствуются замечания и рацпредложения относительно данной конструкции.

Аватара пользователя
cusco
Сообщения: 1842
Зарегистрирован: Пн авг 25, 2008 8:29 am
Откуда: Екатеринбург
Поблагодарили: 2 раза

Re: Об опыте ремоторизации старой модели BR120 Piko/Gutzold...

#50 Непрочитанное сообщение cusco »

Практически оффтоп, но жгуче интересен кит для модернизации рокомашки, жалюзи холодильника, маты и т.п.
Изображение

Ответить

Вернуться в «Технологии, материалы, приёмы»