Как уменьшить стартовое напряжение с регулятора-трансформатора?

Технологии, материалы и приемы используемые в жд моделизме. Модели в процессе постройки.
Сообщение
Автор
Alex M2
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Вт фев 01, 2022 9:13 pm
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 2 раза

Как уменьшить стартовое напряжение с регулятора-трансформатора?

#1 Непрочитанное сообщение Alex M2 »

Доброго,

Есть старый трансформатор Fleischmann. Есть пара моторов - обычный трехполюсный типа Марклин, только постоянка и так называемый coreless. "Стартует" трансформатор Fleischmann похоже с 2-2,5 вольт, а моторы уверенно запускаются максимум с 1 вольта. Полагаю второй даже меньше. Соответственно в момент старта происходит рывок. Если подключить параллельно несколько ламп (или поставить на рельсы еще 1-2 лока), то момент старта происходит на меньших оборотах и всё прекрасно. Вероятно когда делали трансформаторы на 220 локомотивы стартовали на большем напряжении и это работало прекрасно.
Вопрос, как можно культурно сделать так, чтобы решить этот вопрос без использования кучи лампочек и вскрытия трансформатора?

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 291 раз

Re: Как уменьшить стартовое напряжение с регулятора-трансформатора?

#2 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Приходит в голову простейшее решение: ставить последовательно в рельсовую цепь резистор стеклокерамический резистор, на которорм трогать поезд, и который на средних режимах закорачивать тумблером.

Второе решение: подключить ваш трансформатор "фляйшман" через ЛАТР (автотрансформатор в плавной регулировкой), и подобрать такое положение ручки ЛАТРа, чтобы локомотив стартовал без рывка. Но это неизбежно будет сопровождаться снижением максимальной скорости, либо понадобится манипулировать двумя трансформаторами сразу (стартовать на пониженном режиме ЛАТРа, а потом поднимать напряжение ЛАТРом, и на максимальных скоростях рулить пультом Флайшман.

Если трансформатор Флайшман все-таки вскрывать, то можно убрать мостовой выпрямитель и заменить его на 1 диод, превратив выпрямитель в однополупериодный. А на средних скоростях - подключать электролитический конденсатор... Но все это - решения из пионерского детства 70-х, и на практике - не более чем технический курьез...

Аватара пользователя
dednichipor
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: Сб июл 26, 2008 10:05 pm
Имя: Юрий Никифоров
Откуда: Клин,Моск.обл.
Благодарил (а): 709 раз
Поблагодарили: 397 раз

Re: Как уменьшить стартовое напряжение с регулятора-трансформатора?

#3 Непрочитанное сообщение dednichipor »

Alex M2 писал(а):
Пн ноя 06, 2023 2:54 pm
Вопрос, как можно культурно сделать так, чтобы решить этот вопрос без использования кучи лампочек и вскрытия трансформатора?
Легко, без лишних головоломок:
2023-11-06_17-15-59.png
2023-11-06_17-16-21.png
Поищите подобные объявления на интернет аукционах. Можно сторговаться дешевле. ;)
Единственная существенная потеря,по которой никто особо не убивается,- совесть.
Изображение

Alex M2
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Вт фев 01, 2022 9:13 pm
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Как уменьшить стартовое напряжение с регулятора-трансформатора?

#4 Непрочитанное сообщение Alex M2 »

Ершов Эдуард писал(а):
Пн ноя 06, 2023 4:43 pm
Приходит в голову простейшее решение: ставить последовательно в рельсовую цепь резистор стеклокерамический резистор, на которорм трогать поезд, и который на средних режимах закорачивать тумблером.
Доброго Эдуард,
Первое решение видится мне более простым. А какой номинал (или, скажем так, несколько на пробу для поиска лучшего) и какой именно лучше брать? Кстати, механизмы ручки внутри трансформаторов смазывать для лучшего хода можно?
dednichipor писал(а):
Пн ноя 06, 2023 5:19 pm
Легко, без лишних головоломок
У меня есть его старший брат. Отличная штука, тихий ход, стартует почти с нуля (примерно 1 вольт), регулировка плавная, ступенчатость отсутствует, но у него нет полуволнового управления на низких как у старого Фляйша и прочей компании. То есть старички дают стабильность на самой малой скорости.

Аватара пользователя
dednichipor
Сообщения: 3323
Зарегистрирован: Сб июл 26, 2008 10:05 pm
Имя: Юрий Никифоров
Откуда: Клин,Моск.обл.
Благодарил (а): 709 раз
Поблагодарили: 397 раз

Re: Как уменьшить стартовое напряжение с регулятора-трансформатора?

#5 Непрочитанное сообщение dednichipor »

Alex M2 писал(а):
Пн ноя 06, 2023 2:54 pm
Доброго,

Есть старый трансформатор Fleischmann. Есть пара моторов - обычный трехполюсный типа Марклин, только постоянка и так называемый coreless. "Стартует" трансформатор Fleischmann похоже с 2-2,5 вольт, а моторы уверенно запускаются максимум с 1 вольта.
Alex M2 про ПИКО 55 003 писал(а):
Пн ноя 06, 2023 5:52 pm
У меня есть его старший брат. Отличная штука, тихий ход, стартует почти с нуля (примерно 1 вольт), регулировка плавная, ступенчатость отсутствует, но у него нет полуволнового управления на низких как у старого Фляйша и прочей компании. То есть старички дают стабильность на самой малой скорости.
Я что-то не понимаю,в чём вопрос и что от нас требуется?
Единственная существенная потеря,по которой никто особо не убивается,- совесть.
Изображение

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 291 раз

Re: Как уменьшить стартовое напряжение с регулятора-трансформатора?

#6 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Alex M2 писал(а):
Пн ноя 06, 2023 5:52 pm
А какой номинал (или, скажем так, несколько на пробу для поиска лучшего) и какой именно лучше брать? Кстати, механизмы ручки внутри трансформаторов смазывать для лучшего хода можно?
Расчет вроде несложный:

1) Поставьте локомотив с двигателем coreless на рельсы, подключенные к блоку питания, последовательно с миллиамперметром (следить за полярностью, и включить на миллиамперметре предел измерения 0,2 - 0,5 А), прицепите какой-то поезд из 2-3 вагонов с легким ходом, и аккуратно дайте на рельсы минимально возможное напряжение, которое позволяет БП, при котором локомотив приходит в движение ("с рывком"). Измерьте приблизительный ток такого минимально возможного хода. Допустим, вы намеряли 80 миллиампер (0,08 А).

2) Допустим, Вам нужно этим гасящим резистором погасить 1,5 вольт. Считаем по закону Ома: 1,5 В : 0,08 А = 18 Ом.

3) Пытаетесь найти в магазине радиодеталей достаточно мощный резистор (стеклокерамический или подобный - мощностью 3 - 5 Ватт, и номиналом 15-20 Ом). Например, типа ПЭВР https://asenergi.ru/catalog/rezistory-m ... /pevr.html, - предпочтительнее с возможностью регулировки сопротивления, путем перестановки хомута. Если берете регулируемый, то предпочтительнее брать на макс сопротивление примерно вдвое больше расчетного (т.е. 30-40 Ом). И экспериментируете.

Alex M2
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Вт фев 01, 2022 9:13 pm
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Как уменьшить стартовое напряжение с регулятора-трансформатора?

#7 Непрочитанное сообщение Alex M2 »

Благодарю Эдуард,
Спасибо за наводку. Занялся поисками, интересная задача найти такой номинал. По ссылке указан ПЭВР-3, но я встречаю в лучшем случае ПЭВР-7,5. Есть на 51 Ом (полагаю, подойдёт?), если получится его забрать, а так они по 100+ Ом (попробую хотя бы его взять). Смотрел даже зарубежные аналоги, но там вообще труба, видимо в наше время редкий тип, на Али очень большие номиналы, есть еще немецкие KRAH Gruppe, но даже там в дефиците, у нас тем более.

Любопытно, почему именитые производители-поставщики трансформаторов типа Buhler или Siemens не делали встроенные регуляторы стартового напряжения.


Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 291 раз

Re: Как уменьшить стартовое напряжение с регулятора-трансформатора?

#9 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Alex M2 писал(а):
Вт ноя 07, 2023 6:31 pm
...интересная задача найти такой номинал...
Все эти старинные резисторы иногда проще поискать в хламе на радиорынке или в соответствующих "корзинах б/у деталей" в магазинах радиодеталей.

Одно из простых решений - использовать автомобильные лампочки в качестве резисторов. Например, лампочка подфарника 5 ватт имеет сопротивление горячей нити на номинальном напряжении примерно 30 Ом, (12 В : (5 Вт / 12 В) = 29,2 Ом). А на низких пусковых напряжениях примерно и выйдет половина этой величины. Наверное, даже и нить не накалится.

Alex M2
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Вт фев 01, 2022 9:13 pm
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Как уменьшить стартовое напряжение с регулятора-трансформатора?

#10 Непрочитанное сообщение Alex M2 »

Ершов Эдуард писал(а):
Ср ноя 08, 2023 2:00 am

Одно из простых решений - использовать автомобильные лампочки в качестве резисторов. Например, лампочка подфарника 5 ватт имеет сопротивление горячей нити на номинальном напряжении примерно 30 Ом, (12 В : (5 Вт / 12 В) = 29,2 Ом). А на низких пусковых напряжениях примерно и выйдет половина этой величины. Наверное, даже и нить не накалится.
Я измерил ток потребляемый при старте с тремя вагонами (без дополнительной нагрузки на трансформатор, то есть как есть, с "рывком"), он составляет порядка 0,2А (плюс-минус от 0,175 до 0,220). В этот момент проявляется рывок.

Кстати, да, Вы правы, можно банально поискать одну нужную лампочку... Я использую 16 лампочек соединенных между собой параллельно номиналом 13,5В, 0,16А, и соответственно запитанные параллельно с питанием на рельсы. Примерно с таким количеством локомотив реально творит чудеса как с хорошим декодером... Если же запитать последовательно, как Вы предложили с резистором, ничего не меняется. То есть поезд стартует так же с рывком как и без нагрузки. Хотя наверное и сами лампочки между собой нужно соединить последовательно?...

Любопытно, если подключить параллельно лампочки к Piko 55008... ничего не происходит, на старт вообще не влияет, такой же как без них. Единственное после раскрутки примерно после средних скоростей пульт отрубается.

Ответить

Вернуться в «Технологии, материалы, приёмы»