Наш Шарик ( модель паровоза серии Ша)

Технологии, материалы и приемы используемые в жд моделизме. Модели в процессе постройки.
Сообщение
Автор
Иван Иваныч
Сообщения: 639
Зарегистрирован: Сб апр 19, 2008 9:19 pm
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 73 раза

Наш Шарик ( модель паровоза серии Ша)

#1 Непрочитанное сообщение Иван Иваныч »

В своё время у нас «шариками» называли паровозы американской серии S160, которые строились заводами «Baldwin» и «ALCO», в том числе и для нужд железных дорог СССР. Всего в Советский Союз поступило 193 паровоза, где им была присвоена серия Ша. Паровозы этой серии в зависимости номера, имели некоторые отличия во внешнем виде, из которых хотелось бы отметить то, что паровозы, начиная с номера 151, имели сервопривод механизма реверса, а все паровозы до этого номера ручной привод.
Металлический кит для сборки модели паровоза S160 выпускается английской фирмой «Model Loco», здесь же я бы хотел коснуться особенностей сборки отечественного варианта модели паровоза. При этом хотелось бы отметить, что при сборке для большего соответствия прототипу, который поставлялся на отечественные железные дороги, а также для удобства в эксплуатации и доведения модели до современного уровня по сравнению с базовой моделью были внесены следующие изменения в конструкцию:
1)впереди и сзади добавлены НЕМ-шахты и использованы кулачковые сцепки «Kadee» c подвижной головкой;
2)установлены действующие буфера от фирмы «Liliput»;
3)модель оборудована освещением в буферных фонарях на тёпло-жёлтых смд-светодиодах;
4)установлен действующий прожектор отечественного образца с использованием в качестве источника света светодиода тёплого белого спектра;
5)увеличен объём угольной ямы, путём установки деревянных бортов;
6)угольная яма засыпана натуральным угольным материалом;
7)корпус тендера паровоза выполнен разборным, с возможностью доступа внутрь;
8)установлена коммутационная плата с 8-пиновым разъёмом под декодер;
9)установлен новый паровоздушный насос;
10)использован типовый турбогенератор отечественного образца;
11)увеличена высота дымовой трубы;
12)применены соответствующие прототипу тележки с рабочей подвеской;
13)установлены новые колёсные пары большего диаметра;
14) на котле установлены типовые отечественные клапана и свисток;
15)для облегчения обслуживания модели крышка дымовой камеры выполнена съёмной;
16)изготовлена новая электропроводка модели;
17)добавлена имитация ящика для пожарного рукава;
18)выполнена окраска, характерная для отечественных паровозов и конкретного прототипа;
19)надписи и обводки выполнены декалями, специально разработаными для этой модели;
20)модель оцифрована;
Несколько слов о самом наборе… Упакован набор в добротную коробку из картона синего цвета
Фото1.jpg
Хотя с момента начала выпуска набора прошло уже более 10 лет, но варианта инструкции на русском языке в комплекте нет, что доставляет некоторые трудности. К набору прилагается документация (распечатанная на принтере!), на английском, немецком, французском языках с историей локомотива и инструкцией по сборке со схемами. Сами детали упакованы в полиэтиленовые пакеты с разделением на отдельные отсеки
Фото2.jpg
Фото3.jpg
Фото4.jpg
Фото5.jpg
К сожалению, хоть какая-то нумерация на пакетах отсутствует полностью, потому догадаться, куда предназначена та или иная деталь можно только логически и с помощью не очень подробных схем в инструкции. Часть деталей отлиты из белого металла, часть вытравлены из листовой латуни, и соответственно имеют разную цветовую гамму, потому вариант оставить паровоз неокрашенным, как иногда поступают владельцы полностью латунных паровозов, в этом случае отпадает.

Продолжение следует...

Иван Иваныч
Сообщения: 639
Зарегистрирован: Сб апр 19, 2008 9:19 pm
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 73 раза

Re: Наш Шарик ( модель паровоза серии Ша)

#2 Непрочитанное сообщение Иван Иваныч »

Хотелось бы отметить, что хотя модель находится в производстве уже долгое время, в ходе сборки были выявлены явные недоработки по конструкции (будут указаны далее) и пересортица по комплектации.
При сборке модели для соединения отдельных деталей были использованы пайка, эпоксидный и моментальный клей. Чтобы каждый раз не повторяться отмечу сразу, что все детали, отделяемые от литников и травленых пластин, подвергаются обработке надфилем и наждачной шкуркой для удаления облоя и непротравленных частей. Сборку модели начинаем с рамы:
1. Полотна рамы сгибаем в протравленных местах и, вставляя травленые распорки, соединяем оба полотна с помощью металлических втулок винтами:
Фото6-1.jpg
Фото6-2.jpg
Фото6-3.jpg
2.Собираем редуктор. Сразу хотелось бы отметить, что в моём случае одно из отверстий на раме для оси редуктора было меньше нужного размера, также отверстие меньшего нужного диаметра было в одной из втулок редуктора;
3.При сборке ведуших колёсных пар, учитываем, что на одной оси должно находиться одно колесо с диэлектрической втулкой и одно колесо без втулки. При этом отверстия крепления ведущих дышел должны быть сдвинуты относительно друг друга на 90 градусов. Для качественного закрепления колёс из отвёртки был изготовлен специальный инструмент с вырезом в центральной части, который позволил надёжно зафиксировать комплектные фасонные гайки. Кстати, в моём случае, шестерня на приводном валу была закреплена с недостаточным натягом, что проявилось в дальнейшем, потому, можно сразу закрепить её эпоксидным клеем;
4.Вставляем подшипники с колёсными парами в посадочные места на раме;
5.На поддоне выгибаем имитацию элементов тормозной системы и фиксируем поддоном колёсные пары;
6.Проверяем лёгкость вращения каждой колёсной пары и при необходимости регулируем положение тормозных колодок, чтобы они не мешали вращению;
7.Устанавливает ведущие дышла и проверяем лёгкость вращения всех четырёх колёсных пар. При этом прошу заметить, что хотя при вращении могут быть скрипы и другие посторонние призвуки, но смазывать подвижные соединения пока не нужно, так как это может помешать качественной окраске деталей;
Фото7-1.jpg
8.Выходной вал электродвигателя из комплекта кита имеет вылет гораздо больше необходимого. Может это скрытый намёк на возможность установки маховика? Но практическая возможность для реализации варианта с маховиком в данном модели отсутствует. Маховик может разместиться только в будке паровоза, что неприемлимо с точки зрения эстетического восприятия модели. Кроме того, при этом потребовалось бы изрядно «покромсать» пол будки, что к тому же сказалось бы на прочности корпуса модели. Почему я уделяю это моменту столько внимания? А потому что электродвигатель поставляется с уже напрессованным на вал пластиковым червяком и при отрезании лишней части вала место посадки червяка будет подвержено нагреву, что не самым лучшим образом может сказаться на прочности посадки. Потому перед удалением лишней части вала нужно либо спрессовать червяк, либо обеспечить качественный местный теплоотвод и отрезать вал в несколько этапов для исключения излишнего нагрева. Далее подпаиваем провода к электродвигателю и закрепляем его на раме (для начала можно только верхним винтом). Проверяем работу привода:
Фото7-2.jpg
Фото7-3.jpg
Продолжение следует.....

Аватара пользователя
dednichipor
Сообщения: 3314
Зарегистрирован: Сб июл 26, 2008 10:05 pm
Имя: Юрий Никифоров
Откуда: Клин,Моск.обл.
Благодарил (а): 694 раза
Поблагодарили: 390 раз

Re: Наш Шарик ( модель паровоза серии Ша)

#3 Непрочитанное сообщение dednichipor »

Максим, центры у ведущих колпар пластиковые?
Просто мне такие не попадались. У обеих моделей, с которыми я имел дело, колёсные центры были из металла.
Единственная существенная потеря,по которой никто особо не убивается,- совесть.
Изображение

Иван Иваныч
Сообщения: 639
Зарегистрирован: Сб апр 19, 2008 9:19 pm
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 73 раза

Re: Наш Шарик ( модель паровоза серии Ша)

#4 Непрочитанное сообщение Иван Иваныч »

Так сами центра ещё не установлены. На фото видны только - ось и фасонные гайки. А центра травлёные.

Аватара пользователя
dednichipor
Сообщения: 3314
Зарегистрирован: Сб июл 26, 2008 10:05 pm
Имя: Юрий Никифоров
Откуда: Клин,Моск.обл.
Благодарил (а): 694 раза
Поблагодарили: 390 раз

Re: Наш Шарик ( модель паровоза серии Ша)

#5 Непрочитанное сообщение dednichipor »

Ты спутал с торцами осей...

Спицы у ведущих колёс из чего :?: Пластик или металл :?:
Единственная существенная потеря,по которой никто особо не убивается,- совесть.
Изображение

Иван Иваныч
Сообщения: 639
Зарегистрирован: Сб апр 19, 2008 9:19 pm
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 73 раза

Re: Наш Шарик ( модель паровоза серии Ша)

#6 Непрочитанное сообщение Иван Иваныч »

dednichipor писал(а):Ты спутал с торцами осей...

Спицы у ведущих колёс из чего :?: Пластик или металл :?:
Вот- вот когда объясняешь ... на пальцах, то есть .... на спицах, понятнее... :oops:

Спицы (и центра) металлические, только они крашенные или чернёные. Да и прокладки между бандажем и центрами с одной стороны это подтверждают.

Аватара пользователя
dednichipor
Сообщения: 3314
Зарегистрирован: Сб июл 26, 2008 10:05 pm
Имя: Юрий Никифоров
Откуда: Клин,Моск.обл.
Благодарил (а): 694 раза
Поблагодарили: 390 раз

Re: Наш Шарик ( модель паровоза серии Ша)

#7 Непрочитанное сообщение dednichipor »

Ок! Принято.
Единственная существенная потеря,по которой никто особо не убивается,- совесть.
Изображение

steamTT
Сообщения: 237
Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 2:40 am
Имя: Сергей
Откуда: Владивосток
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Наш Шарик ( модель паровоза серии Ша)

#8 Непрочитанное сообщение steamTT »

Иван Иваныч писал(а):...
4.Вставляем подшипники с колёсными парами в посадочные места на раме;
.....
А фотки на которой видно установленные в раму подшипники нет случайно? Подшипники просто входят в пазы в раме и жестко фиксируются от выпадения поддоном? или имеют какое то подрессоривание?
И еще вопрос - получается, что существует риск, при случайном изгибе любой пары тормозных колодок с разных сторон (поддон и имитаторы колодок с обоих сторон - одно целое?), КЗ между колпарами? Или предусмотрены какие то накладки на них из пластика для уменьшения этого риска?
А какая толщина боковин рамы? На одной фотке рама как будто собрана из двух пластин - это оптический эффект зума и подтравы или действительно детали рамы собираются из двух идентичных пластин для увеличения толщины и прочности?
С уважением,
Сергей

Иван Иваныч
Сообщения: 639
Зарегистрирован: Сб апр 19, 2008 9:19 pm
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 73 раза

Re: Наш Шарик ( модель паровоза серии Ша)

#9 Непрочитанное сообщение Иван Иваныч »

steamTT писал(а):
Иван Иваныч писал(а):...
4.Вставляем подшипники с колёсными парами в посадочные места на раме;
.....
А фотки на которой видно установленные в раму подшипники нет случайно? Подшипники просто входят в пазы в раме и жестко фиксируются от выпадения поддоном? или имеют какое то подрессоривание?
Фото с установленными подшипниками нет. Отдельно подшипники в пазы разы устанавливались только для пробы, а так собиралась колёсная пара (с подшипниками) и устанавливалась в пазы рамы. Подрессоривания нет. Подшипники входят в пазы рамы с некоторым натягом и потому даже без поддона не выпадают (пока)))). Разумеется поддон дополнительно гарантированно фиксирует всю конструкцию.
steamTT писал(а):...
И еще вопрос - получается, что существует риск, при случайном изгибе любой пары тормозных колодок с разных сторон (поддон и имитаторы колодок с обоих сторон - одно целое?), КЗ между колпарами? Или предусмотрены какие то накладки на них из пластика для уменьшения этого риска?
Никаких накладок не предусмотрено. Поддон сделан из довольно толстого листа и потому тормозные колодки совсем не хлипкие, кроме того все детали окрашиваются. Ваша мысль мне понятна - теоритически такое КЗ возможно, но это нужно сильно-сильно постараться.
steamTT писал(а):...
А какая толщина боковин рамы? На одной фотке рама как будто собрана из двух пластин - это оптический эффект зума и подтравы или действительно детали рамы собираются из двух идентичных пластин для увеличения толщины и прочности?
Нет, не из двух пластин. Одна боковина - одна деталь. Боковины рам вытравлены из металла толщиной 1мм.

steamTT
Сообщения: 237
Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 2:40 am
Имя: Сергей
Откуда: Владивосток
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Наш Шарик ( модель паровоза серии Ша)

#10 Непрочитанное сообщение steamTT »

Иван Иваныч писал(а):......Нет, не из двух пластин. Одна боковина - одна деталь. Боковины рам вытравлены из металла толщиной 1мм.
Спасибо!
С уважением,
Сергей

Ответить

Вернуться в «Технологии, материалы, приёмы»