О моем опыте моторизации кита электросекции СР3 (травленка)

Технологии, материалы и приемы используемые в жд моделизме. Модели в процессе постройки.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 291 раз

Re: О моем опыте моторизации кита электросекции СР3 (травленка)

#11 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Почему-бы, как вариант, не рассмотреть решение - привод гибким валом, например по типу боуденовского тросика в оплетке, как привод у аналогового спидометра ?
Про такие тросики у меня скептическое отношение. То, что мы их считаем гибкими, - на самом деле не очень подтверждается практикой. Такой тросик нам кажется легко согнуть руками, а вот малых сил, возникающих в тележке при ее вписывании в поворот - может оказаться недостаточно. Выяснится, что оплетка тросика создает немалую упругость, и тележке проще упруго спрыгнуть с рельсов наружу поворота, чем поддаться нажиму от набегания гребня на наружный рельс в кривой и повернуться в сторону поворота, преодолевая упругость тросика.

Кроме того, внутреннее механическое сопротивление такого тросика в изогнутом состоянии - не так уж мало. Если его прицепить на выходной вал быстроходного двигателя, то при малых напряжениях трогания мотор будет сначала стоять, пока не преодолеет внутреннее сопротивление тросика и не начнет вращаться. Значит - тросик следует применять на низкооборотном участке трансмиссии. А такой участок характеризуется бОльшими крутящими моментами, - значит сердечник тросика надо выбирать с бОльшим числом жил (для противостояния скручиванию). А это - избыточная упругость на изгиб, которая удаляет нас от решения, а не приближает к нему.

Наконец, я ничего не знаю про сбалансированность тросика в прямом и изогнутом состоянии, - от чего напрямую зависит вибрация узла. Ведь тросик может вращаться "как вал в неподвижной оболочке", а может "как скакалка" (то есть - трястись вместе с оболочкой). И я не знаю - свойственна ли тросику остаточная деформация оплетки и сердечника ? Если модель простоит на полке несколько лет с изогнутым тросиком, - то тросик потом вообще провернется ?

Короче, мне не попадался тросик в приводе моделей, и я не верю в его применимость на практике.

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 291 раз

Re: О моем опыте моторизации кита электросекции СР3 (травленка)

#12 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Не приведет ли такой длинный кардан через весь вагон, да еще с уклоном относительно горизонтальной оси, к адовой вибрации вагона на ходу?
Я рассуждал так: длина карданного вала может быть критичной, если он тяжелый, плохо отцентрирован, или кривоватый, или шарики плохо центрируются в стаканах (большие радиальные зазоры). Я стараюсь снизить влияние этих факторов:

- вал сделан из пустотелой тонкостенной трубки диаметром 4 мм, и только шариковые головки запрессованы по торцам. Он очень легкий.

- трубчатый вал проверен на биения и кривизну. В этом смысле трубка мне кажется даже лучшим решением, чем сплошной металлический вал, пусть и меньшего диаметра (потому что найти такой тонкий сполошной вал совсем без биений мне не удается: даже стальной каленый вал типа stub диаметром 2мм и такой длины со временем начинает провисать посередине, будучи подвешенным за концы).

- диаметр "шариков с рожками" соответствует диаметру гнезд в стаканах, с минимальными зазорами.

Тот факт, что вал имеет легкий наклон, пока себя никак не проявил при испытаниях. При тестовых прокатах с работающим двигателем и собранной трансмиссией видно, что при вращении вал занимает какое-то средневзвешенное положение между стаканами (как бы парит, вращаясь вокруг некого центра масс), и вибраций не создает. В общем, с этой стороны я пока не увидел ничего плохого.

Тест в движении показал другой досадный нюанс: на 12 вольтах эти маленькие двигатели "поют" на 25 тыс.об/мин, как газотурбинные. При испытаниях глаз видит довольно медленно едущий вагон (масштабные 70-80 км/час), и при этом ухо слышит "визг турбин". Возможно, что когда на модель будет надет корпус, с окнами, интерьером, и балластом, то этот звук ослабнет. Но пока - это не понравилось.

Председатель
Сообщения: 420
Зарегистрирован: Сб апр 27, 2013 9:57 pm
Поблагодарили: 19 раз

Re: О моем опыте моторизации кита электросекции СР3 (травленка)

#13 Непрочитанное сообщение Председатель »

70-80км/ч их нормальная скорость.

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 291 раз

Re: О моем опыте моторизации кита электросекции СР3 (травленка)

#14 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Председатель писал(а):
Пн фев 15, 2021 9:16 pm
70-80км/ч их нормальная скорость.
Да с этим-то я не спорю. Просто звук реактивного двигателя при этом - не уместен.

И.В.А.Н.
Сообщения: 1047
Зарегистрирован: Сб окт 24, 2015 6:55 pm
Имя: ИВАН
Откуда: МОСКВА
Благодарил (а): 942 раза
Поблагодарили: 179 раз

Re: О моем опыте моторизации кита электросекции СР3 (травленка)

#15 Непрочитанное сообщение И.В.А.Н. »

интересно посмотреть проезд обмоторенной модели... :roll:

Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 291 раз

Re: О моем опыте моторизации кита электросекции СР3 (травленка)

#16 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Электромонтаж внутри модели быстро обрастает нюансами. Не хочется внутри вагона хаотичных сгустков проводов, шлепков клея или пластилина.
Пришлось вспомнить увлечение электроникой 30-летней давности, разработать и протравить простую печатную плату под потолком вагона (чтобы не было видно через окна), а к ней уже присоединять провода межсекционных соединений, двигателя, и токосьемов. Туда же впаиваются светодиоды салонного освещения. <br />Плату рисовал специальным фломастером для этой цели, - красота ! Никаких стеклянных рейфедеров и подкрашенного лака для ногтей с ацетоном больше не требуется, как 30 лет назад !))))
Пришлось вспомнить увлечение электроникой 30-летней давности, разработать и протравить простую печатную плату под потолком вагона (чтобы не было видно через окна), а к ней уже присоединять провода межсекционных соединений, двигателя, и токосьемов. Туда же впаиваются светодиоды салонного освещения.
Плату рисовал специальным фломастером для этой цели, - красота ! Никаких стеклянных рейфедеров и подкрашенного лака для ногтей с ацетоном больше не требуется, как 30 лет назад !))))
Плата с лицевой стороны. Декодер лежит в предусмотренном для него гнезде и удерживается пружинным замком из упругой стальной проволоки. 8-пиновый разъем срезал и провода декодера напрямую распаял в плату. Салон будет освещаться 3 тепло-белыми светодиодами серии 603 (покупал их как тепло-белые, но как-то имхо холодновато светят для электрички 50-60-70 годов). 3 светодиода последовательно, с резистором 10 кОм. Вроде светят неплохо, но я не уверен - хватит ли этого на весь салон вагона, и не получится ли 3 световых пятна на полу, вместо равномерного освещения салона ? Поделитесь, пожалуйста, опытом: кто сколько штук ставит и с каким шагом ? И как добиться равномерного светорассеяния по салону ? Я предусмотрел резервный вариант: вместо этих 3 сетодиодов приклеить 2 секции светодиодной китайской ленты, на 12 вольт, в каждой по 4 светодиода и токоограничивающий резистор. Думаю, что будет ярче и меньше риска световых пятен.<br />Слева на плате видны два 4-контактных разъема - для быстрого соединения с тележками и колодками межвагонных соединений.
Плата с лицевой стороны. Декодер лежит в предусмотренном для него гнезде и удерживается пружинным замком из упругой стальной проволоки. 8-пиновый разъем срезал и провода декодера напрямую распаял в плату. Салон будет освещаться 3 тепло-белыми светодиодами серии 603 (покупал их как тепло-белые, но как-то имхо холодновато светят для электрички 50-60-70 годов). 3 светодиода последовательно, с резистором 10 кОм. Вроде светят неплохо, но я не уверен - хватит ли этого на весь салон вагона, и не получится ли 3 световых пятна на полу, вместо равномерного освещения салона ? Поделитесь, пожалуйста, опытом: кто сколько штук ставит и с каким шагом ? И как добиться равномерного светорассеяния по салону ? Я предусмотрел резервный вариант: вместо этих 3 сетодиодов приклеить 2 секции светодиодной китайской ленты, на 12 вольт, в каждой по 4 светодиода и токоограничивающий резистор. Думаю, что будет ярче и меньше риска световых пятен.
Слева на плате видны два 4-контактных разъема - для быстрого соединения с тележками и колодками межвагонных соединений.
А вот объяснение: почему печатная плата такой причудливой формы. В этих местах расположены полистироловые уголки крепления кузова к полу вагона и раме (под 6 черных фосфатированных винтов М2, завинчиваемых в днище вагона между подвагонных ящиков). Отверстия видны в некоторых местах в полу вагона между сидений.
А вот объяснение: почему печатная плата такой причудливой формы. В этих местах расположены полистироловые уголки крепления кузова к полу вагона и раме (под 6 черных фосфатированных винтов М2, завинчиваемых в днище вагона между подвагонных ящиков). Отверстия видны в некоторых местах в полу вагона между сидений.
И вот тут у меня возникло сомнение. Как видно на предыдущей фотографии, - при окончательном монтаже в вагоне моя печатная плата окажется прижатой плашмя к потолочному свинцовому балласту, причем токоведущими дорожками кверху, то есть в сторону свинца. Я, конечно, в качестве изоляции предусматривал наклеить на свинец слой канцелярского скотча, для электроизоляции от дорожек платы. Но потом пришло в голову, что дорожки платы на частотах работы декодера будут работать как обкладки конденсатора по отношению к свинцовому грузу. По крайней мере, в радиоприемнике ДВ-СВ-КВ такое тесное соседство ВЧ-цепей с массивной металлической деталью было бы конструкторской ошибкой, ну говоря уж про УКВ... Как минимум, по проводникам питания идет меандр с частотой около 20 кГц. Не будет ли такой &quot;конденсатор&quot; портить фронты DCC-сигнала или вообще вызывать ложные срабатывания ? Есть ли у кого-нибудь такой опыт ?
И вот тут у меня возникло сомнение. Как видно на предыдущей фотографии, - при окончательном монтаже в вагоне моя печатная плата окажется прижатой плашмя к потолочному свинцовому балласту, причем токоведущими дорожками кверху, то есть в сторону свинца. Я, конечно, в качестве изоляции предусматривал наклеить на свинец слой канцелярского скотча, для электроизоляции от дорожек платы. Но потом пришло в голову, что дорожки платы на частотах работы декодера будут работать как обкладки конденсатора по отношению к свинцовому грузу. По крайней мере, в радиоприемнике ДВ-СВ-КВ такое тесное соседство ВЧ-цепей с массивной металлической деталью было бы конструкторской ошибкой, ну говоря уж про УКВ... Как минимум, по проводникам питания идет меандр с частотой около 20 кГц. Не будет ли такой "конденсатор" портить фронты DCC-сигнала или вообще вызывать ложные срабатывания ? Есть ли у кого-нибудь такой опыт ?
Продолжение следует.

Валериевич
Сообщения: 110
Зарегистрирован: Вт фев 21, 2012 10:31 pm
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 9 раз

Re: О моем опыте моторизации кита электросекции СР3 (травленка)

#17 Непрочитанное сообщение Валериевич »

Ершов Эдуард писал(а):
Вт мар 30, 2021 1:48 am
Не будет ли такой "конденсатор" портить фронты DCC-сигнала или вообще вызывать ложные срабатывания ? Есть ли у кого-нибудь такой опыт ?
практика с теорией несовместима, только вы сами сможете ответить на свой вопрос
ИМХО: для радиопередатчика, эта пластина "подводный камень", а здесь дата-передача по проводам

Ответить

Вернуться в «Технологии, материалы, приёмы»