Состаривание моделей паровозов...

Делимся своими секретами и навыками.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2614
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 86 раз
Поблагодарили: 290 раз

Состаривание моделей паровозов...

#1 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Джентльмены.
Выкладываю копию моей статьи в ЛТ, опубликованной в 2006 году.

Как с помощью аэрографа добиться реалистичного вида модели паровоза.
Статья из журнала "Modelrailroader", США, №8 за 2002 год.
Автор: Джон Прайк, США
Перевод: Э.Ершов


Изображение

В последние лет пять на [американском, прим. перев.] модельном рынке появилось немало пластиковых высококачественных моделей паровозов по умеренным ценам. Это позволило многим любителям вновь задействовать «паровую тягу» на макете. Сразу после покупки эти модели выглядят чрезмерно блестящими и безупречно новыми, что в большинстве случаев не соответствует внешнему виду их прототипов.

В период расцвета паровой тяги в США, в первой половине ХХ века, большинство интенсивно использовавшихся паровозов быстро теряли свой лоск, даже после очередной покраски. Наиболее точной характеристикой их внешнего вида было бы слово «грязный». В конце 40-х - начале 50-х годов этим состарившимся ветеранам доставалось лишь скудное техническое обслуживание, и уже совсем не доставалось свежей краски. Данная статья расскажет о том, как можно «состарить» модельный локомотив, чтобы он выглядел правдоподобно.

Характер и расположение загрязнений на паровозе.

Любой паровоз имеет высокотемпературные узлы:
- «теплый» котел, опутанный снаружи водяными трубами и, и оснащенный соответствующей арматурой;
- «горячую» дымовую коробку спереди котла;
- «очень горячую» топку в задней части котла.
Все эти элементы размещены на экипажной части, содержащей множество движущихся деталей.

Новые паровозы красились глянцевой черной эмалью, однако в ходе эксплуатации каждый узел изменял свой цвет индивидуально:

• Все окрашенные части приобретали серовато-черный цвет из-за воздействия дыма, копоти, а также действия погодных условий. Глянцевый блеск быстро исчезал.
• Все высокотемпературные узлы (дымовая коробка, топка, а также поверхность котла в районе свистка и предохранительного клапана) приобретали золисто-серый цвет.
• Подтеки воды и водного конденсата с промывочных пробок, из-под предохранительных клапанов, через свисток, попадая на горячую поверхность котла, испарялись, оставляя серые полосы и отложения накипи.
• Вследствие теплового расширения и сжатия металла в местах соединений труб и котловой арматуры - в местах утечки образовывались ржавые пятна и ржавые подтеки.
• Вибрации от движения локомотива, передающиеся на железнодорожное полотно, «выбивали» из балласта грязные брызги. Из-за этого слоем грязи были покрыты ведущие и бегунковые колеса, бегунковые тележки, нижняя часть тендера, задний буферный брус тендера. При этом цвет грязи зависел от местности, где машина эксплуатировалась.
• Поверхности, подвергавшиеся сильному механическому трению и износу (рабочие поверхности сцепок, наконечники тормозных шлангов, буксовые вырезы и т.п.) быстро теряли слой краски на своей поверхности, и интенсивно ржавели в местах, где обнажался металл.

Изображение

На рис. 1 показано типичное расположение загрязнений на паровозе. В свою очередь, тендер паровоза в процессе эксплуатации приобретал свои, специфические загрязнения (см. рис. 2):

• При наборе воды образовывались лужи на палубе тендера и на крышках люков, вода застаивалась в пространстве, ограниченном бортиками боковых стенок тендера. Также вода стекала по боковым стенкам, зачастую по вертикальным рядам заклепок. По мере отслаивания краски на этих местах образовывались пятна и подтеки ржавчины.
• Брызги, выбиваемые из балласта при движении, покрывали слоем грязи нижнюю часть водяного бака и тележки.
• На боковых стенках тендера часто появлялись широкие светлые полосы из-за налета солей, образовывавшихся при высыхании влаги, которая выпадала в виде конденсата на наружной поверхности тендера.

Ниже приводится таблица «А» модельных красок, имеющихся на [американском, прим. перев.] рынке, которые соответствуют цветам типичных загрязнений на локомотиве, а также цветам «дорожной грязи» в зависимости от региона американского континента, где машина эксплуатируется.

С чего начать ?

Для большинства работ по состариванию моделей паровозов я использую аэрограф. Хотя совсем мелкие детали я окрашиваю с помощью тонкой кисточки калибра 5/0. Мой аэрограф обычный: марки "Badger-150", двойного действия, - я использую для обширных покрытий среднюю форсунку, а для мелких деталей - малую.

Если вы используете акриловые краски марки [в статье упоминаются краски марки "Polly Scale", прим. перев.], то перед началом работы их следует разбавить на 20-25% дистиллированной водой (продается в аптеках). Если используете нитрокраски [в статье упоминаются краски марки " Floquil ", прим. перев.], то их лучше развести на 15-20% разбавителем типа "Duo-Sol". Во втором случае советую проверить на внутренней стороне корпуса тендера, не растворяет ли краска пластмассу, из которой сделана модель.

При работе с аэрографом я пользуюсь одноразовыми перчатками из тонкого латекса. Это позволяет держать детали рукой, не перепачкавшись краской до локтей, и впоследствии - избежать оттирания краски с рук с помощью растворителей.

Недавно я закончил перекраску модели легкого паровоза 1-4-1 USRA производства фирмы "Athern". Это типичный представитель нового поколения пластиковых паровозов на нашем рынке. Настоящие паровозы этой серии на американских железных дорогах списывались в числе последних, и мне захотелось воссоздать их внешний вид незадолго до перехода на дизельную тягу.

Перед покраской я - согласно инструкции - установил на модель поручни и ограждения, элементы освещения на тендере, лестницу, тормозные шланги, заднюю сцепку. В то же время я не стал устанавливать подсвечиваемые таблички с номером локомотива, отложив это до окончания покраски. Затем я частично разобрал модель, сняв бегунковую и поддерживающую тележки, трубы с инжекторами с обеих сторон топки, а также четыре воздушных трубы под площадкой с правой стороны котла. Эти трубы можно извлечь из гнезд с помощью маленькой отвертки. Кроме того, я отделил фронтонный лист котла, отсоединил светодиод лобового прожектора и отложил его на время в сторону. Затем аккуратно извлек верхний прожектор из стенки дымовой коробки (обычно он устанавливается плотной посадкой, без клея), и заклеил защитной липкой лентой его переднюю и заднюю сторону, чтобы защитить от краски остекление прожектора.

Передняя площадка у котла и ведущие к ней лестницы также демонтируются: для этого их штырьки извлекаются из гнезд в переднем бегунке, а клипсы, крепящиеся к паровым трубам цилиндров, отсоединяются.

Демонтаж будки и котла с рамы потребовал бы значительных усилий, поэтому я решил оставить их на месте. Однако тендер я разобрал: снял водяной бак, тележки, и полик. В завершение подготовки я нанес жидкий защитный состав “Micro-Mask” на поверхности катания колес и оставил для просушки на ночь.

Процесс состаривания.

В таблице «Б» перечислены все этапы работы по состариванию модели паровоза. Я начал с того, что с помощью аэрографа (со средней форсункой) покрыл весь локомотив и тендер краской «угольно-черного» цвета (цвет “Grimy Black” согласно ассортименту красок марки “Polly Scale”). Для того, чтобы равномерно покрасить ведущие колеса и дышловый механизм, я подключил провода от источника питания к доступным токосъемным элементам (в данном случае: штырь сцепления с тендером и выступ на противоположной (неизолированной от колес) половине шасси). Работа аэрографом при медленном вращении ведущих колес, - при небольшом напряжении, - обеспечила хороший результат (см. рис. 3).

Изображение

После завершения нанесения «угольно-черного» цвета я промыл аэрограф путем распыления порции жидкости для промывки, рекомендуемой изготовителем аэрографа. Затем я разобрал аэрограф и промыл все его детали (я всегда тщательно промываю аэрограф при смене цвета, чтобы внутри него не накапливались отложения краски. Чистый аэрограф - залог качественной покраски).

Затем я заменил среднюю форсунку на малую и приступил к состариванию "в деталях".


Немного о направлении струи аэрографа и о применении экранов.

Я начал с окраски дымовой коробки в «золисто-серый» цвет (“Ash Gray” согласно ассортименту красок марки “Polly Scale”). При этом аэрограф располагается НАД котлом, а струя краски идет по направлению от задней части котла к передней, чтобы избежать попадания серой краски на остальную часть котла (которая должна оставаться черной) и на паровые цилиндры (см. рис. 4.). Немного попрактиковавшись, можно уверенно выдерживать четкую границу между двумя цветами, даже не маскируя одну из смежных зон.

Изображение

Теперь о топке. Поблизости от нее находятся: площадка вокруг котла, передняя стенка будки, а также задние ведущие колеса. Поскольку топку необходимо также покрасить в «золисто-серый» цвет, то вышеперечисленные соседние детали (уже покрашенные в «угольно-черный») следует защитить. Для этого я использовал экраны нужной формы, вырезанные «по месту» из тонкого картона (например, из почтовой открытки). Это очень удобно для покраски в разные цвета близко расположенных поверхностей.

Я согнул картонный экран по форме топки и подрезал его по внешнему контуру, а во время покраски придерживал экран на нужном месте, как показано на рис. 5. После удаления экрана топка оказалась аккуратно покрашенной точно по контуру.

Изображение

Затем я добавил немного «золисто-серого» на поверхность котла под сухопарником, а также на потолок топки. Я вырезал из картона еще один экран, подогнав его поверх площадки, с плотным прилеганием к поверхности котла. Чтобы отлитые на котле выступающие части (трубы, поручни и т.п.) не мешали прилеганию экрана, я сделал на нем в нужных местах прорези и щели (см. рис. 6).

Изображение

Применение трафаретов для имитации подтеков.

Чтобы имитировать подтеки накипи и ржавчины на котле (под промывочными пробками, предохранительными клапанами, свистком и т.п.), я использовал трафарет, также сделанный из картона (см. рис. 7-а). На одном трафарете можно вырезать все применяемые типы и формы этих загрязнений. Далее я прикладываю трафарет к модели, и аэрографом наношу «аккуратные подтеки».

Изображение Изображение Изображение

На рис. 7-б показано, как я с помощью трафарета наносил на котел потеки светло-серого цвета, имитирующие накипь, отложившуюся под промывочными пробками. После удаления трафарета остаются четкие линии нужной формы (рис. 7-в).

Изображенный на рисунке трафарет - очень универсальный инструмент. Красить сквозь него можно с любой стороны, - чтобы получить зеркальное расположение подтеков, - а также наносить потеки за несколько проходов, со сдвигом трафарета, - чтобы получить бесконечное количество вариантов. Кроме того, можно сначала нанести «ржавые подтеки», а затем, слегка переместив трафарет в сторону, рядом нанести «подтеки накипи».

Когда локомотив на время отставляли от эксплуатации, то на остывшем котле сквозь неплотно закрученные промывочные пробки начинали сочиться ржавые подтеки, а после возобновления эксплуатации - в этих местах поверх ржавчины выделялась слоистая накипь. Завершая работу по состариванию машины, я добавил пятнышко светло-серого цвета, оставшееся от «парения» предохранительного клапана: для этого достаточно легкого «дыхания» аэрографом позади этого клапана. Это хорошо видно у основания колпака песочницы.

Состаривание тендера.

Я начал работу с палубы тендера. Сначала я нанес аэрографом «ржавчину» в район стыка между горизонтальной палубой и вертикальными стенками (с внутренней стороны) водяного бака. При этом я работал аэрографом в направлении от середины палубы, в результате чего излишки краски покрыли также верхний срез этих стенок, «захлестнув» и на их внешнюю поверхность (рис. 8). В процессе окраски я медленно поворачивал тендер, чтобы покрасить стык по всей длине. Затем я нанес на палубу несколько других пятен ржавчины, причем в районе заливной горловины слой краски я сделал толще.

Изображение

Затем с помощью трафарета я нанес «ржавые подтеки» на боковые и заднюю стенки водяного бака, начиная от их верхнего среза.

Также с каждой стороны тендера были добавлены напылением из аэрографа две-три слабых вертикальных полосы «золисто-серого» цвета, чтобы имитировать отложения солей после высыхания конденсата.

Имитация грязи на экипажной части и тележках.

Вибрационное воздействие паровоза на верхнее строение пути «выбивает» из последнего брызги грязи, которые покрывают ходовые части локомотива. Перед нанесением «слоя грязи» я вновь собрал паровоз и тендер. Для моего конкретного паровоза, прототип которого работал на дороге Нью Йорк Сентрал (NYC), я выбрал краску «земляного цвета» (“earth” согласно ассортименту красок марки “Polly Scale). Затем я вновь подключил питание к двигателю (рис. 9), и, медленно вращая колеса, нанес тонкий равномерный слой на колеса и дышла. После этого, отключив питание, я выполнил покрытие и на остальной части экипажа и рамы.

Изображение

На баке тендера «забрызгано грязью» около 5-6 мм от его нижнего среза (грязные брызги при движении реального паровоза подлетают в воздух на метр - полтора). Также «грязью» следует покрыть низ цилиндров и ступеньки на бегунковой тележке.

На задней стенке тендера я нанес две вертикальные «грязные полосы» точно над рельсами, имитируя грязь, разбрасываемую центробежной силой при вращении колес первого вагона.

Несколько операций тонкой кисточкой.

До этого момента некоторые детали (поручни, трубы) попутно неизбежно окрасились в цвет подтеков и пятен котла и дымовой коробки. Однако на самом деле все части, выступающие над плоскостью этих больших поверхностей, должны сохранить свой исходный черный цвет, хотя и могут быть «запачканы сажей». Поэтому я вручную подкрасил эти места тонкой кисточкой (рис. 10).

Изображение

Наконец, с помощью той же кисточки я нанес «ржавчину» на пружины тележек, крышки букс, и пр.

Декали.

Далее на локомотив и тендер были нанесены декали производства фирмы “Microscale” соответствующие выбранной железной дороге. После позиционирования декалей по месту я нанес на них жидкость “Solvaset”, с целью обеспечения плотного прилегания к поверхности в местах выпуклостей, и оставил сохнуть на ночь. Затем аэрографом нанес на декали матовый лак, чтобы скрыть их блеск. Большинство производителей декалей советуют накладывать декали на глянцевую основу или хотя бы на «пятачок» глянцевого лака. Далее поверх декали моделисты обычно напыляют тонкий слой матового лака, чтобы защитить декаль и скрыть ее чрезмерный блеск.

"Доводочный" слой краски.

После выполнения вышеописанных операций по "состариванию", модель будет все-таки иметь неестественно яркий и пестрый вид. Поэтому ключевым этапом работы будет напыление тончайшего - доводочного - слоя "угольно-черной" краски поверх всей модели, что позволяет приглушить яркость цветов и добиться нужной степени естественности. Чем толще доводочный слой, тем сильнее приглушается пестрота "состаривающих" красок.

Изображение

На рис.11 показаны результаты нанесения такого доводочного покрытия на примере двух моделей паровозов 1-4-1 фирмы "Athern". Локомотив вверху не имеет такого покрытия и выглядит чрезмерно сильно и ненатурально "состаренным". Нижний локомотив имеет нужный доводочный слой и выглядит гораздо более реалистично. Общее правило: грузовые паровозы чаще были в запущенном состоянии, и внешне они выглядели более "старыми", чем пассажирские, которые регулярно протирались, начищались до блеска и выглядели "чище" и "новее".

При работе над вашим первым проектом по состариванию моделей я рекомендую приготовить краску для доводочного слоя путем 50% разбавления "угольно-черной" краски (дистиллированной водой - для акриловых красок или специальным разбавителем - для эмалей на нитро-основе). Работа с такой разведенной краской может потребовать большего числа проходов аэрографом, но зато снижается риск случайно вдруг закрасить плоды своего предыдущего труда. По мере накопления опыта вы сможете снижать степень разбавления краски.

Перед напылением доводочного слоя обязательно примите меры для защиты узлов, которые должны остаться неокрашенными (стекла прожекторов, остекление будки...).

Я нанес доводочный слой на свою модель (паровоз+тендер) уже после установки декалей. Я специально оставил машину "сильно состаренной", чтобы она выглядела "натруженной" и соответствовала выбранной эпохе - эпохе конца паровозной эры и перехода к новым видам тяги.

Окончательная отделка.

Я напылил краску «густо-черного» цвета (“Engine Black” согласно ассортиментам красок марки “Polly Scale” или “Floquil”) сверху паровоза, направляя аэрограф сверху-вниз. Это позволяет имитировать следы сажи и копоти, летящих из дымовой трубы и оседающих на верхней части котла, будки и тендера. Следует наносить такое количество краски, которое соответствует конкретному типу дороги, которую Вы воспроизводите на макете. Например, на дорогах с большим количеством подъемов паровозы работали в очень тяжелом режиме, с выбросом массы сажи и изгари. А на дорогах с равнинным рельефом, где паровозы напряженно работали лишь во время трогания и разгона поезда, выброс сажи был гораздо меньше.

Затем я нанес маленькой кисточкой плотные «пятна ржавчины» на головки сцепок, наружные грани тормозных колодок и на наконечники тормозных шлангов.

Наконец, я окрасил «уголь» (отлитый из пластмассы вместе с элементами тендера) густо-черной краской, нанося краску в углы и труднодоступные места с помощью кисточки. Для большего реализма, я налил в стеклянный пузырек немного прозрачного клея фирмы “Woodland Scenics” и кусочки имитатора угля этой же фирмы. Тщательно размешал. С помощью пинцета я разложил несколько кусочков такого «угля» на палубе тендера, сразу за наклонным листом угольной ямы. Когда они высохли, я кисточкой нанес тот же клей на отлитый из пластмассы «уголь» в тендере и на палубу тендера - вокруг лежащих на ней «кусков угля». После этого я посыпал эти смазанные клеем места очень тонким слоем мелкой угольной пыли (которую можно купить, например, в «Highball Products»). Все это позволяет угольной массе в тендере выглядеть очень реалистично.

Закончив покраску, я удалил с поверхностей катания колес ранее нанесенный защитный слой «Micro Mask». Далее – на рельсах - проверка токосъема и нормальной работы модели в целом. И – в путь ! (см. рис. 12)

Изображение

Изображение

Изображение

______________________________________________________________________________________________________
Текст моей статьи в формате .doc доступен для скачивания тут.
Приложение с таблицей красок
Иллюстрации к статье (сжаты до 1000 пиксел по ширине)
Иллюстрация при заголовке
Рис. 1+2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7a
Рис. 7b
Рис. 7c
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Последний раз редактировалось Ершов Эдуард Чт апр 10, 2008 5:01 pm, всего редактировалось 1 раз.

Ответить

Вернуться в «Технологии»