EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2617
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 87 раз
- Поблагодарили: 291 раз
EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Хочу поделиться с сообществом первым опытом проектирования и изготовления моторедукторной тележки полностью из травленки. Раньше делал это фрезерованием, но впредь зарекся: слишком нервно, требуется много самодельной оснастки, и все равно цена ошибки при фрезеровании вручную - слишком велика.
Собственно, пояснений к нынешней работе требуется мало, - нижеприведенные фотографии самодостаточны. Промежуточными результатами я доволен. Хотя сборка оказалась все равно делом непростым, и довольно трудоемким. Не удивляйтесь некоторым техническим решениям: я знаю, что некоторые элементы можно было заменить на точеные, или вообще упростить или исключить. Но это неспортивно: хочется именно машиностроения, а не изделий народных промыслов. Кроме того, я сознательно ставил себе задачу по максимуму обойтись без фрезеровки и точения, и везде, где возможно, заменять "точенку" на "травленку".
Делать самодельную ходовку для электровоза EL-2 вынудило отсутствие подходящей фирменной ходовки с нужной базой и с МЕДЛЕННОЙ трансмиссией. Сначала было остановил свой выбор на тележках какого-то американского дизеля (база была более-менее близкой), но с существующим коэффициентом редуктора электровоз носился бы как бешеный. Да и цапфы осей были неудачно расположены: на боковинах тележек. Короче, отказался от того варианта.
Проектирование заняло месяца два - по вечерам. Сборка первой мототележки - где-то 15-18 вечеров. Вторую думаю сделать гораздо быстрее, т.к. исправил обнаруженные ошибки и неточности, и сделал оснастку для сборки.
Как ни странно, оказалось проблемой сверлить медный маховик сверлом 1 мм. Ломается сверло, - медь вязкая. Маховик решил точить из меди, т.к. набрал дармовых медных прутков близкого диаметра на местной базе вторсырья (тут цветмет не воруют и не сдают за деньги). Наверное, последующие маховики придется все-таки точить из латуни, хотя стружки пускать придется больше.
Очень хорошо себя проявили закрытые шарикоподшипники с заплечиками - даром что made in China. Точность допусков при скользящей посадке - изумительная. Легкость вращения и нечувствительность к грязи - прелесть. Невольно сравнивал с предыдущей работой на открытых подшипниках московского ГПЗ (тугое и шумное вращение, ухудшение качения при запрессовке даже с небольшим натягом за наружное кольцо, люфты при посадке на калиброванный вал).
Работа над электровозом будет продолжаться. Скоро перейду на изготовление декоративных боковин тележки. Потом рама. Потом кузов. Возможно, что и пантограф придется лепить самому травленкой из нержавейки - ибо среди готовых не нашел пока нужного размера, и хоть сколько-нибудь близкой конструкции. Кстати, в проекте заложена сцепка Кади №5.
Продолжение следует.
Собственно, пояснений к нынешней работе требуется мало, - нижеприведенные фотографии самодостаточны. Промежуточными результатами я доволен. Хотя сборка оказалась все равно делом непростым, и довольно трудоемким. Не удивляйтесь некоторым техническим решениям: я знаю, что некоторые элементы можно было заменить на точеные, или вообще упростить или исключить. Но это неспортивно: хочется именно машиностроения, а не изделий народных промыслов. Кроме того, я сознательно ставил себе задачу по максимуму обойтись без фрезеровки и точения, и везде, где возможно, заменять "точенку" на "травленку".
Делать самодельную ходовку для электровоза EL-2 вынудило отсутствие подходящей фирменной ходовки с нужной базой и с МЕДЛЕННОЙ трансмиссией. Сначала было остановил свой выбор на тележках какого-то американского дизеля (база была более-менее близкой), но с существующим коэффициентом редуктора электровоз носился бы как бешеный. Да и цапфы осей были неудачно расположены: на боковинах тележек. Короче, отказался от того варианта.
Проектирование заняло месяца два - по вечерам. Сборка первой мототележки - где-то 15-18 вечеров. Вторую думаю сделать гораздо быстрее, т.к. исправил обнаруженные ошибки и неточности, и сделал оснастку для сборки.
Как ни странно, оказалось проблемой сверлить медный маховик сверлом 1 мм. Ломается сверло, - медь вязкая. Маховик решил точить из меди, т.к. набрал дармовых медных прутков близкого диаметра на местной базе вторсырья (тут цветмет не воруют и не сдают за деньги). Наверное, последующие маховики придется все-таки точить из латуни, хотя стружки пускать придется больше.
Очень хорошо себя проявили закрытые шарикоподшипники с заплечиками - даром что made in China. Точность допусков при скользящей посадке - изумительная. Легкость вращения и нечувствительность к грязи - прелесть. Невольно сравнивал с предыдущей работой на открытых подшипниках московского ГПЗ (тугое и шумное вращение, ухудшение качения при запрессовке даже с небольшим натягом за наружное кольцо, люфты при посадке на калиброванный вал).
Работа над электровозом будет продолжаться. Скоро перейду на изготовление декоративных боковин тележки. Потом рама. Потом кузов. Возможно, что и пантограф придется лепить самому травленкой из нержавейки - ибо среди готовых не нашел пока нужного размера, и хоть сколько-нибудь близкой конструкции. Кстати, в проекте заложена сцепка Кади №5.
Продолжение следует.
- старина_U
- Сообщения: 9072
- Зарегистрирован: Чт апр 24, 2008 12:04 am
- Откуда: оттуда... з Масквы...
- Благодарил (а): 11 раз
- Поблагодарили: 98 раз
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Суперски, только одно вот...
Одно колесо цепляется за шестерёнку-паразитку z20, а другое - за z16. Они ж (колёса) с разными скоростями крутиться будут!
Одно колесо цепляется за шестерёнку-паразитку z20, а другое - за z16. Они ж (колёса) с разными скоростями крутиться будут!
-
- Сообщения: 4762
- Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 9:38 am
- Откуда: Ивдель, Свердловской обл.
- Контактная информация:
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Дяденька Ю, скорости колпар будут одинаковы!старина_U писал(а):Одно колесо цепляется за шестерёнку-паразитку z20, а другое - за z16. Они ж (колёса) с разными скоростями крутиться будут!
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить
-
- Сообщения: 4762
- Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 9:38 am
- Откуда: Ивдель, Свердловской обл.
- Контактная информация:
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Не могу объяснить по умному, но выглядит это так: передача крутящего момента через паразитную шестерню будет одинакова при различных количествах зубьев на этой шестерне - она скока взяла, стока (утрированно) отдала, ведь количество зубьев на "передающей" шестерне совпадает с количеством зубьев на "приёмной" шестерне. Только что вращаться паразитная шестерня при меньшем количестве зубьев будет быстрее, а при большем количестве зубьев - вращаться будет медленней.
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить
- jingoro
- Сообщения: 201
- Зарегистрирован: Пн фев 23, 2009 1:23 pm
- Откуда: Комсомольск-на-Амуре
- Поблагодарили: 2 раза
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
А как планируется осуществлять токосъем? Если можно то же в картинках.
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2617
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 87 раз
- Поблагодарили: 291 раз
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Нет, это не так. Червячное колесо имеет 26 зубьев и имеет НАКЛОННЫЙ зуб. Оно при всем желании не сцепится с зубчатым колесом колесной пары. Рассмотреть удобнее на чертеже (я пометил цветом и стрелками - что с чем сцепляется).старина_U писал(а):Суперски, только одно вот...
Одно колесо цепляется за шестерёнку-паразитку z20, а другое - за z16. Они ж (колёса) с разными скоростями крутиться будут!
- Ершов Эдуард
- Сообщения: 2617
- Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
- Имя: Эдуард Ершов
- Откуда: Швейцария
- Благодарил (а): 87 раз
- Поблагодарили: 291 раз
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Токосъем обдуман, но еще не начерчен и не сделан. Поэтому фотки появятся позже. А задумано так: пластины тонкого фольгированного стеклотекстолита наклеены на полустенки корпуса редуктора в нужных местах. На фольгу напаяны пружинные контакты из стальной проволоки, скользящие по поверхности катания колес.jingoro писал(а):А как планируется осуществлять токосъем? Если можно то же в картинках.
Примерно аналогично сделано в моей другой работе (писал тут об этом раньше) - видно на фото: http://www.scaletrainsclub.com/board/do ... &mode=view
- Василий
- Модератор
- Сообщения: 9393
- Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 9:03 am
- Имя: Василий Васильчиков
- Откуда: Северо-западное Болото
- Благодарил (а): 330 раз
- Поблагодарили: 422 раза
- Контактная информация:
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Эдуард, снял шляпу.
Сожрал ее вместе с носками и ушел а покой.
Сожрал ее вместе с носками и ушел а покой.
In der Grosse Familie nicht der клювом клац-клац!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
--------------------------------------------------------------------------
Не натягивайте сову на глобус!
- Женя Харьков
- Сообщения: 1558
- Зарегистрирован: Пт фев 13, 2009 4:37 pm
- Благодарил (а): 19 раз
- Поблагодарили: 1 раз
Re: EL-2. Машиностроение из травленки. Позитивный опыт...
Тоже вот, развлекался когда-то. Ревеловский ВR01 учил ездить.