Взгляни на железку вблизи... (правильная фотосъемка ПС)

Подробные руководства о том как что-либо сделать.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Ершов Эдуард
Сообщения: 2614
Зарегистрирован: Пн мар 31, 2008 6:29 pm
Имя: Эдуард Ершов
Откуда: Швейцария
Благодарил (а): 86 раз
Поблагодарили: 290 раз

Взгляни на железку вблизи... (правильная фотосъемка ПС)

#1 Непрочитанное сообщение Ершов Эдуард »

Размещаю здесь копию моей статьи, опубликованной в Локотрансе в 2005 году.

Взгляни на "железку" вблизи.

Предлагаю читателям ЛТ принять участие в работе над новой рубрикой, которую можно было бы назвать "ФОТОПОДРОБНОСТИ". В отличие от уже существующих, эта рубрика имела бы целью заполнить информационную нишу, полезность которой, - думаю, - в первую очередь оценили бы моделисты.

Не знакома ли вам, дорогие моделисты, ситуация полной информационной беспомощности, время от времени возникающая из-за невозможности узнать, как в подробностях выглядит (в частности, - сверху) тот или иной подвижной состав, избранный объектом для моделирования ?

Хочется сделать модель локомотива? Или вагона? И даже чертежи нашлись? И фотографии очень кстати есть в журнале? Вся собранная таким образом "по крупицам" информация очень часто, к сожалению, не дает ответа на вопросы типа:
- "что же точно там на крыше?",
- или "в какую сторону там наклонены жалюзи?",
- или "как сделана оконная рама?",
- или "какой формы и где размещается заводская табличка?"
- и т.д.

Что чаще всего есть под рукой у моделиста? Фотографии. "Локотранс" регулярно размещает на своих страницах цветные и черно-белые фотографии локомотивов и вагонов, подчас редких или исчезнувших серий и типов. Модельные магазины (по крайней мере - в столице) постоянно имеют в продаже любительские фотографии разнообразного подвижного состава. На клубе - тоже бывает хороший выбор фотографий... Но...

Изображение

Как мы обычно фотографируем подвижной состав ? Все просто: делаем "общий вид" - среднеформатным объективом, с уровня земли (или платформы), и увы - почти всегда в ракурсе "три четверти" (см. рис. 1А). То есть: лобовая часть локомотива видна крупно во всей красе, худо-бедно можно рассмотреть ближнюю к наблюдателю часть боковой стенки машины. Много неба, почти столько же земли, ходовые части тонут во мгле контрастных теней, а из оборудования на крыше невозможно разобрать НИЧЕГО. В лучшем случае - поднятые пантографы, да и то только верхнюю часть... Даже вариант ракурса, показанный на рис. 1Б, увидишь нечасто. Еще более неподходящая ситуация для съемки возникает в некоторых музеях, где экспонаты стоят у высоких платформ - как будто ходовых частей нет вовсе...

Позволю себе выразить сомнение в том, что, фотографируя таким образом, мы эффективно способствуем документальному сохранению истории техники. На мой взгляд, такие фотографии имеют такое же отношение к сохранению истории, как обложка книги соотносится с самой книгой. То есть, конечно, такие "общие виды" нужны: это - красивый кадр для журнала, это - удачный трофей туриста-путешественика, в конце концов это - беспроигрышный товар для магазина или продукт выгодного обмена с иностранцами. Но по-настоящему такие фотографии позволяют судить лишь о вариантах окраски машин, но не об их конструкции ...

А вот для моделиста важнее ответ, например, на такой простой вопрос: какого типа сделан настил на площадке вокруг котла П-36? Рельефный профнастил? Или сквозная решетка? Диагональная? Или продольно-поперечная? И это не "пустяковый нюанс", как может показаться: на модели эта деталь зрителю сразу видна (в отличие от наблюдателя натурного П-36, - видящего паровоз с уровня земли, - потому что сама площадка П-36 сбоку заслонена металлической декоративной панелью). И ни одна самая красивая и замечательная фотография "в три четверти" не даст ответа на этот вопрос. Равно как и иллюстрации в книгах и журналах. Небезызвестная публикация в "Технике-Молодежи" 1974 года изображает на рисунке профнастил, а, скажем, чертежи П-36 в одном из "Локотрансов" 1994 года вообще не имеют вида сверху. В библиотеках чертежей П-36 не сыскать... Остается последний вариант: пойти и посмотреть на настоящем локомотиве... Ну а если в вашей местности П-36 "не водится" даже в виде памятника?

Или вот другой вопрос: что у того же П-36 вверху в районе дымовой трубы внутри обтекателя? Даже из общего чертежа с видом сверху - не очень-то понятно... Тут может быть один выход: найти паровоз и посмотреть самому. Предположим, нашли... Но залезть на памятник и сфотографировать его сверху вам может не позволить охрана (или близость контактного провода), а других точек с достаточным возвышением относительно локомотива вокруг может и не быть. Вот если бы он ехал, и можно было бы сфотографировать его где-нибудь с моста, проходящего над путями... Но не ходят в наши дни локомотивы прошлого...

Помнится, долго приставал ко мне один французский моделист: он делал модель узкоколейного ТУ-2, и никак не мог узнать, какое у него оборудование на крыше. В итоге мне пришлось ехать на ДЖД в Кратово и искать возможность сфотографировать нужный тепловоз сверху. Однако, неожиданна была развязка этой истории: тот француз самостоятельно нашел в интернете фотографию ТУ-2, лежащего на боку посреди каких-то зарослей. И там была отчетливо видна деталировка крыши, - то, что надо ! Спасибо тому человеку, который выложил на сайт такую редкую информацию !

В связи с этим хочу призвать коллег, кому повезло оказаться в нужное время в нужном месте для съемки ценного объекта (в общем случае даже неважно: локомотива, вагона, путевой машины, трамвая, или даже станционного сооружения): не ограничивайтесь одним кадром и ракурсом "три четверти". По возможности снимайте широкий набор видов: под разными углами и в разных масштабах. В идеале - объективами с разными фокусными расстояниями или "зумом" при разных увеличениях. Хороший вариант - цифровым фотоаппаратом, чтобы сразу видеть результат и снизить стоимость ошибок. Результатом должен становиться комплект из минимум 20-40 фотографий, из которых (в зависимости от сложности машины и конкретных возможностей съемки на месте) от 2 до 4 дают общий вид машины в привычные "три четверти", столько же - общий вид строго "в фас и в профиль" (такие фото облегчают определение размеров и пропорций машины, если у моделиста недостаточно чертежей, но снимать их следует как можно более длиннофокусным объективом - для уменьшения оптических искажений), столько же - общий вид сверху, а остальные - разные узлы и части, снятые с различной степенью увеличения.

"Ха-ха-ха", - скажут некоторые, - и будут правы. Каждый понимает, что все вышесказанное возможно снять лишь в абсолютно идеальной ситуации, когда нужный объект стоит, - в хорошую погоду, - неподвижно на открытом месте, а вокруг народ не страдает шпиономанией, и никто не косится враждебно на человека с фотоаппаратом.... И снимать желательно не на станции, ибо ходить по соседним путям, выбирая ракурс для съемки, - занятие небезобидное. Где же взять все эти условия в одно время и в одном месте ?!

Но ведь для того и клубный характер нашего журнала, чтобы давать друг другу информационную помощь и поддержку. Кто-то из нас, допустим, сделал несколько хороших фотографий нужной ему машины, скажем – ЧС-4, но никогда не имел возможности снять ее сверху (не было с собой фотоаппарата в нужный момент, или точки для съемки сверху не подвернулось, когда поезд проходил, или уроды-шпиономаны все вокруг ...). А у другого читателя, в другом городе, - вот совпадение! - по соседству путепровод, откуда снять сверху стоящие внизу те же ЧС4 - пара пустяков, и никакой охраны. Поэтому участие журнала в этом информационном обмене играет ключевую роль. Только представьте: в "ЛТ" появятся объявления такого типа: "ищу фото вид сверху ЧС4" или "меняю полный комплект детальной съемки ВЛ-22М (40 фотографий) на такой же для ВЛ-23", или "ищу крупную съемку тележки ТЭП60".

Помимо простого размещения объявлений, делиться такой информацией можно и на страницах самого журнала. Например, такой вариант: ЛТ в каждом номере отводит под рубрику "Едущие крыши" две страницы (пусть даже не цветные, - хорошие черно-белые фото тоже достаточно информативны), на которых можно разместить десяток фотографий, посвященных конкретному объекту. Причем, в отличии от традиционных фотографий нашего журнала, даже необязательно все фото публиковать в «полном» формате. Например, фото тележки может быть скадрировано таким образом, чтобы «лишняя» часть изображения (земля, шпалы, и низ кузова) была отрезана по высоте, и фото занимало бы меньше места. Кроме того, если какая-то деталь сфотографирована КРУПНО, то ее необязательно публиковать размером 10х15см. Ведь чтобы рассмотреть индивидуально снятые объекты типа небольшой решетки, вентиляционного грибка, или заводской таблички, достаточно будет «иконки» 3х4 см . Эти детали все равно будут видны во много раз крупнее, чем на традиционном «общем виде в три четверти». Кроме того, бесспорно, что ракурс «в фас» будет гораздо информативнее для моделиста, чем «три четверти». В итоге: за определенный период КАЖДЫЙ читатель журнала обогатит свою библиотеку качественным набором фотоинформации по данному объекту техники, причем с развитием «вглубь», а не «вширь» (что происходит сейчас). Если даже какого-то нужного ракурса не окажется в съемках одного фотографа, то этот пробел может быть компенсирован в последующих выпусках журнала другими читателями.

Наконец, возможен еще один вариант: издавать раз полгода-год отдельную брошюру - приложение к журналу, содержащую в себе такую "фотодеталировку" на несколько объектов сразу. Например, один локомотив, один пассажирский вагон, один - грузовой, один объект архитектуры...

Само собой разумеется, что такая схема сможет работать лишь при условии безвозмездной передачи фотоматериалов в журнал. И естественно, среди читателей найдутся такие, которые без труда взвесят материальную сторону вопроса: большой комплект фотографий по одному объекту мог бы стоить ощутимых денег (хотя бы по фотоматериалам, не считая самого труда фотографа, - а зачастую еще и риска), хотя и далеко не всякий из интересующихся готов на такие расходы. И тут каждый будет решать вопрос для себя: как и чем вести съемку, на каких носителях хранить, продавать или публиковать… Главное – не ограничиваться разноцветьем общих видов, не подменять машину красочной этикеткой, по возможности не жадничать, и отдавать себе отчет, что таким образом мы совместно пишем Историю.

Нет сомнений: за годы такие выпуски станут ценнейшими информационными источниками, библиографической редкостью, предметом коллекционирования и гордости их обладателей. Но для этого надо трудиться уже сейчас, пока не исчезли хотя бы те объекты железной дороги, которые еще работают сегодня. Ведь когда-нибудь и "повсеместные" ВЛ-10 или 2ТЭ10М исчезнут с линий, и далеко не все из нас (и наших потомков) будут жить около ж.д. музеев, где эти машины, может быть, уцелеют.

Если бы в 30-е годы кто-нибудь догадался (или смог ?) отснять подробно скажем, теплопаровоз, то сегодня - глядишь бы - кто-нибудь из моделистов удивил бы мир моделью этой замечательной машины... А так... Ау!!!... кто его видел, кроме маленькой картинки в книге Ракова, да рисунка в «Технике-молодежи» за 197… год ? А начни фантазировать модель «по мотивам», - будет стойкое ощущение, что делаешь что-то заведомо неправильное и сомнительное...

Итак, дело за малым: сменить акценты при фотографировании и не бояться делиться результатами с коллегами. Надеюсь, что мое предложение встретит интерес у читателей.

С уважением,
Э.Ершов

P.S.

В качестве иллюстрации идеи предлагаю вариант того, как могла бы выглядеть, например, публикация на тему тележки тепловоза ТЭП-60. (см. рис. 2, 3, 4). Надеюсь, многие поймут такой выбор объекта, и сочтут его интересным: тепловозы ТЭП-60 «водятся» не везде, а среди знакомых уже не раз звучал интерес к моделированию именно этой машины. Разноцветных кузовов народ понафотографировал много, а также в «ЛТ» были опубликованы общие чертежи машины. Подробные фотографии тележки могли бы также пригодиться.

Рис. 2. Тележка ТЭП-60. Съемка по частям «в фас». Нумерация соответствует расположению слева направо.

Изображение

Вариант № 1 – теоретически наилучший: самым простым было бы снять эту тележку «одним щелчком» фотоаппарата. Но сделать это хорошо «в фас» можно только с использованием длиннофокусного объектива типа 300-600мм. Почему снимать лучше в предельно длиннофокусном режиме ? Этот режим обеспечивает максимальную параллельность оптических линий при проецировании изображения на фотопленку, и таким образом минимизируются геометрические искажения. Однако с таким объективом дистанция съемки должна быть очень большой (десятки метров), и, как обычно, что-нибудь лишнее обязательно начнет "лезть" между фотографом и объектом...

Вариант № 2 – практически неизбежный: из-за занятости соседних путей данные фотографии были сделаны в музее, с близкого расстояния (5-6 метров). Поэтому, сохраняя длиннофокусный режим фотоаппарата, пришлось снимать тележку поэлементно: фотографировать "в фас" каждый буксовый и рессорный узел. Фотограф перед каждым кадром делает нужное количество шагов в сторону, - параллельно объекту, - и, не меняя настроек фотоаппарата, "держит границу кадра", например, по низу кузова. При этом оптическая ось фотоаппарата должна идти максимально горизонтально, а главная деталь для привязки остальных при черчении (в данном случае – крышка осевого подшипника) – в центре видоискателя. (в данном случае все фотографии скадрированы (обрезаны) сверху и снизу для экономии места на листе). При этом размер фотографий может быть очень небольшим: при качественной печати даже маленькие изображения остаются достаточно разборчивыми. Современные цифровые фотоаппараты имеют функцию «панорама», и отдельные кусочки изображения потом легко «сшиваются» в единую, длинную фотографию. Для облегчения ориентации на фотографиях добавлены цифры в кружочках, соответствующие «секторам» съемки. Так, например, присутствуют две фотографии с номером «1», позволяющие «посмотреть» на одни и те же узлы тележки под разными углами.

Такой способ съемки позволяет более-менее точно восстановить из фрагментов (с помощью ножниц или «фотошопа») общий вид тележки в «почти прямоугольной» проекции, а при отсутствии хороших детальных чертежей нарисовать свои чертежи, снимая конфигурацию и относительные масштабы деталей непосредственно с фотографий. Также, имея навык работы с векторными графическими программами, такую фотографию можно сканировать, "оконтурить" детали и кратчайшим путем превратить их, например, в набор шаблонов для фототравления... Всего вышесказанного нельзя будет качественно сделать, если тележку сфотографировать "в фас" стандартным или широкоугольным объективом: по краям фотографии неизбежно возникнут сильные отклонения от "прямоугольной проекции", не позволяющие корректно измерять пропорции или «оконтуривать» детали непосредственно с фото.

Рис. 3. Тележка ТЭП-60. Съемка по частям «слева в три четверти».

Изображение

При сохранении принципа поэлементной съемки этот набор фотографий позволяет лучше разглядеть деталировку, и дать зрителю представление о пространственной структуре боковины тележки. Только здесь, например, можно рассмотреть, что все детали подвески (балансиры, буксовые корпуса, серьги) имеют сложную двухслойную структуру. На общих чертежах и на фотографиях «в фас» это не видно. (Здесь мы не будем говорить о профессиональных железнодорожниках, для которых это наверняка само собой разумеется…).

Серый цвет окраски объекта дает лучшую разборчивость на фотографии. Тем не менее, использование вспышки во всех этих кадрах чрезвычайно полезно для «проявления» структуры «в глубину». Особенно при съемке черных, «замазученных» и грязных ходовых частей.

Рис. 4. Тележка ТЭП-60. Съемка по частям «справа в три четверти».

Изображение

При данном ракурсе можно рассмотреть то, что не видно на предыдущих группах фотографий. Например, то, как сделаны ступеньки в кабину машиниста.

Скачать копию этой статьи вы можете здесь

Ответить

Вернуться в «Руководства»