Оцифровка паровоза BR56 Fleischmann (scale N)

Вопросы и ответы связанные с цифровым управлением, аналоговой автоматикой и их элементами
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Gematogen
Сообщения: 752
Зарегистрирован: Пт дек 23, 2011 6:51 pm
Имя: Михаил
Откуда: Москва

Оцифровка паровоза BR56 Fleischmann (scale N)

#1 Непрочитанное сообщение Gematogen »

Купил в Вене б/у паровоз. Ну очень хотелось. Аналоговый. Хорошее состояние и хороший ход. Изначально брал под оцифровку. И вот, наконец, до него дошли руки.
Готовимся.JPG
Раньше был опыт оцифровки паровоза-танка. Там декодер был установлен в кабину. Здесь же я возлагал надежды на тендер.
При изучении конструкции посредством разборки выяснилось следующее:
Токосъем в паровозе с 4 осей. Мотор - в тендере, привод на две крайние оси. В паровозе балласт размещен в котле, в тендере балласт - металлический верх. Все сделано очень добротно, зазоры между деталями и крышками - минимальны. Таким образом стало ясно, что места для декодера - нет.
Но неоцифрованый паровоз мне не нужен. Поэтому пришлось идти единственно возможным путем - разместить декодер в паровозе между рамой и котлом. Некоторые могут возразить, что на прототипе ничего подобного не было. Но это единственное решение, которое пришло мне в голову.
Котел крепится к раме на двух пластиковых стойках. Они предъявляют к декодеру ограничение по длине.
Для установки был приобретен декодер без разъема (минус 3 мм) с черными проводами - чтобы не бросались в глаза.
Декодер сверху.JPG
При этом выяснилось (как я и подозревал), что декодер толще отведенного для него пространства. Это подразумевало необходимость фрезеровки нижней части котла.
Декодер сбоку.JPG
Самая высокая часть - желтый конденсатор, но и остальные детальки выше, чем надо.
Но оставим пока мысли о фрезеровке и займемся монтажом электрики.
Внутреннее строение.JPG
Сначала - демонтаж лишнего: катушка и конденсатор в паровозе, конденсатор на двигателе и провода к двигателю, идущие от паровоза. Тут нужно соблюдать осторожность и по возможности пользоваться теплоотводом. Все площадки крепятся к корпусу на тонких пластмассовых шипах, которые легко испортить перегревом. Также аккуратного обращения требуют пластины токосъема.
В предполагаемом месте установки декодера по раме идут токопроводящие полоски, но крайними точками на декодере являются корпуса, поэтому коротнуть не должно. Единственное, что требует изоляции - головка крепежного винта. Изоляция выполнена скотчем.
Декодер размещаем таким образом, чтобы ближний к винту нижний корпус поместился между винтом и штырьком крепления токопроводящей пластины, а не упирался в штырек. Это позволит сэкономить 0,2 - 0,3 мм высоты.
Предварительно торцы платы декодера и края деталей закрашиваем черным маркером для CD надеясь на то, что он не является проводящим в высохшем состоянии.
Декодер крепим на небольшую каплю термоклея.
Монтаж проводки.JPG
К прокладыванию проводки предъявляются довольно жесткие требования. Она не должна болтаться и мешать сборке корпуса. В то-же время везде, где возможно, были сделаны петли - определенного рода страховка на случай, если провод обломится при монтаже.
Поэтому очень удобно, что декодер уже зафиксирован. Провода отмеряются по месту - строго необходимой длины.
Провод заднего освещения выпаиваем, так как сзади света нет.
Лампу освещения удаляем и тянем пару проводов для светодиода. Провода пускаем сбоку платы прихватив их капелькой суперклея. Провода должны маскировать сбоку детали на плате и вообще - прикидываться трубопроводами. После платы перебрасываем провода на другую сторону (делаем петлю). При этом прихватываем их к раме на каплю клея "Момент".
Освещение организуем SMD светодиодом и резистором. Расчетный ток - около 15 мА. При необходимости яркость можно уменьшить в настройках декодера. Сборку пакуем в термоусадочную трубку. Так как у паровоза отсутствует прожектор, то ориентация светодиода не вызывает сложностей - световод только один.
Монтаж света.JPG
Впоследствии оказалось, что отсек света настолько тесен, что дополнительная фиксация светодиода не нужна - он автоматически при сборке занимает правильное положение.
После светодиода бросаем провода на токосъем (с петлями) и потом - на двигатель. При этом оранжевый (типа...) провод декодера вместо снятого коричневого, а серый (типа... :)) - вместо снятого черного. При этом не забываем сделать слабину между паровозом и тендером - аналогично оригинальной проводке.
И вот, все подключено. Пора проверить работу электрики.
Проверка.JPG
Работает!
Ну, теперь - фрезеровка. Инструмент - как обычно - станок ЧП... в смысле дремель и стоматологические боры.
Фрезеровку выполняем итерациями. На конечном этапе для определения точек касания был использован специальный маркирующий состав в простонародье именуемый "штрих". Действовать надо быстро, пока он не засох, поэтому фоток - нет.
Долго ли, коротко ли, но в конце-концов корпус собрался. Для этого пришлось сделать с ним следующее:
Фрезеровка.JPG
По сути - акт вандализма. Сердце кровью обливалось... Но, дело сделано.
Теперь можно все собрать и покатать на испытательном овале (завидуйте, ашнолики ;)).
Первый прогон.JPG
При первом включении собранного лока мультимаус постоянно проваливался в защиту от КЗ. Пришлось заизолировать клеммы двигателя внутри тендера скотчем. Похоже, они коротили на корпус. Хотя изначально там изоляции не было. Немцы были уверены в гарантированном зазоре...
После этого все поехало.
Светодиоды были в наличии только с желтым оттенком. Но я подозреваю, что на оригинале фонари тоже были в желтизну. В крайнем случае светодиод можно будет поменять. Яркость вроде нормальная - на декодере снижать напряжение не придется.
Локомотив довольно чувствителен к загрязнению рельсов. Сразу встает колом.
На этом оцифровку паровоза можно считать законченной.
Не могу сказать, что в процессе ни одного паровоза не пострадало, но результатом в целом доволен.
Если придирчиво всмотреться в изделие строго сбоку, то видно следующее:
Вид сбоку.JPG
При обычной эксплуатации ничего в глаза не бросается.

Резюме: в целом оцифровка не вызвала сложностей, но перед самим мероприятием желательно все-таки изучить конструкцию паровоза на предмет наличия свободного места. В танк-паровозе места может быть принципиально больше, чем в тендерном.

P.S. Прошу прощения за неважное качество фоток - абсолютно не было возможности снимать при нормальном свете. Использовал встроенную вспышку. :?

Ответить

Вернуться в «Цифровое управление, Аналоговая автоматика и их элементы»