Маленький обзор маленьких декодеров… Z.

Вопросы и ответы связанные с цифровым управлением, аналоговой автоматикой и их элементами
Сообщение
Автор
alexZZ
Сообщения: 800
Зарегистрирован: Сб дек 24, 2011 11:22 pm
Имя: Алексей
Откуда: Москва
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 230 раз

Маленький обзор маленьких декодеров… Z.

#1 Непрочитанное сообщение alexZZ »

Z на настоящий момент является самым маленьким из «оцифруемых» масштабов. Здесь я имею в виду только локомотивы. Именно оцифровка локомотивов часто вызывает чувство неуверенности у обладателей данного масштаба и особенно у еще присматривающихся к нему. Хочу поделиться своим скудным опытом в этом деле.
К сожалению конструктивно локомотивы фирмы Marklin, да и всех остальных производителей Z не рассчитаны на классическую установку декодеров – у всех отсутствует разъем. Для него просто нет места, да и с размерами самого декодера особо не разбежишься. Но это не является поводом унывать, т.к. выход есть. А точнее их два. Первый это самостоятельная установка маленького декодера с соответствующей пайкой и резкой дорожек, применяя хотя бы минимальные, но знания электротехники. И второй это покупка и установка специального декодера, заменяющего типовую плату локомотива.
.
Z2.JPG
На фото приведен результат первого варианта. Тут декодер Uhlenbrock 73400 (то, что слева) установлен на тепловоз GP-9 фирмы MTL. Декодер размером 10,8х7,5х2,4 замечательно себя чувствует в узком кузове капотного типа.Такие универсальные декодеры выпускают разные фирмы. Вот например представитель Digitrax DZ143 размером 14x9,1x3
Z4.JPG
Позиционируется для Z, но войдет только в широкие современные локомотивы. Отличительной особенностью является 9-проводное подключение с двумя дополнительными функциями, что в декодерах такого размера большая редкость.
Один из самых маленьких декодеров Z2 шириной 6,6мм фирмы TCS. Имеет 7-ми контактное подключение. Имеет все проводники по NEM652 включая общий провод освещения, что в отличии от 6-и контактного NEM651 не требует установки двух дополнительных диодов (вспомним про их размеры!).
Z7.JPG
Но к сожалению не всегда удача на стороне того, кто любит пить шампанское. Попытка установить его в Marklin-овский Tauras закончилась тем, что не хватило долей миллиметра высоты пространства кузова (высота декодера 2,79мм). Пришлось снять пантограф, т.к. мешал крепежный винт и все равно до полного защелкивания чуть-чуть не хватает.
Z6.JPG
Z5.JPG
Наличие минимальной склонности самих локомотивов к оцифровке имеет американская фирма AZL. Хоть там и нет разъема, но на общей плате имеются легко снимающиеся специальные перемычки, удаление которых исключает необходимость резки мелких дорожек (остается только пайка).
К своему любимчику из немцев 212 я универсальный декодер подобрать не смог. Малые размеры внутри и специфическая конструкция исключили такую возможность.
IMG_1532.JPG
В данном случае прямая дорога ко втору типу декодеров – специализированным.
Специализированный декодер полностью повторяет габариты типовой платы локомотива и имеет все точки подключения на тех же самых местах.
Z1.JPG
На фото две машины Marklin 460 серии. На левой стоит типовая плата, на правой специализированный декодер. Работа по замене сводится к откручиванию двух винтов, перестановки платы и закручиванию обратно. 3 минуты от силы. Никакой пайки, никаких познаний в электричестве.
Но за все приходится платить (в прямом смысле этого слова). Данный декодер подходит только для определенной ходовки. Отсюда меньшие объемы выпуска, учитываем удобство установки, итого цена в 1,5-2 раза выше, чем у универсальных. Специализированные декодеры для американских машин выпускаются фирмами Digitrax и TCS (Digitrax.com и tcsdcc.com) . Для Marklin фирмой Velmo (velmo.de), для пары машин есть и у Digitrax.
Z3.JPG
Velmo выпускает модели декодеров с задержкой в несколько месяцев после выхода самой модели. Так в конце 2012 у Marklin появилась «Людмила», декодер к ней вышел в начале 2013.
К сожалению рынок специализированных декодеров никак не охватывает паровозы.…Нет там типовой платы и менять нечего… Тут придется вернуться к варианту номер один.
Я ни в коей мере не претендую на полноту освещения вопроса. Это стремление напомнить, что мы развиваемся, и что Z уже совсем не мнется на пороге цифрового мира, как это было еще лет 5-7 назад, а уже начинает открывать дверь ногой.

Пример улучшения ходовых качеств цифрового Z:
http://scaletrainsclub.com/board/viewtopic... =21&t=8704

Аватара пользователя
Zuzzuk
Сообщения: 447
Зарегистрирован: Ср янв 19, 2011 2:40 pm
Имя: Константин Буйнов
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Маленький обзор маленьких декодеров… Z.

#2 Непрочитанное сообщение Zuzzuk »

Спасибо за обзор!
Очень интересно было почитать.

Аватара пользователя
MegaBlackJoe
Сообщения: 87
Зарегистрирован: Сб янв 19, 2013 1:30 am
Имя: Тимур
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 8 раз

Re: Маленький обзор маленьких декодеров… Z.

#3 Непрочитанное сообщение MegaBlackJoe »

Решил написать пару слов о звуковом декодере VELMO для Br232/234. Если вы фанат масштаба Z и хотели бы построить цифровой макет, можно сказать, что это практически единственный выбор для оцифровки. Как и другие декодеры фирмы VELMO, это специализированный декодер, который заменяет плату локомотива и не требует никакой пайки. По моему мнению, установка других, неспециализированных декодеров сопряжена с большими трудностями из-за мелких деталей и больших пальцев моделистов. Припаять провода на декодер с шириной менее 1 см.- это нетривиальная задача (только если вы не smdшник). Стоит отметить, что некоторые декодеры идут с проводами или переходниками, что облегчает задачу, но не на много. Данная модель является звуковой. Сам комплект состоит из двух плат - собственно платы с разъемом Next18 (NEM662) и разговорным динамиком от мобильного, которая заменяет стандартную плату локомотива Märklin, и самого цифрового декодера Doehler & Haass модели SD18A. Габариты декодера позволяют размещать его даже в локомотивах масштаба Z. Установка не вызывает сложностей, главная сложность - подогнуть контакты, которые идут к двигателю. Установка декодера позволяет добится приемлимого качества движения ПС. Можно с уверенностью сказать, что Z не может ездить на стоковом аналоге. Положение дел на цифре многократно лучше, но нельзя сказать, что оно идеально. На мой субъективный взгляд, 4 из 5. Главная проблема - маленький вес локомотива, что иногда на маленьких скоростях движения преподносит сюрпризы в виде пропадания контакта. Вероятно также, что проблема вызвана не маленьким весом локомотива, а неровностью пути, поэтому при строительстве макета необходимоо выбирать ровное основание и хорошую подложку. Звук декодера неплохой. Конечно от разговорного динамика мобильного нельзя ожидать уровня Tsunami в H0, запаса громкости хватает, я бы даже сделал его потише на 15%, при этом звук по ушам не бьет. На youtube есть пара видео, где можно послушать как он звучит именно с динамиком от телефона. На мой взгляд наиболее точно передает звучание это видео с небольшой громкостью:



В целом, можно сказать этот продукт подходит для тех, кто не хочет заморачиваться с пайкой. Существенным минусом является цена: 100 Евро за плату и декодер, именно такая цена способна отбить все желание переходить на цифру. Сам декодер Doehler & Haass модели SD18A стоит 60 Евро в розничной торговле + 3 Евро за переходник с Next18 на провода + стоимость динамика, так что при желании и отсутствии страха что-либо повредить, можно вполне взяться за самостоятельную установку, тем более что такие люди уже есть. Кстати, декодер подходит и для N и звучит лучше благодаря применению других динамиков (есть большое количество на выбор) в отличие от Z. Целесообразность покупки каждый определяет для себя сам. Когда я смотрел на roco M62 со звуком, цена меня сильно удивила, локомотив Z Br234 обошелся мне в 142 Евро (брал на распродаже) + сам декодер. По-моему, сопоставимо с ценой на H0.
Вложения
WP_20151123_001.jpg

Ответить

Вернуться в «Цифровое управление, Аналоговая автоматика и их элементы»