Трофейные автобусы в СССР
Добавлено: Вт дек 15, 2020 5:06 pm
В интернете накопал интересные материалы по трофейным автобусам.
Полагаю, можно разместить в отдельной теме. Сперва небольшая заметка по использованию в Барнауле автобуса Mercedes-Benz O10000 с сайте Барнаул ФМ (сейчас, материал недоступен, но я нашел копию "В Контакте" - ссылка)
Как автобус из Третьего рейха возил пассажиров в Барнауле
Любопытную историю о гигантском автобусе Mercedes-Benz, который собрали в фашистской Германии, рассказал барнаулец Михаил Пронькин. Он опубликовал архивные фотографии трофейной техники, которая после войны работала на улицах Барнаула.
— Mercedes-Benz O10000 был самым большим автобусом (в самом прямом смысле слова) в своём модельном ряду. Знамя лидерства в размерах он принял от Mercedes-Benz O8500 в 1936 году, когда закончился их выпуск. Первый автобус-гигант покинул завод в городе Гаггенау в 1937 году. Оснащённый шестицилиндровым дизельным мотором OM54, объёмом 12520 кубических сантиметров и мощностью 150 л. с., 12-метровый трёхосный автобус с массой при полной загрузке более 17 тонн разгонялся до 65 км/ч.
Основным заказчиком Mercedes-Benz O10000 была немецкая почтовая служба (Deutsche Reichspost), которая помимо прочего занималась и междугородними пассажирскими перевозками. Автобусы строились на базе грузового автомобиля L10000, который выпускался с 1935 года. Отличительные особенности серии — огромный капот (этому способствовала огромная рядная «шестёрка») и сдвинутая назад, для улучшения маневренности, передняя ось.
В 1938 году серия получает новый шестицилиндровый мотор с меньшим объёмом (11200 куб см), но с такой же мощностью.
С началом войны автобусы избежали мобилизации в армию. Ведь у этих гигантов с диаметром поворота в 24 метра не было никаких шансов для эксплуатации на грунтовых дорогах, особенно зимой или в распутицу.
Когда боевые действия переместились уже на территорию Германии, то их применение было, возможно, разве что в качестве транспорта для военных по трассам с твёрдым покрытием.
При общем тираже в 386 экземпляров, после 1945 года в западных землях Германии остались трудиться около полусотни подобных машин. С учётом меньшей степени урбанизации, в восточных землях работало ещё меньше O10000, подавляющее большинство из них погибло в ходе боевых действий. Сражения в городах шли ожесточенные, спрятать и уберечь от огня и бомбежек такие крупные машины было практически невозможно.
До наших дней дожил единственный экземпляр Mercedes-Benz O10000 в варианте фургона почты Австрии, который обнаружили лет двадцать назад. После проведённой реставрации он хранится в заводском музее Mercedes-Benz.
Несколько машин после войны попали в Советский Союз. Один из них работал на улицах Барнаула. Сохранились исторические фотографии, запечатлевшие гиганта в городе. Например, на пересечении проспекта Ленина и улицы Партизанской, а также в районе площади Свободы.
Есть также фотография, сделанная Леонидом Борисенко в конце 1940-х годов возле дома №35 на проспекте Ленина.
Барнаульцы называли трофейный автобус «долгоиграющим» и «крокодилом» из-за его габаритов и внешнего вида.
В начале 1950-х годов ему установили дизельный двигатель производства Барнаульского завода «Трансмаш». А вот о том, что стало с немецким автобусом дальше — неизвестно.
Полагаю, можно разместить в отдельной теме. Сперва небольшая заметка по использованию в Барнауле автобуса Mercedes-Benz O10000 с сайте Барнаул ФМ (сейчас, материал недоступен, но я нашел копию "В Контакте" - ссылка)
Как автобус из Третьего рейха возил пассажиров в Барнауле
Любопытную историю о гигантском автобусе Mercedes-Benz, который собрали в фашистской Германии, рассказал барнаулец Михаил Пронькин. Он опубликовал архивные фотографии трофейной техники, которая после войны работала на улицах Барнаула.
— Mercedes-Benz O10000 был самым большим автобусом (в самом прямом смысле слова) в своём модельном ряду. Знамя лидерства в размерах он принял от Mercedes-Benz O8500 в 1936 году, когда закончился их выпуск. Первый автобус-гигант покинул завод в городе Гаггенау в 1937 году. Оснащённый шестицилиндровым дизельным мотором OM54, объёмом 12520 кубических сантиметров и мощностью 150 л. с., 12-метровый трёхосный автобус с массой при полной загрузке более 17 тонн разгонялся до 65 км/ч.
Основным заказчиком Mercedes-Benz O10000 была немецкая почтовая служба (Deutsche Reichspost), которая помимо прочего занималась и междугородними пассажирскими перевозками. Автобусы строились на базе грузового автомобиля L10000, который выпускался с 1935 года. Отличительные особенности серии — огромный капот (этому способствовала огромная рядная «шестёрка») и сдвинутая назад, для улучшения маневренности, передняя ось.
В 1938 году серия получает новый шестицилиндровый мотор с меньшим объёмом (11200 куб см), но с такой же мощностью.
С началом войны автобусы избежали мобилизации в армию. Ведь у этих гигантов с диаметром поворота в 24 метра не было никаких шансов для эксплуатации на грунтовых дорогах, особенно зимой или в распутицу.
Когда боевые действия переместились уже на территорию Германии, то их применение было, возможно, разве что в качестве транспорта для военных по трассам с твёрдым покрытием.
При общем тираже в 386 экземпляров, после 1945 года в западных землях Германии остались трудиться около полусотни подобных машин. С учётом меньшей степени урбанизации, в восточных землях работало ещё меньше O10000, подавляющее большинство из них погибло в ходе боевых действий. Сражения в городах шли ожесточенные, спрятать и уберечь от огня и бомбежек такие крупные машины было практически невозможно.
До наших дней дожил единственный экземпляр Mercedes-Benz O10000 в варианте фургона почты Австрии, который обнаружили лет двадцать назад. После проведённой реставрации он хранится в заводском музее Mercedes-Benz.
Несколько машин после войны попали в Советский Союз. Один из них работал на улицах Барнаула. Сохранились исторические фотографии, запечатлевшие гиганта в городе. Например, на пересечении проспекта Ленина и улицы Партизанской, а также в районе площади Свободы.
Есть также фотография, сделанная Леонидом Борисенко в конце 1940-х годов возле дома №35 на проспекте Ленина.
Барнаульцы называли трофейный автобус «долгоиграющим» и «крокодилом» из-за его габаритов и внешнего вида.
В начале 1950-х годов ему установили дизельный двигатель производства Барнаульского завода «Трансмаш». А вот о том, что стало с немецким автобусом дальше — неизвестно.