Трофейные автобусы в СССР

Сюда выкладываем книги, справочники, чертежи и прочие руководства...
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 964
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 285 раз
Поблагодарили: 200 раз

Трофейные автобусы в СССР

#1 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

В интернете накопал интересные материалы по трофейным автобусам.
Полагаю, можно разместить в отдельной теме. Сперва небольшая заметка по использованию в Барнауле автобуса Mercedes-Benz O10000 с сайте Барнаул ФМ (сейчас, материал недоступен, но я нашел копию "В Контакте" - ссылка)

Как автобус из Третьего рейха возил пассажиров в Барнауле
Любопытную историю о гигантском автобусе Mercedes-Benz, который собрали в фашистской Германии, рассказал барнаулец Михаил Пронькин. Он опубликовал архивные фотографии трофейной техники, которая после войны работала на улицах Барнаула.
мерс3.jpg
— Mercedes-Benz O10000 был самым большим автобусом (в самом прямом смысле слова) в своём модельном ряду. Знамя лидерства в размерах он принял от Mercedes-Benz O8500 в 1936 году, когда закончился их выпуск. Первый автобус-гигант покинул завод в городе Гаггенау в 1937 году. Оснащённый шестицилиндровым дизельным мотором OM54, объёмом 12520 кубических сантиметров и мощностью 150 л. с., 12-метровый трёхосный автобус с массой при полной загрузке более 17 тонн разгонялся до 65 км/ч.

Основным заказчиком Mercedes-Benz O10000 была немецкая почтовая служба (Deutsche Reichspost), которая помимо прочего занималась и междугородними пассажирскими перевозками. Автобусы строились на базе грузового автомобиля L10000, который выпускался с 1935 года. Отличительные особенности серии — огромный капот (этому способствовала огромная рядная «шестёрка») и сдвинутая назад, для улучшения маневренности, передняя ось.

В 1938 году серия получает новый шестицилиндровый мотор с меньшим объёмом (11200 куб см), но с такой же мощностью.

С началом войны автобусы избежали мобилизации в армию. Ведь у этих гигантов с диаметром поворота в 24 метра не было никаких шансов для эксплуатации на грунтовых дорогах, особенно зимой или в распутицу.

Когда боевые действия переместились уже на территорию Германии, то их применение было, возможно, разве что в качестве транспорта для военных по трассам с твёрдым покрытием.

При общем тираже в 386 экземпляров, после 1945 года в западных землях Германии остались трудиться около полусотни подобных машин. С учётом меньшей степени урбанизации, в восточных землях работало ещё меньше O10000, подавляющее большинство из них погибло в ходе боевых действий. Сражения в городах шли ожесточенные, спрятать и уберечь от огня и бомбежек такие крупные машины было практически невозможно.

До наших дней дожил единственный экземпляр Mercedes-Benz O10000 в варианте фургона почты Австрии, который обнаружили лет двадцать назад. После проведённой реставрации он хранится в заводском музее Mercedes-Benz.

Несколько машин после войны попали в Советский Союз. Один из них работал на улицах Барнаула. Сохранились исторические фотографии, запечатлевшие гиганта в городе. Например, на пересечении проспекта Ленина и улицы Партизанской, а также в районе площади Свободы.
мерс1.jpg
мерс2.jpg
Есть также фотография, сделанная Леонидом Борисенко в конце 1940-х годов возле дома №35 на проспекте Ленина.
6ixyRa0HkPU.jpg
Барнаульцы называли трофейный автобус «долгоиграющим» и «крокодилом» из-за его габаритов и внешнего вида.

В начале 1950-х годов ему установили дизельный двигатель производства Барнаульского завода «Трансмаш». А вот о том, что стало с немецким автобусом дальше — неизвестно.

Kolun66
Сообщения: 60
Зарегистрирован: Вс фев 05, 2017 5:53 pm
Имя: Дмитрий
Откуда: Асбест Свердловской
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 49 раз

Re: Трофейные автобусы в СССР

#2 Непрочитанное сообщение Kolun66 »

После войны в Хабаровске такой же ходил. На фото здание местного пединститута
Вложения
МВ.jpg
5017239400_0.jpg

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 964
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 285 раз
Поблагодарили: 200 раз

Re: Трофейные автобусы в СССР

#3 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

Kolun66 писал(а):
Вт дек 15, 2020 5:35 pm
После войны в Хабаровске такой же ходил. На фото здание местного пединститута
Я нашел материалы по таким автобусам в Минске, Ростове, Барнауле и Хабаровске. Хотя в Минске фотка издалека, сложно определить тип автобуса - может быть подобный трехосный автобус на другом шасси, например, Бюссинг или другой. В Барнауле, Ростове и Хабаровске - точно Мерседес, но с оторванной эмблемой на радиаторе.

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 964
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 285 раз
Поблагодарили: 200 раз

Re: Трофейные автобусы в СССР

#4 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

Еще материалы о Ростовском автобусе.

Ссылка на источник
По улицам ходила большая крокодила... (автобус "Бюссинг" в послевоенном Ростове)

«Крокодила помнишь?» Такой вопрос как пароль иногда задают друг другу старые ростовцы. При этом взгляды их теплеют. Ростовский «крокодил» почти десятилетие был гордостью города. Такого не было даже в Москве.

[...]

Советский генерал Зайцев присмотрел в Германии необычно большой и длинный автобус и набил его доверху разным имуществом. И погнал его через Польшу и Украину в Ростов-на-Дону.

Автобус фирмы «Бюссинг» был выпущен ещё в мирное время исключительно для обслуживания автобанов: прямых, как стрела, широких четырёх- и шестиполосных суперавтострад, которые в те времена имелись только в Германии и в США. Причём германские автобаны были шире и современнее тогдашних американских. Они на десятки километров не имели поворотов! Автобусы, построенные для автобанов, являлись особенными, экспериментальными. Их можно было по пальцам пересчитать. И вот один уцелевший во время войны экземпляр «бюссинга», благодаря генеральской предприимчивости, попал в Ростов...

Он очень удивил ростовцев своей несуразной длиной. По уверениям старожилов, он был длиннее, чем даже нынешний автобус-двухсекционник, размером с современную «дальнобойную» фуру, но только гораздо ниже. К тому же этот автобус обладал приплюснутой вытянутой «мордой» и длинным закруглённым «задом», похожим на хвост рептилии. И поэтому ростовцы окрестили германское изделие «крокодилом».

Когда «крокодил» прибыл в Ростов, то был покрашен в болотно-зелёный маскировочный цвет, что ещё больше роднило его с крокодилом настоящим. Когда трофейное имущество из него выгрузили, то столь крупномерный транспорт оказался не нужен даже советскому генералу.
Автобус был подарен городу, и на нём долгое время сохранялась полустёртая надпись «Дар городу Ростову от генерала ... кавалера ... фронта ... в ознаменование ... ».
bussing.jpg
«Крокодила», перекрашенного в пугающий красный цвет, поставили на первый послевоенный автобусный маршрут «Железнодорожный вокзал - «Энгельса-Ворошиловскийь. Поворот «крокодила» на углу Садовой (Энгельса) - Ворошиловского был целым представлением. Дети из близлежащих кварталов заранее караулили этот момент. Автобус, пыхтя, скрежеща и ревя, выбросив костыль бокового указателя поворотов с лампочкой, еле вписывался в вираж. (В те времена проезжая часть Садовой была значительно уже, зато тротуары вдвое шире). Он просто не вмещался в размеры улиц и сгонял с места постового милиционера-регулировщика.

После того, как всю проезжую часть Садовой очистили от развалин, автобус стал ходить по линии «Железнодорожный вокзал - площадь Карла Маркса» в Нахичевани. Там он делал впечатляющий разворот вокруг памятника основателю марксизма-ленинизма. Просто проезжей части для разворота ему не хватало.

Дети страстно любили «крокодила», потому что в определённые дни устраивались специальные бесплатные детские катания. А ещё на стоянках ребята рисовали на капоте автобуса мелом огромные зубы. Зубы стирали, а их опять пририсовывали да ещё писали на «хвосте» автобуса: «к р а к а д и л».

Взрослые любили этот автобус не меньше. Прежде всего за комфорт, нехарактерный для «Совдепии». Ни один советский автобус не мог похвастаться глубокими мягкими сиденьями, широкими проходами между креслами и огромной вместимостью. Плюс ещё и такая плавность хода, что делала мягкой езду даже на советских дорогах.

В том же 1945 году городу сделали ещё один подарок. Пленные немецкие солдаты, среди которых были и первоклассные инженеры, спроектировали и построили новую шоссейную дорогу «Ростов-Новочеркасск». Именно там, где она проходит и сейчас. Только тогда она была однополосной. До прокладки этой немецкой трассы все ростовцы ездили в Новочеркасск только через Аксай и Большой Лог, по старой разбитой дороге, проложенной ещё в 1837 году.

Тогда же в Ростове появился второй «бюссинг» - родной брат «крокодила». Он и стал первым в послевоенные годы рейсовым междугородним автобусом. С 1947 года этот немецкий автобус пустили по немецкой дороге. Он был идеально приспособлен для таких рейсов и такой трассы.
Но его уже никто не называл «крокодилом», а называли его просто «синим автобусом». Интеллигенты придумали ему название «Синяя птица».
Как видите, автобусов было столь мало, что каждому из них давали имя собственное, как кораблю...

Любимый народом «крокодил» и его синий «брат» послужили городу до середины пятидесятых годов благодаря высокому, истинно немецкому качеству. Где закончил свой путь знаменитый «крокодил», неизвестно...

Из книги Василий Вареник. Ростов и ростовцы после 1917 года. Ростов-на-Дону, 2010.
888808563.jpg
Электронная версия фотографиии из архива семьи Кондратенко взята с сайта Ростовский берег.
Прямая ссылка на фотографию: http://www.rostovbereg.ru/_ph/21/2/8888 ... 1456590757.
Ниже приводится подборка корреспонденций, опубликованных на страницах газеты «Вечерний Ростов» в 2006-2007 годах. Они рассказывают о необычном автобусе в Ростове послевоенного времени.


"РОСТОВСКОГО КРОКОДИЛА" ЗВАЛИ "БЮССИНГ"

Публикация постоянных авторов "Вечернего Ростова" Василия Вареника и Леонида Анцеловича о необычном автобусе, который ходил по Ростову в послевоенные годы, вызвала повышенный читательский интерес. Василий Вареник нарисовал этот непривычно длинный автобус (его называли "крокодилом"), пользуясь рассказами очевидцев. "Может быть, у кого-нибудь из ростовцев есть чудом сохранившийся снимок "крокодила"?" - спросили авторы публикации. И такой снимок нашелся! Член Клуба друзей "Вечернего Ростова" Юрий Вячеславович Кондратенко принес в редакцию семейный альбом. На одном из снимков - та самая "большая крокодила", о которой написали В. Вареник и Л. Анцелович. Благодаря нашим читателям удалось узнать, что же это был за автобус.

[...]

Снимок автобуса сделал в послевоенные годы Вячеслав Дмитриевич Кондратенко. Он увлекался фотографией и в молодые годы не расставался со своим ФЭДом. Этот фотоаппарат до сих пор хранится в семье.
Автобус сфотографирован на Театральной площади, на фоне здания СКОПСа (Северо-Кавказского отделения путей сообщения), ныне это управление СКЖД.

- Сам я этого автобуса не видел, но отец показывал мне фотографию и рассказывал, что по Ростову ходил такой транспорт. В те годы он был одной из городских достопримечательностей, - говорит Ю.В. Кондратенко. - Когда он разворачивался, на улице перекрывали движение, автобус громко гудел. Я точно знаю, что это немецкий трофейный автобус марки "бюссинг". И отец его сфотографировал на память о том, что была в Ростове такая необычная машина.

Основатель фирмы инженер Генрих Бюссинг с 1903 года занимался производством грузовиков и автобусов. В 20-е годы прошлого века марка "бюссинг" стала одним из мировых лидеров автомобилестроения. Конструкторы фирмы разрабатывали самые разные виды спецтранспорта: цистерны для пива, воды, молока, машины для коммунальных нужд, пожарные машины, а также самые разные автобусы. Был даже автобус с поднимаемой платформой, предназначенный для митингов.

Автобус "Бюссинг"
bussing1.jpg
В 1923 году на Берлинской автомобильной выставке был представлен новый трехосный грузовик Bussing VI G1 с шестицилиндровым мотором мощностью 72 лошадиные силы, который стал настоящей сенсацией. Это была первая в Европе трехосная конструкция автомобиля. Ее разработал конструктор Вилли Станевич. На базе этого грузовика был создан и пассажирский трехосный автобус, который в 1924 году поступил в серийное производство. Таким образом становится ясно, что ростовский "крокодил" был построен на заводе Бюссинга в Мюнхене перед войной. Как справедливо заметили В. Вареник и Л. Анцелович, этот автобус предназначался для междугородных пассажирских перевозок по широким автобанам, поскольку он мало приспособлен к маневрированию по городским улицам. Сравнивая фотографию "бюссинга" с рисунком Василия Вареника, сделанным по устному описанию, заметим еще, что конструкция машины была изображена автором очень точно, вплоть до такой характерной детали как выступающая решетка радиатора..

О том, как этот автобус курсировал в Ростове, вспоминает другой наш читатель, тоже член Клуба друзей "Вечернего Ростова" З.А. Чубаров. 12-летним мальчишкой, сразу после войны, он катался на нем.
- Автобус в Ростове действительно все называли "крокодилом", - рассказывает Заруг Арамович. - На его левом борту красовалась надпись "Подарок ростовчанам от генерала Зайцева". Я точно запомнил эту фамилию, потому что тогда был еще знаменитый баянист Зайцев. Злые языки утверждали, что генерал Зайцев привез из Германии полный автобус трофеев, а поскольку машину девать было некуда, он и подарил ее городу. Тем не менее автобус пользовался бешеной популярностью и всегда ходил переполненным. В его салоне были мягкие кресла, и пассажиры, которым удавалось занять сидячие места, испытывали непривычное тогда чувство комфорта. Авторы публикации пишут, что автобус разворачивался на углу Энгельса (теперь Б. Садовая) и Буденновского. Я же помню, что "крокодил" забирал пассажиров у железнодорожного вокзала, и шел до площади Карла Маркса. Тогда еще не было железнодорожной эстакады у вокзала, и транспорту приходилось пересекать при подъезде к нему рельсы. Автобус порой подолгу стоял на переезде возле шлагбаума.

На площади Карла Маркса автобус объезжал вокруг памятника, а конечная остановка находилась возле углового магазина, он назывался "Главхлеб". Помню, что у автобуса не было зеркал заднего вида, и водитель высовывался из окна, чтобы посмотреть назад. А повороты он показывал, выбрасывая в сторону специальную штангу с лампочкой.

Я полагаю, что базировался автобус тогда в единственной на весь Ростов автоколонне № 24, которая была расположена за Братским кладбищем, в нынешнем переулке Ахтарском. Весь городской пассажирский транспорт ночью стоял там. В автоколонне была ремонтная база, а рядом находилась автозаправка, _ рассказал Заруг Арамович Чубаров.
* * *
Еще одна фотография "крокодила" обнаружилась в альбоме нашего постоянного читателя Ю.И. Хлыстова. Юрий Иванович также принес ее в редакцию.
Это фото было сделано им собственноручно зимой 1948 года в Новочеркасске. "Бюссинг" уже был междугородным автобусом, и обслуживал линию между Ростовом и Новочеркасском.

- В 1945 году силами пленных немцев было закончено строительство новой асфальтовой дороги между Ростовом и Новочеркасском, - вспоминает Ю.И. Хлыстов. - И начиная с 1947 года "крокодил" уже бегал по ней. Он был хорошо известен не только жителям Ростова, но и Новочеркасска. Пассажиры старались попасть именно на немецкий автобус, поскольку в мягких креслах комфортнее было совершать дальнюю поездку, а мощный дизель делал его самым быстроходным транспортом на автотрассе. Наши автобусы рядом с трофейным никуда не годились!

Юрий Иванович до сих пор хорошо помнит ярко-красные борта автобуса, блестящий массивный радиатор. Автобус мог вместить около 70 пассажиров. Он постоянно был забит "под завязку". "Бюссинг" был приписан к ростовскому автотранспортному предприятию, поскольку никогда не оставался на ночь в Новочеркасске. Последний раз этот автобус Ю.И. Хлыстов видел приблизительно в 1950 году. Где закончил свой путь ростовский "крокодил", ему неизвестно.

[...]

А. ОЛЕНЕВ.


ЗЕЛЕНЫЙ "КРОКОДИЛ" С "ГОЛУБОЙ МЕЧТОЙ"
Вот какие достопримечательности бегали по ростовским улицам в послевоенные годы!

С большим интересом прочел корреспонденцию "По Ростову ходила большая крокодила". Как непосредственный очевидец описываемых событий осмелюсь внести в упомянутую публикацию некоторые дополнения и коррективы.
Во-первых, "крокодилов" была парочка: синего и зеленого окраса. Оба абсолютно одинаковые по конструкции и по внешнему виду. Обслуживали они пассажиров от проспекта Буденновского до площади Карла Маркса.

Вплоть до реконструкции площади, когда в сквере имени Фрунзе построили мемориал с Вечным огнем, вокруг памятника творцу "Капитала" был транспортный разворот для автобусов и троллейбусов. Тут же разворачивались и "крокодилы", поскольку дальше, вплоть дол "сельмашевского" разворота, такой ширины дороги больше не было. Этим объясняется ограниченная протяженность маршрута "крокодилов"

Кстати, по проспекту Буденновскому "крокодилы" не ездили: они разворачивались на перекрестке у улицей Энгельса (ныне Большая Садовая). На этом перекрестке много лет проработал регулировщиком уличного движения старшина милиции Попик. Он тоже был своеобразной ростовской достопримечательностью, благодаря своему двухметровому росту и богатырскому телосложению. О нем не раз писал "Вечерний Ростов" Однажды Попик смог остановить трамвай на крутом спуске, когда у него отказали тормоза. Попика с уважением величали "полтора Ивана"…

Приведу еще выдержку из книги ростовского краеведа и большого знатока городского транспорта Геннадия Беленького "На автобусе по Ростову":
"В 1945 году по Ростову прошли первые после военного лихолетья маршрутные автобусы. Это были совершенно неожиданно попавшие в наш город трофейные немецкие автобусы "МАН". Прибыли они своим ходом из поверженной Германии, а доставил их в наш город командир одной из воинских частей, возвращавшихся на Родину… Почти новенькие "МАНы" выглядели по-королевски. Они вмещали более ста пассажиров, прим этом 60 из них размещались на удобных мягких диванах. Автобусы ходили с 20-минутным интервалом, билет на весь маршрут стоил один рубль, а от проспекта Буденновского до проспекта Кировского - 50 копеек. Для сравнения: проезд в трамвае тогда стоил 20 коп., а в троллейбусе 40 копеек. Особенной любовью шикарные немецкие машины пользовались у детей, которые просили родителей разрешить им покататься на "крокодиле" _ такое прозвище получили эти машины за их зеленый цвет и необычную длину"…

И еще об одной достопримечательности Ростова тех лет - "голубой мечте". Именно так окрестили студенты РИИЖТа ведомственный автобус своего института, голубого окраса. Он совершал рейсы от РИИЖТа по Буденновскому, до перекрестка с улицей Энгельса. В день он выполнял четыре поездки, в соответствии с институтским расписанием занятий.
По своей длине "голубая мечта" была меньше "крокодила" и соизмерима с нынешним двухсекционным "Икарусом" (была короче его на половину второй секции). Проработала же "голубая мечта" дольше "крокодилов _ до конца 50-х годов, когда провели троллейбусную линию до Каменки.

Я вынужден оспорить утверждение читателя З. Чубарова, что он видел "крокодила" на Привокзальной площади. Он туда проехать не мог из-за своих габаритов. Вероятно, читатель видел там "голубую мечту", очень на "крокодила" похожую, но только короче…
Вот такие были знаменитые автопримечательности Ростова 40-50-х годов прошлого века…

М. ВДОВИН.


"КРОКОДИЛ" И ФАШИСТСКИЙ БУНКЕР

Ростовчане, вспоминая о ростовском автобусе послевоенных лет, который называли "крокодил", заспорили: пролегал его маршрут до Театральной площади, или нет? Правы и те, и другие! Вопрос _ в каком году это было.

Во время оккупации немцы возвели на площади огромный бункер высотою с двухэтажный дом, который занимал почти всю площадь. Из-за него "крокодил" и не мог здесь развернуться. К концу 40-х годов бункер убрали, и автобусы смогли разворачиваться на Привокзальной площади. Позже их "перекинули" обслуживать маршрут Ростов-Новочеркасск.

М. ВДОВИН.
Краевед.



"КРОКОДИЛ" ОЧЕНЬ УДИВЛЯЛ РОСТОВЦЕВ
Хочу подтвердить воспоминания читателя З.А. Чубарова о том, что красный "крокодил" действительно заезжал на Привокзальную площадь.

В то время автобус обслуживал линию Ростов-Новочеркасск. Из Ростова он отправлялся с автостанции, которая в то время располагалась в небольшом (типа сарая) помещении на Привокзальной площади, на противоположной стороне от железнодорожного вокзала.

Площадь в те годы была просторной. Главный железнодорожный вокзал еще только восстанавливали, никаких прилегающих построек не было. Не было Пригородного вокзала и эстакад, поэтому автобусы и троллейбусы заезжали на площадь прямо с улицы Энгельса (Б. Садовой), пересекая железнодорожные рельсы. Переезд часто перерывался, транспорт подолгу ждал у шлагбаума, когда пройдет очередной состав. Рядом со шлагбаумом находился переходной (очень неудобный) мост. Зачастую опаздывавшие на поезд пассажиры, не дождавшись открытия шлагбаума выходили из автобуса и с тяжелым багажом преодолевали это препятствие.

По размерам же "крокодил" был не длиннее нынешних трехосных маршрутных автобусов. Тогда он очень удивлял ростовцев своей несуразной длиной, так как наши автобусы, построенные на базе грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5, соответственно на 16 и 19 пассажирских мест, не могли сравниться с "крокодилом", вмещавшим 60-70 пассажиров, как по размеру, так и по комфортабельности. Меня тогда удивляло еще необычное расположение в задней части салона (как в вагоне). Пассажиры могли сидеть лицом друг к другу и спокойно вести беседу.

Н. ЧЕРКАШИН.

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 964
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 285 раз
Поблагодарили: 200 раз

Re: Трофейные автобусы в СССР

#5 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

В воспоминаниях о Ростовском автобусе возможны некоторые ошибки и неточности. Так, автобус в одной заметке упорно называют Бюссингом, но при этом размещают заводское фото Мерседеса (эмблема же!!!!). Да и сам ростовский автобус из заметки в газете больше похож на Мерседес. В другой заметке - называют МАНом... Действительно, подобные трехосные автобусы строились на базе шасси различных марок - и Мерседес, и Бюссинг, и МАН (и еще Вомаг...), но в деталях они все-таки различались. Полагаю, что просто ростовские краеведы не сильно разбираются в этих отличиях.

Еще странно выглядит упоминание цвета автобуса - зеленый. С последующей перекраской в красный. По фото из заметки больше похоже, что автобус оставили в окраске рейхспочты - красный с белой полосой. Только орла стерли на боку. С другой стороны, если я ничего не путаю, у немцев существовала легкосмываемая зеленая камуфляжная краска. Военные вполне могли закатать весь автобус в камуфляж с военными номерами, чтобы не возникало вопросов, а перед передачей городу, просто отмыть от этой краски...

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 964
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 285 раз
Поблагодарили: 200 раз

Re: Трофейные автобусы в СССР

#6 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

Еще добавлю, что Брекина выпускает модель этого автобуса в масштабе 1:87 в разных вариантах окраски и принадлежности.
Приведу фото одного такого наборчика...
s-l1600.jpg
s-l1600-1.jpg
s-l1600-2.jpg
s-l1600-5.jpg
Модельки весьма простенькие и незатейливые, что для конверсии даже хорошо, но при этом очень похожи на оригинал, приятно смотрятся и можно найти недорогие предложения.

И.В.А.Н.
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Сб окт 24, 2015 6:55 pm
Имя: ИВАН
Откуда: МОСКВА
Благодарил (а): 261 раз
Поблагодарили: 105 раз

Re: Трофейные автобусы в СССР

#7 Непрочитанное сообщение И.В.А.Н. »

Отличная тема! 8-)
Спасибо авторам постов за развернутый рассказ и фото как моделей, так и прототипов.

жаль на архивных фотах в СССР не видно гос номеров(((

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 964
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 285 раз
Поблагодарили: 200 раз

Re: Трофейные автобусы в СССР

#8 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

ГойкоМитич писал(а):
Вт дек 15, 2020 7:13 pm
Еще странно выглядит упоминание цвета автобуса - зеленый. С последующей перекраской в красный. По фото из заметки больше похоже, что автобус оставили в окраске рейхспочты - красный с белой полосой. Только орла стерли на боку. С другой стороны, если я ничего не путаю, у немцев существовала легкосмываемая зеленая камуфляжная краска. Военные вполне могли закатать весь автобус в камуфляж с военными номерами, чтобы не возникало вопросов, а перед передачей городу, просто отмыть от этой краски...
Нашел источник информации по немецкой камуфляжной краске - статья М. Коломийца и И. Мощанского «Камуфляж германской техники 1941-45 гг.» («Армада-Вертикаль» №6, Экспринт, М., 1999). Содержание было опубликовано на сайте Каропка.ру
Предполагалось, что оливково-зелёная и красно-коричневая краска, поступавшая на фронт в густотёртом виде, будет разводиться бензином, а затем с помощью компрессора в виде пятен-полос наноситься на тёмно-жёлтую основу. Однако на практике, особенно на советско-германском фронте, совершенно отсутствовали условия и время для камуфлирования техники. Часто камуфлирование приходилось производить с помощью кисти прямо из банки, а краска, нанесённая таким способом, имела несколько другие оттенки: тёмно-зелёный и шоколадно-коричневый.
Краски поставлялись в войска в сухом виде в железных банках по 10 и 15 кг, а затем их растворяли в бензине, керосине или воде.
С лета 1944 года в германской армии обозначился острый дефицит бензина и краски приходилось разводить водой, что породило множество цветовых оттенков, крайне неустойчивых к погодным условиям.
Таким образом, действительно, немецкая зеленая камуфляжные краска могла растворятся в воде, бензине и керосине, либо вообще наносится из банки без растворителя. Такое покрытие получалось неустойчивое и в принципе, его вполне можно было стереть водой или бензином. Полагаю, базовая красная окраска Рейсхпочты была выполнена гораздо более качественной и устойчивой красной краской и в данном случае в Ростове зеленый камуфляж могли смыть и вернуть исходную красную окраску.

Думаю, при конверсии модели можно оставить красную окраску Рейхспочты. Осталось решить как удалить "монтану"... Покрытие на модели глянцевое и, боюсь, димексидом аккуратно удалить не получится...

Kolun66
Сообщения: 60
Зарегистрирован: Вс фев 05, 2017 5:53 pm
Имя: Дмитрий
Откуда: Асбест Свердловской
Благодарил (а): 22 раза
Поблагодарили: 49 раз

Re: Трофейные автобусы в СССР

#9 Непрочитанное сообщение Kolun66 »

Полазил по хабаровским форумам. Автобус ходил по маршруту Комсомольская площадь - Карла-Марла - Московская - Ким Ю Чена - вокзал. При поворотах останавливал всё движение. Окрашен был в красный цвет - так и звали: красный автобус. Закончил свою трудовую биографию в районе Красной Речки съехав в яму у обочины и простоял он там, вот так у дороги, не один год. Энтузиасты пытались обнаружить останки - безрезультатно.

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 964
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 285 раз
Поблагодарили: 200 раз

Re: Трофейные автобусы в СССР

#10 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

На сайте "Ростовский берег" имеются фото ростовского Крокодила в несколько лучшем качестве.

Ссылка на источник
автобус Вокзал - пл.К.Маркса (1945)
Автор: газета
Дата фото: 1945
Источник изображения: газета Молот
47777734.jpg

Ссылка на источник
Трофейный автобус
Трофейный немецкий автобус на Театральной площади. Предположительно 1947-48 г.г.
Автор: Кондратенко Д.М.
Дата фото: 1947-48 г.г.
Источник изображения: домашний архив
888808563.jpg

Ответить

Вернуться в «Библиотека»