33 ошибки при постройке макета

Здесь обсуждаем вопросы, связанные с модульными макетами...
Сообщение
Автор
WSN
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
Имя: Владимир
Откуда: Москва
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 215 раз

33 ошибки при постройке макета

#1 Непрочитанное сообщение WSN »

Коллеги, приветствую!
Не помню откуда, но, точно, недавно, скачал книгу Роберта Андерсона «33 ошибки при планировании путей и макетов»
Она мне показалась интересной.
Поэтому постепенно буду переводить (извините, не слово в слово), вставляя изображения, которые кажутся мне подходящими.

Проходит достаточно много времени, когда вы, наблюдая за поездами, которые бегают по простому кругу или овалу, решите, что вам необходимо построить макет со станциями и путями. Эта идея может прийти, когда вы увидите красивое фото в интернете или, когда увидите реальный макет в магазине или на выставке. Вот в этот момент вы превращаетесь из владельца игрушечного поезда в реального моделиста железных дорог.

Вы ходите со своим макетом мечты и начинаете его строить и… делаете максимальное количество ошибок, которые можно сделать. Некоторые из этих ошибок можно потом легко исправить позднее, но другие ошибки являются критическими и могут оказывать влияние на ваш макет очень долго. Это и потеря реалистичности макета, невозможности интересной маневровой работы и, иногда, и общей работы макета.

Нет смысла тратить время, усилия и деньги, чтобы построить то, что вы считаете идеальным макетом, а потом полностью переделать его или начать всё сначала. Не путайте эти ошибки с улучшениями макета или его расширением, когда ваши навыки макетирования улучшаются – так происходит со всеми моделистами.

Проблема в том, что если вы не провели планировку путей, вы не будете знать как ваши блестящие идеи будут работать. Планировка путей – это особое умение, которое улучшить можно только учась на своих ошибках и на ошибках других. Это наша задача. Зачем делать ошибки, если их уже кто-то делал? Если уж ошибаться, то делать свои оригинальные ошибки, а не повторять ошибки других.

Первым шагом должно быть чтение/просмотр книг о планировании путей или посмотреть в интернете (даже если это будет не в вашем масштабе). По крайней мере, это даст идеи о конфигурации путей и научит как что работает и как использовать пространство и площадь. Даже если у вас в голове есть план макета, то вы сможете решить «я на правильном пути» (извините за каламбур) или у вас появятся идеи по модификации или по расширению макета перед тем как вы «ушли слишком далеко».
04.jpg
Взято из http://forum.modelldepo.ru/showpost.php ... count=2956 только для того, чтобы иллюстрировать тему схем. Я думаю, вы найдете их множество на этом сайте или на любом другом.

Эта тема не о том, чтобы научить вас решать проблемы строительства или соединения. Мы сфокусируемся о проблемах, которые появляются при плохом проектировании путей. Немного более тщательное планирование даст позднее большие преимущества. Итак, начнем:
1. Делать кривые с меньшими диаметрами, чем они должны быть. Это типичная проблема, даже если вы проводили испытания, походят локомотивы с вагонами по кривой или нет. Даже если локомотивы проходят эти кривые, спросите себя:
a. а выглядят они «как в жизни» или нет? Чем современнее локомотивы и вагоны, тем они длиннее, по сравнению, какими они были в прошлом. Длинные вагоны на кривых будут выглядеть очень страшно.
b. Могут ли быть кривыми такими «как в жизни»? Категорический ответ: НЕТ. Реальные кривые имеют большие радиусы, которые нельзя смоделировать на адекватной площади. Лучшее, что мы можем сделать – это применять радиусы, максимально возможные на нашем макете и использовать некоторые трюки, чтобы улучшить внешний вид.
c. Что случится, если мы купим длинный локомотив или вагон, которые не смогут нормально проходить наши кривые? Это возвращает нас к вопросу выбора эпохи для моделирования. Покупка больших паровозов поздней эпохи пара будет плохим решением для очень маленького макета. Если у вас на макете минимальные радиусы – вам придется покупать маленькие (короткие) локомотивы и вагоны.
03.jpg
01.jpg
Золото правило макетирования: минимальный радиус кривых должен быть по крайней мере, больше рекомендованного для самого длинного вагона или локомотива, который будет бегать на вашем макете.

Продолжение, конечно, будет.

И.В.А.Н.
Сообщения: 1042
Зарегистрирован: Сб окт 24, 2015 6:55 pm
Имя: ИВАН
Откуда: МОСКВА
Благодарил (а): 927 раз
Поблагодарили: 176 раз

Re: 33 ошибки при постройке макета

#2 Непрочитанное сообщение И.В.А.Н. »

Прекрасное начало!
Интересный сюжет.
С нетерпением ждем продолжения )))
:P

Аватара пользователя
МихаилВариводин
Сообщения: 161
Зарегистрирован: Чт окт 19, 2017 8:27 pm
Имя: Михаил
Благодарил (а): 187 раз
Поблагодарили: 35 раз

Re: 33 ошибки при постройке макета

#3 Непрочитанное сообщение МихаилВариводин »

С нетерпением жду продолжения! Огромное спасибо за тему!

WSN
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
Имя: Владимир
Откуда: Москва
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 215 раз

Re: 33 ошибки при постройке макета

#4 Непрочитанное сообщение WSN »

2. S -образное развитие путей

Кривые в виде «S » могут быть худшим кошмаром для моделиста, хотя их очень часто используют на макетах, потому что они хорошо смотрятся. Если вы решили сделать путевое развитие в виде «S » - тщательно его спланируйте. Потому что такое развитие обязательно требует прямой участок длиной не менее длины самого длинного вагона. Если этого не будет – регулярный сход с рельс будет проблемой вашего макета. Проблема может превратиться в испытания для ваших нервов, если эта кривая сделана скрытой в тоннеле или в труднодоступном месте.

Добавится еще одна проблема, если «S » кривая будет начинаться сразу после стрелки. Обязательно вставляйте прямые участки при перемене направления кривой.
00-S loop.jpg
http://kupitutu.ru/page/maket-zheleznoy ... gotovlenie. Изображение взято только в качестве примера S-кривой на макете

3. Пути располагаются слишком близко от края макета

Ограничение пространства может привести к тому, что пути будут находится слишком близко от края макета – всегда хочется сделать дополнительные пути. Но при этом будет очень большой риск, что ваш любимый локомотив упадет на пол и разобьется.

Это может быть не только в результате схода с рельс. Напротив, гораздо чаще бывает, что кто-то задел вагоны локтем. А еще чаще, кто-то задевает сам макет, и он трясется как при землетрясении. У силы тяжести есть только одно направление – вниз и вашу модель может остановить только пол в метре внизу.

Поезда обычно выглядят длиннее на фоне деревьев, растительности или каких-либо построек. Когда возможно, располагайте крайний путь не менее 5-7 см (для типоразмера N ) от края макета. Используйте хорошо укрепленные кусты, заборы, платформы или даже прозрачное оргстекло для того, чтобы сделать физический барьер.

4. Пути располагаются слишком предсказуемо

Хотя это противоречит пункту 3, это вопрос реализма и эстетики. Иными словами, чтобы макет выглядел реалистично и не «игрушечно», пути должны располагаться не слишком предсказуемо. Если пути идут вдоль длинного края макета, а затем на концах макета располагаются овалы для разворота, это, определенно, будет выглядеть «игрушечно» без декораций, которые маскируют конфигурацию трассы.

Более реалистичным будут изгибы с большими радиусами и расположение основной трассы под небольшим углом к краю макета. Скрытие кривых тоннелями или выемками на холмах – это эффективный способ отвлечь взгляд от того, что поезд движется по овалу.
01.jpg
02.jpg
Другой альтернативой может быть макет без овала, а с путями «от точки-до-точки». Реальные дороги идут из города в город, то почему бы не сделать так на вашем макете? Такой макет потребует создания двух точек притяжения: двух заводов или двух городов, чтобы это было и реалистично и работало. Не забывайте, что на каждом конце у вас должно находится что-то что будет разворачивать локомотивы: поворотный круг, треугольник или разворотная петля – что потребует дополнительного пространства и усилий.

5. Петли без причин

Вытекающее из пунктов 3 и 4 желание сделать на макете несколько петель/кругов. Это может выглядеть красиво, а, чаще всего: круг, еще круг и еще – и макет всё более становится похожим на игрушечный новогодний поезд, который ходит только по кругу.

Если вы решили сделать два или три круга, вы должны сделать разный ландшафт и окружение вокруг каждого такого круга. Индивидуальность каждой петли/круга будет отвлекать от того, что поезд возвращается туда, откуда он пришел.

Ландшафт, здания, мосты, тоннели, подъемы и спуски могут добавить разнообразия в ваш овал.

6. Откусить больше, чем сможете пережевать

Энтузиазм прекрасен, но иногда можно ошибаться, что вы, реально, можете сделать. К сожалению, очень многие моделисты «откусывают больше, чем могут пережевать», когда приходится оценивать требуемое пространство, время, свои способности и финансовые возможности.

Строительство макета – это не вопрос пяти минут, работа над ним может продолжаться годы, прежде чем он будет закончен. Это не означает, что вы работаете медленно или неэффективно, это означает что внимание к деталям требует время. А если вы захотите модифицировать или расширить ваш макет – это будет означать, что работа над макетом никогда не закончится.

Самым плохим сценарием будет, если вы замахнетесь на громадный проект и потеряете интерес из-за непредсказуемых проблем и задержек. У вам могут измениться семейные обстоятельства или вы должны будете сменить место жительства. Кто знает?

Лучшим решением будет начать с маленького макета или модуля, который не будет занимать всё возможное пространство. Создавая одну секцию (модуль), у вас появится возможность оценить ваши способности по пайке, дизайну путей и ландшафта и т.д. Макет железной дороги не должен быть большим, чтобы от него получать удовольствие.

Модули – это прекрасное решение для моделистов с ограниченным бюджетом. Добавляя новые модули по возможности или обновляя старые – это позволяет развивать ваши способности без разрушения семейного бюджета.

7. Делать макет слишком большим

Создание макета из модулей облегчает неизбежную проблему, если вы решаете переехать или поменять жилье. Разборку и повторную сборку макета гораздо проще выполнить, если он состоит из модулей. Когда макет потребуется переносить через дверные проемы, лестницы и перевозить на автомобиле, размеры и вес будут определяющими факторами. Очень страшно видеть, когда макет кромсается на части только для того, чтобы его переместить в другое помещение.

Модули должны легко скрепляться или привинчиваться друг к другу. Необходимо также подумать о надежном соединение путей и электропроводки.

8. Нет нормального доступа к макету

Размещение участков макета вне досягаемости – это очень грубая ошибка, которую надо избегать на всех стадиях строительства и эксплуатации. Вопрос даже не в том, чтобы дотянуться и поставить на рельсы сошедший с них локомотив и вагоны. Вполне возможно, что на ранних стадиях строительства макета на этом участке можно было легко работать, а когда было всё сделано, этот участок дороги стал недоступен для чистки и надлежащего ухода. Чтобы получать от макета максимальное удовольствие, легкий доступ должен быть к путям, декорациям и проводке.

9. Делать уклоны слишком большими

Никогда не делайте слишком большими уклоны. Локомотивы выглядят великолепно, когда они тянут груженные вагоны по склону и проходят по мосту над другим поездом. Однако, уклоны требуют очень много места, поэтому, если у вас на макете его не хватает, проще использовать ровные пути.

Уклоны для основных магистралей должны быть 2% и меньше, для второстепенных дорог – от 3 до 5%. Но это может породить проблемы. Например, мощность локомотива на уклоне в 2% может упасть на 50%. Дополнительные проблемы мы получим, если разместим уклоны на кривых из-за нехватки места.

На спусках у нас проблем не меньше. Если уклон слишком большой, то, при большой скорости, двигатель может тормозить общее движение вагонов, что может быть причиной схода с рельс локомотива или вагонов.

Есть несколько способов справиться с этими проблемами, в том числе, уменьшение уклона, осторожность при уклонах на кривых, уменьшение длины поездов.
03.jpg
04.jpg
Таблица показывает высоту подъема, которая требуется для тоннелей и мостов в типоразмерах. Так как, обычно, пути поднимаются, а затем снижаются до прежнего уровня, то длину в таблице необходимо умножить вдвое.

10. Устройство уровня макета слишком высоко или слишком низко

Хотя это прямо не связано с планированием путей, неправильно выбранная высота макета оказывает влияние на работу на путях макета.

Модели смотрятся самым лучшим образом, если они находятся на уровне глаз. Если плоскость макета находится слишком низко, то и пути тоже будут находится слишком низко. Постоянная работа согнувшись вызовет проблемы со спиной. А еще сложнее будет работать с электропроводкой.
05.jpg
Если говорить кратко, то минимальная высота макета должна быть 105 см. Если вы высокий, то подходящей высотой будут 120см. Однако, высокое расположение макета будет источником других проблем. Чем выше плоскость макета, тем тяжелее будет протянуть руку и достать локомотивы и вагоны, сошедшие с рельс. Ваши зрители (особенно, дети) не смогут разглядеть все детали и вынуждены будут тянуться, чтобы что-то рассмотреть на макете. Понадобятся ступеньки, чтобы зрители могли комфортно наслаждаться вашим макетом.

Продолжение будет...

* Данный текст в этом сообщении является вольным переводом электронного издания "33 Track & Layout Planning Mistakes to Avoid" написанного Robert Anderson
* Все изображение в этом сообщении, кроме подписанных, взяты из вышеуказанного издания.

ЗЫ: Я не всегда согласен с автором, но его мнение очень интересно
ЗЫЫ: Коллеги, извините за шероховатости перевода. С Гуглом было бы быстрее и, может быть, "глаже" - но, в данном случае я перевожу сам, "чтобы мозги не закисли".

anton_1989
Сообщения: 488
Зарегистрирован: Ср дек 22, 2010 7:21 pm
Откуда: Калининград
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 20 раз

Re: 33 ошибки при постройке макета

#5 Непрочитанное сообщение anton_1989 »

Супер спасибо.

И.В.А.Н.
Сообщения: 1042
Зарегистрирован: Сб окт 24, 2015 6:55 pm
Имя: ИВАН
Откуда: МОСКВА
Благодарил (а): 927 раз
Поблагодарили: 176 раз

Re: 33 ошибки при постройке макета

#6 Непрочитанное сообщение И.В.А.Н. »

хороший перевод,
лучше чем у тупогугли :mrgreen:

WSN
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
Имя: Владимир
Откуда: Москва
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 215 раз

Re: 33 ошибки при постройке макета

#7 Непрочитанное сообщение WSN »

11. Делать подходы слишком узкими

Это очень деликатный вопрос, потому что мы все имеем разные оценки нашей талии. Не делайте подходы слишком узкими, если вы склонны к полноте или имеете таких друзей. Некоторые моделисты делают проходы в 60 см и меньше, но реально нужны проходы шириной не менее метра, особенно если вы работаете над макетом вдвоем. Давайте смотреть правде в глаза: вам нравиться вдыхать чужой запах, когда вы с кем-то меняетесь местами у макета? Конечно, можно сузить проход в некоторых местах, но, обычно, основное место откуда будут смотреть ваш макет или рабочая зона должна быть комфортабельной по ширине для двоих и более человек.

Если вы посещали большие макеты или выставки, вспомните, что люди собираются около живописных мест, около поворотных кругов, мостов, около депо и вокзалов – в любых местах, где происходит что-то интересное. Вероятно, тоже самое произойдет, когда вы будете показывать свой макет друзьям или знакомым. В этих местах необходимо предусмотреть дополнительное место в проходе.

И тупики, где проход кончается. Хотя этого почти всегда нельзя избежать – но это будет место, где ваши гости будут блокировать друг друга.

12. Делая ширину макета слишком большой

Вытяните ваши руки и вы увидите, как далеко вы можете их протянуть без потери равновесия. А сейчас представьте, что у вас поезд сошел с рель в дальнем углу макета или вы должны вручную расцепить несколько вагонов, или передвинуть стрелку или подпаять провод к рельсу или убрать пыль. Вы сможете комфортно дотянуться до данной точки и выполнить работу? Вы сможете вытянутся на два фута (60см) и все еще манипулировать своими пальцами, выполняя мелкую работу? Позволит ли ваш макет это сделать?

Вы сделаете одно открытие: чем выше уровень макета, тем короче ширина макета, с которой вы сможете работать. Самым худшим сценарием будет, когда вы упретесь на макет, чтобы добраться подальше. Риск повреждения ландшафта, путей, электроники, дорогих локомотивов и вагонов и … самих себя!

Попробуйте сделать отверстие для доступа, чтобы можно было залезть под макет и, через это отверстие попасть в середину макета. Если вы высокий и уже не «младой юноша», ползать под макетом – не самая простая задача. Вы можете стать выше, но, уж точно, не будете моложе – поэтому планирование на будущее это самый разумный подход.
03.jpg
Фотография из интернета взята только как иллюстрация

Беря всё это во внимание, постараемся сделать подходы с обоих сторон макета и учтем, что дальше 60см работать руками некомфортно. В результате у нас будет достаточно узкий макет с недостаточным пространством, особенно, если вы хотите сделать макет со множеством путей и разнообразием ландшафта. Однако, обслуживание макета стоит на первом месте: если вы не можете достичь какое-либо место на макете, то не сможете его нормально обслуживать и ваши поезда не будут нормально бегать.

13. Сделать макет слишком большим для комнаты

Это был великолепный макет в стандартной спальне, и занимал место двух односпальных кроватей. Макет выглядел фантастически из дверного проема, но, чтобы пройти вовнутрь, нужно было пролезть под макетом к свободному пространству посередине комнаты. Владелец макета (86 лет) пролез под макетом, а для других там не было места. Чтобы поставить на рельсы поезд, он взобрался на скамеечку и склонился над макетом с палкой – это совсем не идеальная картина.

Мораль всего этого: всегда старайтесь создать макет с проходом, если возможно. Если это невозможно, то придумывайте разводные мосты, подъемники и т.д. для лучшего подхода к макету. Однако, будьте готовы, что такие конструкции создают свои проблемы с путями и электропроводкой.

14. Нехватка видимых путей

Макет железной дороги предназначен чтобы показать модели, поэтому абсолютным запретом будет наличие слишком многих скрытых путей. Это не означает, что поезда не должны исчезать в тоннелях, на должны заслонятся строениями или деревьями. Живописные элементы должны создавать интерес, но не доминировать и не отвлекать от поездов.
02.jpg
Фотография из интернета взята только как иллюстрация

Всегда помните, что скрытые пути необходимо будет также чистить и обслуживать, а также о том, как вы будете доставать застрявшие поезда в скрытых труднодоступных местах.

15. Стрелочные системы, которые не работают

Часто путевые схемы выглядят очень хорошо на бумаге, но не проходят проверку практикой.

Рисуя схемы, необходимо учитывать, что любая стрелка будет шире, чем кажется на бумаге.

Собрать всё на макете и обнаружить, что схема не подходит – это совсем не весело и пустая трата времени. Соберите временную схему (или часть пути) со стрелками на кухонном столе. Возьмите метр и измерьте точные размеры стрелочных переводов. Обычно, вы обнаружите, что они занимают гораздо большую площадь, что вы планировали.

16. Проблемы сцепок и расцепок

При планировании конфигурации путей вы должны точно знать, хотите ли вы ставить расцепки и в каком количестве. На этот вопрос не существует правильного ответа. Некоторые любят сортировочные работы, а другие их ненавидят и предпочитают просто катать поезда.

Это факт, что все сцепки, независимо от масштаба, будут работать лучше на прямых отрезках или на кривых очень большого радиуса. Автоматические расцепки на кривых работают очень плохо. Конечно, можно расцеплять вручную, но, опять, это легче делать на прямых. Хорошо бы вспомнить стандарт расположения (высоту) сцепок в вашем масштабе и проверить сцепки на ваших вагонах и локомотивах. Несоответствие высоты сцепок станет причиной расцепления на кривых.

Если вы хотите сделать станцию или грузовой двор именно для работы, а не для декорации, создавайте как можно больше прямых участков, чтобы можно было сцеплять и расцеплять поезда.

17. Стрелки в тоннелях

Если вы причисляете себя к начинающим, то установка стрелок в тоннелях будет плохой идеей. Хотя они делают движение непредсказуемым, стрелки в тоннелях создают очень большие проблемы. Стрелки всегда создают проблемы, даже на открытых участках, где их легко достать. Стрелки в закрытых местах делают задачи чистки, ремонта и обслуживания гораздо сложнее. Необходимо также учитывать, как вы будете контролировать положение стрелки при работе макета. Можете ли вы быть уверенными на 100%, что скрытая стрелка стоит в правильном положении? Если скрытой стрелке альтернативы нет, то устанавливайте, но продумайте все вопросы по эксплуатации и обслуживанию. Лучшим вариантом является размещение стрелки перед входом в тоннель и использование двойного портала.

18. Потеря контроля управления

Беспроводное цифровое управление становится всё более популярным, но макет до сих пор нуждается в контроле человека. Вам не только необходимо дотянуться до любой зоны макета, но вы должны и всё видеть на макете.

Иметь на макете грузовую станцию – это очень хорошая идея, потому что это дает возможность и движения поездов и маневровых работ. Однако, помните, что вы должны находиться рядом с макетом, чтобы вовремя переключить стрелку или расцепить вагоны.

Перед тем как укладывать на макет пути, представьте себя как вы будете на нем водить поезда – вам надо будет стоять или сидеть, чтобы иметь полный контроль над макетом. Всё должно быть достаточно близко от того места, где вы будете находиться.

19. Проблемы с проводкой

Технология многократного подключения (Walk-around control) это отличная новая технология. Еще лучше - беспроводные технологии. С ними вы можете ходить, следуя за своим поездом, не вставляя пульт управления в электроразъемы через каждый метр. Определив, сколько движущихся поездов и операторов будет у вас в одно и тоже время, вы можете определить количество разъёмов и усилителей напряжения, чтобы управлять удаленными поездами без проблем.

Для определения, мы называем электроразъемом оборудование, которое позволяет отключить и подключить вновь ваш пульт управления в разных местах, пока ваш поезд продолжает движение. Это хорошая технология для длинных макетов и позволяет насладиться управлением поездом. Убедитесь, что у вас достаточное количество разъёмов для подключения пульта управления.

Если у вас стандартная проводная консоль управления, вам необходимо определиться с ее местом. Если вы планируете два или несколько пультов управления, убедитесь, что провода не перепутаны и каждый оператор контролирует свой поезд. Их расположение будет иметь ключевое значение.

Учитывайте вероятность того, что кто-то споткнется или заденет ваши провода, упадет на ваш макет или вырвет провода с мест.

20. Работа с пейзажем

Если у вас узкий макет или вы любите маневровые работы и у вас множество стрелок на макете, то декорации могут быть не так и важны. Тип макета зависит только от вас и есть несколько эффективных способов включения пейзаж и здания в макет без загромождения внешнего вида.
04.jpg
Иллюстрация из книги 33 Track & Layout Planning Mistakes to Avoid By Robert Anderson

Тонкие мало рельефные здания (частично 3 стороны и крыша) или совсем «плоские» здания только с фасадом являются прекрасным решением для обустройства заднего плана. Они не только могут выглядеть как полноразмерные здания, но и создать иллюзию, что макет идет гораздо дальше, чем есть в действительности.

Мало рельефные здания можно сделать из уцененных домиков, из пенопласта или картона. Их можно сделать на 5-10% меньше, чтобы создать иллюзию их дальнего расположения. Выглядят они достаточно реалистично.

Если вы используете пластик, дерево или наборы из картона, чтобы делать 3D здания, то не забудьте, что они требуют большего пространства. Если вы их будете ставить между путями, то должно быть место для подъездных дорог, заборов и тротуаров.

Здание, которое так близко стоит у путей, что нужно будет закрыть дверь в доме, чтобы пропустить поезд, не будет выглядеть естественно – одно должно стоять в отдалении от них. Это не относится к зданиям фабрик или складов с погрузочными рампами, вокзалам или чем-то в этом роде.

Жилые дома, магазины требуют пространство для машинок, людей и животных, чтобы завершить пейзаж.
01.jpg
Фотография из интернета взята только как иллюстрация

Располагая ландшафт на нескольких уровнях, мы добавляем интерес к макету. А бегущие поезда на нескольких уровнях это гораздо лучше простого макета. Однако, пути, идущие один над другим, требуют логического обоснования и связанного с этим ландшафта. Пути могут требовать укрепляющих стен, маленьких скал или холмов с травой, чтобы создать требуемое настроение.

Продолжение будет

Данный текст в этом сообщении является вольным переводом электронного издания "33 Track & Layout Planning Mistakes to Avoid" написанного Robert Anderson

WSN
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
Имя: Владимир
Откуда: Москва
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 215 раз

Re: 33 ошибки при постройке макета

#8 Непрочитанное сообщение WSN »

21. Макет не имеет визуального смысла

Старайтесь выбрать одну тему макета или, по крайней мере, используйте спланированные живописные переходы или разделители, если хотите смешать эпохи, времена года или географию.

В магазинах легко «клюнуть» на что-то новенькое, но будет ли это логично сочетаться с тем, что у вас уже есть на макете? Не будут ли новые поступления загромождать ваш макет? Имеет ли смысл поместить холм посередине абсолютно ровной местности. Будет ли британский спорткар МГБ 1972 года выглядеть уместным в городском макете США 1960-х?

22. На макете слишком много событий.

Настоящие железные дороги обычно тянутся на сотни миль, часто через малонаселенные, не урбанизированные районы. Очевидно, если вы не олигарх, набитый миллионами долларов, для вас будет невозможно точно воспроизвести всю железную дорогу в виде масштабной модели, поэтому компромиссы всегда будут необходимы. Решение, что отобразить на макете, а что опустить всегда остается за вами.

Если вы, например, захотите сделать порт с грузовым жд движением с большим количеством стрелок, а также сделать шахтерский городок и пейзажные сцены на одном и том же макете – это можно сделать, пожалуйста. Вместо магистралей, идущих за сотни километров от шахты до порта, вы можете создать иллюзию расстояния. Тоннели – это один из таких приемов: поезд может исчезнуть в тоннеле и появиться на его другой стороне совсем в другой географической зоне. Таким образом у вам могут быть две основные темы (шахта и порт) на разных концах макета с горами, сельским пейзажем, мостами и парой зданий между ними. Вполне вероятно, у вас не будет места для большого города, но небольшой шахтерский городок с полудюжиной построек будет выглядеть хорошо.

Здания поменьше, растительность и другие живописные эффекты на заднем плане могут добавить объем и создать иллюзию большой сцены, уходящей вдаль.

Некоторые пейзажи и сооружения (например, огромные горы, большие озера, большие придорожные дома и т. д.) выглядят великолепно и завлекательно, но они могут просто «поглощать пространство».

Повторяем, этот вопрос определения приоритетов и решения, какие декорации, конструкции и аксессуары необходимы, а от каких вы могли бы обойтись, всегда остаются за вами.

Если, вдруг, элементов пейзажа будет слишком много они могут просто испортить эффект от макета.

На сайте http://www.modelbuildings.org можно найти еще дюжину зданий, в том числе специальные большие пакеты, позволяющие сэкономить от 50% до 80% индивидуальных прейскурантных цен. Там вы можете посмотреть образцы зданий и сооружений.

23. Использование слишком маленьких домов и сооружений.

Одним из решений, которое позволяет сэкономить место, является уменьшение размеров зданий и сооружений. Однако, чтобы они выглядели естественно, они все должны быть одинакового масштаба, если вы только не помещаете их на заднем плане макета, чтобы создать иллюзию расстояния.

Опять же, с напечатанными зданиями с малым рельефом или с плоскими зданиями (см.20 пункт) можно достичь экономии пространства без ущерба реальности. В отличие от пластиковых, вы можете легко менять масштаб при печати на принтере.

Необходимо помнить, что наличие одного-двух крупных производств будет выглядеть более реалистично, чем несколько крошечных заводов или складов, которые почти всегда похожи друг на друга.

24. Недостаток рабочего места

Заполнить каждый сантиметр пространства, который был выделен на макет, выглядит очень заманчиво. Но, где вы будете смазывать и обслуживать локомотивы, проводить ремонт стрелок или работать над новыми проектами? Вполне возможно, у вас есть рабочее место в другой комнате или вы сделаете выдвижной верстак из-под макета. Хорошо освещенное, организованное и чистое рабочее место – это необходимое требования для каждого моделиста железных дорог.

25. Недостаточно места для хранения

Помимо макета и рабочей зоны, вам также понадобится место для хранения запчастей, расходных материалов, неработающих поездов, красок, материалов и т.д.

Один из вариантов, расположить ящики/тумбочки на колесах под макетом. Тогда всегда вы их сможете выкатить и получить доступ к проводке.

Полки над макетом – это еще один вариант. Но, будьте осторожны. Вы же ведь не хотите, чтобы вещи, которые будут там хранится, по каким-либо причинам упали и стали частью вашего макета с соответствующим ущербом.

Включение путей для хранения в сам макет – это возможность хранить и показать больше поездов. Наличие скрытых контейнеров хранения с подъездными путями, по которым поезда могут уходить или выходить на макет, может повысить разнообразие движения. Как правило, такие пути необходимо планировать еще на стадии проектирования макета, учитывая, что их понадобится больше, чем вы думаете из-за роста вашей коллекции.

26. Поезда, которым некуда идти

Как и на реальной железной дороге, поездам нужно куда-то идти и откуда-то приходить. Вот почему развитие железнодорожной сети - один из ключевых элементов реалистичной работы.

Без какого-либо развития макет может выглядеть странно, когда локомотивы и вагоны бегают по одному и тому же пути. В реальной жизни железные дороги получают большой доход от обмена вагонами с другими железными дорогами. Ту же самую структуру работы мы должны обеспечить на нашем макете.
02 Massimo Bax 01.jpg
Facebook, автор макета Massimo Bax

Развитие может выглядеть как основная магистраль и отходящая от нее второстепенная (местная) железная дорога, которая ведет к определенному месту. Это может быть и более сложная сортировочная станция, где проводится прием вагонов с разных дорог, их сортировка и формирование новых поездов.

27. Перегруженные станции

Это следует из двух последних пунктов, потому что железным дорогам требуется много места и путей для эффективной работы. Грузовые дворы - это места, где движение поездов может остановиться, если дороги слишком переполнены или не организованы должным образом. Помимо того, что это место для хранения вагонов, двор - это место, где локомотивы могут оставить одни вагоны и забрать новые. При усилении интенсивности движения вам потребуется удлинить пути или добавить их еще. Обязательно должен быть обходной путь, позволяющий локомотивам добраться до другой стороны станции.

В идеале, такой двор должен иметь возможность выполнять свою работу, не мешая движению на основной линии.

По сути, каждая станция должна иметь путь прибытия для входящих поездов, один или несколько сортировочных и путь отправления.

28. Нехватка путевого развития

Трассировка путей – это не просто прокладка путей в нужном месте. Речь также идет о планировании движения поездов на них и о том, как избежать эксплуатационных проблем, которые нарушают движение поездов. Обычно это не проблема, когда на макете один поезд. Но, в ту минуту, как вы добавляете еще один или пару поездов, их движение может замедлиться или даже встать.

Чем больше подъездных путей, тем лучше работа. Имея три (или более) запасных пути, второй поезд сможет проводить большую часть времени в движении, а не ждать, пока проедет другой поезд. При наличии всего двух подъездных путей поезду нужно будет мчаться между подъездными путями, прежде чем туда доберется другой поезд.

При наличии одного дополнительного пути, один состав должен стать пока проходит другой. Хорошо бы иметь три и более дополнительных пути в зависимости от наличия места. Также имейте ввиду, что длина дополнительного пути будет определять длину ваших составов. Дополнительные пути, которые не могут вместить самые короткие составы вашего макета, будут бесполезны.

29. Проблемы с горловинами станций и двойными путями

Этот пункт также относится к предотвращению эксплуатационных проблем. Смогут ли поезда, идущие в любом направлении, использовать неправильную магистраль для проезда разъезда? Будут ли поезда, идущие в любом направлении, иметь доступ ко всем подъездным путям, тупикам и дворам? Прежде чем устанавливать пути на макет, заранее проработайте возможные маршруты составов. Не очень будет приятно, чтобы сделать макет и понять, что ваши поезда не могут делать то, что вы хотели или идти туда, куда было задумано.

30. Дублирование маршрутов без цели
01.jpg
Иллюстрация из книги 33 Track & Layout Planning Mistakes to Avoid By Robert Anderson

Дублирующие пути (как показано выше) нередко встречаются на схемах, но в реальной жизни такого не бывает. Для железной дороги предоставить поезду выбор из двух маршрутов в один и тот же пункт назначения – это нонсенс. На настоящих железных дорогах главное - зарабатывать деньги, поэтому они не хотели бы, чтобы поезд шел долго, если только это не туристический маршрут для любования окрестностями.

Если вы уж сделали два дублирующих пути, то обоснуйте для чего. Например, на один из маршрутов поставьте промышленное предприятие. Другой вариант – установить какое-то визуальное укрытие на одном из маршрутов, например, тоннель или мост с ограничениями по весу. Это заставит некоторые поезда выбирать более длинный маршрут, чтобы добраться до того же пункта назначения.

Наличие параллельных маршрутов без причины - это пустая трата ценного пространства, которое можно было бы использовать лучше.

31. Усложненное стрелочное развитие

Усложненное стрелочное развитие – это не всегда плохо, если вам это нравится. Только на настоящей железной дороге пути и стрелки пытаются сделать максимально простыми. Однако, эти правила нарушают, если вам нравится создавать головоломки из стрелок с короткими тупиками и многочисленными путями – потому что макет, это то место, где вы делаете то, что нравится именно вам, а не другим.
04 Peter Aust 01.jpg
Facebook, автор макета Peter Aust

Тем не менее, просто имейте в виду, что непреднамеренное переключение стрелок может свести вас с ума. Если вы не можете смотреть на 4-5 шагов вперед при движении состава, то сложное стрелочное развитие может быть не для вас.

Если вы начнете избегать эту часть макета при катании поездов, то такое путевое развитие не для вас и макет начнет терять смысл.

32. Ненужные петли

Всё сводится к тому, что вы хотите от своего макета. Но помните, что разворотные петли и пути требуют очень много места. Опять же, в реальной жизни железные дороги обычно не разворачивают поезда только для того, чтобы вернуться по маршруту, по которому они пришли.

Однако, если вам нравятся поворотные петли и «односторонние» составы, то почему бы и нет? Просто помните, что для них требуется много места, а также могут быть особые проблемы с электропитанием.

33. Слишком малое движение поездов

В реальной жизни, чтобы быть прибыльными железные дороги (поезда, станции, служащие и т.д.) должны работать. Не забывайте об этом, когда делаете макет. Если поезда просто ходят по кругу и их нечем занять, то такой макет может быстро надоесть. Хотя мы говорили ранее, что макет не должен быть перегружен, но, чем больше разнообразия будет на макете, тем приятнее вам и вашим друзьям будет работать с ним.
03 Massimo Bax 02.jpg
Facebook, автор макета Massimo Bax

Железная дорога на макете будет более интересной, если ваши поезда смогут:

• забирать и доставлять пассажиров

• работать с грузами различных видов (погрузка и разгрузка)

• ходить по главным магистралям или по второстепенным веткам

• уходить на дополнительные пути, чтобы пропустить другие поезда

• ждать сигналов

• переставлять вагоны на складах (грузовых дворах)

• проводить обмен вагонами с другими железными дорогами

• обслуживать пути с помощью специализированного оборудования для технического обслуживания пути (MOW)

• проводить мелкий ремонт в тупиках или на ремонтных путях

• проводить техобслуживание локомотивов в локомотивном депо или в депо с поворотным кругом

• поворачивать локомотивы на поворотном столе или на поворотном треугольнике

Этот список можно продолжить. Придумайте задачи для ваших локомотивов, и вам никогда не будет скучно.

ххх

Этот список ошибок далеко не полный. Каждый макет индивидуален, и вы, несомненно, будете думать о конкретных проблемах, связанных с вашим макетом, до (или когда) они возникнут. Надеемся, что вы сможете заранее определить потенциальные проблемные места или ошибки планирования - избежать такие проблемы намного проще, чем пытаться исправить их после того, как построен макет.

Данный текст в этом сообщении является вольным переводом электронного издания "33 Track & Layout Planning Mistakes to Avoid" написанного Robert Anderson

Коллеги, вольный перевод книги я закончил. Я не помещал ссылки на разные сайты, которые указывались - они частично не работали. Так что смотрите сами в источнике

Оригинал книги
33_Model_Railroad_Track_Planning-Mistakes_To_Avoid5.pdf
(559.72 КБ) 528 скачиваний

Alex100868
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Вс ноя 07, 2021 10:24 am
Имя: Александр

Re: 33 ошибки при постройке макета

#9 Непрочитанное сообщение Alex100868 »

Очень полезная информация, спасибо!

Аватара пользователя
MegaBlackJoe
Сообщения: 86
Зарегистрирован: Сб янв 19, 2013 1:30 am
Имя: Тимур
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 8 раз

Re: 33 ошибки при постройке макета

#10 Непрочитанное сообщение MegaBlackJoe »

Еще я бы добавил сюда, что самая большая ошибка, которую можно совершить - это неправильно выбрать масштаб под имеющееся место.

Общее правило, которое применимо - чем, меньше масштаб, тем больше железной дороги можно вместить на единицу пространства.

Хотя масштаб H0 является:

- Самым популярным в мире
- Имеет хорошую детализацию ПС
- Большое количество производителей, в том числе производителей наших локомотивов, светофоров и т.п. вещей
- Есть хороший рынок б.у моделей, что позволяет дополнительно сэкономить

Все же для постройки красивого макета (если мы говорим о моделизме, как искусстве, а не об условном овале с паровозиком из стартового набора) наших квартир недостаточно.
Магистральные ЖД в H0 требуют, как минимум гаража. Это отлично видно на примере американских макетов на youtube - реалистичные пространства и соблюдение вышеуказанных рекомендаций возможны только при наличии площади в несколько десятков метров. В условиях среднестатистической квартиры, при условии, что нет войны с домочадцами по поводу пространства, которое будет занимать макет, в H0 можно построить только узкоколейку, feldbahn или консольный макет без разворотных петлей. В условиях квартиры, если нет отдельного помещения, добиться реалистичности макета практически невозможно из-за крайней ограниченности площади. Консольные макеты в H0- это компромисс, легко посчитать, что длинна поезда с несколькими вагонами составит около одного метра. Если расстояние между станциями полочного макета с челночным движением - 3 метра, то движение состава между станциями будет занимать всего несколько секунд.

Никто не будет спорить о том, что иметь хот бы какой-нибудь макет это лучше, чем не иметь вообще никакого, но именно H0 макеты в квартирах являются компромиссом у очень многих моделистов именно из-за места (ограниченный радиус кривых и т.п.)

Меньшие масштабы типа N и Z гораздо больше подходят для квартир, хотя бы из-за того же радиуса кривых, хотя также имеют ряд недостатков:

- Ограничен выбор ПС, путевого материала, аксессуаров, особенно это касается отечественных жд
- Несмотря на малый размер, модели ПС могут иметь большую стоимость, особенно актуально для Z, где всех серийных производителей ПС можно посчитать по пальцам одной руки.
- Чем меньше масштаб, тем сложнее моделировать в нем из-за обилия мелких деталей.

Золотой серединой для квартир является N, хотя выбор ПС и аксессуаров ограничен, все же сложность моделирования еще приемлемая.

Масштаб Z наиболее всего подходит для квартир и на площади 1 * 3,5 м можно создать очень хороший магистральный макет жд, но Z - все же немного вещь в себе:

- Модели ПС стоят дороже чем H0
- Ввиду того, что основной производитель Marklin искусственно поддерживает дефицит моделей выпуская одну и ту же модель в другом окрасе раз в три года, вы не сможете просто так взять и купить модель, которая вам нужна, их разбирают очень быстро, тоже самое справедливо и для других производителей.
- Кроме Br232 и Br52 нет моделей, которые подходили бы под конверсию в отечественный ПС, о серийных отечественных моделях говорить не приходится.
- Выбор путевого материала крайне скуден.
- Высокая сложность моделирования из-за очень мелких элементов
- Отсутствие адекватного б.у рынка моделей. Из-за высокой изначальной стоимости, искусственного дефицита, б.у модели теряют максимум 15% стоимости (мы не говорим о моделях и стартового набора), а иногда даже продаются дороже, чем стоили новые (br132 купленный в 2017 можно продать сегодня за на 80 Евро дороже, чем он стоил новым). Конечно, для владельцев моделей это означает, что вложения в хобби не девальвируются, но те, кто только собираются приобрести модели сталкиваются с невозможностью сэкономить при покупке б.у. На ebay идут ожесточенные бои за каждый локомотив, имеющий ценность. Наши соотечественники находятся в более проигрышной позиции, так как большинство продавцов из Германии, не отправляют в Россию, а при отправке через посредника (которого также необходимо найти для б.у товаров), к цене лота добавляется сумма в 30 Евро минимум. В то время, как немцы заплатят только 6 Евро за пересылку внутри Германии.

Масштаб T является игрушкой с максимально некопийными моделями и заоблачным ценником.

Для себя выбрал масштаб Z из-за крайне ограниченного пространства.

Ответить

Вернуться в «Модульные макеты»