Модульный макет в НО

Здесь обсуждаем вопросы, связанные с модульными макетами...
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
timon220
Сообщения: 1258
Зарегистрирован: Вт ноя 11, 2008 11:53 am
Откуда: Краматорск, Донецкая область
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Модульный макет в НО

#1 Непрочитанное сообщение timon220 »

Изображение

Технические условия

В задачу входило скомпоновать на одном модуле группу стрелок для маневрирования на главном пути, используя и два соседних модуля. С одной стороны главный путь разведен по стандарту, 2" межпутевое расстояние, две колеи, с другой стороны - нестандартное межпутевое расстояние, 2.5", 3 колеи.


Причиной требования плотной компоновки стрелок явилось желание иметь наиболее сложную разводку в одном месте, по возможности, на одном модуле. Т.е., облегчить себе жизнь как установке стрелок, так и их отладке.


К другой функциональности, тесно примыкающей к управлению стрелок, относилось использование аппаратуры, допускающей подключение детекторов занятости участков и их разводку в дальнейшем на световые сигналы. В дальнейшем модуль должен стать местом монтажа макропанели DCC для автоматического управления движением.


Требования по стрелкам вырабатывались исходя из требований прохождения длинного подвижного состава, вроде сочленненного паровоза Cab Forwаrd 4-8-8-2 и длинных вагонов (длиннее 9", 229 мм). Кроме того, для улучшения соответствия прототипу, крайне желательно было использовать более длинные стрелки, чем #3 и #4, благо длина модуля в 40" (1024 мм) и длина без соединительный секций в 34" (863 мм) позволяли это сделать. По той же причине требовалась установка подповерхностных приводов.


Аппаратура и компоненты

Исходя из общих требований, выбор пал на декодер Digitrax DS64, имеющий, как опцию, детектор Digitrax BD4 занятости 4-х участков. Стоимость одного канала управления составила ок. 15 USD, что несколько дороже, чем у ряда других декодеров на рынке. Но, наличие развитой встроенной функциональности и детектора занятости с ценой всего 7.5 USD/канал явно перевесили все другие соображения.


В проекте использованы стрелки Atlas #6 Super. Стрелки #6 - одни из самых распространенных на рынке. Они всего в 1.5-1.6 раза короче "настоящих магистральных" (когда #3 и подобные короче примерно в 3.3-3.5 раза), с другой стороны, их длина позволяет уложить две пары на модуль указанных выше размеров без особых проблем по компоновке.


В качестве приводов стрелок был выбран Peco http://www.walthers.com/exec/productinfo/552-1023 маркированный как "для цифровых приложений", т.е., со сниженным потреблением тока. Тут уместно заметить, что в случае DS64 потребление тока различными моделями приводов Peco значения не имеет. Почему Peco называет свой соленоидный привод "мотором" осталось загадкой. Впрочем, к качеству работы самого привода и простоте его установки вопросов не возникло.


Установка приводов Peco

Изображение

В инструкции по установке приводов указаны 4 различных способа, все свзяанные с установкой под твердую (деревянную или пластиковую) поверхность. В связи с тем, что наш модуль целиком из пенополистирола, это значительно упростило саму установку.


Прежде всего, требуется разметка прямоугольного отверстия под сам привод. Для этого стрелка была выложена на модуль вместе с примыкающими секциями, как она должна быть в итоге, и все было закреплено булавками с использованием отверстий под гвозди в рельсовом материале. Затем был обозначен сам прямоугольник под привод с использованием тонкого черного фломастера. После чего стрелка и окружающие секции были сняты.


Привод утапливается в посадочное гнездо "ногами вниз" (гладкой ровной частью корпуса вверх) с небольшим усилием и удерживается в нем, в основном, за счет стенок из пенополистирола, крепежных лап внизу, которые просто входят в материал под усилием, и прижатия сверху закрепленным рельсовым материалом. Вот так просто. Это метод крепежа проверялся на тестовом модуле, при этом модуль подвергался изрядной тряске: привод не сдвигался с места даже не будучи ничем прижатым сверху.


Привод сам по себе очень аккуратно исполнен и корпус имеет гладкую поверхность. Чтобы эффект удержания в пенополистироле был больше, привод по периметру был обмотан тонкой изолентой несколько раз, что увеличило трение на его поверхности. Кроме того, лишний миллиметр по периметру чуть больше раздвигает сам материал стенок посадочного гнезда, еще улучшая качество крепления.


До установки на контакты привода стоит припаять разводку, выполненную многожильным кабелем AWG 24-28 (0.3 - 0.5 мм), такой же используется и на фидерах сигнала DCC. Рекомендуется хотя бы общий провод выполнить другим цветом, чем другие провода; еще лучше все три провода сделать разноцветными. Все приводы должны быть разведены одинаково по цветам, тогда легко исправлять ошибки.


Привод должен быть испытан до установки, как по качеству пайки, так и направлению перевода. Было отмечено в ходе испытаний, что он устойчиво работает на напряжении и 9 В.


Посадочное гнездо может быть вырезано острым материалом, благо, пенополистирол очень хорошо так обрабатывается. Желательно, по мере прорезания отверстия, прикладывать сам привод, проверяя, достаточно ли уже. Привод должен входить с некоторым усилием, при этом материал не должен деформироваться.




Более эффективным способом прорезания гнезда оказался вариант с использованием вот этого терморезака. Материал легко и точно режется, скатываясь в маленькие комки, они легко удаляются острым предметом. Ко всему, терморезак без проблем и аккуратно прожигает декоративную бумагу, имитирующую поверхность; поэтому какая-то зачистка уже оклееной поверхности не нужна.


Терморезак следует использовать только в проветриваемом помещении.

Изображение
Изображение

Глубина посадочного гнезда должна быть такой, чтобы при полностью утопленном приводе над поверхностью оставалась часть штока привода, достаточной длины для отверстия под нее в самой стрелке, но не выше уровня шпал, т.е., примерно 2.5 мм. Кроме того, глубина посадочного гнезда должна соответствовать нижней части штока, допуская его отклонение от вертикали до 5-10 град., обеспечивая рабочее движение штока без задиров. При бОльшем отклонении от вертикали шток начинает цепляться за элементы корпуса, которые, по необходимости, можно чуть отогнуть. Но, лучше, установку более точно просчитывать, тогда этого отгибания можно избежать.


Для измерения линейных размеров и глубины очень пригодился штангенциркуль.


Если материала уже выбрано больше. чем требовалось, небольшими пластинками из пенополистирола можно заполнить нужный объем.



Также требуется пластинка из пенополистирола, которая закроет привод сверху и выровняет поверхность над ним до уровня поверхности модуля. Ее легко вырезать ножницами из обрезков пенополистирола. Отверстие под шток ничем перекрываться не должно и ничего туда попадать в ходе его движение также не должно. В случае использования насыпи Woodland Scenics http://www.walthers.com/exec/productinfo/785-1461 (785-1470, 785-1471, 785-74, 785-77) и ему подобного следует учесть высоту балластной призмы для штока, выводимого наверх, это около 5 мм.

Изображение

Установка стрелок

В любом случае, декоративную поверхность в месте посадочного отверстия можно не клеить "намертво", оставляя себе возможность доступа для сервиса в будущем к приводу внутри модуля. Балластная призма типа Woodland Scenics легко будет прижата рельсовыми гвоздями в дюбелях с наполнителем (Альманах:Световые эффекты домашнего модуля#Крепеж к поверхности), требуется только вырезать маленькими ножницами или ножем отверстие под шток привода. Небольшой кусок декоративная бумаги, как на этом конкретном модуле, достаточного размера, чтобы перекрыть посадочное гнездо, был закреплен "прозрачным" скотчем по краям уже после укладки стрелки, но до ее окончательного закрепления. Закрепленная стрелка и "прозрачный" скотч не позволяют ему сдвинуться с места. "Прозрачный скотч" виден в прямом белом свете на декоративной бумаге как чуть белесая полоска на однородной поверхности, при комнатном свете и непрямом освещении он практически не виден наблюдателю.


В связи с тем, что приводы Peco делают значительный рывок в сторону при переводе, стрелки крепятся к дюбелям и гвоздями, и крепежными миниатюрными шурупами. Шурупы, для надежности крепежа, используются в районе привода, на концах стрелок, две пары на стрелку. Еще оставался способ силу рывка при переводе стрелки ограничить путем настройки длины импульса на декодере; серьезные декодеры имееют подобную функциональность включая DS64; она пока не использовалась.


Подключение к декодеру


Приводы стрелок были разведены и подключены попарно на один канал, итого было использовано 2 канала декодера из 4-х, 2-й и 4-й. DS64 способен надежно переводить 2-3 соленоидных привода на один канал. Зачем три ? Третьим приводом может быть реле сигнализации, например. Второй пример - простая экономия каналов управления.

Изображение
Разъемы DS64
Разъемы DS64


Разъемы Digitrax DS64 разведены 3 группами, отдельной группой вынесены кнопки и сигналы настройки декодера.


Настройка декодера производится при отключенных стрелках. По умолчанию, декодер настроен на использование соленоидных приводов. Кроме них, декодер поддерживает моторные приводы плюс Kato и LGB. Помимо столь богатого выбора, декодер предназначен для управления световыми сигналами когда декодер включен в режим моторного привода. Декодер также способен отправлять информацию в компьютер при использовании сети LocoNet.


По умолчанию, каналы выводов 1R 1G, 2R 2G, 3R 3G, 4R 4G запрограммированы под номерами 1,2,3,4 . Выводы P+ в случае работы с соленоидными приводами используются как общие (центральные). Перепрограммирование номеров каналов происходит так:

* Нажать ID кнопку на 3 сек., зеленый индикатор начинает мигать.
* Перевести пульт DCC в режим стрелок (аксессуаров) и набрать адрес для первого канала, затем - нажать одну из кнопок перевода стрелки, любую из этих двух; зеленый индикатор будет мигать быстрее, подтверждая факт назначения нового адреса.
* Повторить процедуру последовательно для 2,3,4 каналов.
* После программирования адреса 4-го канала зеленый индикатор перейдет в режим мерцания, все новые адреса назначены

В случае ошибок или новых адресов процедуру следует повторить. DS64 не имеет режима таймаута и на программирование конкретного адреса время ничем не ограничено.


На схеме отдельно показана желтым возможность подключения кнопки для "ручного" перевода группы стрелок 2 канала используя вход S2. (кнопки S1, S3, S4 управляют каналами 1, 3 и 4 соответственно).


Входы A1-A4 используются детектором занятости участков BD4.


Данная статья не ставит целью описать всю работу DS64. Для подробного знакомства следует использовать докуметацию Digitrax, следующую с продуктом в оригинальной упаковке или с сайта http://www.digitrax.com .



После окончания монтажа проводки, все провода были скрыты пластиковыми панелями, нарезанными из офисных штор ножницами, и закрепленных обычными шурупами в дюбелях без заполнителя. Что делает всю конструкцию легко обслуживаемой и изменяемой, когда это нужно. Для быстрого получения отверстий в пластике с помощью тонкой отвертки, ее следует вращать, чтобы отверстие не получилось рваным.

Изображение


* 1. Терминалы шины DCC, NCE PowerCab и для кабеля между модулями
* 2. Разъем шины DCC для соседних модулей, (штырьковый 3.5 мм, моно), кабель витой, 16 AWG (1.3 мм)
* 3. Разъем шины DCC модуля
* 4. Шина DCC, кабель витой, 14 AWG, (1.6 мм)
* 5. Терминал DS64
* 6. Разводка стрелочных приводов
* 7. Digitrax DS64
* 8. Вывод шины DCC с терминала NCE PowerCab на терминал модуля


Ходовые испытания подвижного состава на модуле

Сценарий испытаний прост: переводится группа стрелок и со скоростью 25% от максимальной масштабной движется состав из BLI Cab Forward и 2-х 6-осных (тяжелых) вагонов Walthers, на обратном пути состав развивает полную масштабную скорость (ок. 100 км/ч в прототипе).

Обратите внимание на плотность прилегания диафрагм вагонов, как у прототипа.

Изображение
Изображение
Изображение

Проблемы и ошибки

Самой серьезной ошибкой явилась попытка планирования "от наличных комплектующих", а не от задачи, так как стрелки использовались от отмененного ранее проекта. Для 3-го пути явно требовалась стрелка #6 обычная, а не в варианте #6 Super. Тогда можно было бы избежать доворота 3-го пути для выравнивания соединения с соседним модулем.


Обе группы стрелок были включены наоборот сигналам On/Off, проблем с использованием это не вызывает, но вносит путанницу в управлении с пульта. Проблема легко устраняется путем обмена местами групп проводов приводов на терминале DS64.


Трудоемкость проекта

Вся процедура установки стрелок, аппаратуры и их отладки заняла 4 часа за одни выходные, в два приема.


Выводы

Изображение
Изображение
Изображение

Как видно из написанного и показанного выше, нет никаких технических проблем в домашних условиях использовать длиннобазный многоосный подвижной состав во всем диапазоне масштабных скоростей. Что ни есть проблема использовать длинные стрелки в домашних условиях, что добавляет реалистичности самой дороге и снимает какие-либо ограничения на подвижной состав. И что достаточно приличный результат можно получить без сверхусилий, значительных затрат средств и личного времени и применения сложных в работе материалов и технологий, не говоря уже об явно опасных или неприемлемых в домашних условиях.


Из примера выше видно, что в данных размерах можно разместить и стрелки #8 и #10, последние практически соответствуют прототипам с настоящих магистралей, когда #6 ближе к городской железной дороге (метро) и индустриальным веткам. С другой стороны, выбор вариантов стрелок #6, включая их более сложные варианты, на рынке представлен лучше, чем еще какие-либо. Что открывает огромные возможности моделирования при не ахти каком большом компромиссе соответствия прототипу.


При желании иметь дело со стрелками #8 и #10 может потребоваться медленный привод, моторный или серво, так как длина подвижных частей значительна для таких стрелок и перевод их рывком может приводить к их некачественному переводу из-за отсутствия постоянной прижимной силы после окончания процесса перевода у соленоидных приводов.


Еще один практический вывод состоит и в том, что рассказ об отсутствии места в квартире под современную железную дорогу с ее огромным выбором путевого материала - не более, чем миф. Разумная компоновка - вот хороший ответ любому скептику.


Продолжение следует......(притомился....остальное завтра дам.....Тимон)
Вкусовые качества плавленного сырка при различных видах водки!

Юрий Шевчук

Re: Модульный макет в НО

#2 Непрочитанное сообщение Юрий Шевчук »

Тёма, я что-то не догнал... Чего это тебя так занесло, сразу на модули в НО? :?

Аватара пользователя
старина_U
Сообщения: 9072
Зарегистрирован: Чт апр 24, 2008 12:04 am
Откуда: оттуда... з Масквы...
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: Модульный макет в НО

#3 Непрочитанное сообщение старина_U »

;) Чё догонять-то?
Диранул чужую статью, не удосужившись даже дать ссылку.
Причём, перенёс вместе с ляпами перевода и пендосскими примочками... :mrgreen:
Изображение

Аватара пользователя
timon220
Сообщения: 1258
Зарегистрирован: Вт ноя 11, 2008 11:53 am
Откуда: Краматорск, Донецкая область
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Модульный макет в НО

#4 Непрочитанное сообщение timon220 »

Не ругайте меня мамо!
Вот ссылки на все статьи!


http://www.larkot.com/index.php/%D0%90% ... 0%BB%D0%B5


http://www.larkot.com/index.php/%D0%90% ... 0%BB%D1%8F


http://www.larkot.com/index.php/%D0%90% ... D1%8C_1%29


http://www.larkot.com/index.php/%D0%90% ... 1%80_10%29


http://www.larkot.com/index.php/%D0%90% ... 8_Tortoise
Вкусовые качества плавленного сырка при различных видах водки!

Аватара пользователя
И.К.С.
Сообщения: 3881
Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 9:57 am
Имя: Ĩ.Ĉ.Š. мӧҗҥҩ ҧрѻҫҭҩ мӥҫҭҿӄѣ Ӥ.Ҟ.Ҫ іљі Ҝѻӊҫҭѩңҭӥԋъ
Откуда: У.Г.Ж.Д. 13 верста( U.M.M.R.R 13 km)
Благодарил (а): 181 раз
Поблагодарили: 122 раза
Контактная информация:

Re: Модульный макет в НО

#5 Непрочитанное сообщение И.К.С. »

timon220 писал(а):Вот ссылки на все статьи!
Лучше так http://www.larkot.com/index.php/%D0%9A% ... 0%B0%D1%85
Господин "Наибольшая Кошка" из простого "впендюривателя американщины" превращается в "ушлого впендюривателя" :D
HOe.N.Z? . . G.Oe.HO! ПолHOля , эNка и кое-что ещё. Люблю У.Г.Ж.Д. особенно 13 версту и вообще 1 эпоху.
Изображение
Изображение
Изображение

f@ntom@s
Сообщения: 128
Зарегистрирован: Ср апр 16, 2008 9:29 am
Откуда: ст.Киев-Пассажирный
Контактная информация:

Re: Модульный макет в НО

#6 Непрочитанное сообщение f@ntom@s »

Господин "Наибольшая Кошка" из простого "впендюривателя американщины" превращается в "ушлого впендюривателя" :D
С закосом под пророка Магомета, ага.

Аватара пользователя
timon220
Сообщения: 1258
Зарегистрирован: Вт ноя 11, 2008 11:53 am
Откуда: Краматорск, Донецкая область
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Модульный макет в НО

#7 Непрочитанное сообщение timon220 »

:lol:
Лучше бы макет пообсасывали, а не владельца!
Вкусовые качества плавленного сырка при различных видах водки!

Аватара пользователя
И.К.С.
Сообщения: 3881
Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 9:57 am
Имя: Ĩ.Ĉ.Š. мӧҗҥҩ ҧрѻҫҭҩ мӥҫҭҿӄѣ Ӥ.Ҟ.Ҫ іљі Ҝѻӊҫҭѩңҭӥԋъ
Откуда: У.Г.Ж.Д. 13 верста( U.M.M.R.R 13 km)
Благодарил (а): 181 раз
Поблагодарили: 122 раза
Контактная информация:

Re: Модульный макет в НО

#8 Непрочитанное сообщение И.К.С. »

timon220 писал(а):Лучше бы макет пообсасывали
зачем? владельцу макета это нафиг не надь.
можно пообсуждать вот эту "статью" http://www.larkot.com/index.php/%D0%90% ... 0%B8%D0%B5
Последний раз редактировалось И.К.С. Пн июл 26, 2010 9:26 pm, всего редактировалось 1 раз.
HOe.N.Z? . . G.Oe.HO! ПолHOля , эNка и кое-что ещё. Люблю У.Г.Ж.Д. особенно 13 версту и вообще 1 эпоху.
Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
старина_U
Сообщения: 9072
Зарегистрирован: Чт апр 24, 2008 12:04 am
Откуда: оттуда... з Масквы...
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: Модульный макет в НО

#9 Непрочитанное сообщение старина_U »

шмырштю писал(а):...можно "пообсуждать" вот эту статью
Моооожно... :mrgreen: добавляй к теме... http://www.scaletrainsclub.com/board/vi ... =49&t=2256
...Пока ещё депо Малая Вишера не снесли к е.м. :evil: Депо и вокзал Окуловка (1850 года постройки) уже снесены, хотя особо и не мешали никому. И потом... Депо Тверь здесь уже я кратенько описывал. http://www.scaletrainsclub.com/board/vi ... 6&start=20
timon220 писал(а):Лучше бы макет пообсасывали

Макет??? :shock:
Тимон, прогуляйтесь до ближайшей железки, найдите хоть один фрагментик, смутно напоминающий сий опус.
Что касается играбельности... :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: эт на столе только разложить (N), или на полу (НО)... ради ручного перекатывания вагоньчегов на уровне глаз, изображая маневровый тепловоз звуками, извлекаемыми выдуванием воздуха в щель между губами и высунутым языком... :mrgreen:
У меня мелкий на полу, из леговских цацок, и то, выкладывал куда более интересные схемы. Причём с большей осмысленностью. И, если уж выкладывать все свои сидеродромофилические и квазисидеродромофилические фантазии на тему маневровых покатушек, то на эту тему можно было бы затеять целый портал... :mrgreen:
Ваш макет-тортик, несмотря на детские болезни, выглядит куда более макетным, чем просто кривые съезды между 3-мя путями, уложенными на лист пробки.
Изображение

Аватара пользователя
Николай
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Пт июл 04, 2008 2:31 am
Откуда: Киев

Re: Модульный макет в НО

#10 Непрочитанное сообщение Николай »

шмырштю писал(а):
timon220 писал(а):Вот ссылки на все статьи!
Лучше так http://www.larkot.com/index.php/%D0%9A% ... 0%B0%D1%85
Господин "Наибольшая Кошка" из простого "впендюривателя американщины" превращается в "ушлого впендюривателя" :D
Круто сказано, но правдиво :D

Ответить

Вернуться в «Модульные макеты»