ТЭП80

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Manchteyn-tm
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
Благодарил (а): 146 раз
Поблагодарили: 249 раз
Контактная информация:

ТЭП80

#1 Непрочитанное сообщение Manchteyn-tm »

Тепловоз ТЭП80 — опытный пассажирский тепловоз, производившийся в СССР с 1988 по 1989 год на Коломенском тепловозостроительном заводе. Всего построено 2 тепловоза данной модели.
Кузов тепловоза цельнонесущий, имеет ферменно-раскосную конструкцию с элементами панельного типа. Крыши съёмные. В них расположены фильтры ЦВС, глушитель, электрический тормоз и охладитель наддувного воздуха. Четырёхосные тележки состоят из общей жёсткой рамы и попарно сбалансированных колёсных пар, имеют двухступенчатое рессорное подвешивание и индивидуальный опорно-рамный привод. Рама тележки с кузовом и колёсные пары с рамой тележки связаны при помощи цилиндрических пружин с включёнными гидравлическими гасителями колебаний.
На рамках тележек тепловоза установлены тяговые электродвигатели ЭД-121ВУХЛ1 мощностью в 4552 кВт, питающиеся выпрямленным током. На самом тепловозе установлены тяговой генератор переменного тока ГС-519У2 и V-образный четырёхтактный двадцатицилиндровый дизель типа Д49 (20ЧН26/26) мощностью 6000 л.с. с двухступенчатым турбонаддувом и двукратным охлаждением наддувочного воздуха в воздушных охладителях. Система охлаждения дизеля принудительная, закрытая (высокотемпературная), двухконтурная, шахтного типа с двухрядным расположением секций и гидростатическим приводом двух вентиляторов. Дизель и генератор вместе представляют собой дизель-генераторный агрегат 2-10 ДГ.
На тепловозе имеется система подогрева теплоносителей и система автоматического регулирования торможением и электропередачей. Также тепловоз оборудован электрическим реостатным тормозом мощностью тормозных резисторов в 4000 кВт. Кроме этого предусмотрена установка систем, основанных на применении микропроцессорной техники: система диагностики и управления тепловозом (СЦКДУ-Т), система комплексного регулирования и защиты тепловозного дизель-генератора (СКРЗД-1) и система централизованного контроля.
Локомотив ТЭП80-0002 считается мировым рекордсменом по скорости среди тепловозов. Рекорд составляет 271 км/ч (1993), запись о чём можно увидеть на кузове тепловоза, находящегося в данный момент в музее железнодорожного транспорта на бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга. Второй локомотив, также с памятной надписью, находится в Новосибирском музее железнодорожной техники. Рекорд установлен машинистом Манкевичем Александром Васильевичем, 5 октября 1993 года, но не занесён в «Книгу рекордов Гиннесса» и считается заявленным производителем.
Вложения
80_2_Ex.jpg
20060510_33688.jpg
20090225_184174.jpg
tep80.jpg
img014.jpg
20060415_32043.jpg
20071113_106785.jpg
20081015_163696.jpg
20090405_190585.jpg
20090529_200704.jpeg
35040277.jpg
tep80-0001-2_08_08.jpg
tep80-0001_08_08.jpg
x_50b0d2ef2d.jpg
tep80.jpeg
151104041.jpg
152480368.jpg
137905730.jpg
137905818.jpg
Последний раз редактировалось Manchteyn-tm Вт янв 10, 2012 2:46 pm, всего редактировалось 1 раз.
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Аватара пользователя
Manchteyn-tm
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
Благодарил (а): 146 раз
Поблагодарили: 249 раз
Контактная информация:

Re: ТЭП80.

#2 Непрочитанное сообщение Manchteyn-tm »

Еще фоток, больше здесь - http://photo.qip.ru/users/manchteyn-tm/151128345/
Вложения
05_11_07_pult-tep80-0002-1.jpg
20090314_187107.jpg
20090314_187109.jpg
92471386.jpg
151787491.jpeg
0_478da_e43b4e8c_XXXL.jpeg
80_1_Ex.jpg
x_bc008dca.jpeg
tep80-0001.jpg
TEP80-0002.jpg
82c7b19b5a10.jpg
w400_c25f8590c1108d03ccc4033ad364af9a.jpeg
w400_c25f8590c1108d03ccc4033ad364af9a.jpeg (36.32 КБ) 9927 просмотров
IMG_2383.jpg
20080402_129334.jpg
20080226_123456.jpg
34fabd8df09aa5f140.jpg
80-0002.jpg
20070426_75228.jpg
20080727_150037.jpg
DSCF0917.jpg
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Аватара пользователя
Сергей Т.
Сообщения: 5078
Зарегистрирован: Пт сен 10, 2010 4:22 pm
Имя: Сергей
Откуда: Москва
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 84 раза

Re: ТЭП80

#3 Непрочитанное сообщение Сергей Т. »

ТЭП80-0002 Варшавский вокзал. Автор: Юрий Барановский.
TEP80-0002 (1) 3.1.13.JPG
TEP80-0002 (2) 3.1.13.JPG

Аватара пользователя
Manchteyn-tm
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
Благодарил (а): 146 раз
Поблагодарили: 249 раз
Контактная информация:

Re: ТЭП80

#4 Непрочитанное сообщение Manchteyn-tm »

Вложения
0_7f5e8_d2e4891b_orig.jpeg
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Аватара пользователя
Manchteyn-tm
Сообщения: 3370
Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
Благодарил (а): 146 раз
Поблагодарили: 249 раз
Контактная информация:

Re: ТЭП80

#5 Непрочитанное сообщение Manchteyn-tm »

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=10035 ... id=2489827
"Обогнавшие судьбу"
Двадцать лет назад на Октябрьской магистрали был установлен мировой рекорд скорости
Октябрь 1993 года называют чёрным. Россия, да и весь мир в прямом эфире с ужасом смотрели, как в центре Москвы стреляют танки. Хотя удивить мы могли совсем другими достижениями. 5 октября 1993 года локомотив ТЭП80 – 002 установил мировой рекорд скорости для тепловозов – 271 км/ч! Не перекрыт он и поныне.
Увы, не только общественность, но даже не все железнодорожники знают об этом достижении. Почему оно стало одной из наших забытых побед? И кто были те люди, которые обогнали время? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
дальше-
[Оффтопик]
Надо сказать сразу, что никакой программы рекордных заездов не существовало, а было одно действующее и поныне правило. Любая новая техника, прежде чем начать её серийное производство, должна пройти комплексные испытания. Их уже долгие годы проводит Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). В обязательном порядке испытываются тормозные системы, изучаются динамические воздействия на путь и на прочность. Работы эти институт выполняет на своём экспериментальном кольце в подмосковной Щербинке, где можно разогнаться до 120 км/ч, или на скоростном полигоне Северо-Кавказской дороги Белореченская – Майкоп, где можно создать различные условия реальной эксплуатации.

Конструкция самого тепловоза-рекордсмена появилась при следующих обстоятельствах. В середине 70-х годов на сети дорог использовался тепловоз ТЭП60 с дизелем в 3000 л.с. Но на ряде участков уже назрела необходимость в локомотивах удвоенной мощности.

И в 1975 году Коломенский завод такой тепловоз построил. Ему присвоили серию ТЭП75. Он имел шестиосную экипажную часть. Однако, как показали испытания, при такой конструкции и весе агрегат мощностью 6000 л.с. может оказывать разрушающее воздействие на путь. Поэтому нужно переходить к восьмиосному экипажу. Два экземпляра такого более совершенного тепловоза серии ТЭП80 были построены в 1988 и 1989 годах. Они имели не только самый мощный в Советском Союзе тепловозный дизель, но и новейшие системы контроля и управления. Эта машина была создана под руководством главного конструктора по локомотивостроению Коломенского завода Юрия Хлебникова. Конструкторское бюро завода в содружестве со специалистами ВНИИЖТа разработало для неё новую сочленённую четырёхосную тележку, имеющую огромный технический потенциал. Впоследствии именно эта тележка и сыграла решающую роль в достижении рекордных скоростей. Ведь первоначально в соответствии с техническим заданием конструкционная скорость нового локомотива была установлена в 160 км/ч, и в 1991 году начались приёмочные испытания тепловоза.

Заместитель заведующего отделением института Сергей Кутепов достаёт с полки кассету с видеозаписями. И я вижу кадры подготовки к опытной поездке, где несколько испытателей проверяют локомотив и аппаратуру. Они молоды, энергичны. Но их действия точны и выверены. Чувствуется, как ответственно они относятся к своему делу.
– Для проведения динамических испытаний со скоростями до 250 км/ч нам не подходили ни Щербинка, ни Белореченский полигон, – говорит Сергей Кутепов. – Такие скорости возможны только на одной линии – главном ходе Октябрьской железной дороги, где нам и предоставили участок от станции Шлюз до станции Дорошиха за Тверью. Никто его для наших работ дополнительно не готовил. Не менялся даже график движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов.

На испытания был отправлен тепловоз ТЭП80-002, на котором завод заменил тяговые редукторы на более скоростные. Первые опытные поездки состоялись в ноябре 1992 года и продолжались около месяца. В бригаду испытателей входили представители завода, машинисты, сотрудники института. Работали дружно и, что называется, с огоньком. Этот задор сохранила старая видеоплёнка. Вот помощник машиниста, осмотрев колёсные пары, в шутку пытается «подкачать» одно из колёс велосипедным насосиком. А вот кто-то изображает силача и толкает тепловоз, перебирая ногами, будто тот и правда покатился.

Между тем испытания проходили совсем не просто. Дежурная одной из станций не поняла, что за поезд отправился на линию. Она никак не ожидала, что прибудет он не через час, а через несколько минут, и не успела открыть входной сигнал. Когда на локомотиве увидели красный, тормозили всем что было! В общем, «подковали» тепловоз на все оси. Наказывать начальство никого не стало, но вместо испытаний машина пошла на обточку. В другой раз пустую электричку поставили под обгон не на дальнем, а на соседнем пути. Ударной волной от промчавшегося поезда в её вагонах с грохотом вынесло все стекла.

Испытания 1992 года закончились на отметке 262 км/ч.
– Это был скоростной предел для нашего вагона-лаборатории, прицепленного к тепловозу. В нём размещалась вся наша измерительная аппаратура, – вспоминает руководитель испытаний Виктор Богданов. – Вообще-то его конструктивная скорость, установленная Тверским вагоностроительным заводом, составляла 160 км/ч. Мы до сих пор гадаем, как он не развалился, намного преодолев свою планку. Только один раз рухнули переходные мостки тамбура, а так – ничего, выдержал.

Когда стало понятно, что достигнут скоростной максимум, Богданов сразу же послал телеграмму тогдашнему директору ВНИИЖТа Александру Лисицину. Тому её передали, когда он сидел в президиуме на совещании в Кремле, недалеко от Бориса Ельцина. И Лисицин написал записочку президенту: «Преодолён рубеж 260 км/ч». Ельцин оставил на ней автограф: «Так держать!».

Так и держали. В 1993 году были продолжены испытания на том же участке Октябрьской железной дороги под руководством Сергея Кутепова. Вагон-лабораторию отцепили, а всю аппаратуру разместили на самом тепловозе. И тёплым солнечным днём 5 октября на дистанции 48 км от станции Шлюз до станции Дорошиха в поездке, продолжавшейся всего 8 минут, приборы и видеокамера зафиксировали скорость 271 км/ч!
– Никаким протоколом это не оформлялось, – говорит научный сотрудник ВНИИЖТа Игорь Максимов, фиксировавший все замеры. – То, что это мировой рекорд скорости для тепловоза, мы поняли только после завершения работ, когда стали анализировать материалы, сравнивая результаты разных испытаний. Претендовать на запись в книге рекордов и тогда никто не стал. Мы просто об этом не думали.

Все поездки на этом тепловозе, включая рекордные, проводил под началом руководителя испытаний ВНИИЖТа опытный машинист Александр Манкевич. Он с удовольствием вспоминает давние события:
– Мне было 33 года, когда я в 1982 году впервые оказался на испытаниях тепловоза ТЭП70-015. В 1991-м, как машинист-испытатель, принял новый тепловоз ТЭП80. Скорость мы поднимали постепенно, появлялась к ней и привычка. Я её уже не боялся. Ведь если позавчера 190 км/ч, а сегодня – 210, это уже воспринимаешь не как прорыв в неизвестное, а как работу. Хотя, конечно, скорость была фантастической. Из тамбуров поездов, мимо которых мы проносились, мусор, бумажки, уголь воздухом высасывало, только вихри кружились. В промежутке между поездками команда исследователей снимала и расшифровывала показания аппаратуры. Кстати, на тепловозе стояло 600 датчиков, фиксировавших каждое движение мощной машины.

Испытания закончились. Учёные провели по их результатам моделирование динамики экипажа, оно показало, что безопасное движение возможно со скоростями до 350 км/ч. По сути, это была серьёзная заявка на лидерство среди стран, использующих высокоскоростное движение. Казалось бы, к таким результатам будет непременно приковано внимание специалистов, должны последовать научные публикации. Но ничего этого не произошло. Занимавшиеся испытаниями люди написали отчёты и переключились на другую работу. Правда, через некоторое время конструкция тележки ТЭП80 стала использоваться для новых скоростных локомотивов Коломенского завода. А сами тепловозы вернули на Экспериментальное кольцо ВНИИЖТа в Щербинку. В серию они не пошли. Хотя по идее могли бы и сейчас работать. Лучших подвижных лабораторий для скоростных испытаний узлов и агрегатов локомотивов и вагонов нет.
– Отчасти проект тепловоза ТЭП80 был обречён, – говорит Виктор Богданов. – К тому времени из-за развала страны из огромной железнодорожной сети выпали полигоны тепловозной тяги, где могла бы использоваться эта машина. Тем не менее все, кто был причастен к испытаниям, не сомневались – это триумф отечественной техники.

Шло время. И о триумфе забыли. Тепловозы-рекордсмены ветшали в Щербинке. Правда, с ними всё-таки знакомились специалисты. Увы, не российские, а представители компании Siemens. Они изучили конструкцию этих машин – она их поразила, как и скорость, которая была достигнута. Немецкие инженеры в рекорд не поверили и заявили: «Этого не может быть!».

А несколько лет назад о тепловозах ТЭП80 вспомнили музейщики. Один из них – № 001 сейчас выставлен в Новосибирском музее железнодорожной техники. А № 002 – в Центральном музее Октябрьской железной дороги, где его восстановили и на борту теперь красуется надпись «Установлен рекорд скорости для тепловозов 271 км/ч».

Напомню, результат этот был достигнут на обычной, не скоростной линии и в стране, где в тот момент, казалось, рушились сами основы государства. Что тут сказать… Только люди, посвятившие себя делу целиком, без остатка, способны обогнать время и, как полагается испытателям, рискуя жизнью, заглянуть за привычные горизонты.

Артур Берзин,
спец. корр. «Гудка»
Вложения
20131113_6_1.jpg
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: ТЭП80

#6 Непрочитанное сообщение Wowan »

Вложения
ЭК ВНИИЖТ МПС СССР, Щербинка. Дата: 02.07.1989 г.<br />(с) Werner &amp; Hansjorg Brutzer.
ЭК ВНИИЖТ МПС СССР, Щербинка. Дата: 02.07.1989 г.
(с) Werner & Hansjorg Brutzer.

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: ТЭП80

#7 Непрочитанное сообщение Wowan »

Хороший ракурс. ТЭП80-0002 в Шушарах, 29 июня 2016 года.
Вложения
Тепловоз ТЭП80-0002 в запаснике музея Октябрьской железной дороги имени В.В. Чубарова. Платформа Паровозный Музей, станция Шушары, Санкт-Петербург<br />Автор: Дружков Владислав | Фото сделано 29.VI.2016
Тепловоз ТЭП80-0002 в запаснике музея Октябрьской железной дороги имени В.В. Чубарова. Платформа Паровозный Музей, станция Шушары, Санкт-Петербург
Автор: Дружков Владислав | Фото сделано 29.VI.2016

Аватара пользователя
Elwood
Сообщения: 1584
Зарегистрирован: Вт сен 13, 2011 1:02 pm
Имя: Евгений
Откуда: Долгопрудный
Благодарил (а): 454 раза
Поблагодарили: 194 раза

Re: ТЭП80

#8 Непрочитанное сообщение Elwood »

А вот и крыша :) Музей железных дорог России, Санкт-Петербург.
Вложения
DSCN9692.jpg
DSCN9693.jpg
DSCN9694.jpg
DSCN9695.jpg
DSCN9699.jpg
DSCN9700.jpg
DSCN9701.jpg
DSCN9702.jpg
DSCN9703.jpg
DSCN9704.jpg
DSCN9705.jpg
DSCN9706.jpg
DSCN9707.jpg
DSCN9709.jpg
DSCN9710.jpg
DSCN9711.jpg
DSCN9712.jpg
DSCN9713.jpg
DSCN9714.jpg
ЖД в советском кино http://tinyurl.com/qyyo35o

tep80
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Вт ноя 10, 2015 12:39 am
Имя: дмитрий доценко
Откуда: Санкт петербург
Поблагодарили: 8 раз

Re: ТЭП80

#9 Непрочитанное сообщение tep80 »

фоткал как только он прибыл в музей
Вложения
IMG_0874.JPG
IMG_0875.JPG
IMG_0876.JPG
IMG_0877.JPG
IMG_0878.JPG
IMG_0879.JPG
IMG_0880.JPG
IMG_0881.JPG
IMG_0882.JPG
IMG_0883.JPG
IMG_0884.JPG
IMG_0885.JPG
IMG_0886.JPG
IMG_0887.JPG
IMG_0888.JPG
IMG_0889.JPG
IMG_0890.JPG
IMG_0891.JPG
IMG_0892.JPG
IMG_0883.JPG
IMG_0894.JPG
IMG_0895.JPG
IMG_0896.JPG
IMG_0897.JPG
IMG_0898.JPG
IMG_0899.JPG
IMG_0900.JPG
IMG_0901.JPG
IMG_0902.JPG
IMG_0903.JPG
IMG_0904.JPG
IMG_0905.JPG
IMG_0906.JPG
IMG_0907.JPG
IMG_0908.JPG
IMG_0909.JPG
IMG_0910.JPG
IMG_0911.JPG
IMG_0912.JPG
IMG_0913.JPG
IMG_0914.JPG
IMG_0915.JPG
IMG_0916.JPG
IMG_0917.JPG
IMG_0918.JPG
IMG_0919.JPG
IMG_0920.JPG
IMG_0921.JPG
IMG_0922.JPG
IMG_0923.JPG
IMG_0924.JPG
IMG_0925.JPG
IMG_0926.JPG
IMG_0927.JPG
IMG_0929.JPG
IMG_0928.JPG
IMG_0930.JPG
IMG_0931.JPG
IMG_0932.JPG
IMG_0933.JPG
IMG_0934.JPG
IMG_0936.JPG
IMG_0937.JPG
IMG_0938.JPG
IMG_0939.JPG
IMG_0940.JPG
IMG_0942.JPG
IMG_0943.JPG
IMG_0949.JPG
IMG_0950.JPG
IMG_0951.JPG
IMG_0952.JPG
IMG_0955.JPG
IMG_0956.JPG
IMG_0957.JPG
IMG_1038.JPG
IMG_0953.JPG
IMG_0948.JPG

Ответить

Вернуться в «Тепловозы»