2ТЭ121

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Manchteyn-tm
Сообщения: 3232
Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
Благодарил (а): 85 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

2ТЭ121

#1 Непрочитанное сообщение Manchteyn-tm »

Тепловоз 2ТЭ121 — магистральный грузовой тепловоз с электропередачей, эксплуатирующийся на железных дорогах СССР, России и Украины.
В 1968 году МПС выдало технические требования на тепловоз мощностью 4000 л.с. с расчётом дальнейшего производства его на ВЗОР. По указанным выше причинам, в 1970 году в техническом задании был указан диаметр колес 1250 мм и осевая нагрузка 23 т, а в 1973 году МПС согласовало увеличение осевой нагрузки до 25 т в серийном исполнении и применение двухступенчатого рессорного подвешивания и опорно-рамного привода.
В 1977 году МПС разработало новый типоразмерный ряд магистральных тепловозов, утверждённый в качестве государственного стандарта ГОСТ 22602-77, в котором фигурирует грузовой шестиосный тепловоз 4000 л.с. На основании требований этого стандарта в 1978 году был построен первый образец тепловоза 2ТЭ121-001.
В период до 1983 г была выпущена опытная серия тепловозов 002—004, которые проходили разносторонние испытания. В частности, тепловоз 003 в течение 80-х годов постоянно использовался во ВНИТИ для испытаний различных вариантов экипажной части. По результатам испытаний опытной серии были внесены изменения в тяговый привод, конструкцию тележки, вспомогательных систем, длина кузова сокращена на целый метр, осевая нагрузка уменьшена до 25 т.
Большая часть изменений была учтена в серии с номера 005, которая была выпущена в середине 80-х годов, тепловозы 2ТЭ121 этой серии объёмом свыше 10 двухсекционных машин были направлены для эксплуатации в депо Печора Северной железной дороги. В эксплуатации тепловозы показали, в частности, следующие преимущества: — снижение расхода топлива на 8-10 % по сравнению с тепловозами 2ТЭ10В; — увеличение веса состава и возможности нагонять отставание от графика; — меньшую склонность тепловозов 2ТЭ121 к боксованию по сравнению с 2ТЭ10В и 2ТЭ116; — значительное улучшение комфорта локомотивной бригады по сравнению с другими локомотивами; — уменьшение износа тяговой передачи по сравнению с другими тепловозами. В той же партии локомотивов, в 1983 году, в связи с тем, что на тот момент дизеля Д49 вызывали замечания МПС, на тепловозе 2ТЭ121-006 был в опытном порядке установлен дизель 3Д70 Харьковского завода тяжелого машиностроения.
Производство тепловозов 2ТЭ121 после 1987 г. увеличивалось, не сопровождаясь сколь-нибудь радикальными изменениями конструкции и при этом не вызывая столь резких протестов МПС, что также косвенно подтверждает наличие производственного брака в партии середины 80-х. До 1992 г. было выпущено 76 двухсекционных тепловозов, то есть свыше 150 секций, после чего, в связи с кризисом и распадом СССР, МПС приостановило закупки тепловозов, произведённых в других государствах. Кроме того, к началу 90-х эксплуатацию усложняли чисто организационные трудности — например, плановый ремонт ТР-3 проводился на «Лугансктепловозе», где скапливалось до трети машин.
Таким образом, в основном из-за незавершённости системы обслуживания локомотивов этой серии в МПС, невыгодности поставок малых объёмов запасной комплектации и сложности организации ремонта за рубежом тепловозы 2ТЭ121, несмотря на неофициальные положительные отзывы локомотивных бригад, отправляют с Северной железной дороги на Октябрьскую и по мере наступления сроков планового ремонта выводят из эксплуатации и частично ставят на базы запаса.
Несмотря на длительный срок доводки, тепловоз 2ТЭ121 к 1990 году обладал резервами дальнейшего развития. Сила тяги тепловоза могла быть повышена примерно на 20 % при условии повышения мощности тягового генератора и увеличении расхода воздуха на охлаждение тяговых электродвигателей, как на тепловозе ТЭ136. При условии продолжения выпуска тепловоза в 90-е годы эта возможность, очевидно, была бы реализована в сочетании с разработанной ВНИТИ системой поосного регулирования, улучшающей тяговые свойства. Создание в 90-х годах более эффективных холодильных устройств позволило бы улучшить и такой показатель 2ТЭ121, как затраты энергии на собственные нужды. Кроме того, ещё в 1990 году на его базе ВЗОР построил тепловоз 2ТЭ137 с передачей переменно-переменного тока и асинхронными тяговыми электродвигателями, с силой тяги в длительном режиме 2*40 т. и конструкционной скоростью 120 км/ч. Такие тяговые параметры были вновь реализованы в отечественном тепловозостроении лишь более чем через 20 лет спустя на тепловозе 2ТЭ25А «Витязь», причем касательная мощность 2ТЭ137 согласно документации была на 10 % выше, чем у «Витязя».
Для истории сохранены: 1 секция №001, и №026.
Вроде пока существуют №023,047 и Пустые секции 2ТЭ137.
Часть фотографий 2ТЭ121 здесь - http://photo.qip.ru/users/manchteyn-tm/151110999/
Отдельно по этим локомотивам чуть позже.
Вложения
152392757.jpg
152392750.jpg
152392745.jpg
171156758.jpg
171156755.jpg
171156754.jpg
171156757.jpg
137905762.jpg
137905760.jpg
137905781.jpg
137905793.jpg
137905807.jpg
137905810.jpg
Чертеж_2ТЭ121.dwg
(411.84 КБ) 1042 скачивания
Чертеж_2ТЭ121.rar
Чертеж в формате cdw
Вобщем тождественнен бумажным вариантам ниже
(163.45 КБ) 616 скачиваний
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Аватара пользователя
Manchteyn-tm
Сообщения: 3232
Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
Благодарил (а): 85 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Re: 2ТЭ121

#2 Непрочитанное сообщение Manchteyn-tm »

Фото основных вариантов-
Вложения
2ТЭ137
2ТЭ137
Поздний вариант 2ТЭ121
Поздний вариант 2ТЭ121
Средний вариант 2ТЭ121
Средний вариант 2ТЭ121
Ранний вариант 2ТЭ121
Ранний вариант 2ТЭ121
Опытная партия
Опытная партия
Опытная партия
Опытная партия
Первый прототип
Первый прототип
Первый прототип
Первый прототип
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Аватара пользователя
Manchteyn-tm
Сообщения: 3232
Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
Благодарил (а): 85 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Re: 2ТЭ121

#3 Непрочитанное сообщение Manchteyn-tm »

Итак детальные фотообзоры, от крыши до тележек, в разных ракурсах, № 021,23,26,27 и отдельные фотографии будут здесь, чуть позже дополню остальными.
http://photo.qip.ru/users/manchteyn-tm/151133137/
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Аватара пользователя
PetrB 09
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Пт июн 18, 2010 7:01 pm
Имя: Пётр
Откуда: С-Петербург

Re: 2ТЭ121

#4 Непрочитанное сообщение PetrB 09 »

А чем отличается "средний" от "позднего" варианта? :?

Аватара пользователя
Manchteyn-tm
Сообщения: 3232
Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
Благодарил (а): 85 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Re: 2ТЭ121

#5 Непрочитанное сообщение Manchteyn-tm »

Ну визуально например у позднего, спереди буферная юбка ,где "фары" и акумуляторные ящики, больше вытянуты вниз.
А так почитайте тему Александра Михайлова НКТЗ он гдето расказывал про эволюцию кузовов 121х.
viewtopic.php?t=4613
viewtopic.php?f=11&t=4613
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Аватара пользователя
Manchteyn-tm
Сообщения: 3232
Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
Благодарил (а): 85 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Re: 2ТЭ121

#6 Непрочитанное сообщение Manchteyn-tm »

Еще:
Вложения
2ТЭ121.jpg
чертеж буксового узла тепловоза 2ТЭ121.jpg
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Мост
Сообщения: 767
Зарегистрирован: Ср апр 16, 2008 10:43 am
Имя: Олег Мостовой
Откуда: Омск
Благодарил (а): 81 раз
Поблагодарили: 37 раз

Re: 2ТЭ121

#7 Непрочитанное сообщение Мост »

Телега 121-го. Увел отсюда:http://pfoto-rzd.com/details.php?image_id=27499
Вложения
P1222666.jpg

Аватара пользователя
Manchteyn-tm
Сообщения: 3232
Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
Благодарил (а): 85 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Re: 2ТЭ121

#8 Непрочитанное сообщение Manchteyn-tm »

Повидимому модель первых серийных машин,(после опытных №001-004), без кондеров над кабиной, №005,006, ???
снимок отсюда - http://www.train-photo.ru/
Вложения
DSC_3119.jpg
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Аватара пользователя
Manchteyn-tm
Сообщения: 3232
Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
Благодарил (а): 85 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Re: 2ТЭ121

#9 Непрочитанное сообщение Manchteyn-tm »

А вот от этой фотки я все пребываю в недоумении удивлении или шоке !
Это кабина второй секции первенца 2ТЭ121-001 !
И как указал автор снято - 18.02.2012 г., депо Красный Лиман !!!!
Как, каким образом, когда его прирезали? неужели кабина столько валяется или неужели его недавно прирезали?
тогда как эта секция столько простояла незамеченной?

http://trainpix.org/photo/27293/
Вложения
886cd4f87705.jpg
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Аватара пользователя
Manchteyn-tm
Сообщения: 3232
Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 12:01 am
Откуда: Волгоград Сити (Сталинград)
Благодарил (а): 85 раз
Поблагодарили: 118 раз
Контактная информация:

Re: 2ТЭ121

#10 Непрочитанное сообщение Manchteyn-tm »

Еще
Вложения
4138277442_667d91faae_o.jpg
4138277438_4a74ff6d2c_o.jpg
1202145679_maket_tel_2te121.jpg
1202145706_kab_2te121.jpg
1202145716_raspol_oborud_2te121.jpg
20100427_257791.jpg
0_6dbf0_7984014_orig.jpeg
47648121.jpg
47648126.jpg
47648116.jpg
47648112.jpg
"Бороться и искать, найти и не сдаваться"

Ответить

Вернуться в «Тепловозы»