Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)

Сообщение
Автор
Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)

#1 Непрочитанное сообщение Wowan »

В пару к теме о мягких вагонах «Дьёра» — тема о немецких аналогах.

Мягкий купейный вагон, тип II/МА (предположительно, модель 47 D/w)

Заводское обозначение вагонов неизвестно. Производитель — VEB Waggonbau Ammendorf и/или VEB Waggonbau Görlitz (Германская Демократическая Республика). До недавнего времени предполагалось (о причинах — ниже), что все немецкие 32-местные купейники выпустил «Гёрлиц», однако, в «Справочнике по индексации пассажирских цельнометаллических вагонов дорог СССР широкой колеи» 1968 года указаны только мягкие вагоны производства «Аммендорфа», а гёрлицких нет вообще.

Понятие «тип II» используется в альбоме 1955 года, чтобы отличать мягкие вагоны производства ГДР от мягких «егоровцев» модели 3 сб (тип I) и мягких вагонов ВНР (тип III).
Тип МА — это сокращение от «мягкий завода Аммендорф», принятое в «Справочнике-1968». По этой же логике гёрлицкие вагоны называлисть бы МГ, но в Справочнике этот индекс уже занят «недоРИЦами» габарита 01-Т.

Технические характеристики
  • Масса таpы вагона, т 58
    Количество спальных мест, ед. 32 (8 широких купе)
    Конструкционная скорость, км/ч 120 (тележки типа ЦМВ)
    Длина вагона наружная, мм 23600
    Длина вагона по осям автосцепки, мм 24540
Таблица основных характеристик идентична мягким «венграм». По чертежам в альбомах 1955 и 1963 годов видно, что немецкие вагоны слегка отличаются от венгерских планировкой. У «немцев» более узкий коридор: 900 мм против 862 мм, соответственно, «длина» купе вдоль полок чуть меньше: 1953 мм против 2000 мм у «Дьёров».

Согласно найденному Иваном Андреевым Справочнику-1968, вагон выпускался в одной модификации с 1950 по 1954 год. В рукописных таблицах 1980 года указывается диапазон 1951–1954. С ними «согласны» и книги для проводников, где говорится, что «на базе жёстких вагонов купейного типа с 1951 года начали строиться мягкие цельнометаллические вагоны с четырёхместными купе и первые образцы мягких вагонов с двухместными купе». Предположительно, в 1950 году был построен прототип серии, а серийное производство развернулось именно в 1951 году, что дало основание считать немецкие восьмикупейные вагоны «типом II» (ленинградская модель 3 сб вышла в 1950 году и стала «типом I», а венгерские восьмикупейники пошли в производство уже в 1952-м).

Все вагоны имеют гофрировку 0-2-2 (если считать сверху) или 2-2-0 (при счёте снизу). Все окна — с подъёмными форточками (теоретически могут быть ранние вагоны с глухим окном в котельной, однако имеющиеся изображения этого пока не подтверждают). У всех вагонов — генератор типа 23/07 с плоскоременным приводом, освещение лампами накаливания и автономное водяное отопление. В отличие от венгерских восьмикупейных вагонов, у «немцев», если верить Справочнику-1968, нет ни устройств охлаждения питьевой воды, ни горячего водоснабжения санузлов.

У всех обсуждаемых вагонов есть приточно-вытяжная вентиляция. Воздухозаборники расположены на торцевой стенке снаружи рабочего тамбура. Мягкие «немцы» — единственные из восьмикупейных вагонов 1950-х, где используются крышевые дефлекторы типа «кукук», что однозначно является общей чертой для вагонов производства «Гёрлица» конца 1940-х — начала 1950-х (возможно, это в равной степени относится и к тогдашним «Аммендорфам», но проверить это пока невозможно из-за отсутствия достоверных снимков «Аммендорфов» ранее 1952–1953 годов).

На всех доступных фотографиях наружных угольных ящиков только два: на стенке «котлового» торца. В нашем сообществе ;) это считается признаком именно гёрлицких вагонов. Однако другой характерный признак — полуоткрытые ступеньки — у немецких восьмикупейников присутствует не всегда. Есть фотографии вагонов с закрытыми ступеньками, причём одна из них якобы принадлежит вагону 1951 года выпуска.

Завершаем обзорное сообщение схемой, которую сделал Vslav, и страницами из альбомов 1955 и 1963 годов.

Альбомы не точны в одном аспекте: по рисункам можно подумать, что расположение окон на котловой стороне «немцев» такое же, как и у 32-местного «венгра». Это не так: у «Дьёра» окна расставлены почти равномерно, и узкое окно в косом коридоре лишь немного сдвинуто левее, ближе к окну котельной. У «немцев» же наоборот, окно в косом коридоре сдвинуто сильно правее, ближе к первому широкому окну. Поэтому чертежи из альбомов-1955/1963 пусть немасштабно, но отражают расположение окон у немецкого вагона, однако, совершенно не верны для венгерского.
Вложения
онв 3.jpg
Вагоны колеи 1520 мм железных дорог СССР - 1955 год (стр. 91).jpg
Вагоны колеи 1520 мм железных дорог СССР - 1963 год (стр. 101).jpg
Последний раз редактировалось Wowan Сб фев 11, 2017 6:17 am, всего редактировалось 3 раза.

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)

#2 Непрочитанное сообщение Wowan »

Забавно, что самые ранние изображения искомой модели относится как раз к поздней модификации, с закрытыми ступеньками. :) Это фотографии вагона ОК 1202 из состава «Красной стрелы» 1954 года. Принято считать, что именно в этом году деревянные вагоны «Стрелы» были заменены цельнометаллическими, следовательно, вагон выпущен совсем недавно.
Вложения
общий вид мягкого вагона, 1954 год.jpg
общий вид коридора мягкого вагона, 1954 год.jpg
кипятильник Титан в вагоне поезда Красная стрела, 1954 год.jpg
купе радиостудии, 1954 год.jpg
в купе мягкого вагона, 1954 года.jpg

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)

#3 Непрочитанное сообщение Wowan »

Вышедший 21 июня 1954 года кинофильм «Аттестат зрелости» показывает мягкий немецкий купейник мельком. Однако достаточно, чтобы разглядеть отсутствие угольных ящиков на «некотловом» торце.
Вложения
Аттестат зрелости (1954)_195305.jpg
Аттестат зрелости (1954)_200300.127.jpg
Аттестат зрелости (1954)_200743.785.jpg

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)

#4 Непрочитанное сообщение Wowan »

В музыкальной комедии «Мы с вами где-то встречались» (премьера — 17 августа 1954 года) частично видны два мягких «немца». У обоих вагонов — полуоткрытые ступеньки и бесчелюстные тележки типа ЦМВ на подшипниках скольжения. В каком году такие тележки перестали подкатывать под импортные вагоны, неизвестно, но в книге И. Ф. Скибы «Вагоны» сказано (стр. 97), что сами по себе тележки ЦМВ с роликовыми подшипниками начали выпускаться в 1951 году.
Вложения
Мы с вами где-то встречались (1954)_234345.755.jpg
Мы с вами где-то встречались (1954)_234413.303.jpg

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)

#5 Непрочитанное сообщение Wowan »

В фильме «Урок жизни» (премьера — 26 сентября 1955 года) можно увидеть ещё чуть больше.
Видны надписи «Мест 32» и «Мягкий» на боковине, плоский торец вагона № КЛН 504 (Калининская железная дорога) без угольных ящиков и полуоткрытые ступеньки, вероятно, устанавливавшиеся до 1952–1953 годов. В фильме есть и снятые с крыши кадры, однако, лично я не могу уверенно утверждать, что крыша принадлежит именно мягкому, а не жёсткому купейнику.
Вложения
Урок жизни (1955)_033511.137.jpg
Урок жизни (1955)_033530.436.jpg
Урок жизни (1955)_033841.568.jpg
Урок жизни (1955)_033845.295.jpg

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)

#6 Непрочитанное сообщение Wowan »

Единственный скриншот из фильма «В добрый час» (вышел 11 февраля 1956 года).
Тележки уже на роликовых подшипниках, но ступеньки ещё полуоткрытые. Вероятно, вагон выпущен на рубеже 1952–1953 годов.
Вложения
В добрый час (1956)_173357.336.jpg

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)

#7 Непрочитанное сообщение Wowan »

Фильм «Полюшко, поле» вышел 15 марта 1957 года.
Скрины, пожалуй, ничего нового в наше представление о модели не вносят, но видна приписка вагона: М-Кр (Московско-Курская?) № 1083.

И следом один скрин из фильма «Высота» (29 апреля 1957 года).
Вложения
Полюшко-поле (1957)_031337.828.jpg
Полюшко-поле (1957)_031353.833.jpg
Полюшко-поле (1957)_031401.431.jpg
Высота (1957)_180609.127.jpg

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)

#8 Непрочитанное сообщение Wowan »

А теперь — фотографии разных лет.

Вагон СВПС 151 в Бресте. 1957 год (фотография из той же серии, что и снимки с ВСХВ 1957 года). Автор неизвестен. Фото предоставил Павел Дунаев.
Снимок без указания даты и места из группы «ВКонтакте». Вагон на подшипниках скольжения и с полуоткрытыми ступеньками.
Черусти, 2000 год. Автор: Меланж.
Вложения
Брест, середина 1960-х (?)
Брест, середина 1960-х (?)
Из группы ВК
Из группы ВК
ВЧД-1 ст. Рига-Пассажирская, Латвия<br />Автор: Алтбергс Т. (колл.) | Фото сделано V.1976
ВЧД-1 ст. Рига-Пассажирская, Латвия
Автор: Алтбергс Т. (колл.) | Фото сделано V.1976
Черусти, 2000 год. Автор: Меланж.
Черусти, 2000 год. Автор: Меланж.
Последний раз редактировалось Wowan Вт апр 05, 2016 5:15 pm, всего редактировалось 3 раза.

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)

#9 Непрочитанное сообщение Wowan »

И напоследок — три ценнейших снимка, которые dolenc выкладывал здесь на форуме.

Вагоноремонтный завод в Улан-Удэ:
img078.jpg
И два снимка одного и того же вагона — «Аммендорфа» 1951 года постройки. К сожалению, нет фотографии таблички, а ступеньки не видны.
Вложения
img228.jpg
pic557.jpg

Koivisto
Сообщения: 2431
Зарегистрирован: Вс авг 12, 2012 8:05 pm
Поблагодарили: 2 раза

Re: Мягкие купейные вагоны Ammendorf/Görlitz, ГДР (1950/1951–1954)

#10 Непрочитанное сообщение Koivisto »

Опытные образцы построены в августе 1950 года, а серийное производство с первой половины 1951 года.
Какой завод строил - пока не выяснил. Но, мое мнение, что производитель был один, так как серия этих вагонов не была массовой.

Ответить

Вернуться в «Вагоны»