Крытые вагоны моделей 10-475, 10-4022
Добавлено: Вс янв 21, 2018 10:41 pm
Крытые вагоны моделей 10-475, 10-4022 с поднимающимся кузовом для перевозки апатитового концентрата.
Данные вагоны изготавливались на Днепродзержинском вагоностроительном заводе им. газеты "Правда" (ныне - ПАО "Днепровагонмаш") и предназначались для перевозки апатитового концентрата с обогатительных фабрик в места, оборудованные специальными разгрузочными эстакадами и бункерами большой вместимости.
Эксплуатировали их на территории Мурманской области до 2015 года. Загрузку производили АО "Ковдорский ГОК" и АО "Апатит", затем вагоны отправлялись на разгрузку в порт города Мурманск. Все апатитовозы были приписаны станции Апатиты (Октябрьская железная дорога).
Загрузка.
Процесс загрузки представлен на фотографиях.
Разгрузка.
Для осуществления разгрузки на вагоне установлены 2 пары специальных бегунков. Одна пара расположена в гнездах нижней обвязки торцевой стены, а другая — в гнездах верхней обвязки противоположной торцевой стены. Кузов связан с рамой специальными рычажными механизмами. Для обеспечения лучшей разгрузки боковые стены наклонены внутрь (ширина кузова в верхней части меньше ширины кузова в нижней части). На каждой крышке разгрузочного люка над тележками на петлях установлены специальные щитки, которые предохраняют тележки вагона от засыпания апатитовым концентратом при разгрузке.
Когда вагон движется, бегунки наезжают на направляющие разгрузочной эстакады и позволяют кузову подняться. Скорость вагона при этом не должна превышать 5 км/ч. Процесс разгрузки проиллюстрирован в диафильме "Специализированные вагоны" (1978 г.).
Конструкция рамы.
Общий вид рамы вагона представлен на снимке. Подробные фото можно посмотреть в альбоме.
Рама вагона состоит из хребтовой, двух шкворневых, двух промежуточных поперечных и двух концевых балок.
Два рычажных механизма (один расположен в передней части вагона, другой - в задней) шарнирно связывают кузов с нижней рамой, позволяя ему перемещаться относительно рамы в вертикальном направлении.
На шкворневых и поперечных балках установлены роликовые опоры крышек разгрузочных люков.
На фотографиях представлены рычажный механизм и роликовая опора (автор - Дмитрий Урбанюк).
На консольных частях хребтовой балки установлены сварные упорные кронштейны для передачи усилий от рамы к кузову.
Об отличиях между двумя моделями.
Все, что было сказано ранее, относится к обеим моделям. Далее приведены отличительные особенности.
Модель 10-475.
Год начала серийного производства: 1974.
Год окончания серийного производства: 1984.
Конструкционная скорость: 120 км/ч.
Грузоподъемность: 60 т.
Объем: 48 м^3.
Количество загрузочных люков: 2 (с тремя крышками на петлях на каждом, но во время эксплуатации были сделаны 4 центральных загрузочных люка, при этом старые 2 боковых загрузочных люка не убирались, что видно на фото в правом нижнем углу кадра). Количество разгрузочных люков: 4.
Вид разгрузки: двухсторонняя.
Тара - 26,5 т.
Фотографии.
1). Кадр взят из диафильма "Специализированные вагоны" (1978 г.).
2). Кадр взят с сайта parovoz.com.
3). Кадр взят с сайта hibiny.com.
4). Автор снимка - Colin Churcher.
Отдельного внимания заслуживает последний снимок: на вагоне нетипичная концевая балка и положение стояночного тормоза. Как в каталоге-справочнике "Вагоны СССР" (1974 г.). Получается, со временем конструкция вагона изменялась.
Чертежи и геометрия вагона.
База вагона - 7500 мм.
Длина по осям сцепления автосцепок - 11630 мм.
Длина по раме - 10410 мм.
Длина кузова внутри - 9940 мм.
Длина щитка над тележкой - 2500 мм.
Расстояние между осями бегунков (по горизонтали) - 10100 мм.
Максимальная ширина кузова (с бегунками) - 3520 мм.
Ширина кузова внутри вверху - 2700 мм.
Ширина кузова внутри внизу - 2800 мм.
Максимальная высота от уровня головок рельсов - 3710 мм.
Максимальная ширина кузова (без бегунков) - 3140 мм.
Высота от уровня головок рельсов до оси автосцепок - 1055 мм.
Высота от уровня головок рельсов до оси нижней пары бегунков - 1780 мм.
Высота от уровня головок рельсов до оси верхней пары бегунков - 3280 мм.
Высота подъема кузова над нижней рамой при разгрузке на эстакаде - 650 мм.
Размеры разгрузочного люка в свету - 4900 Х 970 мм.
Диаметр бегунков по кругу катания - 310 мм.
Габарит по ГОСТ (с установленными бегунками) - Т.
Габарит по ГОСТ (со снятыми бегунками) - 1-Т.
Угол наклона разгрузочных люков к горизонту при разгрузке - 50°.
Угол, образованный горбылём - 30°.
Модель 10-4022.
Год начала серийного производства: 1984.
Конструкционная скорость: 120 км/ч.
Грузоподъемность: 66,5 т.
Объем: 55 м^3.
Количество загрузочных люков: 4.
Количество разгрузочных люков: 4.
Вид разгрузки: двухсторонняя.
Фотографии.
1). Кадр взят с сайта parovoz.com.
2). Следующие 4 снимка сделаны мной в августе 2013 года.
Чертежи и геометрия вагона.
База вагона - 7500 мм.
Длина по осям сцепления автосцепок - 11720 мм.
Длина по раме - 10500 мм.
Длина щитка над тележкой - 2500 мм.
Расстояние между осями бегунков (по горизонтали) - 10100 мм.
Максимальная ширина кузова (с бегунками) - 3520 мм.
Максимальная ширина кузова (без бегунков) - 3140 мм.
Максимальная высота от уровня головок рельсов - 4070 мм.
Высота от уровня головок рельсов до оси автосцепок - 1055 мм.
Высота от уровня головок рельсов до оси нижней пары бегунков - 1780 мм.
Высота от уровня головок рельсов до оси верхней пары бегунков - 3280 мм.
Высота подъема кузова над нижней рамой при разгрузке на эстакаде - 650 мм.
Размеры загрузочного люка в свету - 1630 Х 600 мм.
Размеры разгрузочного люка в свету - 4900 Х 970 мм.
Диаметр бегунков по кругу катания - 310 мм.
Габарит по ГОСТ (с установленными бегунками) - Т.
Габарит по ГОСТ (со снятыми бегунками) - 1-Т.
Угол наклона разгрузочных люков к горизонту при разгрузке - 50°.
Угол наклона боковых поверхностей крыши к горизонтали - 25°.
Угол, образованный горбылём - 30°.
Данные вагоны изготавливались на Днепродзержинском вагоностроительном заводе им. газеты "Правда" (ныне - ПАО "Днепровагонмаш") и предназначались для перевозки апатитового концентрата с обогатительных фабрик в места, оборудованные специальными разгрузочными эстакадами и бункерами большой вместимости.
Эксплуатировали их на территории Мурманской области до 2015 года. Загрузку производили АО "Ковдорский ГОК" и АО "Апатит", затем вагоны отправлялись на разгрузку в порт города Мурманск. Все апатитовозы были приписаны станции Апатиты (Октябрьская железная дорога).
Загрузка.
Процесс загрузки представлен на фотографиях.
Разгрузка.
Для осуществления разгрузки на вагоне установлены 2 пары специальных бегунков. Одна пара расположена в гнездах нижней обвязки торцевой стены, а другая — в гнездах верхней обвязки противоположной торцевой стены. Кузов связан с рамой специальными рычажными механизмами. Для обеспечения лучшей разгрузки боковые стены наклонены внутрь (ширина кузова в верхней части меньше ширины кузова в нижней части). На каждой крышке разгрузочного люка над тележками на петлях установлены специальные щитки, которые предохраняют тележки вагона от засыпания апатитовым концентратом при разгрузке.
Когда вагон движется, бегунки наезжают на направляющие разгрузочной эстакады и позволяют кузову подняться. Скорость вагона при этом не должна превышать 5 км/ч. Процесс разгрузки проиллюстрирован в диафильме "Специализированные вагоны" (1978 г.).
Конструкция рамы.
Общий вид рамы вагона представлен на снимке. Подробные фото можно посмотреть в альбоме.
Рама вагона состоит из хребтовой, двух шкворневых, двух промежуточных поперечных и двух концевых балок.
Два рычажных механизма (один расположен в передней части вагона, другой - в задней) шарнирно связывают кузов с нижней рамой, позволяя ему перемещаться относительно рамы в вертикальном направлении.
На шкворневых и поперечных балках установлены роликовые опоры крышек разгрузочных люков.
На фотографиях представлены рычажный механизм и роликовая опора (автор - Дмитрий Урбанюк).
На консольных частях хребтовой балки установлены сварные упорные кронштейны для передачи усилий от рамы к кузову.
Об отличиях между двумя моделями.
Все, что было сказано ранее, относится к обеим моделям. Далее приведены отличительные особенности.
Модель 10-475.
Год начала серийного производства: 1974.
Год окончания серийного производства: 1984.
Конструкционная скорость: 120 км/ч.
Грузоподъемность: 60 т.
Объем: 48 м^3.
Количество загрузочных люков: 2 (с тремя крышками на петлях на каждом, но во время эксплуатации были сделаны 4 центральных загрузочных люка, при этом старые 2 боковых загрузочных люка не убирались, что видно на фото в правом нижнем углу кадра). Количество разгрузочных люков: 4.
Вид разгрузки: двухсторонняя.
Тара - 26,5 т.
Фотографии.
1). Кадр взят из диафильма "Специализированные вагоны" (1978 г.).
2). Кадр взят с сайта parovoz.com.
3). Кадр взят с сайта hibiny.com.
4). Автор снимка - Colin Churcher.
Отдельного внимания заслуживает последний снимок: на вагоне нетипичная концевая балка и положение стояночного тормоза. Как в каталоге-справочнике "Вагоны СССР" (1974 г.). Получается, со временем конструкция вагона изменялась.
Чертежи и геометрия вагона.
База вагона - 7500 мм.
Длина по осям сцепления автосцепок - 11630 мм.
Длина по раме - 10410 мм.
Длина кузова внутри - 9940 мм.
Длина щитка над тележкой - 2500 мм.
Расстояние между осями бегунков (по горизонтали) - 10100 мм.
Максимальная ширина кузова (с бегунками) - 3520 мм.
Ширина кузова внутри вверху - 2700 мм.
Ширина кузова внутри внизу - 2800 мм.
Максимальная высота от уровня головок рельсов - 3710 мм.
Максимальная ширина кузова (без бегунков) - 3140 мм.
Высота от уровня головок рельсов до оси автосцепок - 1055 мм.
Высота от уровня головок рельсов до оси нижней пары бегунков - 1780 мм.
Высота от уровня головок рельсов до оси верхней пары бегунков - 3280 мм.
Высота подъема кузова над нижней рамой при разгрузке на эстакаде - 650 мм.
Размеры разгрузочного люка в свету - 4900 Х 970 мм.
Диаметр бегунков по кругу катания - 310 мм.
Габарит по ГОСТ (с установленными бегунками) - Т.
Габарит по ГОСТ (со снятыми бегунками) - 1-Т.
Угол наклона разгрузочных люков к горизонту при разгрузке - 50°.
Угол, образованный горбылём - 30°.
Модель 10-4022.
Год начала серийного производства: 1984.
Конструкционная скорость: 120 км/ч.
Грузоподъемность: 66,5 т.
Объем: 55 м^3.
Количество загрузочных люков: 4.
Количество разгрузочных люков: 4.
Вид разгрузки: двухсторонняя.
Фотографии.
1). Кадр взят с сайта parovoz.com.
2). Следующие 4 снимка сделаны мной в августе 2013 года.
Чертежи и геометрия вагона.
База вагона - 7500 мм.
Длина по осям сцепления автосцепок - 11720 мм.
Длина по раме - 10500 мм.
Длина щитка над тележкой - 2500 мм.
Расстояние между осями бегунков (по горизонтали) - 10100 мм.
Максимальная ширина кузова (с бегунками) - 3520 мм.
Максимальная ширина кузова (без бегунков) - 3140 мм.
Максимальная высота от уровня головок рельсов - 4070 мм.
Высота от уровня головок рельсов до оси автосцепок - 1055 мм.
Высота от уровня головок рельсов до оси нижней пары бегунков - 1780 мм.
Высота от уровня головок рельсов до оси верхней пары бегунков - 3280 мм.
Высота подъема кузова над нижней рамой при разгрузке на эстакаде - 650 мм.
Размеры загрузочного люка в свету - 1630 Х 600 мм.
Размеры разгрузочного люка в свету - 4900 Х 970 мм.
Диаметр бегунков по кругу катания - 310 мм.
Габарит по ГОСТ (с установленными бегунками) - Т.
Габарит по ГОСТ (со снятыми бегунками) - 1-Т.
Угол наклона разгрузочных люков к горизонту при разгрузке - 50°.
Угол наклона боковых поверхностей крыши к горизонтали - 25°.
Угол, образованный горбылём - 30°.