Хоппер-дозатор ЦНИИ-ДВЗ
Добавлено: Вс дек 27, 2009 5:29 pm
"Строительные и путевые машины"Транспорт 1967г
Хоппер-дозатор ЦНИИ-ДВЗ (рис.290) предназначен для перевозки, механизированной разгрузки, укладки в путь, дозирования и разравнивания балласта при постройке и ремонте железных дорог.
Рама 6 хоппера-дозатора состоит из продольных и поперечных балок, соединенных сваркой. К продольным относятся хребтовая и две боковые балки,а к поперечным — две концевые, две шкворневые и одна средняя. В местах пересечения хребтовой балки со шкворневыми укреплены пятники, которыми рама опирается на двухосные тележки 7 грузовых вагонов. На раме, кроме специальных устройств, расположены типовые тормозные и ударно-упряжные приборы.
Кузов 1 состоит из двух металлических гофрированных боковых и двух наклонных торцовых стенок, соединенных с рамой и между собой сваркой. Верхняя часть торцовых стенок наклонена под углом 45° к горизонту, а в ниж¬ней части наклон для лучшего высыпания балласта увеличен до 50°. Разгрузочно-дозирующее оборудование 3 расположено под кузовом в средней части вагона. Разгрузочное устройство предназначено для выгрузки балласта из кузова в нужное место пути (внутрь колеи, на междупутье, на обочину или одновременно в несколько мест), а дозирующее устройство производит дозировку, т. е. укладку балласта в определенном количестве на единицу длины пути, и его разравнивание. Привод механизмов разгрузочного и дозирующего устройств воздушный от цилиндров 9, шарнирно закрепленных на раме вагона и связанных с механизмами рычагами и валами 2.
Воздух, необходимый для работы приводных цилиндров, находится в запасном резервуаре 8, куда он подается через специальную питающую магистраль от воздушного насоса локомотива или из тормозной магистрали состава. Емкость резервуара достаточна для обеспечения полного цикла работы всех механизмов разгрузочно-дозирующего оборудования вагона без пополнения.
Органы управления в виде четырех трехходовых кранов могут приводиться в действие с любого из двух пультов 4 управления, расположенных с обеих сторон вагона. Управление разгрузкой осуществляется с подножки 5 на ходу поезда.
Схема механизмов разгрузочно-дозирующего оборудования в транспортном положении показана на рис. 291.
Разгрузочное устройство состоит из двух внутренних 10 и двух наружных 28 крышек, расположенных в нижней части кузова 16. Внутренние крышки могут поворачиваться на валах 33 и 40, установленных на хребтовой балке 13, а наружные — на валах 3, закрепленных на боковых балках рамы. Крышки могут находиться в закрытом или открытом положении. При закрытых крыш¬ках балласт, находящийся в кузове, высыпаться не может—это транспортное положение механизмов. При открывании крышек балласт свободно высыпается на путь — происходит разгрузка вагона.
Внутренние крышки открывают и закрывают цилиндром 14 двустороннего действия, шток которого через рычаг 32, вал 33 и два рычага 34, расположенных в пространстве между крышками на некотором расстоянии друг от друга по длине и действующих одновременно, подвески 38 и запорные тяги 41 связан с крышками. При закрытом положении внутренних крышек запорные тяги расположены по отношению друг к другу «враспор» с переходом мертвой точки на величину 6—10 мм. Это делает невозможным открывание крышек давлением на них груза, находящегося в кузове, предупреждая тем самым самопроизвольную разгрузку вагона. При подаче воздуха в верхнюю полость цилиндра крышки открываются, в нижнюю полость — закрываются.
Цилиндр11 предназначен для открывания и закрывания наружных крышек. Шток цилиндра связан с крышками через рычаг 12, вал 40, рычаги 39 и 37, промежуточные тяги 31, угловые рычаги 30 и запорные тяги 43. При закрытом положении наружных крышек запорные тяги находятся в положении «распора» по отношению к угловым рычагам с переходом мертвой точки, как и в механизме внутренних крышек. Открывание крышек осуществляется подачей воздуха в верхнюю, а закрывание — в нижнюю полость цилиндра.
Дозирующее устройство состоит из трех рам — одной средней и двух наружных, образующих дозатор, и привода. Средняя рама имеет три продольных козырька; два боковых 29, предназначенных для защиты рельсов от засыпания их балластом, и одного среднего 35, необходимого для уменьшения количества выгружаемого балласта по оси пути. Козырьки связаны между собой в единое целое двумя торцовыми стенками 36 при помощи сварки. Каждая боковая рама состоит из продольной гофрированной стенки 23 и двух торцовых стенок 1. Боковые рамы связаны со средней шарнирными параллелограммными связями 24 и 25, причем верхние имеют удлиненные концы с роликами 26, которыми они при подъеме средней рамы упираются в кронштейны 27 кузова и, поворачиваясь, поднимают боковые рамы относительно средней и убирают их в пределы габарита подвижного состава.
Средняя рама дозатора подвешена на четырех подвесках 2 к рычагам 4, расположенным с обоих торцов дозатора и закрепленным на продольных валах 3. К концам валов прикреплены рычаги 21, шарнирно соединенные со штоками цилиндров 8 и 15. Впуская воздух в верхние или нижние полости этих цилиндров, можно опускать или поднимать дозатор. Приводя в действие один цилиндр 8 или 15, можно опускать одну сторону дозатора, оставляя другую поднятой.
В верхнем положении средняя рама дозатора запирает крышки упорами 42, не давая возможности им открываться при случайном включении механизмов открывания крышек, что обеспечивает безопасность движения хоппера-дозатора в груженом состоянии.
Величина опускания дозатора регулируется двумя независимыми установочными устройствами, каждое из которых состоит из пальца 22, закрепленно¬го на рычаге 21, подвески 20 с прорезью, надетой на палец и шарнирно связан¬ной с траверсой 6, один конец которой при помощи связи 9 шарнирно присоединен к раме вагона, а другой соединен с гайкой 17, опирающейся на винт 5, вращающийся в подшипниках, закрепленных также на раме вагона. Вращением винта за маховичок 7 можно устанавливать гайку в нужном положении и ограничивать тем самым опускание дозатора до требуемой высоты над уровнем головки рельсов. Установка дозатора производится по шкале 19, прикрепленной к раме вагона, и указателю 18, имеющемуся на гайке. Отметки шкал определяют положение дозатора по высоте в сантиметрах с каждой стороны вагона относительно головок рельсов (выше головок рельсов — с плюсом, ниже— с минусом). В транспортном положении дозатора гайка поднимается на максимальную высоту, не давая возможности опуститься дозатору в случае включе¬ния цилиндров 8 и 15. Кроме того, боковые рамы дозатора дополнительно прикрепляются к раме вагона специальными транспортными запорами.
Разгрузочно-дозирующее оборудование хоппера-дозатора позволяет выгружать балласт на путь по следующим схемам (рис. 292): а — на всю ширину пути; б — по сторонам пути; в — на середину пути; г — на междупутье; 3 — на обочину.
Для разгрузки балласта по первым трем схемам необходимо сначала опустить гайки 17 установочных механизмов (см. рис. 291) на одинаковую величину соответственно требуемому количеству балласта на единицу длины пути, затем открыть транспортные запоры боковых рам дозатора и при помощи цилиндров 8 я 15 опустить дозатор в заданное положение.
После этого нужно локомотивом привести вагон в движение с рабочей скоростью и на ходу открыть крышки: для разгрузки на всю ширину пути — все крышки, для разгрузки по сторонам пути — только наружные и для разгрузки на середину пути — только внутренние.
После открывания крышек балласт начнет высыпаться на путь, заполняя все свободное пространство в дозаторе и под ним, и тут же срезаться на установленной высоте нижней кромкой торцовых стенок 36 и 1 дозатора. В результате на пути будет оставаться слой балласта необходимой толщины с ровной
поверхностью, почти не требующей дополнительной дозировки балластером. Разгрузка вагона происходит до полного высыпания из него балласта.
Для разгрузки балласта на междупутье или обочину дозатор цилиндром 8 или 15 опускают только со стороны разгрузки на необходимую величину и цилиндром 11 открывают наружную крышку над опущенной частью дозатора. Другая крышка будет удерживаться упором 42 дозатора, находящимся с этой стороны в верхнем положении. В остальном разгрузка не отличается от опи¬санной выше.
Балластный состав формируется обычно из 20 вагонов. Разгрузка начинается с головного вагона по ходу поезда. Перед концом разгрузки первого вагона начинают разгружать второй. При этом балласт высыпается на слой выгруженного из первого вагона балласта, но, поскольку высота дозаторов первого и второго вагонов одинакова, выгрузка балласта из второго вагона не начинается (происходит лишь волочение балласта) до тех пор, пока не кончится слой отсыпанного из первого вагона балласта. С таким же перекрытием последовательно разгружаются и все остальные вагоны состава. Перекрытие разгрузки хотя и увеличивает сопротивление состава перемещению, но позволяет избежать пропусков отсыпки балласта.
Для размещения обслуживающего персонала, инструмента и запасных частей к составу хопперов-дозаторов обычно прицепляют специальный двухосный вагон.
Во время разгрузки состав обслуживается бригадой из 4 чел. Механик и один рабочий осуществляют разгрузку, а помощник механика с другим рабочим приводит оборудование в транспортное положение. Состав может обслуживаться и двумя работниками: механиком и его помощником, но это удлиняет время нахождения хопперов-дозаторов на перегоне.
Основные преимущества хопперов-дозаторов ЦНИИ по сравнению с другими саморазгружающимися вагонами: возможность выгрузки балласта как на середину, так и на стороны пути; дозирование и разравнивание балласта; отсутствие засыпания рельсов и потерь балласта от ссыпания под откос.
К недостаткам этих вагонов следует отнести:
узкую специализацию, не позволяющую использовать их на других работах;
последовательную разгрузку, увеличивающую время занятия перегона;
невозможность прервать начавшуюся разгрузку, вызывающую неудобства при подходе к мостам, переездам, станциям и т. п.;
большую высоту кузова, затрудняющую его загрузку экскаваторами и транспортерами;
большое сопротивление передвижению при разгрузке.
Хоппер-дозатор ЦНИИ-ДВЗ (рис.290) предназначен для перевозки, механизированной разгрузки, укладки в путь, дозирования и разравнивания балласта при постройке и ремонте железных дорог.
Рама 6 хоппера-дозатора состоит из продольных и поперечных балок, соединенных сваркой. К продольным относятся хребтовая и две боковые балки,а к поперечным — две концевые, две шкворневые и одна средняя. В местах пересечения хребтовой балки со шкворневыми укреплены пятники, которыми рама опирается на двухосные тележки 7 грузовых вагонов. На раме, кроме специальных устройств, расположены типовые тормозные и ударно-упряжные приборы.
Кузов 1 состоит из двух металлических гофрированных боковых и двух наклонных торцовых стенок, соединенных с рамой и между собой сваркой. Верхняя часть торцовых стенок наклонена под углом 45° к горизонту, а в ниж¬ней части наклон для лучшего высыпания балласта увеличен до 50°. Разгрузочно-дозирующее оборудование 3 расположено под кузовом в средней части вагона. Разгрузочное устройство предназначено для выгрузки балласта из кузова в нужное место пути (внутрь колеи, на междупутье, на обочину или одновременно в несколько мест), а дозирующее устройство производит дозировку, т. е. укладку балласта в определенном количестве на единицу длины пути, и его разравнивание. Привод механизмов разгрузочного и дозирующего устройств воздушный от цилиндров 9, шарнирно закрепленных на раме вагона и связанных с механизмами рычагами и валами 2.
Воздух, необходимый для работы приводных цилиндров, находится в запасном резервуаре 8, куда он подается через специальную питающую магистраль от воздушного насоса локомотива или из тормозной магистрали состава. Емкость резервуара достаточна для обеспечения полного цикла работы всех механизмов разгрузочно-дозирующего оборудования вагона без пополнения.
Органы управления в виде четырех трехходовых кранов могут приводиться в действие с любого из двух пультов 4 управления, расположенных с обеих сторон вагона. Управление разгрузкой осуществляется с подножки 5 на ходу поезда.
Схема механизмов разгрузочно-дозирующего оборудования в транспортном положении показана на рис. 291.
Разгрузочное устройство состоит из двух внутренних 10 и двух наружных 28 крышек, расположенных в нижней части кузова 16. Внутренние крышки могут поворачиваться на валах 33 и 40, установленных на хребтовой балке 13, а наружные — на валах 3, закрепленных на боковых балках рамы. Крышки могут находиться в закрытом или открытом положении. При закрытых крыш¬ках балласт, находящийся в кузове, высыпаться не может—это транспортное положение механизмов. При открывании крышек балласт свободно высыпается на путь — происходит разгрузка вагона.
Внутренние крышки открывают и закрывают цилиндром 14 двустороннего действия, шток которого через рычаг 32, вал 33 и два рычага 34, расположенных в пространстве между крышками на некотором расстоянии друг от друга по длине и действующих одновременно, подвески 38 и запорные тяги 41 связан с крышками. При закрытом положении внутренних крышек запорные тяги расположены по отношению друг к другу «враспор» с переходом мертвой точки на величину 6—10 мм. Это делает невозможным открывание крышек давлением на них груза, находящегося в кузове, предупреждая тем самым самопроизвольную разгрузку вагона. При подаче воздуха в верхнюю полость цилиндра крышки открываются, в нижнюю полость — закрываются.
Цилиндр11 предназначен для открывания и закрывания наружных крышек. Шток цилиндра связан с крышками через рычаг 12, вал 40, рычаги 39 и 37, промежуточные тяги 31, угловые рычаги 30 и запорные тяги 43. При закрытом положении наружных крышек запорные тяги находятся в положении «распора» по отношению к угловым рычагам с переходом мертвой точки, как и в механизме внутренних крышек. Открывание крышек осуществляется подачей воздуха в верхнюю, а закрывание — в нижнюю полость цилиндра.
Дозирующее устройство состоит из трех рам — одной средней и двух наружных, образующих дозатор, и привода. Средняя рама имеет три продольных козырька; два боковых 29, предназначенных для защиты рельсов от засыпания их балластом, и одного среднего 35, необходимого для уменьшения количества выгружаемого балласта по оси пути. Козырьки связаны между собой в единое целое двумя торцовыми стенками 36 при помощи сварки. Каждая боковая рама состоит из продольной гофрированной стенки 23 и двух торцовых стенок 1. Боковые рамы связаны со средней шарнирными параллелограммными связями 24 и 25, причем верхние имеют удлиненные концы с роликами 26, которыми они при подъеме средней рамы упираются в кронштейны 27 кузова и, поворачиваясь, поднимают боковые рамы относительно средней и убирают их в пределы габарита подвижного состава.
Средняя рама дозатора подвешена на четырех подвесках 2 к рычагам 4, расположенным с обоих торцов дозатора и закрепленным на продольных валах 3. К концам валов прикреплены рычаги 21, шарнирно соединенные со штоками цилиндров 8 и 15. Впуская воздух в верхние или нижние полости этих цилиндров, можно опускать или поднимать дозатор. Приводя в действие один цилиндр 8 или 15, можно опускать одну сторону дозатора, оставляя другую поднятой.
В верхнем положении средняя рама дозатора запирает крышки упорами 42, не давая возможности им открываться при случайном включении механизмов открывания крышек, что обеспечивает безопасность движения хоппера-дозатора в груженом состоянии.
Величина опускания дозатора регулируется двумя независимыми установочными устройствами, каждое из которых состоит из пальца 22, закрепленно¬го на рычаге 21, подвески 20 с прорезью, надетой на палец и шарнирно связан¬ной с траверсой 6, один конец которой при помощи связи 9 шарнирно присоединен к раме вагона, а другой соединен с гайкой 17, опирающейся на винт 5, вращающийся в подшипниках, закрепленных также на раме вагона. Вращением винта за маховичок 7 можно устанавливать гайку в нужном положении и ограничивать тем самым опускание дозатора до требуемой высоты над уровнем головки рельсов. Установка дозатора производится по шкале 19, прикрепленной к раме вагона, и указателю 18, имеющемуся на гайке. Отметки шкал определяют положение дозатора по высоте в сантиметрах с каждой стороны вагона относительно головок рельсов (выше головок рельсов — с плюсом, ниже— с минусом). В транспортном положении дозатора гайка поднимается на максимальную высоту, не давая возможности опуститься дозатору в случае включе¬ния цилиндров 8 и 15. Кроме того, боковые рамы дозатора дополнительно прикрепляются к раме вагона специальными транспортными запорами.
Разгрузочно-дозирующее оборудование хоппера-дозатора позволяет выгружать балласт на путь по следующим схемам (рис. 292): а — на всю ширину пути; б — по сторонам пути; в — на середину пути; г — на междупутье; 3 — на обочину.
Для разгрузки балласта по первым трем схемам необходимо сначала опустить гайки 17 установочных механизмов (см. рис. 291) на одинаковую величину соответственно требуемому количеству балласта на единицу длины пути, затем открыть транспортные запоры боковых рам дозатора и при помощи цилиндров 8 я 15 опустить дозатор в заданное положение.
После этого нужно локомотивом привести вагон в движение с рабочей скоростью и на ходу открыть крышки: для разгрузки на всю ширину пути — все крышки, для разгрузки по сторонам пути — только наружные и для разгрузки на середину пути — только внутренние.
После открывания крышек балласт начнет высыпаться на путь, заполняя все свободное пространство в дозаторе и под ним, и тут же срезаться на установленной высоте нижней кромкой торцовых стенок 36 и 1 дозатора. В результате на пути будет оставаться слой балласта необходимой толщины с ровной
поверхностью, почти не требующей дополнительной дозировки балластером. Разгрузка вагона происходит до полного высыпания из него балласта.
Для разгрузки балласта на междупутье или обочину дозатор цилиндром 8 или 15 опускают только со стороны разгрузки на необходимую величину и цилиндром 11 открывают наружную крышку над опущенной частью дозатора. Другая крышка будет удерживаться упором 42 дозатора, находящимся с этой стороны в верхнем положении. В остальном разгрузка не отличается от опи¬санной выше.
Балластный состав формируется обычно из 20 вагонов. Разгрузка начинается с головного вагона по ходу поезда. Перед концом разгрузки первого вагона начинают разгружать второй. При этом балласт высыпается на слой выгруженного из первого вагона балласта, но, поскольку высота дозаторов первого и второго вагонов одинакова, выгрузка балласта из второго вагона не начинается (происходит лишь волочение балласта) до тех пор, пока не кончится слой отсыпанного из первого вагона балласта. С таким же перекрытием последовательно разгружаются и все остальные вагоны состава. Перекрытие разгрузки хотя и увеличивает сопротивление состава перемещению, но позволяет избежать пропусков отсыпки балласта.
Для размещения обслуживающего персонала, инструмента и запасных частей к составу хопперов-дозаторов обычно прицепляют специальный двухосный вагон.
Во время разгрузки состав обслуживается бригадой из 4 чел. Механик и один рабочий осуществляют разгрузку, а помощник механика с другим рабочим приводит оборудование в транспортное положение. Состав может обслуживаться и двумя работниками: механиком и его помощником, но это удлиняет время нахождения хопперов-дозаторов на перегоне.
Основные преимущества хопперов-дозаторов ЦНИИ по сравнению с другими саморазгружающимися вагонами: возможность выгрузки балласта как на середину, так и на стороны пути; дозирование и разравнивание балласта; отсутствие засыпания рельсов и потерь балласта от ссыпания под откос.
К недостаткам этих вагонов следует отнести:
узкую специализацию, не позволяющую использовать их на других работах;
последовательную разгрузку, увеличивающую время занятия перегона;
невозможность прервать начавшуюся разгрузку, вызывающую неудобства при подходе к мостам, переездам, станциям и т. п.;
большую высоту кузова, затрудняющую его загрузку экскаваторами и транспортерами;
большое сопротивление передвижению при разгрузке.