Цистерны для перевозки порошкообразных грузов должны удовлетворять следующим требованиям: обеспечивать плотность соединения отдельных элементов кузова и разгрузочных устройств, что предотвращает потери груза при его транспортировке и попадание внутрь атмосферных осадков; обеспечивать надежное поступление груза в зону разгрузочных устройств; иметь устройства для рыхления слеживающихся во время транспортировки и разгрузки грузов; производить погрузочно-выгрузочные операции с целью предотвращения загрязнения окружающей среды и потери груза по специальным закрытым магистралям. Цистерны для порошкообразных грузов допускают разгрузку по трубопроводу диаметром 150 мм на расстояние до 50 м с подачей на высоту до 25 м при наличии у грузополучателя источника сжатого воздуха производительностью не менее 20м3 мин.
Кальцинированную соду получают несколькими способами; выщелачиванием отложений природной соды; по способу Леблана поваренная соль обрабатывается серной кислотой и переводится в сульфат натрия, который прокаливается с углем и известняком; по аммиачному способу последовательной обработкой раствора поваренной соли аммиаком и двуокисью углерода.
Сода кальцинированная служит исходным веществом в производстве каустической соды, бикарбоната натрия. Применяется в мыловаренной, стекольной, нефтяной, текстильной, целлюлозно-бумажной, пищевой, лакокрасочной промышленности. В черной и цветной металлургии, а также в быту.
Перевозка кальцинированной соды в цистернах позволяет решить весьма важные задачи. Во-первых, исключить сложный процесс тарирования и затраты на тару, во-вторых, применить комплексную механизацию на погрузо-разгрузочных работах, в-третьих, обеспечить более полную сохранность продукта при перевозке и погрузо-разгрузочных работах. Это важно для предприятий, потребляющих соду в массовых количествах.
С 1963г строится цистерна предназначенная для бестарной перевозки по железным дорогам порошкообразной кальцинированной соды с температурой загрузки не более 80°С последующей аэропневморазгрузкой. Грузоподъемность цистерны 47т, тара 32,6т.
Цистерна для перевозки кальцинированной соды состоит из котла цилиндрической формы, воздушной коммуникации с пультом управления, платформы с базой 10300мм, опирающейся на две тележки ЦНИИ-Х3-О на подшипниках качения модель 18-100 или на подшипниках скольжения модель 18-109, автосцепки, автоматического тормоза с регулятором выхода штока поршня тормозного цилиндра, двух разгрузочных устройств и стояночного тормоза с быстрым отпуском. Длинна цистерны по осям автосцепок 16120мм.
Котел цистерны представляет собой резервуар сварной конструкции, обечайка которого выполнена из продольных листов толщиной 9 и 10мм. Сферические днища, приваренные к торцам обечайки, выполнены из листовой стали толщиной 12мм. В котел вмонтированы четыре рассекателя, боковые откосы, восемь аэролотков и четыре аэроплитки. Материалом котла служит сталь ВМ Ст. 3 по ГОСТ 380—60. Диаметр котла внутренний 3000мм, общая длинна котла 14690мм. Емкость котла полная 101,6м3. Желоба аэролотков и аэроплиток покрыты хлопчатобумажным восьмислойным ремнем.
В верхней части котел имеет пять люков диаметром по 350мм для загрузки продукта навалом. Там же установлен люк диаметром 570мм, предназначенный для доступа внутрь котла. К внутренней стенке люка крепят внутреннюю лестницу.
Разгрузка цистерны производится через два разгрузочных устройства дроссельного типа, установленных в нижней части котла. Диаметр разгрузочных патрубков 150мм. Вся арматура выведена на коллектор, размещенный в арматурном ящике котла.
Подача воздуха для аэрации (распыления) продукта осуществляется посредством воздушной магистрали, соединяющей аэролотки и аэроплитки с коллектором. Для предотвращения повышения давления при выгрузке на котле и воздушной коммуникации установлено по одному предохранительному клапану. На сообщающих трубах котла, предназначенных для выравнивания давления в рабочем и подоткосном объемах, установлены краны для сброса давления.
Принцип работы цистерны заключается в следующем. Воздух под давлением 2 атм., поступает через кран в коллектор, откуда уходит по воздухопроводам через краны в аэролотки и аэроплитки. Проходя через решетки и ремень, воздух проникает внутрь резервуара и аэрирует (распыляет) кальцинированную соду. Сода приобретает текучесть и поступает в нижнюю часть котла к выгрузочному отверстию и с помощью сжатого воздуха и воздуха, направляемого для поддува, через кран подается по шлангам в транспортную магистраль и далее в склад. Выгрузка соды может осуществляться как в склады, расположенные ниже уровня земли, так и в емкости, расположенные до 25м выше уровня земли. Загрузка цистерны производится через загрузочные люки посредством шлангов.
Котел в средней части лапами прикреплен к лапам рамы при помощи чистых болтов, а в месте шкворневых балок — четырьмя хомутами. Для удобства и безопасности работ при обслуживании цистерны установлена наружная лестница с помостами, изготовленными из рифленого железа с выштампованными в них отверстиями для стока воды. Площадки снабжены боковыми поручнями.
Наружная поверхность котла и хомуты крепления котла окрашены в палевый цвет. Рама цистерны, круги на днищах и наружная поверхность арматурного ящика окрашены в зеленый цвет. На цистернах, поставляемых МПС, рама и арматурный ящик окрашены в серый цвет, а днища в палевый цвет без зеленого круга.
В средней части и на днищах котла имеются надписи: «Кальцинированная сода».
Цистерна для перевозки кальцинированной соды постройки 1970 года,
подъезной путь Воскресенского хим. завода, фото 1997 года.