Трофейные цистерны безрамной конструкции

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1309
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 646 раз
Поблагодарили: 400 раз

Re: Трофейные цистерны безрамной конструкции

#21 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

В таблицах калибровки жд цистерн за 1953 год цистерны с диаметром котла 2850мм и емкостью 63 кубометра отсутствуют. Таким образом, трофейные цистерны этого типа для перевозки нефтепродуктов на территории СССР не использовались.

Однако, в таблицах калибровки за 1953 год удалось обнаружить цистерну калибровочного типа 108 с диаметром котла 2530мм и емкостью 48 кубометров, которая очень похожа на безрамные цистерны меньшей вместимости, выпускавшиеся в Германии.
IMG_20181102_190810.jpg
Модель такой цистерны в конструктивном исполнении "Дойц" выпускает фирма Лилипут (модель с высокими поручнями трапа). На фото набора из двух камуфлированных цистерн она распололожена справа.
liliput_2359624osniyvagontsisterna480gektolitrovVR_5965.jpg
4638_5812f2bf9130a6296e8dcdb587cd9a6c.jpg
beczki.jpg
Единственное, что вводило в замешательство, это указанные в калибровочной таблице диаметр колпака 1500мм при высоте 500мм, что категорически не соответствовало параметрам немецких цистерн. К счастью, кроме калибровочных таблиц 1953 года я на всякий случай взял и сфотографировал также и предыдущие таблицы 1951 года, в которых данный тип цистерны вводился впервые. Именно там и обнаружилась важная сноска "остальное обточить напильником" :lol: ..."Цистерна модернизированная, с колпаком увеличенной емкости".
IMG_20181104_212751.jpg
Таким образом, можно предположить, что для конверсии подходит цистерна Лилипут 48кубометров с заменой колпака по типу советских 50т цистерн.Но существует еще пара неясных моментов относительно такой конверсии.

Во-первых, при замене колпака по образцу 50т советских цистерн, можно предположить, что проводилась и замена лесенки также по образцу 50т советских цистерн, что может весьма затруднить идентификацию таких цистерн по фотографиям, так как сверху "модернизированные" трофейные цистерны будут практически неотличимы от советских 50-тонных.

А во-вторых, немецкие цистерны емкостью 48 кубометров выпускались в двух исполнениях - "Deutz" и "Einheits". Насколько я понял, последние внешне напоминали "Uerdingen", но с некоторыми конструктивными отличиями. Доподлинно неизвестно какое конструктивное исполнение имели трофейные цистерны, используемые в СССР - может быть одно из двух, а может быть и то, и другое. Но поскольку модели цистерн 48 кубометров в конструктиве "Einheits" модельными фирмами пока не выпускаются, выбора все равно не остается.

На мой взгляд, цистерны Лилипут 48 кубометров с некоторыми допущениями годятся для конверсии с заменой колпака и трапа по образцу советских 50т цистерн и тележек на МТ-50.

Почему для использования в СССР были выбраны трофейные цистерны 48 а не 63 кубометра - остается только догадываться. На мой взгляд, основным препятствием были трудности с установкой автосцепки. На 63 кубовой диаметр котла больше и расположен он ниже. В 60-х годах при разработке отечественных опытных 60т безрамных цистерн под автосцепку делалось специальное углубление в котле, которое на трофейных цистернах не было предусмотрено. Возможно 48 кубовую цистерну выбрали потому, что под котлом оставалось достаточно места для размещения автосцепки.

Другим возможным препятствием могло быть то, что 63 кубовая цистерна была предназначена для перевозки легких нефтепродуктов типа бензина, а перевозку тяжелых нефтепродуктов в них можно было производить только с "недоливом", что было весьма неудобно. Кроме того, для СССР перевозка бензина на большие расстояния и в больших объемах была не так актуальна, тогда как перевозка сырой нефти, напротив, имела большое значение. Полагаю, объем 63 кубометра вкупе со сложностями установки автосцепки для послевоенного СССР оказался избыточным. А к моменту перехода на 60-тонные цистерны в СССР разработали собственную, вполне удачную конструкцию.

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1309
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 646 раз
Поблагодарили: 400 раз

Re: Трофейные цистерны безрамной конструкции

#22 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

ГойкоМитич писал(а):
Вс ноя 04, 2018 8:50 pm
А во-вторых, немецкие цистерны емкостью 48 кубометров выпускались в двух исполнениях - "Deutz" и "Einheits". Насколько я понял, последние внешне напоминали "Uerdingen", но с некоторыми конструктивными отличиями. Доподлинно неизвестно какое конструктивное исполнение имели трофейные цистерны, используемые в СССР - может быть одно из двух, а может быть и то, и другое...

Почему для использования в СССР были выбраны трофейные цистерны 48 а не 63 кубометра - остается только догадываться...
Кстати, кроме "Deutz" и "Einheits" возможен еще один вариант конструктивного исполнения трофейных цистерн 48 кубометров, объясняющий заодно почему для эксплуатации были выбраны именно эти цистерны. Возможно, котел от трофейной цистерны просто ставился на нашу раму. По габаритам она не сильно отличается от отечественной 50 кубовой - на 205мм длиннее и на 70мм меньше в диаметре при чуть меньшей грузоподъемности. Так что каких-то существенных препятствий для такой манипуляции, на первый взгляд, вроде, не наблюдается. И такой вариант очень просто объясняет выбор в пользу 48 кубовых цистерн перед 63 кубовыми - именно потому, что 48 кубовые близки по размерам к нашим серийным 50 кубовым и могут быть установлены на ту же раму. И это же объясняет отсутствие фотографий - кроме калибровочного типа 108 и обозначения грузоподъемности 49т трофейные цистерны на отечественных рамах почти невозможно отличить от отечественных 50 кубовых цистерн - потому и опознать их по фотографии издалека не получается.

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1309
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 646 раз
Поблагодарили: 400 раз

Re: Трофейные цистерны безрамной конструкции

#23 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

Наконец-то в госкаталоге музейного фонда РФ нашел фото безрамной цистерны калибровочного типа 108 - с увеличенным колпаком, лесенкой советского типа и на тележках МТ-50.

Ссылка на источник
Фотография. В вагоностроительном цехе Бухарестского завода

Период создания:XX век
Материал, техника:фотобумага
Размер:20х18,5
Место создания:—
Номер в Госкаталоге:14965896
Номер по ГИК (КП):ЯГОМ КПФ-17743
Инвентарный номер:—

Местонахождение
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского"
1582552433785.jpg

Аватара пользователя
Зозный
Модератор
Сообщения: 2653
Зарегистрирован: Вт янв 19, 2010 11:22 pm
Откуда: Киров
Благодарил (а): 108 раз
Поблагодарили: 120 раз

Re: Трофейные цистерны безрамной конструкции

#24 Непрочитанное сообщение Зозный »

Могли такие цистерны эксплуатироваться только на территории Европы? На фото они вроде свеженькие, сразу после модернизации. С другой стороны зачем европейским цистернам такой колпак, и уж тем более телеги МТ50? Но ведь окрас европейский...

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1309
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 646 раз
Поблагодарили: 400 раз

Re: Трофейные цистерны безрамной конструкции

#25 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

Зозный писал(а):
Сб июн 27, 2020 6:04 pm
Могли такие цистерны эксплуатироваться только на территории Европы? На фото они вроде свеженькие, сразу после модернизации. С другой стороны зачем европейским цистернам такой колпак, и уж тем более телеги МТ50? Но ведь окрас европейский...
Насчет эксплуатации - сложно сказать наверняка, но меня больше принадлежность интересует. Окраска европейская, но обозгачение не видно. Символ МПС может присутствовать, но ИМХО, маловероятно. В таблице номеров МПС цистерны г/п 48 тонн не предусмотрены, так что если они советские, то могут быть только ведомственными.

На одном из форумов попадалась информация, что цистерны на советских тележках заказаны ГДР и эксплуатировались до 70-х. В таком случае, отечественные колпаки и тележки, а также советский калибровочный тип могут указывать на то, что эти цистерны предназначены для получен груза на территории СССР. Как далеко на территорию ССР они могли заходить - неизвестно. ЕМНИП, встречал фото советских цистерн в Германии с указанием, что курсировали от приграничнго советского терминала до ближайшего немецкого.

Но я полагаю, до полного перехода на автосцепку немецкие вагоны совместимых типов вполне МОГЛИ ходить по территории СССР.

Ответить

Вернуться в «Вагоны»