Опоры старого типа контактной сети.

Сообщение
Автор
И.В.А.Н.
Сообщения: 1043
Зарегистрирован: Сб окт 24, 2015 6:55 pm
Имя: ИВАН
Откуда: МОСКВА
Благодарил (а): 928 раз
Поблагодарили: 176 раз

Re: Опоры старого типа контактной сети.

#21 Непрочитанное сообщение И.В.А.Н. »

Троллейбус тож электричеством питается, как и электровоз и трамвай ))) и без проводов не особо передвигается, а вот посмотреть и сравнить в чем отличия весьма интересно, дак что уа за троллейбус, который стараниями нашего мэрского мэра уходит в небытие... :cry:

И.В.А.Н.
Сообщения: 1043
Зарегистрирован: Сб окт 24, 2015 6:55 pm
Имя: ИВАН
Откуда: МОСКВА
Благодарил (а): 928 раз
Поблагодарили: 176 раз

Re: Опоры старого типа контактной сети.

#22 Непрочитанное сообщение И.В.А.Н. »

Может назвать тему:
"Контактная сеть гортранспорта" ?

TeorMech
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Вс сен 12, 2010 3:56 pm
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 79 раз

Re: Опоры старого типа контактной сети.

#23 Непрочитанное сообщение TeorMech »

Продолжаю тему арматуры. Как и на железной дороге, на к/с городского транспорта воздушная линия для организации питания и повышения надёжности делится на изолированные участки. Для этого в контактные провода врезают секционные изоляторы. Ниже на фотографии показан троллейбусный секционный изолятор СИ-6Д с дугогасительной камерой - наиболее распространённая модель в странах СНГ.
СИ6Д_1.jpg
СИ6Д_2.jpg
СИ6Д_3.jpg
СИ6Д_эскиз.jpg
СИ6Д_эскиз.jpg (27.13 КБ) 3229 просмотров
СИ-6Д в Саратове, в местной "фирменной" синей окраске:
СИ6Д_саратов.jpg
В большинстве городов с троллейбусным движением применяются изоляторы с изолирующими пластинами из дельта-древесины (ДСПБ-Э). В Москве и Петербурге же используются изоляторы с пластинами из стеклопластика. Их существует несколько разновидностей. Пара разновидностей, используемых в Москве:
СИ6_разновидность.jpg
СИ6_разновидность2.jpg
Видно также, как подключены фидеры.

В некоторых случаях (в составе стрелок и пересечений) применяются также изоляторы без дугогасительной камеры - СИ-6М (короткий) и СИ-6У (длинный). Как и у СИ-6Д, у них имеются более современные аналоги со стеклопластиковыми изолирующими деталями.
СИ6М.jpg
СИ6М.jpg (25.2 КБ) 3229 просмотров
Одним из наиболее сложных элементов троллейбусной контактной сети являются стрелки. Они бывают двух видов - сходные (тип СТС) и расходные (или управляемые, тип СТУ). Сходные стрелки не имеют механизации и состоят из следующих элементов (фото с "московскими" изоляторами):
сходная стрелка.JPG
Расходная (управляемая) стрелка оборудована включающими контактами, при прохождении которых с выключенным или включённым ТЭД остряки стрелки либо остаются в правом положении, либо переводятся в левое положение. Расходная стрелка состоит из следующих элементов:
стрелка расходная.jpg
Элементы стрелок:
крестовина.jpg
крестовина.jpg (23.36 КБ) 3229 просмотров
стрелки.jpg
стрелки.jpg (44.29 КБ) 3229 просмотров
стрелки2.jpg
Пересечения внешне похожи на стрелки, но не имеют механизма перехода с линии на линию, и бывают нескольких видов под разные углы пересечения (отличаются крестовинами). Пара фотографий московских пересечений с разными типами секционных изоляторов:
пересечка3.jpg
пересечка2.jpg
пересечка.jpg
пересечка.jpg (31.63 КБ) 3226 просмотров
Трамвайно-троллейбусное пересечение. Секционные изоляторы на "трамвайной" стороне здесь относительно нового типа, один с дугогашением, другой - без.
пересечка_трам-трол.jpg
Ну и наконец, трамвайные секционные изоляторы. По исполнению они похожи на троллейбусные. Наиболее распространённый вариант, СИТ-ДУ:
СИТ.jpg
СИТ.jpg (26.41 КБ) 3229 просмотров
По стрелкам и секционным изоляторам трамвайной к/с я планирую сделать потом отдельный пост, так как фотки у меня в основном по троллейбусной к/с.

А вот относительно редкий зверь:
натяжитель.jpg
По виду похож на секционный изолятор, но на самом деле это часть системы натяжения троллейбусных проводов. От этой детали идут оттяжки к грузовому компенсатору. В Москве, к примеру, на к/с троллейбуса такое вообще не встречается - натяжение контактных проводов регулируется вставками.

Аватара пользователя
andrey-58
Сообщения: 452
Зарегистрирован: Вт июл 21, 2015 4:54 pm
Имя: андрей в. новиков
Благодарил (а): 158 раз
Поблагодарили: 64 раза

Re: Опоры старого типа контактной сети.

#24 Непрочитанное сообщение andrey-58 »

Вот ещё опора старенькая, видимо когда-то на ней ещё и фонарь был.
DSCF4136.JPG
DSCF4138.JPG
DSCF4139.JPG
Да, уходит поколенье "БЕЛОМОРА"....

TeorMech
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Вс сен 12, 2010 3:56 pm
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 79 раз

Re: Опоры старого типа контактной сети.

#25 Непрочитанное сообщение TeorMech »

Старая опора контактной сети, возможно даже довоенная:
старая_опора_1.jpg
старая_опора_2.jpg
Орешковый изолятор на заброшенной оттяжке контактной сети трамвая:
орешковый_изолятор.jpg
Консоли трамвайной сети более редкой конструкции в Саратове:
трамвай_Саратов.jpg
Консоли а-ля железная дорога:
трамвай_Саратов2.jpg

Аватара пользователя
andrey-58
Сообщения: 452
Зарегистрирован: Вт июл 21, 2015 4:54 pm
Имя: андрей в. новиков
Благодарил (а): 158 раз
Поблагодарили: 64 раза

Re: Опоры старого типа контактной сети.

#26 Непрочитанное сообщение andrey-58 »

TeorMech писал(а):
Чт июл 18, 2019 3:29 pm
..........
Консоли трамвайной сети более редкой конструкции в Саратове:
трамвай_Саратов.jpg .......
В Кемерово, судя по фотографиям на форуме СТТС ,такие до конца 90-х дожили...
На опорах ферменной конструкции.
Да, уходит поколенье "БЕЛОМОРА"....

TeorMech
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Вс сен 12, 2010 3:56 pm
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 79 раз

Re: Опоры старого типа контактной сети.

#27 Непрочитанное сообщение TeorMech »

andrey-58 писал(а):
Чт июл 18, 2019 5:19 pm
TeorMech писал(а):
Чт июл 18, 2019 3:29 pm
..........
Консоли трамвайной сети более редкой конструкции в Саратове:
трамвай_Саратов.jpg .......
В Кемерово, судя по фотографиям на форуме СТТС ,такие до конца 90-х дожили...
На опорах ферменной конструкции.
В Саратове ещё стоят. А в центре кое-где сохранились решетчатые опоры трамвайной к/с царского времени. Вот ещё раритет - деревянная опора трамвайной к/с с довоенных лет:
кольцо_САЗ.jpg
Далее по арматуре, точнее - по зажимам для проводов. Для макетчиков тема эта вряд ли представляет интерес, ведь даже в 32-м масштабе зажимы очень маленькие, а контактный провод очень тонкий, так что будет просто на случай, если кому-то интересно, как они выглядят вблизи. На к/с трамвая и троллейбуса чаще всего применяется медный фасонный контактный провод марки МФ-85, либо МФ-65 (для малозагруженных линий).
кп.jpg
кп.jpg (24.74 КБ) 3116 просмотров
В литературе также приводятся провода овального сечения типа МФО, провода из низколегированной меди, сталемедные и бронзовые (все показаны на схеме выше). По ним ничего не могу сказать - возможно, где-то и применяются, но с земли их не отличить от обычных МФ. А вот сталеалюминиевый провод ПКСА (крайний правый эскиз) я несколько раз встречал. Весьма интересный провод, который состоит из стальной контактной "подошвы" и токоведущей верхней части из алюминия. Между собой части провода соединены "ласточкиным хвостом". Задумка была в том, чтобы одновременно повысить износостойкость провода и удешевить его за счёт отказа от меди. Этот провод несложно отличить по существенно большему сечению, чем у МФ. Сейчас его, на сколько я знаю, не производят.

Ещё я встречал упоминания о том, что на некоторых ранних трамвайных линиях (до 1910-го года) применялись контактные провода круглого сечения. Но подробностей не знаю.

Трамвайный поддерживающий зажим, использующийся на всех фиксаторах и подвесах, я показывал несколькими постами ранее. На троллейбусных же линиях зажимы имеют несколько более сложную форму из-за того, что по ним должна беспрепятственно проходить головка токоприёмника (также известная, как "башмак"). Наиболее распространены зажимы марки ЗПВ и ЗПВ-2. Зажим ЗПВ изготавливается литьём из бронзы и состоит из двух щёчек:
ZPV_new_2.jpg
На каждой щёчке есть ребро, совпадающее с боковыми выемками контактного провода. Щёчки зажима соединяются винтами с потайными головками. В верхней части зажима имеется крепление с резьбой М16 для соединения с другой арматурой.
ZPV_new_1.jpg
Зажим ЗПВ-2 выполняется из бронзы с винтами под квадратный или шестигранный ключ (со сквозным отвертстием):
ZPV-2_2.jpg
Существует ещё одна разновидность с прямыми, а не скошенными торцами. Также существует разновидность зажима ЗПВ-2, выполненная из стали:
УПСИ_ЗПВ-2.jpg
Такие зажимы применяются со сталеалюминиевыми контактными проводами марки ПКСА.

Несколько троллейбусных зажимов разных лет выпуска:
ZPV.jpg
Самый верхний - 50-х годов, ниже - 90-х, потом - 2000-х годов завода ЭМОЗ и внизу - ЗПВ-2.

Для соединения контактных проводов применяют специальные стыковые зажимы. Наиболее распространённый вариант - стыковой зажим Бокастова (ЗСТБ):
ZST_1.jpg
ZSTB_1.jpg
ZSTB_2.jpg
Корпус зажима изготавливается из стали. В корпусе выполнен желоб, профиль которого повторяет профиль головки контактного провода. Концы соединяемых проводов вводятся в зажим и прижимаются сверху винтами.
Более старая версия зажима (справа):
зст.jpg
Гораздо реже встречаются зажимы обхватного типа:
обхватный_зажим.jpg
В таком зажиме контактный провод прижимается болтами к обойме и при прохождении зажима контактная вставка скользит не по проводу, а по обойме. Я их видел только на линиях со сталеалюминиевыми проводами.

Для соединения сталеалюминиевых проводов с медными применяется специальный зажим:
зажим_стыковой_ПКСМ.jpg
С "медной" стороны устройство такое же, как у зажима ЗСТБ, а стальная и алюминиевая части провода крепятся раздельно. Есть также версия с раздельным креплением для ПКСА с обеих сторон.

Для крепления проводов в крутых кривых применяются специальные зажимы, называемые держателями кривых. Они бывают двух основных типов. Разновидность для кривых с меньшим отклонением похожа на обычный поддерживающий зажим, но имеет большую длину и усиленную конструкцию из из стали:
дк.jpg
Для кривых с бОльшим отклонением применяются держатели составной конструкции:
держатель кривых.JPG

Tractorist
Сообщения: 67
Зарегистрирован: Ср авг 10, 2016 9:54 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз
Поблагодарили: 27 раз

Re: Опоры старого типа контактной сети.

#28 Непрочитанное сообщение Tractorist »

Опоры КС трамвая на бывшей к/ст "Приморский Парк Победы", Санкт-Петербург. Трамвайная линия закрыта, но осталось несколько опор. Сами опоры возможно ещё царских времён, хотя трамвайная линия была построена после войны. Ну или сделаны по образцу дореволюционных, такие опоры применялись в Ленинграде перед войной.
Вложения
IMG_20190718_124751.jpg
IMG_20190718_124753.jpg
IMG_20190718_124827.jpg
IMG_20190718_124830.jpg
IMG_20190718_124807.jpg
IMG_20190718_124810.jpg
Albom_SPB_tram_03-183.jpg

TeorMech
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Вс сен 12, 2010 3:56 pm
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 79 раз

Re: Опоры старого типа контактной сети.

#29 Непрочитанное сообщение TeorMech »

Tractorist писал(а): Опоры КС трамвая на бывшей к/ст "Приморский Парк Победы", Санкт-Петербург. Трамвайная линия закрыта, но осталось несколько опор. Сами опоры возможно ещё царских времён, хотя трамвайная линия была построена после войны. Ну или сделаны по образцу дореволюционных, такие опоры применялись в Ленинграде перед войной.
Классная опора. Думаю, что дореволюционная. Однозначно до середины 30-х годов - это видно по клёпке. Похожа на "типъ X", только без навершия. Изоляторы висят тоже довольно старые, за исключением самого верхнего:
изоляторы.jpg
Два такелажника и пряжка слева могут быть и довоенными.

Tractorist
Сообщения: 67
Зарегистрирован: Ср авг 10, 2016 9:54 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз
Поблагодарили: 27 раз

Re: Опоры старого типа контактной сети.

#30 Непрочитанное сообщение Tractorist »

Ещё старинные опоры КС трамвая из Санкт-Петербурга. Это опоры с линии по проспекту Обуховской Обороны, ранее называлась Невской линией. Изначально по этой линии ходили паровые трамваи, в 1920-х годах линия была электрофицирована. Представленная опора так же дореволюционного образца, тип IV согласно вышеприведённому чертежу парковых опор. После революции как раз парковые опоры и стали широко использоваться на улицах города. Подобных опор почти не осталось, и наверное через несколько лет их уже не будет.
Вложения
DSC_0183.jpg
DSC_0185.jpg
DSC_0187.jpg
DSC_0191.jpg
DSC_0192.jpg
DSC_0194.jpg
DSC_0196.jpg
DSC_0205.jpg
DSC_0206.jpg
DSC_0211.jpg
DSC_0247.jpg
DSC_0248.jpg
DSC_0249.jpg
DSC_0251.jpg

Ответить

Вернуться в «Трамваи»