Легенды и были о В.А Ракове

постройка дорог, создание локомотивов и вагонов, судьбы людей
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
D-S
Сообщения: 642
Зарегистрирован: Вс авг 02, 2009 3:06 pm
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Легенды и были о В.А Ракове

#21 Непрочитанное сообщение D-S »

Кину и свои 5 копеек...
Я бы ещё вспомнил, что кроме Ракова в советское время историю жд вообще никто не популяризировал (если Мокршицкого конечно не считать - но это давно было). Относительно того, что он писал письма о нецелесообразности музеев - Вы как дети рассуждаете. Сами поди малую нужду против ветра не справляете? Он писАл то что ему старшие товарищи говорили: Вот тебе письмо - готовь ответ "Не целесообразно". Думаю именно так и было. Его подлинное отношение к истории - это его книги. Вот об этом и надо помнить.
У меня конечно в детстве как у многих была жд пико 16мм, но реальный к жд интерес пошел после того, как я в Транспортной книге в самом начале 90-х купил "Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза (1976—1985 гг.)". Она тогда только вышла.
Изображение

ДНЦГ
Сообщения: 348
Зарегистрирован: Пт апр 12, 2013 8:08 am
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 96 раз

Re: Легенды и были о В.А Ракове

#22 Непрочитанное сообщение ДНЦГ »

В начале 80х годов мне дважды довелось соприкоснуться с Раковым. Вначале я написал в МПС о том, что в Ленинград-Витебском депо на кладбище списанной техники ржавеют два уникальных паровоза, Од-1080 и Ок-5294, которые обязательно должны быть сохранены. Ответ, подготовленный В.А., гласил о том, что паровоз Ок имеет минимальные отличия от Ов, и потому сохранять его, наряду с последним, вряд ли целесообразно. (О паровозе Од при этом дипломатично упомянуто не было...) Через пару лет встал вопрос о сохранении тепловоза ТЭ5, в обмен на который его тогдашний владелец (трест "Южуралтрансстрой") хотел получить локомотив ТЭМ2. Директор Ленинградского музея ж-д транспорта стала звонить в МПС и попала на того же Ракова, который сказал ей, что ТЭ5 представляет собой лишь вариант тепловоза ТЭ1 с измененным кузовом, и потому сохранять его не надо... Напомню: все это происходило в то время, когда руководство МПС, в общем, уже вполне было настроено в пользу сохранения старой техники, и Ленинградский музей активно работал над соответствующим поручением! Правда, и Од с Ок, и ТЭ5 в конечном итоге все же стали музейными экспонатами, но ставить это в заслугу В.А. Ракову было бы все же неправильно...

Р.М.
Сообщения: 1886
Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:29 pm
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 365 раз
Контактная информация:

Re: Легенды и были о В.А Ракове

#23 Непрочитанное сообщение Р.М. »

ДНЦГ писал(а): В начале 80х годов... я написал в МПС о том, что в Ленинград-Витебском депо на кладбище списанной техники ржавеют два уникальных паровоза, Од-1080 и Ок-5294, которые обязательно должны быть сохранены.
Эти паровозы с конца 70-х годов были приписаны к ЦМЖТ и в дополнительном сохранении не нуждались.
Что касается Ракова В.А. то безгрешных людей нет. При этом надо понимать, в КАКОЕ время жил Раков и всё то поколение. В сознании тех людей сама мысль о сохранении паровозов для истории могла быть кощунством в условиях той идеологии. Но при этом на работах В.А. выросло поколение настоящих любителей, благодаря которым мы сегодня имеем несколько музейных коллекций, содержащих уникальные экспонаты. Предлагаю больше не устраивать "пляски на костях" и закрыть эту тему.

ДНЦГ
Сообщения: 348
Зарегистрирован: Пт апр 12, 2013 8:08 am
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 96 раз

Re: Легенды и были о В.А Ракове

#24 Непрочитанное сообщение ДНЦГ »

Эти паровозы с конца 70-х годов были приписаны к ЦМЖТ и в дополнительном сохранении не нуждались.
Это не так. До начала 80-х годов директор Ленинградского музея ж-д транспорта вообще не знала об их существовании, а начальник Ленинград-Витебского депо в 1981г собирался сделать из одного из них обрубок (и сделал бы, если бы в то время его не сменили). В конечном итоге да, локомотивы были приписаны к ЦМЖТ, но это произошло несколькими годами позже (кстати, сама эта аббревиатура, НЯЗ, появилась только в 1987г). Вообще говоря, вопрос о создании паровозного музея в 60х-70х годах поднимался неоднократно (в том числе и на уровне руководства МПС) и сам по себе никаким криминалом считаться не мог (не говоря уже о том, что сохранение отдельных локомотивов, причастных к историко-революционным событиям, началось у нас не когда-нибудь, а в 1937г)... В связи с этим, кстати, небезынтересно отметить, что ведь в дореволюционный период о сохранении паровозов у нас, по сути, никто вообще не заикался (первая неудачная попытка подобного рода относится уже к 20-м годам). То есть, вышло как бы так, что всесторонне образованные управленцы царской эпохи оказались хотя и ненамного, но все же менее культурными, чем полуграмотные сталинские выдвиженцы! Я думаю, причина здесь в господствовавшем длительный период мнении о том, что для истории достаточно сохранить модели и изображения (что у нас и осуществлялось еще с начала 19-го века). Ну а потом, конечно, добавился еще "железный занавес", из-за которого наши руководители отрасли, как правило, просто не знали, что делается за границей и вплоть до 80-х годов порой продолжали называть ЛМЖТ единственным в мире ж-д музеем...
Последний раз редактировалось ДНЦГ Вт ноя 24, 2015 10:19 am, всего редактировалось 4 раза.

Аватара пользователя
bluxer
Сообщения: 948
Зарегистрирован: Ср ноя 10, 2010 2:26 pm
Имя: Михаил
Откуда: Москва
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 30 раз

Re: Легенды и были о В.А Ракове

#25 Непрочитанное сообщение bluxer »

железный дорожник писал(а):
ДНЦГ писал(а): Предлагаю больше не устраивать "пляски на костях" и закрыть эту тему.
ДНЦГ писал(а):Это не так. До начала 80-х годов директор Ленинградского музея ж-д транспорта вообще не знала об их существовании, а начальник Ленинград-Витебского депо в 1981г собирался сделать из одного из них обрубок (и сделал бы, если бы в то время его не сменили). В конечном итоге да, локомотивы были приписаны к ЦМЖТ, но это произошло несколькими годами позже (кстати, сама эта аббревиатура, НЯЗ, появилась только в 1987г). Вообще говоря, вопрос о создании паровозного музея в 60х-70х годах поднимался неоднократно (в том числе и на уровне руководства МПС) и сам по себе никаким криминалом считаться не мог (не говоря уже о том, что сохранение отдельных локомотивов, причастных к историко-революционным событиям, началось у нас не когда-нибудь, а в 1937г)...
Господи, ну имейте совесть то. Есть такая русская поговорка: о мертвых или хорошо, или ничего. Что вы к покойнику то прицепились? Я тоже знал В.А., мне тоже много чего не нравилось в его деятельности, но это не обсуждаю, тем более здесь. Умер человек, упокой душу его, Господи, не так уж много он плохого сделал, зато какой след оставил, сколько полезного сотворил. Модераторы, пожалуйста, послушайте Романа и меня-прикройте тему, хватит кости перемывать.
Садовую дорогу в каждый сад!
А единичку-в каждый дом!

ДНЦГ
Сообщения: 348
Зарегистрирован: Пт апр 12, 2013 8:08 am
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 96 раз

Re: Легенды и были о В.А Ракове

#26 Непрочитанное сообщение ДНЦГ »

Между прочим (если кто не заметил) в своем последнем сообщении я вообще ни разу не упомянул этого человека...

Р.М.
Сообщения: 1886
Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:29 pm
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 365 раз
Контактная информация:

Re: Легенды и были о В.А Ракове

#27 Непрочитанное сообщение Р.М. »

ДНЦГ писал(а):
Эти паровозы с конца 70-х годов были приписаны к ЦМЖТ и в дополнительном сохранении не нуждались.
Это не так. До начала 80-х годов директор Ленинградского музея ж-д транспорта вообще не знала об их существовании...
Согласен. Она о них не знала до 1981 года. Вообще следует упомянуть откуда они вообще вдруг появились в ТЧ-9. В 1967-м году на Витебском вокзале проходила выставка, посвящённая 50-летию Вел.Окт.Соц.революции. К этой выставке с Советского ЦБК пригнали Од-1080. После выставки он так и остался при депо и периодически его снимали киношники. Позже киношники пригнали с Великолукского ПРЗ Ок. И в общем киносъёмки оберегали эти паровозы до 1981 года.
ДНЦГ писал(а): а начальник Ленинград-Витебского депо в 1981г собирался сделать из одного из них обрубок (и сделал бы, если бы в то время его не сменили).
С таким же известием в 1981-м году А.С.Никольский обратился к Ю.Л.Ильину и Юрий пошёл к начальнику депо. Оказалось, что никто не хочет делать никакие памятники, а просто хочет утилизировать паровозы, которые уже всем намозолили глаза и их внешний вид был уже плохим. И предложил Ильину сохранить один паровоз на выбор: Од или Ок (как вам выбор!). Но в общем Ильин уговорил его сохранить оба, и начальник депо не возражал, если найдётся желающий их взять себе. И кстати, начальник депо не менялся. Ильин попросил время на решение и пошёл к директору ЦМЖТ небезизвестной Г.П.Закревской с просьбой принять эти паровозы на балланс. Закревская тут-же набрала В.А.Ракова и В.А. по простоте душевной сказал то, что сказал (типа отличия незначительные и т.д.). В итоге Закревская сказала Ильину, что она доверяет мнению Ракова. Но тем не менее Ильин добился решения об их сохранении. И зимой 1982/83 года эти паровозы перегнали на базу запаса в Зеленогорск. Откуда позже они попали в Лебяжье. В общем, пришлось поговорить с Юрой на эту тему и он любезно кратенько поведал эту историю :о)
ДНЦГ писал(а): ...В связи с этим, кстати, небезынтересно отметить, что ведь в дореволюционный период о сохранении паровозов у нас, по сути, никто вообще не заикался (первая неудачная попытка подобного рода относится уже к 20-м годам). То есть, вышло как бы так, что всесторонне образованные управленцы царской эпохи оказались хотя и ненамного, но все же менее культурными, чем полуграмотные сталинские выдвиженцы! Я думаю, причина здесь в господствовавшем длительный период мнении о том, что для истории достаточно сохранить модели и изображения (что у нас и осуществлялось еще с начала 19-го века).
Культурность сталинских специалистов под большим сомнением. В 37-м году сохранили всего 1 паровоз и 1 вагон. В то же время или чуть ранее сохранили ещё 2 вагона императорских поездов. И это всё. Но кто знает, что бы было, если бы события в 17-м году пошли несколько по другому?
До революции в Павловск бережно перевезли и сохраняли императорский трёхосный вагон императорского поезда Варшаво-Венской ж.д. Что как бы говорит именно об культурности наших специалистов. И он хоть и плохо, но пережил войну и ещё был там в 50-х годах. Потом его из-за ветхости просто утилизировали. Менталитет же и культурность дореволюционных специалистов здесь вообще не при чём. Дело в том, что до ПМВ в мире вообще как-то никто и нигде особо не задумывался о сохранении старинных паровозов и вагонов. За исключением одной лишь старушки Англии, где сохранили Ракету. Т.е. в мире такой идеи не было. В 20-х же годах такое поветрие было во всём цивилизованном мире, а не только у нас. К примеру в 24-м году в Польше тот самый Лопушинский предлагал создать музей и предпринимал попытки собрать старинные паровозы. В итоге же до ВМВ какие-то музеи появились только в Германии. Основная же музейная деятельность по сохранению паровозов и вагонов развернулась в мире в 1960х - 70х годах, и тут уж сохранили то, что оставалось к этому времени. А вот на счёт того, что осталось не утилизированным к этому времени, так это уже вопрос к общему менталитету, культуре и экономическим условиям внутри каждой страны. А теперь стоит вспомнить, сколько у нас до войны проводилось кампаний по сбору утильсырья под разными лозунгами, потом что творилось со старыми паровозами в войну, и опять же послевоенные кампании по внедрению новой техники, сбору утильсырья, подкрепляемые премиями за сданный металлолом - мощный фактор для утилизации паровозов. В Ростове рассказывают историю, что на Ростовском электровозоремонтном заводе в 60-х годах "показательно порезали" стоявший там давно на памятнике паровоз Ростовских же мастерских Дж. А уже позже поставили на памятник Ьвн. Или есть ещё известная история про порезанный в начале 1980-х годов паровоз-памятник Ов с тремя старыми вагонами возле проходной Оренбургского бывшего ПРЗ.
Я это к чему всё пишу? К тому, что в нашей стране условия для сохранения старинных образцов техники были крайне неблагоприятные, но это наша история. Её надо принимать такой, какая она есть, никого в отдельности не осуждая и не восхваляя. Когда же станет понятна атмосфера ТЕХ лет, в которые жил Раков В.А., то его высказывания в позднем времени не кажутся такими уж неправильными. Они продиктованы теми условиями, которые пережил В.А. на своём веку. И между тем он без компа и в условиях советской цензуры сумел создать всем известный бессмертный справочник. За одно это - низкий поклон.

ДНЦГ
Сообщения: 348
Зарегистрирован: Пт апр 12, 2013 8:08 am
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 96 раз

Re: Легенды и были о В.А Ракове

#28 Непрочитанное сообщение ДНЦГ »

И в общем киносъёмки оберегали эти паровозы до 1981 года.
Ну, это дискуссионный вопрос. К 80-му обе машины имели глубоко подзаборный вид и, скорее всего, уже несколько лет не трогались с места. А для киносъемок в Питере с 1975г использовался нормальный, рабочий Ов-324.
И кстати, начальник депо не менялся.

До весны 1981г начальником был Кириленко (об общении с которым вышеназванный Ю.И. упоминал в весьма негативных тонах), а потом - Макаров...

A.G.
Сообщения: 1682
Зарегистрирован: Ср окт 06, 2010 12:11 am
Имя: Александр
Откуда: Мск
Благодарил (а): 30 раз
Поблагодарили: 18 раз
Контактная информация:

Re: Легенды и были о В.А Ракове

#29 Непрочитанное сообщение A.G. »

...пришлось поговорить с Юрой на эту тему и он любезно кратенько поведал эту историю :о)
что-то тут самого Юрия (Хиви) давно не слышно... ?
Последний раз редактировалось A.G. Чт ноя 26, 2015 2:28 pm, всего редактировалось 2 раза.
Русскому человеку автоматика не помеха!

Изображение

Jarosch
Сообщения: 1630
Зарегистрирован: Ср май 27, 2009 1:49 pm
Откуда: евроЗОНА
Поблагодарили: 3 раза

Re: Легенды и были о В.А Ракове

#30 Непрочитанное сообщение Jarosch »

Ну да они эту кашу со Стариной заварили!!!

Ответить

Вернуться в «История»