ЦМВ производства Лианозовского вагонзавода с 1947 по 1952 годы

Сообщение
Автор
Vslav
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Чт авг 15, 2013 9:38 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 6 раз

ЦМВ производства Лианозовского вагонзавода с 1947 по 1952 годы

#1 Непрочитанное сообщение Vslav »

Лианозовский вагоностроительный завод выпустил свой первый ЦМВ 30 января 1947 года.

Это был гладкобортный плацкартный вагон.
В альбоме 1963 года есть чертеж гладкобортника производства Лианозовского завода, , однако он не совсем точный (не полностью соответствуют план и вид сбоку)

Чертеж из альбома 1955 года точнее:
лианоз черт.png
Неизвестно, был ли первый лианозовский ЦМВ таким же, как на чертеже, однако фотографии реальных лианозовских гладкобортников имеются:
лианозовский завод.jpg
лианозовский завод.jpg (16.6 КБ) 8879 просмотров
http://dmitrovskiy.mos.ru/presscenter/n ... 53119.html
лианоз цех.png
http://www.lemz.ru/views/firm/history

Выпускал завод и вагоны для "голубого экспресса".
лианоз 1.png
Ориентировочно в 1950м году на Лианозовских вагонах появились гофры.

22 декабря 1951 года Лианозовский вагоностроительный завод был передан Министерству промышленности средств связи и перешел на выпуск радиолокационной и радиорелейной техники для Министерства обороны и Гражданской авиации. 

Последний вагон был выпущен в июле 1952 года.
лианоз посл ваг июль 1952.png
Благодаря уважаемому Кроку стало известно о сохранившихся до нашего времени гофрированных вагонах производства Лианозовского завода.

Как минимум, три из них, переделанные в столовые, находятся на базе запаса Болонь
лианоз 2.jpg
лианоз 3.jpg
лианоз 4.jpg
лианоз табл.jpg
viewtopic.php?f=11&t=11431&start=20

Это всё фотографии одного вагона. Интересно, что он, подобно ранним гладкобортным ЦМВ, имеет глухие неопускающиеся окна без форточек со стороны коридора. Окна со стороны "купе" - с форточками.

В то время как на фотографии гладкобортного вагона для "голубого экспресса" мы видим форточки и со стороны коридора.


Так же известно, что Лианозовский завод успел приступить к выпуску и багажных вагонов.
Скорее всего, это были вагоны, аналогичные егоровским 7сб.
Последний раз редактировалось railmodel Сб мар 31, 2018 11:50 pm, всего редактировалось 1 раз.
Причина: убрана точка в конце заголовка

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: ЦМВ производства Лианозовского вагонзавода с 1947 по 1952 годы.

#2 Непрочитанное сообщение Wowan »

Теперь возникает логичный вопрос, когда же завод Егорова прекратил строить плацкарты и как отличить егоровские вагоны от Лианозовских.
Как вариант — у егоровских 2 сб решетки воздухозаборников заходят на торец и имеют (но не всегда) встроенные фонари. С окнами на коридорной стороне тоже мутновато: выходит, что самые ранние вагоны были глухими, потом появились форточки, а потом окна снова стали глухими? Бессмысленно, имхо.

Wetal16
Сообщения: 314
Зарегистрирован: Чт июн 25, 2015 2:11 pm
Поблагодарили: 1 раз

Re: ЦМВ производства Лианозовского вагонзавода с 1947 по 1952 годы.

#3 Непрочитанное сообщение Wetal16 »

Wowan писал(а):как отличить егоровские вагоны от Лианозовских.
Незнаю как у других егоровцев, а у 15 сб была откидывающаяся переходная площадка (без угольника). Как найду фото - выложу.
И если мне не изменяет память, у всех егоровцев окна в тамбуре наподобие КВЗшных с белой полосой http://smatron666.users.photofile.ru/ph ... 316454.jpg в то время как на фото того лианоза - окно по типу аммендорфа без белой полосы и к тому же широкое.

Wowan
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 2:54 am
Откуда: трасса М1, Минск — Москва
Поблагодарили: 4 раза

Re: ЦМВ производства Лианозовского вагонзавода с 1947 по 1952 годы.

#4 Непрочитанное сообщение Wowan »

Wetal16, подождите, не валите всё в кучу. Егоровские купейники тут вообще ни при чём (тем более, на музейном вагоне тамбурная дверь не вполне родная). Я говорю о плацкартнике 2 сб.

Vslav
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Чт авг 15, 2013 9:38 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 6 раз

Re: ЦМВ производства Лианозовского вагонзавода с 1947 по 1952 годы.

#5 Непрочитанное сообщение Vslav »

[Оффтопик]
Wowan писал(а):Теперь возникает логичный вопрос, когда же завод Егорова прекратил строить плацкарты
Думаю, текущая датировка выпуска 2cб, (1947-1950) в полне укладывается в общую картину.
До 1950 года гладкобортники строили завод Егорова и Лианозовский завод, с 1950 года Лианозовский и Калининский заводы перешли на производство малогофровых плацкартников, а гладкобортники начали выпускать поляки.
Смешно, конечно, будет, если окажется, что и завод Егорова выпустил сколько-то гофрированных плацкартников. Но пока такой информации нет, так что считаем, что з-д Егорова завязал с плацками в 1950 году.
Wowan писал(а): и как отличить егоровские вагоны от Лианозовских.
Пока, похоже, никак. Первые вагоны "Голубого экспресса", думаю, только Егоровские, а вот дальше уже есть вопросы.

Wowan писал(а):Как вариант — у егоровских 2 сб решетки воздухозаборников заходят на торец и имеют (но не всегда) встроенные фонари.
Думаю, что это был общий "Егоровско-Лианозовский" дизайн до какого-то периода времени. А потом он сменился, опять-таки, у обоих заводов.
Wowan писал(а): С окнами на коридорной стороне тоже мутновато: выходит, что самые ранние вагоны были глухими, потом появились форточки, а потом окна снова стали глухими? Бессмысленно, имхо.
На первой странице темы о гладкобортных вагонах есть фото поляка с "бесфорточным" бортом. Он выпускался позже, чем вагоны для "голубого экспресса", и почти одновременно с лианозовскими гофрированными плацками с базы Болонь.

Так что, думаю, не было одномоментного перехода на полностью "офорточенные" окна. Какое-то время гнали "однобортнофорточные" вагоны, так сказать, "ан масс", а VIP-плацки с форточками во всех окнах выпускали мелкими сериями для статусных поездов типа того же "голубого экспресса" и СВПС.

Аватара пользователя
И.К.С.
Сообщения: 3881
Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 9:57 am
Имя: Ĩ.Ĉ.Š. мӧҗҥҩ ҧрѻҫҭҩ мӥҫҭҿӄѣ Ӥ.Ҟ.Ҫ іљі Ҝѻӊҫҭѩңҭӥԋъ
Откуда: У.Г.Ж.Д. 13 верста( U.M.M.R.R 13 km)
Благодарил (а): 181 раз
Поблагодарили: 122 раза
Контактная информация:

Re: ЦМВ производства Лианозовского вагонзавода с 1947 по 1952 годы.

#6 Непрочитанное сообщение И.К.С. »

http://parovoz.com/newgallery/pg_view.p ... RU#picture Пассажирский вагон №096/71165 на базе №29 ст. Болонь, Хабаровский край
Автор: Огнев О. В.

Надпись на табличке: СССР МИНТРАНСМАШ ГЛАВВАГОН ЛИАНОЗОВСКИЙ ВАГОНЗАВОД МОСКВА №1005 1951 г. -- Огнев О. В. , 15:24
Вложения
20151004_535489.jpg
HOe.N.Z? . . G.Oe.HO! ПолHOля , эNка и кое-что ещё. Люблю У.Г.Ж.Д. особенно 13 версту и вообще 1 эпоху.
Изображение
Изображение
Изображение

Vslav
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Чт авг 15, 2013 9:38 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 6 раз

Re: ЦМВ производства Лианозовского вагонзавода с 1947 по 1952 годы.

#7 Непрочитанное сообщение Vslav »

шмырштю писал(а): 1951 г.
Ага. Ожидаемый год выпуска подтвердился.

А вот и табличка крупным планом - из соседней темы:
лианоз табл 2.jpg
viewtopic.php?f=11&t=11431&start=40

Так же подтвердился предполагаемый внешний вид багажного вагона лианозовского завода.
Аналогичный егоровскому 7сб
лианоз багаж.jpg
лианоз табл багаж.jpg
Последний раз редактировалось Vslav Сб окт 10, 2015 7:55 am, всего редактировалось 1 раз.

Vslav
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Чт авг 15, 2013 9:38 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 6 раз

Re: ЦМВ производства Лианозовского вагонзавода с 1947 по 1952 годы.

#8 Непрочитанное сообщение Vslav »

Ещё раз спасибо уважаемому Кроку.

Ещё один лианозовец с базы запаса Болонь:
лианоз 5.jpg
лианоз табл 3.jpg
viewtopic.php?f=11&t=11431&start=50

Vslav
Сообщения: 636
Зарегистрирован: Чт авг 15, 2013 9:38 pm
Откуда: Харьков
Поблагодарили: 6 раз

Re: ЦМВ производства Лианозовского вагонзавода с 1947 по 1952 годы.

#9 Непрочитанное сообщение Vslav »

Немного информации из разных источников:

"30 апреля 1947 года комиссией МПС был принят в эксплуатацию первый в стране цельнометаллический пассажирский вагон, конструкция которого с некоторыми изменениями и сегодня колесит на железных дорогах России. В марте 1950 года за разработку конструкции и организацию серийного производства ряд сотрудников Лианозовского завода удостоены Сталинской премии"


"
лианоз дизайн.jpg
В конце 1945 года министр транспортного машиностроения В.М. Малышев поручил вагоностроительному заводу им. М. Калинина в подмосковном Лианозо­во разработать цельнометаллический вагон, соответствующий современному уров­ню техники. Заводские конструкторы, понимая всю сложность задачи, пригласи­ли к совместной работе в декабре того же года Юрия Соловьева, тогда еще моло­дого начинающего дизайнера. В начале 1946 года фактически впервые в нашей стране был применен принцип наглядного сравнения конструкторского и дизай­нерского проектирования: были построены в натуре два варианта пассажирского некупированного цельнометаллического вагона. Первый - по проекту инженеров: с использованием традиционных для вагоностроения принципов компоновки и от­делочных материалов (вагонка), темный, без вентиляции; второй - по проекту ди­зайнеров Ю. Соловьева, Ю. Сомова, при участии Г. Лебедева и И. Кулакова: со светлым, просторным и даже изящным интерьером. По стилю вагон Соловьева представлял собой геометрический функционализм с элементами обтекаемого сти­ля и применением авиационных технологий (гнутая фанера на каркасе для полок, светлый лак, фурнитура из алюминиевого сплава с анодированием). Была пред­ложена оригинальная конструкция крепления верхних полок, откидных столиков, введены складная лестница и зеркала, зрительно увеличивающие пространство са­лона. Рельефные ребра жесткости, накладные металлические декоративные поло­сы, уступы в формах для пепельниц и плафонов светильников подчеркивали зри­тельное движение в глубину. Этот проект был признан лучшим и многие годы выпускался промышленностью почти без изменений."


[И воспоминания самого Соловьёва]
Николай Всеволодович Барыков возглавлял танкостроительное управление в Наркомате среднего машиностроения и приятельствовал с отцом — соучеником по Академии Жуковского. В результате я пришел к заместителю наркома Павлу Михайловичу Зернову вот с какой идеей: «Вы — прославленная организация, с вами страна войну выиграла, а сидите в убогих кабинетах. Давайте жить красиво и оформим хотя бы министерский конференц-зал». Зернов ответил: «Я и в таком кабинете проживу. А в стране, которая выиграла войну, начались массовые пассажирские железнодорожные перевозки. Нужен новый пассажирский вагон. Можете создать его интерьер?» Я ответил: «Конечно, могу» — как будто всю свою 25-летнюю жизнь занимался вагонами. Зернов позвонил на завод имени Калинина. Вскоре меня пригласили заключить договор на художественное оформление пассажирского вагона.

— То есть в сухом остатке — в 1945 году можно было прийти практически с улицы в одно из мощнейших советских министерств и получить подряд? Без опыта, без того, что сейчас называют портфолио…

— Генерал Барыков был человеком очень авторитетным в военном мире. Да, его рекомендации было достаточно, чтобы меня пустили к заместителю наркома. Дальше — сам.

Договор был на очень большую сумму. Вскоре я сделал проект, он понравился Зернову и не понравился на заводе. В проекте самого дешевого вагона я сделал так называемые профилированные сиденья, чтобы сидеть и лежать было удобнее. Кроме того, я решил проблему верхней полки: в старых вагонах она опускалась, и белье надо было снимать в любом случае. А когда верхнему пассажиру надо было стелить белье, нижнему приходилось вставать. Я сделал так, чтобы полка поднималась — удерживая и белье, и все прочее. Соответственно, от завода потребовались другие крепления, кронштейны…

Наркому Малышеву показали два проекта интерьера — мой и собственно завода; был там такой Маскин, конструктор — он по существу повторил прежний вагон, только раскрасил его по-другому. Малышеву понравился мой вариант. Но перед тем, как принять решение, он распорядился: «А теперь сделайте макеты отсека-купе в натуральную величину».

— В переводе на русский — кустарь-одиночка против целого завода?

— Именно. Ну и как же мне, бедному человеку, быть? Они всем предприятием делают свой макет, а мне заказчики выделили денег и помещение на Лианозовском вагоностроительном. Крутись, как хочешь. Я мобилизовал всех своих знакомых, и мне удалось сделать макет. Там можно было сидеть, лежать, опускать-поднимать полки. Я впервые использовал для креплений полок алюминий — вместо прежней стали. По моему левому заказу крепления сделал автоинститут НАМИ. Макеты осмотрели два министра — Малышев и нарком путей сообщения Ковалев. Решили: «Делать только по Соловьеву». Много десятилетий эти вагоны выпускали — здесь и еще в ГДР.

Когда история с вагоном закончилась, я пришел к Зернову и говорю: «Павел Михайлович, люди с войны возвращаются. Они познакомились с уровнем жизни на Западе. Наша промышленность выпускает в виде ширпотреба черт-те что. Надо организовать ведомство, которое специально занималось бы улучшением этого дела». Он согласился: «Пишите докладную». Я написал. 31 декабря 1945 года появилось распоряжение об организации Архитектурно-художественного бюро — АХБ, начальник — я. Подписано заместителем председателя Совета народных комиссаров СССР, курировавшим отрасль, — Берия Л. П. Собственно, отсюда и началась история советского промышленного дизайна как государственной системы.

К слову, за новый вагон 32 человека получили Сталинскую премию I степени. Мне премию не дали: завод не написал представление, а Зернова к тому времени Берия взял на атомный проект. Так что для меня награда за вагон — знак «Почетный железнодорожник».
http://www.itogi.ru/arts-spetzproekt/20 ... 90033.html

Аватара пользователя
meshgan
Сообщения: 257
Зарегистрирован: Вс авг 24, 2014 2:15 pm
Имя: Михаил
Откуда: Вологда
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 21 раз

Re: ЦМВ производства Лианозовского вагонзавода с 1947 по 1952 годы.

#10 Непрочитанное сообщение meshgan »

Из кинофильма "Стрекоза! 1954г
http://rail-club.ru/forum/viewtopic.php ... 7&p=111493
Надпись о количестве мест выполнена краской, шрифт аналогичен надписи "жесткий" на фото последнего вагона 1952г.
Вложения
vlcsnap-2011-07-19-02h39m00s90.jpg
vlcsnap-2011-07-19-02h39m19s22.jpg
vlcsnap-2011-07-19-03h14m24s51.jpg

Ответить

Вернуться в «Вагоны»