Что это такое узкой колеи?

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Инспец
Сообщения: 183
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2010 9:09 pm
Поблагодарили: 112 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#61 Непрочитанное сообщение Инспец »

Не имел он серии "В", тем более, в СССР.

Это ошибка, связанная с тем, что в Эстонии к этим паровозам прицепляли тендера от военно-полевых "Крауссов" серии В. Уже писал об этом.
Труд сделал из обез'яны человека, а из чайника - паровую машину...

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1309
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 646 раз
Поблагодарили: 400 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#62 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

glorg писал(а):
Ср мар 27, 2019 2:21 pm
Приветствую!
Еще здесь я не задавал этот вопрос. Есть крытый двухосный товарный вагон, вот такой:
Изображение
Изображение
О нем известно, что
* обе оси этого вагона имеют подвижную конструкцию (фактически, одноосные тележки)
* на буксах клеймо St.G
* колея 750 мм
* вагон постройки конца XIX века.
* находился с 1946 года в Харькове на ДЖД
Других сведений по этому вагону нет.
Если по какой-то случайности у кого-нибудь из вас есть сведения (любые - технические характеристики, чертежи, фотографии до 1990 года, информация, где, кем и когда могли быть построены или эксплуатировались вагоны такой конструкции) о таком или таких вагонах, а также о расшифровке клейма St.G - большая просьба поделиться. Можно также писать автору сайта Малой Южной ЖД.
В качестве гипотезы можно предположить, что St.G - это швейцарский Санкт-Галлен. Узкоколейка там имеется.

Аватара пользователя
glorg
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср мар 27, 2019 1:43 pm
Имя: Евгений К.
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#63 Непрочитанное сообщение glorg »

ГойкоМитич, спасибо!
Надо будет покопаться и в эту сторону тоже. С швейцарскими узкоколейками не знаком совсем, а беглым поиском находится только упоминание про дороги метровой колеи в Санкт-Галлене. Правда, возникает еще один вопрос, как вагон с такой принадлежностью мог попасть в СССР, но все может быть...

DmitriSkif
Сообщения: 1674
Зарегистрирован: Вт июл 15, 2014 1:07 pm
Имя: Дмитрий
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 78 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#64 Непрочитанное сообщение DmitriSkif »

Обыкновенный военный трофей. Тащили все, что подвернется под руку - почему бы и не вывезти вагон, если где-то попался в ходе наступления. Особенно если колею переделывать не надо - двойной профит.

Аватара пользователя
glorg
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср мар 27, 2019 1:43 pm
Имя: Евгений К.
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#65 Непрочитанное сообщение glorg »

DmitriSkif писал(а):
Пт дек 20, 2019 2:10 pm
Обыкновенный военный трофей. Тащили все, что подвернется под руку - почему бы и не вывезти вагон, если где-то попался в ходе наступления. Особенно если колею переделывать не надо - двойной профит.
Вот тут и начинается самое интересное. Скорее всего, это действительно военный трофей, но а) какой войны б) где был захвачен, кому принадлежал, для кого строился, кем строился и почему оттуда попал аж на Украину. Обо всем этом можно только догадываться. Где и у кого захватили - в общем, дело не сильно важное, а вот для кого и кем строился - хороший вопрос. Однозначного ответа пока нет, есть несколько предположений из разных источников. Что правда, "швейцарский вариант" не фигурирует нигде.
Кстати, все время пребывания в Харькове, с 1946 года, у вагона одна букса не родная, на ней нет клейма и она не такой формы. Возможно, "восстанавливали на скорую руку", и да, это, наиболее вероятно, действительно не репарация, а именно трофей, пострадавший "в процессе передачи новому владельцу".
Что касается колеи, могли и переделать (760->750).

Если же предположить, что это действительно вагон, предназначавшийся для дороги в Санкт-Галлене, то тогда а) маловероятно, что это трофей - Швейцария была нейтральной, и свои вагоны, насколько знаю, не поставляла (уже странно, а, учитывая имевшее место в Харькове пребывание еще двух вагонов, построенных на таких же рамах, но переделанных на ХВРЗ в пассажирские, вообще не совсем понятно - почему тогда два перестроили в пассажирские, а один оставили грузовым). б) как я понимаю, в Швейцарии и колея в основном метровая, а вагон явно не для метровой колеи, он узкий. Была ли там узкоколейка с 750 мм? Не утверждаю ничего, могла и быть, не обладаю должным уровнем информации для каких бы то ни было утверждений. Тогда в) если постройка австрийская или немецкая - возможно, реквизирован без передачи заказчику (но все это звучит неубедительно, слишком много "если"). Тем не менее, проверить на досуге тоже надо будет.

Пока сугубо субъективно наиболее вероятно выглядит, что это Австро-Венгрия для Австро-Венгрии же (для дорог с маленькими радиусами), а потом в результате двух войн и множественных перекроек границ вагон могло занести в Польшу или Германию, откуда, собственно, попал в СССР. Опять же, вариантов этого процесса много, узнать точно, думаю, невозможно, и не суть важно. Вопрос в том, какая именно часть этой самой Австро-Венгрии для какой части строила, где, на каких Балканах, оригинальный заказчик и кто производитель. Самое неприятное, что таблички заводской нет. Была бы - не было бы вопроса, пожалуй. Но раму обшарили всю, таблички нет.

В любом случае, всем спасибо за предположения!

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1309
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 646 раз
Поблагодарили: 400 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#66 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

glorg писал(а):
Пт дек 20, 2019 12:57 pm
ГойкоМитич, спасибо!
Надо будет покопаться и в эту сторону тоже. С швейцарскими узкоколейками не знаком совсем, а беглым поиском находится только упоминание про дороги метровой колеи в Санкт-Галлене. Правда, возникает еще один вопрос, как вагон с такой принадлежностью мог попасть в СССР, но все может быть...
На самом деле, Санкт-Галлен - маловероятно. Ну, просто никакая другая расшифровка на немецком не подходит. Полагаю, вероятнее всего трофей из Закарпатья, Буковины или Румынии. Стоит пошукать тамошние узкоколейки (Чеословакия, Румыния, Венгрия, Австрия, может Югославия, маловероятно - Италия, но подобные могут и там обнаружиться). Вероятнее всего на буксе обозначение металлургического предприятия, выпустившего буксы. А в Восточной Европе вполне может найтись мелкий заводик St.G. - венгерский, румынский или чешский. Но если все-таки Санкт-Галлен, то скорее всего, в Швейцарии закупили только буксы для вагона в качестве запчастей. Думаю, сам вагон к Швейцарии никакого отношения не имеет. Он больше похож на австро-венгерский.

Неплохо бы еще размеры его узнать - длину, ширину, высоту, межосевое расстояние...


UPD Еще на сайте Харьковской ДЖД нашел интересную инфу:
После освобождения города 23 августа 1943 года детская железная дорога представляла собой весьма печальное зрелище. Помимо повреждённого здания вокзала, полностью сгорели паровозное депо и стрелочный пост, оказались взорванным водонапорная башня и красивій Белый каменный мост. Из подвижного состава остался лишь остов единственного вагона, полностью выгоревший изнутри.
Разрушенная станция Парк

Поскольку в первую очередь необходимо было восстанавливать разрушенный город, восстанавливать детскую железную дорогу начали только в конце апреля 1945 года. Рекордными темпами, за 2 месяца (сравните со временем первоначального строительства - 4 года!) дорога была восстановлена (фактически - построена заново), и не просто восстановлена, а продлена еще примерно на 2 км. Из-за дефицита шпал пути на новом участке были уложены с очень большим расстоянием между шпалами. По этому участку предусматривалось движение со скоростью не более 5 км/ч.

Выгоревший четырехосный вагон был восстановлен на Харьковском вагоноремонтном заводе. Специально для ДЖД силами Харьковского вагонного депо ст. Харьков-Пассажирский были построены два двухосных пассажирских вагона. Был найден и возвращен на ДЖД вывезенный немцами крытый двухосный вагон.
То есть, этот вагон - еще довоенный, а до войны в 1940 Харьковская ДЖД получила подвижной состав (паровоз 159) из Гайворона. На фото строительства дороги 1940 года есть похожий двухосный вагон. Так что можно поискать среди трофейных вагонов, полученных в 1939-1940 годах с присоединением западных областей и также поискать среди ПС, работавшего до войны на Гайворонской УЖД.

Вот эта фотка:
Ссылка на источник
На строительстве Малой Южной. 1940 год. Из архива ХДЖД.
112.jpg

Аватара пользователя
glorg
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср мар 27, 2019 1:43 pm
Имя: Евгений К.
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#67 Непрочитанное сообщение glorg »

ГойкоМитич писал(а):
Пт дек 20, 2019 3:40 pm
Неплохо бы еще размеры его узнать - длину, ширину, высоту, межосевое расстояние...
...
...
Так что, на мой взгляд, следы этих вагонов имеет смысл поискать в материалах Кишиневской дороги и депо Измаил.
Кстати, про депо Измаил почему-то мысль не приходила даже. Хотя да, ведь могли и с паровозом вместе передать.

Размеры основные есть как раз, в прилагаемом файлике (простите за кривость рисунка, делалось на скорую руку). Размеры - по осям стоек, по внешнему габариту букс, диаметр колпар - все "приблизительные": мерялось рулеткой, а стойки кузова там от души "пляшут" за давностью лет.

Э.. вдогонку. "Был найден и возвращен на ДЖД вывезенный немцами крытый двухосный вагон." - интересно, откуда на том сайте эта информация? Ни один человек на ДЖД этого не озвучивал. Вот тут точно надо проверить будет.

А по поводу вот этого кадра с вагонетками - как бы это вообще не 50-е годы. Нечто за вагоном больно напоминает ТУ2 (точнее, ТЭУ3-001)
Вложения
WAGENEXPORT.PDF
Узкоколейный крытый грузовой вагон, PDF
(540.59 КБ) 313 скачиваний
Последний раз редактировалось glorg Пт дек 20, 2019 6:05 pm, всего редактировалось 1 раз.

DmitriSkif
Сообщения: 1674
Зарегистрирован: Вт июл 15, 2014 1:07 pm
Имя: Дмитрий
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 78 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#68 Непрочитанное сообщение DmitriSkif »

На вашем фото "строительства Малой Южной" от 1940-ого года поезд ведет тепловоз ТУ2-054 или даже перестроенный в ТЭУ3 ТУ2-062 (не помню его номер, извините, если ошибся). Построенный в 1956-ом году, да. Он отчетливо виден в хвосте состава.

Со стороны вашего источника информации это стопроцентный "зашквар", намеренный или случайный - тут уж вам решать. Я бы не доверял таким источникам.

Аватара пользователя
glorg
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср мар 27, 2019 1:43 pm
Имя: Евгений К.
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#69 Непрочитанное сообщение glorg »

DmitriSkif писал(а):
Пт дек 20, 2019 6:02 pm
На вашем фото "строительства Малой Южной" от 1940-ого года поезд ведет тепловоз ТУ2-054 или даже перестроенный в ТЭУ3 ТУ2-062 (не помню его номер, извините, если ошибся). Построенный в 1956-ом году, да. Он отчетливо виден в хвосте состава.

Со стороны вашего источника информации это стопроцентный "зашквар", намеренный или случайный - тут уж вам решать. Я бы не доверял таким источникам.
[Оффтопик]
ТЭУ3 это явно. Он же ТУ2-125. К сожалению, давно порезан, вроде как дизель и одна буква от таблички остались. А ныне используемый ТУ2-054 получили в 1986 году. Кадр - 60-х гг., вот он же на проверенном сайте
Источник того фото - скажем так, ненадежный, половина текста при беглом рассмотрении оказалась копипастом с двух других сайтов. Ссылки есть не везде.
Но это фото поднимает попутный вопрос. Не подскажет ли кто, что за тип вагонеток?

Аватара пользователя
Сергей Т.
Сообщения: 5078
Зарегистрирован: Пт сен 10, 2010 4:22 pm
Имя: Сергей
Откуда: Москва
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 84 раза

Re: Что это такое узкой колеи?

#70 Непрочитанное сообщение Сергей Т. »

ГойкоМитич писал(а):мелкий заводик St.G.
Это гораздо более вероятно, чем принадлежность к железной дороге, маркированная на буксе... скорее уж тогда на табличке, или на борту вагона.
St - возможно, сокращение от Stahl (сталь), Stahlwerk (сталелитейный завод), G - Gesellschaft (общество), либо первая буква в названии города. В общем, версий много.
Я попробовал поискать предприятия Германии начала 19-го века, которые производили буксы, но не преуспел. Тут надо правильно сформулировать вопрос. :roll:

Ответить

Вернуться в «Узкая колея»