Паровозное братство
Сергей Завьялов ремонтирует раритетный тяговый подвижной состав, а Андрей им управляет
В том, что в число пяти региональных дирекций тяги, которым доверено сохранение и восстановление раритетной железнодорожной техники (подробнее – на стр. 1), вошла Свердловская, немалая заслуга таких энтузиастов, как братья Сергей и Андрей Завьяловы.
Вторую жизнь в паровозы вдохнул Сергей Завьялов (фото вверху) со своей бригадой, а вела два состава «Поезда Победы» бригада Андрея Завьялова (фото внизу)
«Обещаю: мои паровозы будут лучшими, – заявляет машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Пермь-Сортировочная Андрей Завьялов. – Потому что каждый паровоз мне как ребёнок, а свои дети всегда самые лучшие».
Сначала паровоз в депо был один – «Лебедянка», в нынешнем году к нему прибавился локомотив серии ЛВ. Сейчас они на приколе. Заслужили: в течение двух недель водили «Поезд Победы» по Свердловской дороге. Побывали на многих станциях, больших и малых и везде вызывали огромный интерес. «Поезд Победы» посетили без малого 20 тыс. человек.
«Очень много вопросов задавали дети, и это правильно: они должны знать историю. А с паровозами связан такой огромный пласт нашей истории – они весь ХХ век на себе вывезли, да и сейчас ещё сгодятся», – говорит Андрей Завьялов.
Вот, к примеру, санитарный вагон и две теплушки для солдат времён войны, которые недавно ходили в составе «Поезда Победы».
«По всей России таких вагонов осталось всего два, в музеях. А у нашего биография героическая. В годы Великой Отечественной он входил в состав 227-го Егоршинского военно-санитарного поезда, который был на Ленинградском фронте, в нём работали хирурги: в одном из двух купе готовили раненых к операции, в другом оперировали. Поезд совершил 40 рейсов, прошёл свыше 150 тыс. км, перевёз почти 20 тыс. раненых, – рассказывает Андрей Николаевич. – Этот вагон наши умельцы так отреставрировали и восстановили, что в хирургическом купе хоть сейчас делай операции, даже халаты висят. Причём все предметы – военной поры».
Крупные механические детали и топка паровоза, по его словам, вызывают немалое удивление у детей эпохи электронных гаджетов. А вот старшее поколение на эти машины смотрит с грустью.
«На одной станции к локомотиву подошёл дед, гладил его. Трогательная картина. Наверное, из бывших машинистов», – вспоминает Завьялов.
Возвращение в строй старой техники машинист-инструктор считает великим делом. Увидеть раритет в музее или на постаменте – это одно, а когда спичкой зажёг уголь в топке и машина ожила – совсем другое.
Главный умелец в этом деле – брат Андрея Сергей Завьялов, старший мастер сервисного ремонтного депо Чусовская. Это он в свободное от работы время, когда не занят ремонтом маневровых тепловозов, колдует над отжившим свой век подвижным составом. На Свердловской дороге Сергей Завьялов известен как энтузиаст паровой техники и её знаток.
Любовь братьев Завьяловых к паровозам – по зову сердца, объясняет начальник Центра научно-технической информации и библиотек Свердловской дороги Евгений Здоровенко.
«Мне было четыре года, когда отец-машинист взял первый раз к себе в кабину паровоза, – вспоминает Андрей Завьялов. – Мы жили в Пермском крае рядом со станцией Чайковская. Там тупиковая ветка, и было три паровоза. Один из них до 1990-х возил три пригородных вагончика, другого транспорта мы и не знали. Восторг мой от паровоза был неописуем. Так и осталось до сих пор это состояние восхищения. Поэтому когда в 2010 году начальник Свердловской дороги Владимир Супрун (а он любитель эксклюзивной железнодорожной старины) предложил организовать ретропоезд, причём базой паровоза определили наше депо, я словно своего счастливого часа дождался».
До кондиции паровоз Л-4372 доводили Сергей Завьялов и слесари его бригады. Доверить восстановленную машину старший мастер не мог никому, кроме брата. Такой получился братский тандем – один ремонтирует паровозы, другой их водит. Потом был второй паровоз, ЛВ, который собрали из деталей с базы запаса, – его тоже отдали в руки Андрея Завьялова и его бригады.
Мечта Сергея – создать целый паровозный парк. С ним согласен и Евгений Здоровенко: по его мнению, магистрали нужно ещё как минимум пять паровозов – в каждый регион, ведь интерес к старым локомотивам у людей большой.
У Андрея тоже хватает единомышленников, готовых посвятить паровозам свой выходной. Сформировался костяк бригады, все со станции Чайковская. «Важно, что это молодёжь, – рассуждает машинист-инструктор. – Многие ребята из локомотивных династий – котельщик Михаил Корсаков, Виктор Молчанов, другие. Есть на кого положиться. Вот Владимир Тихонов – крепкий, надёжный мужик, настоящий машинист. За ним любой локомотив как за каменной стеной. И такие в бригаде все».
Интерес к паровозам надо поддерживать, считает он. А начать надо с изучения их истории в профильных учебных заведениях. «Железнодорожники должны знать биографии локомотивов, то, как конструкторы шли к их созданию. Тогда будет легко понять, почему мы, паровозники, так любим и балуем эти машины».
Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск
http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=14234 ... 2018.06.20