Сергей Палиенко
7 декабря
"Вагон американской поставки."
Кузов двухосного крытого вагона, американской поставки 1918-21 годов, уцелел в Одессе. Со станции Одесса-Сортировочная, есть полузаброшенный подъезной путь, на территорию бывшей базы предприятия "Одессатрансстрой", где и был обнаружен этот редчайший представитель отечественного вагонного парка. Мне удалось побывать на этой территории и более или менее подробно осмотреть уцелевший раритет. Первое, что хочется отметить так это то, что рама вагона не имеет классической хребтовой балки. Да и вообще рама у него, по конструкции, не имеет почти ничего общего с так называемыми вагонами "канадского типа", которые строились в СССР до второй мировой войны. Вместо привычной хребтовой балки стоят два продольных швеллера малой высоты, которые при помощи вертикальных косынок-угольников соединены со всеми поперечными балками рамы. Причём, ровно по середине рамы, тоже стоит поперечная балка. Очень необычно устроена и разрезная упряжь вагона. С обеих сторон от розетки крюка стоят два направляющих стержня, которые своими расклепанными хвостовиками прикреплены к переднему осевому брусу. На стержни одеты пружины из полосового железа. На хвостовик крюка одета фасонная шайба, которая боковыми отверстиями также одета и на направляющие стержни. Гайка, на хвостовике крюка, удерживает фасонную шайбу, которая нажимает при работе на пружины. Кузов вагона, был когда то переделан под жилье, поэтому грузовые двери и люки, к сожалению не сохранились. Все стойки кузова из зетобразного профиля, с отчётливо прокатанными клеймами - USA. Крыша имеет радиусный профиль, сходный с НТВ. Все соединения деталей, в кузове и раме, заклёпочные. На раме уцелели некоторые полуистлевшие трафареты: С-Кв, Ср.р.вчд.Белополье 16.12. 1955-58. То есть вагон был приписан к Северо Кавказской ж.д. и проходил средний ремонт в 1955 году в вагоном депо станции Белополье Южной ж.д. Номер вагона не сохранился. Табличек завода изготовителя на раме не обнаружено. Может их конечно и не ставили, так как вагоны поступали из Америки и Канады на кораблях, в розобранном виде и собирали их во Владивостоке, в специально созданных мастерских.
В районе рессорных кронштейнов вагона, присутствуют изменения при модернизации и усиление рамы, сделанные во время эксплуатации. Честно говоря конструкция этого вагона мало похожа на крытые вагоны, что строились советскими заводами в 1926-31 годах. Не понятно почему их назвали вагонами "канадского типа". Это, конструктивно, были совершенно разные вагоны. Получается, что вагоны американской поставки, даже не могли иметь автосцепки, без серьёзной переделки рамы.
Один из местных арендаторов территории, непосредственно заведывающий и кузовом вагона тоже, обещал помочь приобрести этот кузов, если он понадобиться для музейных целей. Эти вагоны очень редко встречаются в каком бы то ни было состоянии, а в ж.д. музеях нигде нет ни одного такого вагона. Чертежи на них наверняка сохранились в США, хотя возможно уцелело что-то и на территории бывших республик СССР.
С.Палиенко 2019 год.
https://www.facebook.com/groups/2866750 ... 166053085/