Семафоры и другие мех. сигналы с 1945 года по наше время

Первое новое сообщение

1.Stas » Пт май 27, 2011 5:48 pm

Всем здравствуйте!
1. Может кто богат на чертежи советских семафоров или хотя бы основные размеры (высота мачты, длина крыла)?
2. Помогите разобраться с двукрылым семафором:
а) какие варианты положений крыльев (и что они обозначают),
б) где двукрылый устанавливался, и мог ли вместо него быть одинарный?

Заранее СПАСИБО! :)
Цитата

2.Snusmumrik » Пт май 27, 2011 6:08 pm

Почитайте здесь, может поможет разобраться.
Вложения

Л А В А XV.pdf
(184.23 КБ) 719 скачиваний

Цитата
Я не старый. Я просто долго живу.
"Опыт: так все называют свои ошибки" - Oscar Wilde

Аватара пользователя 3.старина_U » Пт май 27, 2011 8:43 pm

Нет, это не совсем то.
Попробую-ка разыскать в своих дебрях кореловский рисунок, близко к чертежам...
Или пороюсь/отсканю, что есть (про чертежи).

Вот схема расстановки семафоров на простой станции при полуавтоматической блокировке. После 45 года было принято решение ставить вместо предупредительных дисков с приводом на верёвочках обычный американский прожекторный светофор (или наш ПС-45, аналогичный). Кое-где ставили трофейные немецкие диски системы Сименс и Гальске, или Макса Юделя, с электрозаводным механизмом, предварительно содрав с них "лишние" фонари, необходимые на Прусской дороге.

photo05.jpg

А это - то, что пережило войну с 20 годов... когда появился на дорогах сигнальный жёлтый цвет.

photo04.jpg

Цитата
Изображение

4.Иван Иваныч » Сб май 28, 2011 11:41 am

Однокрылый и двухкрылый:

.jpg

Цитата
http://szdmodeli.su
Музей моделей отечественных железных дорог

Аватара пользователя 5.старина_U » Сб май 28, 2011 4:53 pm

Трогательное примечание:
на рисунке В изображены стилизованные крылья. Кто будет делать семафор, - ТАК не делайте! Там всё по-другому. Как? Выложу позже.
Кроме того, крылья семафора на чертеже - это явно довоенный вариант (остатки от семафоров с составным крылом, склёпанных на железных уголках, применявшихся с 1910-15х годов по конец 50х). Впоследствие выпускались только штампованные крылья, покрытые эмалью. Сторона к поезду - красной; обратная сторона - белая с чёрной отводкой по краю.
Цитата
Изображение

6.Stas » Сб май 28, 2011 5:21 pm

Отлично! Уже кое что!
А откуда последняя схема взята?
Я так понимаю, что для нижнего крыла у двукрылого семафора есть только положение "открыто"+желтый фонарь, либо вертикально вверх без огня? Или я чего-то не понял?
Цитата

7.Иван Иваныч » Сб май 28, 2011 6:01 pm

Модели железных дорог, Б.В. Барковсков и др.
Цитата
http://szdmodeli.su
Музей моделей отечественных железных дорог

Аватара пользователя 8.старина_U » Сб май 28, 2011 11:35 pm

Из книги "Устройства СЦБ. Их монтаж и содержание" Транспорт 1966г.
Внимательно читаем текст. Многие детали и размеры на чертежах не показаны; но зато есть в тексте. Например: белые и красные эмалированные щитки, которые ставятся на мачту со стороны подходящего поезда.

§ 4. Семафоры и маневровые щиты
Основным оборудованием семафорной установки (рис. 12) являются:

sem3.jpg

однокрылый (двукрылый) семафор 1 с приводным механизмом 2 и светосигнальным прибором 3;
линия гибкой передачи с двумя проволочными тягами 4 и 5, опорными столбиками 6 и подвесными роликами 7;
сигнальный компенсатор 9 с грузами 8, зубчатой рейкой 10, заклинивающим приспособлением 11 и шкивами 12;
сигнальный станок (или рычаг) 13 с рычагом 14 и шкивом 15.

Действие семафорной установки основано на механическом принципе. При открытии семафора поворачивают рычаг 14, с которым жестко связан шкив 15, а к последнему в свою очередь жестко прикреплены гибкие тяги 4 и 5. С другого конца гибкие тяги жестко прикреплены к шкиву приводного механизма 2 семафора 1. В результате поворота рычага тяги переместятся и повернут шкив приводного механизма 2. Последний при помощи коленчатого рычага приведет крыло семафора в открытое положение.
При закрытии семафора рычаг переводят в обратном направлении.
В момент открытия семафора тяга 4 (ведущая) натягивается, а тяга 5 (сдающая) ослабевает. При закрытии семафора, наоборот, тяга 4 становится сдающей, а тяга 5 — ведущей. Для создания в тягах постоянного одинакового натяжения в них включают компенсатор 9.

sem2.jpg

Однокрылый семафор (рис. 13) состоит из мачты 1 с головкой 2, имеющей ролик для фонарного троса; крыла 3, вращающегося на оси станины, прикрепленной к мачте четырьмя болтами; светосигнального прибора 4 с подъемным приспособлением (лебедкой) 9; приводного механизма 7 с коленчатым рычагом 6; основания 12. Кроме того, к металлической мачте семафора прикреплены отжимной ролик 8 и нижние отводящие ролики 10.
Мачта семафора для большей механической прочности имеет квадратное сечение, а для уменьшения веса сварена из четырех угольников 45X45X6 мм и раскосов из полосовой стали 30X5 мм. Для возможности влезания на семафор к мачте приварены ступеньки из угольников 45x45x5 мм. Вдоль мачты укреплена шина 5, состоящая из отрезков полосовой стали 75x6 мм. По шине скользит каретка со светосигнальным прибором при его спуске и подъеме. С сигнальной стороны к мачте для лучшей видимости семафора прикреплены семь эмалированных щитков (на рисунке не показаны): четыре красных в нижней и три белых в верхней частях мачты. Щитки имеют размер 880X240 мм. Снизу мачта прикреплена к бетонному основанию болтами, а для подъема соединена с ним осью 11 шарнирно.
В старых конструкциях основание семафора сварено из 5-мм листовой стали и угольников.

sem4.jpg

Крыло семафора (рис. 14) выштамповано из листовой стали с углублениями и ребрами для жесткости. Оно имеет прямоугольную форму с диском на конце. Для лучшей видимости крыло покрыто с сигнальной стороны красной эмалью, а с контрольной — белой с черным кольцом на диске.
Крыло смонтировано на чугунной станине 1, которая имеет два прилива с упорными болтами 2 и 4 для регулирования положения крыла, палец 5 для связи с кулисой светосигнального прибора, палец 6 для соединения крыла с жесткой приводной тягой и направляющую полосу 7 с насаженным на нее противовесом 8. При помощи болта 2, упирающегося в угольник 3, прикрепленный к мачте, устанавливают крыло в горизонтальное положение, а болтом 4 фиксируют его положение под углом 135° к мачте.

sem5.jpg

Приводной механизм семафора (рис. 15) предназначен для воздействия на крыло семафора при его открытии и закрытии. Конструктивно приводной механизм представляет собой чугунный шкив 6 диаметром 360 мм, на котором с обеих сторон отлиты замкнутые улиткообразные желоба 7 я 11 (с одним желобом шкивы не производят): один из них 7 со стороны мачты (на рисунке показан пунктиром) — для связи с первым крылом семафора, другой 11 — со вторым крылом при переоборудовании семафора на двукрылый. Оба желоба почти одинаковы по форме, но смещены один относительно другого на угол 110°. По ободу шкива проходит третий желоб 5, служащий для размещения гибких тяг. Шкив 6 насажен на ось 02 станины 4. Для смазывания оси 02 установлена масленка 10. На ось 01 этой станины насажен коленчатый рычаг 3. Один конец коленчатого рычага 3 через муфту 2 соединен с жесткой тягой 1, связанной с крылом семафора, а другой имеет ролик 8, скользящий по желобу 7.

sem6.jpg

При закрытом положении семафора ролик 8 расположен в середине ближней к оси концентрической части желоба (рис. 16, а). Для открытия семафора необходимо повернуть приводной шкив против часовой стрелки (или по часовой стрелке).
При повороте шкива на угол А (рис. 16, б) ролик коленчатого рычага, пройдя по концентрической части желоба, проделает начальный холостой ход. Коленчатый рычаг при этом будет неподвижен. При дальнейшем повороте шкива на угол Б ролик проделает рабочий ход, так как пройдет по эксцентрической части желоба (рис. 16, в). Нижний конец коленчатого рычага под воздействием стенок желоба на ролик переместится на край шкива, а верхний опустится вниз и приведет крыло семафора в открытое положение.
Далее при повороте шкива на угол В (рис. 16, г) ролик сойдет с эксцентрической части желоба и пройдет некоторое расстояние по второй его концентрической части. Поворот шкива на угол В называется конечным холостым ходом шкива приводного механизма. Коленчатый рычаг при этом ходе остается неподвижным.
Начальный и конечный холостые хода шкива приводного механизма необходимы для того, чтобы крыло семафора в начале и конце своего движения перемещалось плавно, без рывков.
Общий угол (А + Б + В) поворота шкива приводного механизма соответствует линейному перемещению гибких тяг, равному примерно 500 мм.
Останов. В гибкие тяги для создания в них постоянного натяжения включают компенсатор. При обрыве одной из гибких тяг грузы компенсатора,
воздействуя на уцелевшую тягу, будут вращать шкив приводного механизма до тех пор, пока не коснутся земли или не повиснут на размотавшейся до конца тяге. В результате крыло семафора будет открываться и закрываться. Если не ограничить вращение приводного механизма, может случиться, что семафор, будучи в закрытом положении при падении грузов компенсатора на землю,
останется открытым. Это явление опасно для движения поездов. Чтобы этого не случилось, на приводном механизме семафора установлено приспособление, называемое остановом.
Останов (см. рис. 15) состоит из свободно насаженного на ось 02 (поверх шкива 6) маятника 9 с выступом 14, неподвижно закрепленного на той же оси, упорного рычага 12 и упорного пальца 13, укрепленного на шкиве.
При закрытом положении крыла палец 13 (на рисунке изображен пунктиром) расположен под упорным рычагом 12; отклоненный вправо маятник 9 своим телом опирается на палец 13, а выступом — на упорный рычаг 12.
В случае обрыва одной из тяг приводной шкив с пальцем повернется вместе с маятником 9 или без него на угол немного более 340° и остановится, так как палец 13 упрется в маятник 9, а сам маятник своим выступом 14 упрется в неподвижный упорный рычаг 12. Семафор при таком повороте шкива приводного механизма откроется и закроется.
Если при открытом семафоре оборвется тяга, бывшая ведущей, семафор закроется, откроется и вновь закроется. При обрыве же бывшей сдающей тяги семафор закроется.
Для того чтобы обеспечить необходимый поворот шкива приводного механизма при обрыве тяг, трос на него наматывают двумя с половиной оборотами, т. е. каждый конец троса от точки закрепления обхватывает шкив более чем одним оборотом. Концы троса, заделанные петлей, пропускают через отверстие в желобе 5 и прикрепляют к корпусу шкива болтом с шайбой.
В целях экономии троса на шкиве приводного механизма однокрылого семафора с правой стороны маятника устанавливают дополнительный задерживающий палец, который при обрыве левой тяги совершенно исключает поворот шкива. У шкива приводного механизма двукрылого семафора этот палец снимают.

sem7.jpg

Светосигнальный прибор семафора (рис. 17, а), служащий для подачи сигналов в ночное время, состоит из универсального фонаря 1, который может быть приспособлен для установки в нем керосиновой или электрической лампы; каретки 9 со свободно насаженными на ее оси 01 двойными очками 3 со светофильтрами 2 — красным К и зеленым 3 с сигнальной стороны и соответственно прозрачно-белым и зеленым с контрольной стороны; кулисы 6, вращающейся на оси 02 и связывающей крыло семафора с очками, и подъемного приспособления. Фонарь 1 насажен на выступ каретки 9, скользящей по шине 5.
При открытии крыла выступающая его планка 8 через муфту 7 отклонит кулису 6 вправо. Последняя, нажимая на палец 4 очков 3, повернет их на оси 01 таким образом, что перед фонарем установятся зеленые светофильтры вместо красного с сигнальной стороны и прозрачно-белого с контрольной.

Положение очков относительно фонаря регулируется муфтой 7, шарнирно связанной с кулисой 6. Смещение центров очков и стекол фонаря допускается не более 20 мм. Для того чтобы смена светофильтров перед фонарем осуществлялась только тогда, когда каретка достаточно поднята и очки через ку¬лису соединены с крылом, на оси каретки имеется рычажок 10 (рис, 17, б), который при правильно установленной каретке входит в вырез 11 на шине. В противном случае крыло семафора или не откроется (если связь с кулисой не нарушена), или откроется, но уже без смены светофильтров перед фонарем. Этот же рычажок 10 препятствует спуску фонаря и очков при открытом поло-жении семафора.

Подъемное приспособление для каретки с фонарем и очками состоит из лебедки 9 (см. рис. 13), укрепленной внизу мачты, и троса, обхватывающего барабан лебедки двумя витками. Один конец троса проходит через ролик на головке 2 мачты и присоединен к болту в верхней части каретки; другой конец троса прикреплен регулируемым винтом к нижней части каретки.
К тросу внутри мачты для уравновешивания каретки с фонарем и очками прикреплен груз — противовес. Лебедка 9 снабжена предохранительным (от внезапного спуска каретки с фонарем и очками) рычажком с грузом и защелкой, запираемой висячим замком.

sem8.jpg

Универсальный фонарь семафора (рис. 18, а) состоит из жестяного сварного корпуса 1, приточно-вытяжного устройства с колпачком 2, шарнирно укрепленной ручки 3 и источника света — керосиновой (или электрической) лампы 4.
На сигнальной стороне корпуса расположена обойма 5 с бесцветной ступенчатой (с наружными гранями) линзой 6 диаметром 150 мм. Для предохранения граней линзы от засорения в специальные пазы корпуса вставлено плоское бесцветное стекло 9.
Противоположная (контрольная) сторона корпуса имеет круглое отверстие 7, закрытое плоским бесцветным стеклом 8.
На задней стороне фонаря (со стороны мачты) предусмотрено приспособление 10 для насадки на каретку. Фонарь снаружи окрашен лаком в черный цвет, а внутри — масляной краской в белый.

Керосиновая лампа (рис. 18, б) для семафорного фонаря имеет выдвижной резервуар 2 емкостью 0,5 л, десятилинейную (одна линия равна 2,54 мм) горелку 3 с плоским фитилем 1 шириной 25,5 мм и стекло 4. При помощи полозков на резервуаре и направляющих желобков 11 (см. рис. 18, а) на дне фонаря горелку устанавливают в фокусе линзы; фокусное расстояние линзы фонаря 63 мм.
При переходе на электрическое освещение керосиновую лампу заменяют оправой 1 (рис. 18, в) с патроном 2. Линзу 4 устанавливают в оправу так, чтобы рассеивающие бороздки на линзе располагались под углом 60° по отношению к оси лампы 6, и закрепляют в скобах 3 винтами. После этого в патрон 2 вставляют насадку 5 и светофорную лампу 6. Затем оправу с линзой вставляют в фонарь с таким расчетом, чтобы лапки фонаря и верхняя защелка входили в вырезы оправы.
Электрические лампы (рис. 18, г) для семафоров применяют типов ЖС-12 и ЖС-11А с фиксирующими секторными выступами 1 и 2. Мощность ламп 5 и 10 вт, напряжение 10 в.

sem9.jpg

Электрическая энергия к семафору подается воздушными проводами или кабелем от силовой линии напряжением 220 в с последующим его понижением до 10—12 в. Для понижения напряжения используют трансформаторы типа СТ-3 (для одиночного семафора) или ПОБС-З (для группы семафоров), которые устанавливают в кабельном или трансформаторном ящике.
При подводке электроэнергии воздушными проводами в верхней части мачты семафора (рис. 19) устанавливают кронштейн 1 с двумя штырями и изоляторами 2 на них. От стальных проводов, закрепленных на изоляторах, прокладывают шланговый провод 3 марки ПРШП 2x1 к корпусу семафорного контакта 4. Подвижная часть 6 этого контакта закреплена на салазках 5 каретки и соединена проводом ПРШП 2х1 со штепсельной розеткой 7, установленной в нижней части каретки. От патрона фонаря к розетке подходит провод ПРП 2x1, заделанный в штепсельную вилку 7 (см. рис. 18, в).
В случае подводки электроэнергии кабелем, например, марки СОБ 3x1 на месте установки кронштейна крепят кабельную муфту, а жилы разделанного в ней кабеля проводом ПРП 2x1 соединяют с корпусом семафорного контакта 4 (см. рис. 19).
Двукрылый семафор в основном состоит из тех же частей, что и однокрылый, но имеет второе крыло и второй светосигнальный прибор. Мачта двукрылого семафора выше (10—12 м), чем у однокрылого семафора, и собрана из двух частей, соединенных болтами. Металлическое основание мачты имеет более усиленную конструкцию, а бетонное — большую массу.
Второе крыло длиной 1,6 м укреплено под первым верхним крылом и при закрытом положении расположено вдоль мачты. На чугунном основании крыла имеются два пальца: один — для присоединения жесткой тяги, идущей к приводному механизму; другой — для связи с вилкой очков своего светосигнального прибора.
Для управления двукрылым семафором используют сигнальный станок с рычагом на два положения или два сигнальных рычага.

sem10.jpg

Приводной механизм двукрылого семафора (рис. 20, а) имеет два коленчатых рычага 1 и 2, вращающихся на одной оси 01. Ролик 4 рычага 1 расположен в центре ближайшей к оси шкива концентрической части желоба 5, а ролик 3 рычага 2 — в начале концентрической части желоба б на краю шкива.
При повороте шкива против часовой стрелки (рис. 20, б) коленчатый рычаг 1 займет положение, при котором откроется первое крыло. Коленчатый рычаг 2 своего положения не изменит, так как его ролик 3 переместится по концентрической части желоба. Второе крыло остается в закрытом положении.
При вращении шкива по часовой стрелке оба коленчатых рычага 1 и 2 в результате перемещения их роликов по эксцентрической части желобов изменят свое положение и семафор откроется на два крыла (рис. 20, в).


Маневровый щит по принципу действия устроен так же, как и семафор. Мачта маневрового щита собрана из двух швеллерных балок, соединенных угольниками — ступенями. Эти же швеллерные балки, раздвинутые и скрепленные внизу швеллерными кусками, образуют основание мачты.
Сигнальный щит прикреплен к мачте при помощи подшипника, который смещен вверх относительно центра щита на 50 мм. Это сделано для того, чтобы при случайном отсоединении приводной тяги щит под действием веса большей своей части приходил в закрытое положение. Щит имеет размеры 1000х1000 мм и окрашен с обеих сторон в виде шахматной доски с 16 белыми и черными квадратами. Высота надземной части щита 4,5 м.


Потом добавлю про маневровый щит…

Про всякие тяги, ролики и компенсаторы надо?
Цитата
Изображение

Аватара пользователя 9.Зозный » Вс май 29, 2011 12:27 am

Может это пригодиться, по семафорам стр. 155-172.

Книга "Энциклопедия истории железных дорог. Том 1." Откуда взял не помню, может уже есть в библиотеке.

Формат: DjVu Размер: 60 Мб
Цитата

Аватара пользователя 10.старина_U » Пн май 30, 2011 8:24 am

Это - каретка фонаря со стёклами, лежащая на полу. Рисунок из проспекта завода "Сигнал".

каретки семафора.jpg

из того же проспекта...

сигн мех.jpg

Лебёдка для опускания кареток с фонарями (на мачте, внизу)

леб сем.jpg

Кадр из фильма "Чугунка"

cap068.jpg

Входной семафор открыт на 2 крыла. Разрешается поезду следовать на боковой путь с отклонением по стрелке, с пониженной скоростью (крестовина 1/11 - 40км/ч; крестовина 1/9 - 25км/ч)
Ночью: верхний - зелёный; нижний - жёлтый.
Цитата
Изображение
Поле сортировки

« Сигнализация

cron