Семафоры и другие мех. сигналы с 1945 года по наше время

Первое новое сообщение

11.A.G. » Пн май 30, 2011 10:36 am

Кто заказывал ковёр?
фотки 2007 года с линии Соблаго - Торжок, участок до Ранцево - электрожезловая система
Семафоры на Скакулино и Селижарово

Cкакулино_Ч_ps.jpg
Скакулино ночью не работает - проследуем под закрытый сигнал со скоростью 20 и особой бдительностью...

Cелижарово_Ч_ps.jpg
Нам открыт сигнал с отклонением к воксалу Селижарово

Cелижарово_постН_ps.jpg
Тросовка от стрелочного поста к входному семафору. Селижарово

Cелижарово_Н_ps.jpg
Входной Селижарово - вид со стороны станции,
хорошо виден контрольный белый огонь, тросовка и 70й тапок в голове состава

Cелижарово_Н_издалека_ps.jpg
Тот же входной - вид из отправившегося поезда

PICT2069.JPG
2й стрелочный пост Соблаго (в сторону Андреаполя) - тут уже ПАБ

PICT2065.JPG
стрелка N2 Соблаго - особый прикол - установка ручного станка на ж/б шпалы

PICT2088.JPG
жезловый аппарат на посту ДСП Соблаго

PICT2091.JPG
межстанционный телефон, индуктор и жезловый аппарат с фасада, хорошо виден амперметр
Интересный эффект - диск ДСП красно-сигнального цвета в свете вспышки получился жёлтым

Последний раз редактировалось A.G. Пн май 30, 2011 9:16 pm, всего редактировалось 4 раза.
Цитата
Русскому человеку автоматика не помеха!

Изображение

12.steamTT » Пн май 30, 2011 11:55 am

Интересная тема...
Еще вопрос к знатокам по механической СЦБ:

(1) Как располагались маневровые щиты на станции - по щиту около каждого пути, который мог использоваться для маневров? или один щит использовался для группы путей ?
(2) Каково "типичное" расположение маневрового щита на станции, оборудованной семафорной сигнализацией? Если предположить некий стандартный вариант - боковой путь с двумя стрелками на входе и выходе - где должен был стоять щит - посередине этого бокового пути и, соответственно, щит давал сигнал в обе стороны? или щит ставился около одной из стрелок (какой?) и давал сигнал вдоль всего пути в одну сторону?
(3) Где собирались тяги управления маневровыми щитами ? На стрелочном посту? или где-то отдельно?
(4) Маневровый щит - принадлежность исключительно товарной станции? или мог использоваться и на станции смешанного назначения ? (т.е. можно ли было увидеть маневровый щит на путях, использовавшихся для приема/отправки пассажирских поездов какой нибудь небольшой станции?)

С уважением,
Сергей
Цитата

Аватара пользователя 13.старина_U » Пн май 30, 2011 12:52 pm

Хаарошый ваапрос... ;)
(1) Как располагались маневровые щиты на станции - по щиту около каждого пути, который мог использоваться для маневров? или один щит использовался для группы путей ?
(2) Каково "типичное" расположение маневрового щита на станции, оборудованной семафорной сигнализацией? Если предположить некий стандартный вариант - боковой путь с двумя стрелками на входе и выходе - где должен был стоять щит - посередине этого бокового пути и, соответственно, щит давал сигнал в обе стороны? или щит ставился около одной из стрелок (какой?) и давал сигнал вдоль всего пути в одну сторону?
(3) Где собирались тяги управления маневровыми щитами ? На стрелочном посту? или где-то отдельно?
(4) Маневровый щит - принадлежность исключительно товарной станции? или мог использоваться и на станции смешанного назначения ? (т.е. можно ли было увидеть маневровый щит на путях, использовавшихся для приема/отправки пассажирских поездов какой нибудь небольшой станции?)
Точных сведений нигде не встретилось, поэтому докладаю со слов дедов-паровозников.
1, 2. Маневровый (шахматный) щит ставился один в горловине (чаще всего). Бывало, что ставили на выходе примыкания, или какого другого тупика. Если примыканий было несколько, то на каждое ставился свой щит. Вертикальное расположение щита означало запрет манёвров по всей горловине; горизонтальное - разрешение во всей горловине. В случае установки на каждое примыкание, или группу путей, щит действовал на ЭТО примыкание, или группу.
Стрелками командовал сигналист (с согласия дежурного по станции), у сигналиста запрашивал маршрут главный кондуктор (руководитель манёвров) комбинацией из свистков. Длинные свистки - вперёд, или назад, затем короткие: число свистков - номер пути (при 2-значном номере пути - только последняя цифра: 12 путь - 2 коротких свистка). Паровоз повторял. Если на путях была громкая связь (Матюгальник на столбе), то главный всё кричал голосом по громкой, а машинисту махал флажком, или фонариком (вперёд, назад, тише, стой)
3. Чаще всего - стрелочный пост той горловины, где этот щит стоял. На больших станциях, - не исключено, что и на больших постах. Хотя... Дед Оберчук Юр Савелич рассказывал, что на соединительном пути на Москву-товарную-Киевскую с Пассажирской стоял щит, который не управлялся никем. Подьезжали, останавливались, спрашивали у дежурной по громкой, сами открывали щит, после проезда - сами закрывали.
4. На пассажирских станциях щиты обслуживали явно выраженные пучки-группы путей (парки). По одному на горловину. Такие были в Бологое, на выходе парков 1-6 "С", 7-14 "С"; Д... Управлялись с местного стрелочного поста; На ст. Николаевка - 1 штука - в горловине, около съезда на Октябрьскую ж.д.

Потом выложу картинки... есть немного.
Цитата
Изображение

14.steamTT » Пн май 30, 2011 4:03 pm

to Старина_U

Спасибо.... ценнейшая информация....
сколько пересмотрел книг по СЦБ, ПТЭ и инструкций по сигнализации разных годов - о маневровых щитах ни слова, только краткое описание конструкции и значение положения самого щита...
Здорово, что эти сведения сохранились хотя бы со слов старожилов жд

С уважением,
Сергей
Цитата

Аватара пользователя 15.старина_U » Пн май 30, 2011 8:52 pm

Продолжаю.
Общие сведения...
Постоянные сигналы устанавливают на продолжительное время. Перестановка их может быть вызвана лишь изменением условий видимости сигнальных показаний, реконструкцией железнодорожного пути, введением нового порядка следования поездов. Такими сигналами являются светофоры, семафоры и маневровые щиты.
Постоянные сигналы (семафоры, светофоры и маневровые щиты) являются составной частью общего комплекса устройств СЦБ. В зависимости от места установки они имеют разное назначение и определенные сигнальные показания.
Постоянные сигналы, не имеющие зависимости со средствами сигнализации и связи при движении поездов или с устройствами ключевой зависимости и централизацией, называются независимодействующими сигналами, а их показания — независимодействующей сигнализацией.
Семафоры применяют на участках железных дорог с полуавтоматической блокировкой и на раздельных пунктах с механической централизацией, маршрутно-контрольными устройствами и независимодействующей сигнализацией. Они бывают одно-, двух- и трехкрылыми.

Маневровые щиты применяют на раздельных пунктах с семафорной сигнализацией.

Семафоры подразделяют на входные, выходные, проходные, маршрутные.
В отдельных случаях постоянный сигнал одного назначения может совмещать в себе постоянный сигнал другого назначения. Например, маршрутный семафор может одновременно служить и выходным.
Выбор мест для установки постоянных сигналов производит специальная комиссия под председательством начальника отделения дороги.
Постоянные сигналы устанавливают, как правило, с правой стороны по направлению движения поезда или над осью ограждаемого ими пути с таким расчетом, чтобы их нельзя было принять с поезда за сигналы, относящиеся к соседним путям.

При установке постоянных сигналов соблюдают габарит приближения строений С. Габарит С представляет собой такое предельное поперечное (относительно оси пути) очертание, внутрь которого не должна заходить ни одна часть строений, сооружений или устройств. В соответствии с требованиями габарита С станционные сигналы, расположенные в междупутье, устанавливают от оси каждого пути по горизонтали на расстоянии не менее 2450 мм, если высота этих сигналов над уровнем верха головки рельсов более 1100 мм.
При установке сигналов на перегонах на прямых участках пути и у крайних станционных путей расстояние от оси пути до края мачты сигнала или выступающих его частей должно быть не менее 2750 мм. На кривых участках пути минимальные габаритные расстояния увеличиваются в зависимости от радиуса кривой.

sem2-1.jpg

Входные сигналы служат для ограждения станций со стороны прилегающих перегонов; они своими показаниями разрешают или запрещают вход поезду на станцию. Устанавливают их не ближе 50 м от первого входного стрелочного перевода, считая от остряка противошерстного или предельного столбика пошерстного стрелочного перевода, а на электрифицированных участках — перед воздушными промежутками (со стороны перегонов), отделяющими контактную сеть перегонов от контактной сети станций. Сигнализация входными семафорами показана на рис. 2. Положение крыльев входного семафора в ночное время может быть проверено со стороны станции по контрольным огням (на рис. 2 они обозначены пунктирными кружочками).

sem2-2.jpg

Выходные сигналы (рис. 3) применяют для ограждения перегонов со стороны станций; они своими показаниями разрешают или запрещают выход поезду на перегон. Устанавливают их для каждого отправочного пути впереди места, предназначенного для стоянки локомотива отправляющегося поезда.

Разрешается установка групповых выходных сигналов на группу путей, кроме тех, по которым производится безостановочный пропуск поездов.

Проходные сигналы служат для разграничения блок-участков; они разрешают или запрещают поезду проследование на ограждаемый ими блок-участок. Устанавливают их на границах между блок-участками или межпостовыми перегонами.
Проходные семафоры сигнализируют так же, как и выходные.

Маршрутные сигналы служат для указания поезду маршрута следования в пределах станции; они своими показаниями разрешают или запрещают поезду проследовать в другие районы станции.
При установке маршрутного сигнала между входным сигналом и путями приема он получает название маршрутного по приему, а при установке между путями отправления и выходным сигналом — маршрутного по отправлению.
Маршрутные семафоры сигнализируют так же, как и выходные.

Сигналы прикрытия служат для ограждения участков пути, имеющих пересечения с другими железнодорожными линиями в одном уровне, разводные мосты и т. п.; они разрешают или запрещают поезду проследовать на ограждаемый ими участок пути.
Семафоры прикрытия сигнализируют так же, как и однокрылые выходные семафоры,

Предупредительные светофоры служат для предупреждения машиниста локомотива о показании входного и проходного сигналов, а также сигналов прикрытия на участках, не оборудованных автоблокировкой. Устанавливают их от основных сигналов на расстоянии тормозного пути*, определенного для данного места при полном служебном торможении и максимальной реализуемой скорости, но не менее 1000 м.
============
*Тормозной путь — расстояние, проходимое поездом за время от момента перевода крана машиниста или крана экстренного торможения в тормозное положение до полной остановки.
============
В качестве предупредительного сигнала ко входным семафорам также используются предупредительные диски. Диски механически сблокированы с основным сигналом гибкими тягами.
На железных дорогах был период, когда вместо предупредительного сигнала ко входному семафору использовались предупредительные таблички с 1, 2, и 3мя косыми полосами.

Разновидностью предупредительного светофора является светофорная головка, устанавливаемая на мачте входного семафора.
Сигнализация предупредительными светофорами и светофорными головками входных семафоров показана на рис. 4.

sem2-3.jpg

----------------------------------------------------------------------
Маневровые щиты устанавливают на станциях; они своими показаниями разрешают или запрещают маневровые передвижения составов.

sem2-4.jpg

Цитата
Изображение

16.steamTT » Вт май 31, 2011 11:17 am

Хаарошый ваапрос... ;)
4. На пассажирских станциях щиты обслуживали явно выраженные пучки-группы путей (парки). По одному на горловину. Такие были в Бологое, на выходе парков 1-6 "С", 7-14 "С"; Д... Управлялись с местного стрелочного поста;
Потом выложу картинки... есть немного.
Если я правильно понимаю, маневровые щиты располагались где-то в этом месте?

.jpg

А можно показать крестиками, где стояли эти щиты и где располагался стрелочный пост? Получится весьма наглядно - схема путей с расположением маневровых щитов на конкретном примере.

С уважением,
Сергей
Цитата

Аватара пользователя 17.старина_U » Вт май 31, 2011 2:42 pm

Стрелочных постов там по всей станции было раскидано достаточно. Из сохранившихся старых: центральный пост и 3 пост сибирского парка (в). Да и то, у последнего 2 этаж, там где был балкончик, уже снесён ещё в 80-е годы.
Кроме того, станцию не раз перестраивали, даже после ВОВ. А во время ВОВ станцию раза 3 вообще стирали в пыль авианалётами.
Приблизительный район обведён...

bologoe.jpg

Буквами обозначены парки.
Сведения о маневровых щитах относятся к довоенному периоду, после ВОВ на дороге уже семафоры в основном поубирали.
Щиты разрешали манёвры с 2 пучков сортировочного парка в сторону пассажирки (точно не помню, кажись 7, 9 пути), на север.
Цитата
Изображение

Аватара пользователя 18.старина_U » Вт май 31, 2011 6:15 pm

ИНСТРУКЦИЯ
по сигнализации на железных дорогах Союза ССР
.
Министерство путей сообщения 1964г.
"УТВЕРЖДАЮ"
Министр путей сообщения Б. Бещев
12 января 1964 г.
:!: обратите внимание. Эти сигналы отличаются от того, что применяется сейчас. :!:

СЕМАФОРЫ

§ 28. Семафорами подаются сигналы:
а) днем поднятым вверх крылом под углом 135° к мачте, а ночью одним зеленым огнем —
«Путь свободен» (рис. 43).

isi-64-1.jpg

Так сигнализируют входные семафоры при приеме поезда на главный путь с готовностью остановиться на станции, а также выходные, проходные и маршрутные семафоры и семафоры прикрытия;
б) днем горизонтальным положением крыла семафора, а ночью одним красным огнем —
«Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 44).

isi-64-2.jpg

§ 29. Входные семафоры двумя поднятыми крыльями под углом 135° к мачте днем и зеленым и желтым огнями ночью сигнализируют — «Разрешается поезду следовать на станцию на боковой путь с готовностью остановиться на станции» (рис. 45).

isi-64-3.jpg

Выходные семафоры при наличии двух направлений для следования поездов двумя поднятыми крыльями под углом 135° к мачте днем и зеленым и желтым огнями ночью сигнализируют, что поезд отправляется на ответвленный путь.
Так же сигнализируют и маршрутные семафоры.

В закрытом положении второе крыло двукрылого семафора должно быть расположено вдоль мачты, а сигнальный огонь закрыт щитком и со стороны приближающегося поезда не должен быть виден.
При наличии трех и более направлений могут применяться трехкрылые семафоры или маршрутные указатели (см. § 64) на однокрылых семафорах.
[картинку старого маршрутного указателя вставлю позже]
Третье крыло сигнализирует так же, как и второе, желтым огнем.

§ 30. Для контроля со стороны станции положения крыльев входного семафора ночью служат контрольные огни. При закрытом положении семафора на нем со стороны станции должны быть контрольные прозрачно-белые огни по числу крыльев, а при открытом зеленые огни соответственно числу открытых крыльев.
При применении на однопутных участках с полуавтоматической блокировкой нормально погашенных выходных светофоров входные семафоры в открытом и закрытом положении должны иметь контрольные прозрачно-белые огни.

Выходные, маршрутные и проходные семафоры, как правило, контрольных огней не имеют. Если пункт управления таким семафором расположен за последним по направлению движения, на семафоре должен быть контрольный прозрачно-белый огонь закрытого положения. Открытое положение этих семафоров контрольного огня не имеет.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИСКИ И СИГНАЛЫ СКВОЗНОГО ПРОХОДА

§ 31. Предупредительный диск указывает положение крыла семафора, с которым он связан.
Предупредительными дисками подаются сигналы:
а) днем — ребро диска, ночью — зеленый огонь — «Входной семафор открыт» (рис. 46);

isi-64-4.jpg

б) днем — диск, окрашенный в желтый цвет, ночью — желтый огонь — «Входной семафор закрыт» (рис. 47).

isi-64-5.jpg

§ 32. Сигнал сквозного прохода подается светофорными головками или дисками сквозного прохода, установленными на мачтах входных семафоров.

isi-64-6.jpg

Светофорными головками подается сигнал один зеленый мигающий огонь — «Выходной сигнал открыт; поезд пропускается через станцию по главному пути без остановки» (рис. 48, а).
При закрытом выходном сигнале на светофорной головке сигнальный огонь не горит (рис. 48, б).

Дисками сквозного прохода подаются сигналы:

а) днем — ребро диска, ночью — зеленый огонь — «Выходной семафор открыт; поезд пропускается через станцию по главному пути без остановки» (рис. 49);

isi-64-7.jpg

б) днем — диск, окрашенный в желтый цвет, ночью — желтый огонь — «Выходной семафор закрыт» (рис. 50).

isi-64-8.jpg

§ 33. Предупредительные диски и диски сквозного прохода показывают в сторону станции при открытом положении контрольный зеленый огонь, а при закрытом — прозрачно-белый.

§ 73 Оповестительные щиты, окрашенные в белый цвет с чёрными полосами и отражателями на них (рис. 115). Устанавливаются перед семафорами порядком, указанным на рис. 116.

isi-64-9.jpg

isi-64-10.jpg

Перед входными семафорами, не имеющими предупредительных дисков или светофоров, оповестительные щиты устанавливаются на расстояние тормозного пути, определённого для данного места при экстренном торможении плюс 100 м, но не ближе чем 900 м (рис. 117).

isi-64-11.jpg

§ 83. Маневровыми щитами, в зависимости от расположения парковых путей, подаются в одну или в обе стороны сигналы:
а) днём – щит, расположенный горизонтально; ночью – лунно-белый огонь. «Разрешается производить манёвры» (рис. 154);

isi-64-12.jpg

б) днём – щит, окрашенный в виде шахматной доски, поставленный под прямым углом к пути; ночью – синий огонь. «Запрещается производить манёвры». (рис. 155)

isi-64-13.jpg

Цитата
Изображение

Аватара пользователя 19.старина_U » Ср июн 01, 2011 8:08 pm

Щиты к входному семафору по ГОСТ 8442-65

щиты.jpg

(например: ко входному семафору Н на разъезд Салми перегон Питкяранта - Салми Окт ж.д.)

Оповестительные щиты ко входному семафору Н на разъезд Салми перегон Питкяранта - Салми.jpg

...и обязательные таблички ко всем входным сигналам.

znak_granitsa stancii.jpg

Цитата
Изображение

20.A.G. » Пн июн 20, 2011 5:07 pm

ышшо нарыл Изображение
Цитата
Русскому человеку автоматика не помеха!

Изображение
Поле сортировки

« Сигнализация