Как мне кажется, тема механической сигнализации не будет полностью раскрыта, если обойти стороной вопрос организации механической централизации. Надеюсь, материал будет интересен моделистам, планирующим макет "паровозной тематики" с семафорами (ИМХО гораздо более зрелищный, чем упрощенный в визуальном плане "светофорный").
На макете с семафорной сигнализацией помимо собственно семафоров необходимо корректно разместить еще несколько важных элементов – (а) короба (желоба – в период применения МЦ, использовался и второй вариант написания – "жолоба") для гибких тяг, идущих от поста централизации к стрелкам и семафорам, (б) ящики для размещения поворотных, смягчающих и нажимных шкивов, (в) здания механической централизации.
Связь исполнительного аппарата в здании поста со стрелками и семафорами осуществлялась с помощью гибкой передачи (тросиков), преимущественно располагаемой в закрытых желобах. При необходимости поворота гибкой передачи на новое направление или при переходе на новый уровень, устраивались ящики, в которых располагались поворотные, смягчающие или нажимные шкивы. Центральный угол - наиболее крупный ящик со шкивами обычно располагался прямо напротив фасадной стенки поста.
В т.8 ТСЖ представлена упрощенная схема станции, оборудованной механической централизацией
Более детальная схема станции приведена в книге Э.И. Ракито, "Монтаж устройств СЦБ", Трансжелдориздат, 1950.
Эту схему вполне можно использовать и как руководство (в книге эта схема - часть тех проекта) к расстановке семафоров и как схему станции с механической централизацией - тут и пасс. зона и грузовой двор и примыкание к пром.зоне ("сахарный завод").
под конкретную схему станции есть конкретная таблица зависимостей.
Тем более под "паровозную" эпоху.
Да еще и с местом расположения маневрового щита и табличным условием его открытия!
И еще один бонус этой конкретной схемы - есть 3-х(!) крылый семафор с диском сквозного прохода и таблица - когда именно и как открываются все три крыла (1 маршрут), когда диск сквозного прохода, когда только два крыла (одинаковое положение крыльев на 2 маршрута), в каком положении находятся крылья и диск сквозного прохода, когда принимается состав на главный путь!
При внимательном взгляде - целый ворох вопросов снимается!
Как это выглядело в натуре? Пока у меня в подборке фото нет соответствующего материала. Однако есть несколько картинок.
Например, каталог Tillig 2009-2010
Хорошо видны закрытые каналы под гибкие связи.
Вот еще подборка фотографий с Польского модельного журнала.
Кстати, еще интересный момент. На фото макета из каталога Tillig 2009-2010 стрелки с механическим приводом показаны со стрелочными фонарями. В нашей литературе приведено много схем приводов, но нигде я не нашел схемы (картинки), на которой была бы показана стрелка с механическим приводом и сохраненным станком ручного привода, точнее его части со стрелочным фонарем. Неужели у нас стрелки с механическим приводом не оборудовались фонарями? Хотелось бы услышать мнение практиков на этот счет.
С уважением,
Сергей