Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века

Ведем различные дискуссии и обсуждения
Сообщение
Автор
pz.kpfw
Сообщения: 425
Зарегистрирован: Чт дек 22, 2011 2:37 pm
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 108 раз

Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века

#1 Непрочитанное сообщение pz.kpfw »

Вопрос собственно такой - есть ли где схемы основных дорог на территории России на протяжении 1900-1930 ых годов. Интересно как шло развитие сети.
Просто прочитал статью Вассермана по политоте и там вот такая цитата есть:
"Например, за два десятилетия перед Первой Мировой войной на французские кредиты построено громадное количество российских железных дорог. По скорости их строительства мы ставили рекорд за рекордом. Но после революции нам пришлось в тех же районах, где строились эти дороги, достраивать новую дорожную систему. Ведь французы вкладывали деньги почти исключительно в дороги, идущие из глубины страны на запад — чтобы в случае войны мы могли как можно скорее перебросить свои войска к германской границе. А дополняющая эту сеть дорог, вытянутых по параллелям, сеть дорог, вытянутых по меридианам, построена уже в советское время. Потому что эта сеть дорог, вытянутая по меридианам, была нужна для развития нашей собственной экономики, а Франции развитие нашей экономики было совершенно не нужно, поэтому такие дороги она не финансировала."

Задумался, даже не над корректностью фразы, а куда тянули дороги в России и как развивали сеть. :roll:

Р.М.
Сообщения: 1887
Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:29 pm
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 374 раза
Контактная информация:

Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века

#2 Непрочитанное сообщение Р.М. »

Пока Юрий Леонидович не пришёл, вставлю свои 5 копеек :D Вассерман где-то что-то ухватил, а потому прав лишь отчасти. В самых во-первых начало бума строительства частных дорог пришлось на конец 1900-х годов и 1910-е. Именно в эти дороги и вкладывались французы, но это было потому, что во Францию хлынул поток акций частных железнодорожных обществ, и началась неразбериха, пока французское правительство не обратилось к нашему и наше Министерство Финансов упорядочило этот процесс, теперь акции за границей распространялись только им. Поэтому часть французских капиталов ушла в обычные частные дороги, которые строились по направлениям, определённым ими. Например Армавиро-Туапсинская ж.д. с ветвью на Ставрополь строилась, как я понимаю, для вывоза хлеба на экспорт и строила торговый порт в Туапсе. Или Тавризская ж.д. она вообще прокладывалась в Иран. В этих дорогах был в т.ч. и французский капитал. Но цель этих дорог по существу - вывоз в Европу продуктов питания и полезных ископаемых. Думаю и направленность остальных новых частных дорог была подчинена вывозу того-же туда-же. А не чего-то там на случай войны. И в Советское время дороги лишь достраивались согласно плана, принятого ещё в 1916году. Никаких таких рокад, построенных Советами, не просматривается что-то.

Koivisto
Сообщения: 2431
Зарегистрирован: Вс авг 12, 2012 8:05 pm
Поблагодарили: 3 раза

Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века

#3 Непрочитанное сообщение Koivisto »

Хотел бы отметить, что Вассерман описывает события с присущей некоторым историкам однобокостью.
Фактически есть только одна крупная ж.д. магистраль, построенная по требованию французского генштаба. Это линия Бологое - Полоцк - Седлец.
Утверждение о том, что до революции строили лишь стратегические линии к западной границе абсолютно не верно. Строили линии самого разного назначения: для освоения новых территорий, добычи полезных ископаемых, спрямления транзитных направлений, для развития курортов. Были, конечно и стратегические линии. Но они строились отнюдь не только к западной границе, но и в Закавказье, Средней Азии, в Финляндии, и на Дальнем Востоке.
Французы предоставляли крелиты на любое ж.д. строительство. Они полагали, что развитие любых ж.д. линий в конечном итоге облегчает мобилизацию и способствует обороне России.
До революции был специальных межведомственный орган "Комиссия о новых железных дорогах", который и ведал вопросами ж.д. строительства. Никакой анархии в этом деле не было, существовала продуманная политика поощрения частных инвестиций в инфраструктуру страны.
Но все это грохнулось после Октябрьской революции. Большевики просто бросили до 1/3 уже строившихся линий, и с большим трудом на протяжении почти 20 лет достраивали начатое до революции. При этом в СССР сталинского периода царил полный волюнтаризм. Одни стройки начинали, другие бросали. Этот беспредел и экономический абсурд прекратился лишь с конца 1950-х гг, когда прекратили порочную практику бросать недостроенные ж.д. При позднем Хрущеве и Брежневе начатое пусть и с опозданием сроков, но достраивали.
Такова, вкратце история ж.д. строительства в России в 20 веке.

Аватара пользователя
Иван Андреев
Сообщения: 4238
Зарегистрирован: Вт июн 21, 2011 8:22 pm
Откуда: Прерия с редкими кустиками чаппареля
Благодарил (а): 145 раз
Поблагодарили: 640 раз

Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века

#4 Непрочитанное сообщение Иван Андреев »

Собственно говоря, есть же справочник "Краткие сведения о развитии отечественных ЖД" издания ЦНТБ ЖДТ 1996, корый составитель Афонина.
Так вот там по годам описаны участки которые вводилсь в строй. И можно самому безо всяких там Вассерманов. Да это требует некоторого внимания и усилия, но результат то будет чистым и без влияния сиюминутных политических заскоков. Книга то давным давно в И-нете валяется в массе ЖД библиотек.

Аватара пользователя
старина_U
Сообщения: 9072
Зарегистрирован: Чт апр 24, 2008 12:04 am
Откуда: оттуда... з Масквы...
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века

#5 Непрочитанное сообщение старина_U »

Иван Андреев писал(а):Собственно говоря, есть же справочник "Краткие сведения о развитии отечественных ЖД" издания ЦНТБ ЖДТ 1996, корый составитель Афонина.
....
Довелось мне поработать с энтой книшкой... :? Как раз, к открытию музея в траурном павильоне на Павелецкой в Москве.
Там, мягко говоря, не до конца всё стыкуется, когда начинаешь проверять по годам поступления паровозов на дороги, отрывочным сведениям их разных других книг по истории конкретных дорог... И тэдэ.

:mrgreen: ...Ключница водку делала (с) ...
Изображение

Р.М.
Сообщения: 1887
Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:29 pm
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 374 раза
Контактная информация:

Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века

#6 Непрочитанное сообщение Р.М. »

Я постоянно с этой книженцией работаю. Косячки есть канеш, но где без них? Лишний повод включать свою голову, чтобы понимать, что читаешь :mrgreen: Я считаю этот справочник очень полезным.

Аватара пользователя
Серокой
Сообщения: 2307
Зарегистрирован: Пт сен 23, 2011 5:15 pm
Имя: Александр
Откуда: Подольск
Благодарил (а): 59 раз
Поблагодарили: 57 раз

Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века

#7 Непрочитанное сообщение Серокой »

железный дорожник писал(а):Я постоянно с этой книженцией работаю.
Она к тому же переиздана уже, то есть не 1996 последний, а середина 2000-х, не помню точно.

Koivisto
Сообщения: 2431
Зарегистрирован: Вс авг 12, 2012 8:05 pm
Поблагодарили: 3 раза

Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века

#8 Непрочитанное сообщение Koivisto »

К сожалению, искать ответы на вопрос о французском влиянии на развитие сети российских ж.д. в книге Афониной бесполезно.

Сам факт выхода книги Афониной, безусловно, положительный. Пособием для дальнейшего исследования она быть может. Но, на мой взгляд, в этой книге есть два крупных недостатка. Первый - абсолютно не использованы архивы, а без них советский период изучать почти невозможно. Тогда почти ничего не публиковалось. Отчеты о постройке дорог были лишь в машинописных копиях. Они сейчас в РГАЭ. Второй недостаток - отсутствие карт. По моим понятиям, подобного рода издание должно процетов на 70 % состоять именно из картографического материала.

Впрочем, я описываю некий идеальный вариант. В силу ряда причин, в 1990-е годы он был недостижим. Так что скажем спасибо автору за то, что есть.

Аватара пользователя
Иван Андреев
Сообщения: 4238
Зарегистрирован: Вт июн 21, 2011 8:22 pm
Откуда: Прерия с редкими кустиками чаппареля
Благодарил (а): 145 раз
Поблагодарили: 640 раз

Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века

#9 Непрочитанное сообщение Иван Андреев »

Хиви писал(а):К сожалению, искать ответы на вопрос о французском влиянии на развитие сети российских ж.д. в книге Афониной бесполезно.

Сам факт выхода книги Афониной, безусловно, положительный. Пособием для дальнейшего исследования она быть может. Но, на мой взгляд, в этой книге есть два крупных недостатка. Первый - абсолютно не использованы архивы, а без них советский период изучать почти невозможно. Тогда почти ничего не публиковалось. Отчеты о постройке дорог были лишь в машинописных копиях. Они сейчас в РГАЭ. Второй недостаток - отсутствие карт. По моим понятиям, подобного рода издание должно процетов на 70 % состоять именно из картографического материала.

Впрочем, я описываю некий идеальный вариант. В силу ряда причин, в 1990-е годы он был недостижим. Так что скажем спасибо автору за то, что есть.
"Архиверно, товарищи!"
И то, что в отчет каждого года надо включать картографический материал, и то, что то в те годы об этом и мечтать было грешно, и то что спасибо, что хоть такая есть.
Про советский период тоже верно, но речь шла о периоде по 17-й год. И именно как пособие я его и рекомендовал "Да это требует некоторого внимания и усилия, ...".
Ну и в настоящее время, при нынешнем уровне компьютеризации вполне можно и самому приделать карты.
Взять какую-нибудь геопрограмму и наделать себе карт по годам. Но это так, "девичьи мечты"...

Аватара пользователя
Иван Андреев
Сообщения: 4238
Зарегистрирован: Вт июн 21, 2011 8:22 pm
Откуда: Прерия с редкими кустиками чаппареля
Благодарил (а): 145 раз
Поблагодарили: 640 раз

Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века

#10 Непрочитанное сообщение Иван Андреев »

Серокой писал(а):
железный дорожник писал(а):Я постоянно с этой книженцией работаю.
Она к тому же переиздана уже, то есть не 1996 последний, а середина 2000-х, не помню точно.
О! Спасибо, не знал. А она сильно отличается от 96-го? Нигде в И-нете не валяется?

Ответить

Вернуться в «Основной»