Страница 1 из 1

подстаканники

Добавлено: Вс дек 25, 2016 9:50 pm
A.G.
ышшо интересный вопрос - когда и где на ж.д. стали использовать подстаканники?

Re: подстаканники

Добавлено: Пн дек 26, 2016 8:44 am
И.К.С.
A.G. писал(а):ышшо интересный вопрос - когда и где на ж.д. стали использовать подстаканники?
как то так:
Подстаканник как атрибут чайного стола появился в России в конце 18 века и связан с городским чаепитием. Сразу же подстаканник завоевал популярность у мужского населения: фарфор - это барышням, а сочетание стекла и металла - это для сильной половины человечества.
Считается, что подстаканники современной формы появились в российских пассажирских поездах в бытность С. Ю. Витте директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов (с 1889) и министром путей сообщения Российской империи (в 1892).

Re: подстаканники

Добавлено: Пн дек 26, 2016 9:43 am
Koivisto
Аж Витте приплели. Примерно 90% дореволюционного вагонного парка составляли вагоны 3 и 4 класса. Какие там подстаканники, если кипяток можно брать только на станциях? Зато в Императорских вагонах, подстаканники были уже возможно в 1850-х гг., если не раньше.

Re: подстаканники

Добавлено: Пн дек 26, 2016 10:43 am
Exval
Всё же появление подстаканников, (разумеется, лишь в вагонах привилегированных классов), тесно связано с оснащением станций "кубовыми", т.е. с возможностью набрать во время стоянки готовый кипяток. Поэтому надо смотреть - когда появляется требование обязательного устройства кубовых. Было ли это при Витте или же ещё до него - я лично не знаю. Хотя, учитывая то внимание, которое С.Ю. уделял развитию пассажирского движения - вполне может быть, что и инициатива устройства кубовых также исходит от него.

Re: подстаканники

Добавлено: Ср янв 13, 2021 12:00 am
Locomot
Озаботился как-то приобретением подстаканника "по теме" - с ж.д. символикой. Удалось добыть экземпляр Укрзалізниці с родной Южной железной дороги (я из Харькова). Дальнейшие поиски на барахолке чего-нибудь антикварного эпохи СССР ни к чему не привели. Один продавец, бывший проводник, сказал, что специальных "железнодорожных" не было. Брались обычные подстаканники и все. Сильно жалею, что не попал на выставку в Питере в 18-м году - приехал на модельную впритык, а "подстаканники" закончились на день раньше. В фотоотчете в Сети был представлен роскошный, с позолотой, с видом нашего Южного вокзала. Даже страшно подумать, сколько он может стоить! Да и с РЖД я бы купил. Кто знает, может тот проводник ошибся и все-таки в СССР были специальные железнодорожные подстаканники?

Re: подстаканники

Добавлено: Ср янв 13, 2021 9:28 am
И.К.С.
Locomot писал(а):
Ср янв 13, 2021 12:00 am
тот проводник ошибся и все-таки в СССР были специальные железнодорожные подстаканники
были конечно, начиная с 19 века, так что не только СССР но и РИ.
и алюминиевые и мельхиоровые и даже серебрянные.
У меня есть алюминиевый "Малахит" (фирменный поезд МСК - Н.Тагил) и мельхиор "Западно-Сибирская жд" и "Восточно Сибирская жд", но эти уже РФ.
По поиску в инете в основном вылезает новодел, но можно выцепить кое что. например МПС или СВПС середина 20 века.
кроме подстаканников были фарфоровые наборы например "Кама".

https://periskop.su/2041688.html

Re: подстаканники

Добавлено: Ср янв 13, 2021 1:22 pm
tabun
На Мешке подстаканников, каких хочешь и сколько хочешь.

Re: подстаканники

Добавлено: Ср янв 13, 2021 6:41 pm
Jarda
Такие подстаканники появились в Европе Германии и Богемии в конце 18 века. Только пили из них не чай а горячее вино, чаю предпочитали фарфор. Рискну предположить, что от туда они попали в Россию, так как Мальцов и другие заводы приглашали Богемских мастеров стекла, и часто просто копировали коллекции.