Технология гальванопластики
Добавлено: Ср ноя 25, 2009 9:34 pm
Прочитав тему о ЧМЭ3, изготовленном при помощи гальванопластики, мне захотелось узнать о самой технологии.
Одна из первых находок в Google - ветка на trainboard.com, где Justin_NIMH рассказывает о своей модели, но не раскрывает никаких деталей технологии. Оказывается, она позволяет точно копировать любую пластиковую модель, не разрушая ее. В качестве примера своей работы, Justin разместил эту фотографию: Обратите внимание, что воспроизвелся даже рельеф надписей, незначительно выступающих над краской (!)
Как же он это делает? Я нашел в интернете несколько статей, и теперь могу рассказать о процессе в общих чертах. Однако мое представление о нем пока сугубо теоретическое
Чтобы получить металлическую копию любого предмета, сперва нужно снять его оттиск.
На следующем шаге, на полученный оттиск следует нанести тонкий слой токопроводящего материала. Часто упоминается использование графитовой или алюминиевой пудры. Но они могут быть не очень пригодны в нашем случае, т.к. сглаживают мелкие детали. Здесь упоминается токопроводящая краска, основанная на сплаве олова и серебра, продается по 95$ за 10 унций (ок. 300 г). Ее можно распылять аэрографом. Наверняка есть и другие варианты. Думаю, что выбор подходящего вещества очень важен для качества результата.
Далее - самое интересное
- электролитическое осаждение металла. Потребуется гальваническая ванна.
В качестве емкости подойдет обычная стеклянная банка. Емкость заполняется электролитом - раствором некоторой соли. Какой конкретно - зависит от металла, которым мы хотим покрыть форму. Например, из CuSo4 (с добавлением серной кислоты) осаждается медь. В ванну погружаются анод ("+") и катод ("-"). Подключив их к источнику постоянного тока небольшого напряжения, но достаточной силы (напр., зарядного устройства автоаккумуляторов), в результате реакции электролиза на поверхности катода с постоянной скоростью нарастает слой металла. Чтобы металл осаждался на форме, она и должна служить катодом. Для этого токопроводящий слой на ее поверхности соединяют проволокой с "минусом". Обычно используют несколько проволочных соединений, прикрепляя их к форме в разных местах. Проводящий слой имеет сопротивление, из-за этого металл нарастает неравномерно: чем дальше от места контакта проволочного проводника, тем медленнее рост. Поэтому хороший токопроводящий слой должен иметь небольшое сопротивление, а проводников должно быть достаточно много.
Когда слой металла достигает желаемой толщины, форму вместе с изделием извлекают из раствора. Теперь их нужно каким-то образом разделить. Если форма была из виксинта, его, наверное, можно просто отодрать. Если она из легкоплавкого металла, его нагревают, и в твердом состоянии остается одно изделие. Наверное, при копировании жд моделей, формы часто будут одноразовые.
Осаждать можно практически любой металл, чаще всего это медь, железо, никель, хром.
Я думаю, эта технология очень полезна для тиражирования китов. Один раз собрав кузов из множества травленых деталей, можно выращивать его копии одной деталью. Еще таким способом должно быть возможно получить металлическую форму для отливки из полистирола или смолы.
Может быть, у кого есть практический опыт? Расскажите, как это должно быть на самом деле![Smile :)](./images/smilies/icon_e_smile.gif)
Одна из первых находок в Google - ветка на trainboard.com, где Justin_NIMH рассказывает о своей модели, но не раскрывает никаких деталей технологии. Оказывается, она позволяет точно копировать любую пластиковую модель, не разрушая ее. В качестве примера своей работы, Justin разместил эту фотографию: Обратите внимание, что воспроизвелся даже рельеф надписей, незначительно выступающих над краской (!)
Как же он это делает? Я нашел в интернете несколько статей, и теперь могу рассказать о процессе в общих чертах. Однако мое представление о нем пока сугубо теоретическое
![Smile :)](./images/smilies/icon_e_smile.gif)
Чтобы получить металлическую копию любого предмета, сперва нужно снять его оттиск.
Наверное, для копирования моделей лучше всего пользоваться как раз виксинтом.Формы для отложения металла готовят из гипса, воска, парафина, пластических масс, пластилина, но особенно удобен для форм герметик «Виксинт», обладающий хорошей пластичностью.
На следующем шаге, на полученный оттиск следует нанести тонкий слой токопроводящего материала. Часто упоминается использование графитовой или алюминиевой пудры. Но они могут быть не очень пригодны в нашем случае, т.к. сглаживают мелкие детали. Здесь упоминается токопроводящая краска, основанная на сплаве олова и серебра, продается по 95$ за 10 унций (ок. 300 г). Ее можно распылять аэрографом. Наверняка есть и другие варианты. Думаю, что выбор подходящего вещества очень важен для качества результата.
Далее - самое интересное
![Smile :)](./images/smilies/icon_e_smile.gif)
Когда слой металла достигает желаемой толщины, форму вместе с изделием извлекают из раствора. Теперь их нужно каким-то образом разделить. Если форма была из виксинта, его, наверное, можно просто отодрать. Если она из легкоплавкого металла, его нагревают, и в твердом состоянии остается одно изделие. Наверное, при копировании жд моделей, формы часто будут одноразовые.
Осаждать можно практически любой металл, чаще всего это медь, железо, никель, хром.
Я думаю, эта технология очень полезна для тиражирования китов. Один раз собрав кузов из множества травленых деталей, можно выращивать его копии одной деталью. Еще таким способом должно быть возможно получить металлическую форму для отливки из полистирола или смолы.
Может быть, у кого есть практический опыт? Расскажите, как это должно быть на самом деле
![Smile :)](./images/smilies/icon_e_smile.gif)