Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века
-
- Сообщения: 425
- Зарегистрирован: Чт дек 22, 2011 2:37 pm
- Благодарил (а): 40 раз
- Поблагодарили: 108 раз
Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века
Вопрос собственно такой - есть ли где схемы основных дорог на территории России на протяжении 1900-1930 ых годов. Интересно как шло развитие сети.
Просто прочитал статью Вассермана по политоте и там вот такая цитата есть:
"Например, за два десятилетия перед Первой Мировой войной на французские кредиты построено громадное количество российских железных дорог. По скорости их строительства мы ставили рекорд за рекордом. Но после революции нам пришлось в тех же районах, где строились эти дороги, достраивать новую дорожную систему. Ведь французы вкладывали деньги почти исключительно в дороги, идущие из глубины страны на запад — чтобы в случае войны мы могли как можно скорее перебросить свои войска к германской границе. А дополняющая эту сеть дорог, вытянутых по параллелям, сеть дорог, вытянутых по меридианам, построена уже в советское время. Потому что эта сеть дорог, вытянутая по меридианам, была нужна для развития нашей собственной экономики, а Франции развитие нашей экономики было совершенно не нужно, поэтому такие дороги она не финансировала."
Задумался, даже не над корректностью фразы, а куда тянули дороги в России и как развивали сеть.![Rolling Eyes :roll:](./images/smilies/icon_rolleyes.gif)
Просто прочитал статью Вассермана по политоте и там вот такая цитата есть:
"Например, за два десятилетия перед Первой Мировой войной на французские кредиты построено громадное количество российских железных дорог. По скорости их строительства мы ставили рекорд за рекордом. Но после революции нам пришлось в тех же районах, где строились эти дороги, достраивать новую дорожную систему. Ведь французы вкладывали деньги почти исключительно в дороги, идущие из глубины страны на запад — чтобы в случае войны мы могли как можно скорее перебросить свои войска к германской границе. А дополняющая эту сеть дорог, вытянутых по параллелям, сеть дорог, вытянутых по меридианам, построена уже в советское время. Потому что эта сеть дорог, вытянутая по меридианам, была нужна для развития нашей собственной экономики, а Франции развитие нашей экономики было совершенно не нужно, поэтому такие дороги она не финансировала."
Задумался, даже не над корректностью фразы, а куда тянули дороги в России и как развивали сеть.
![Rolling Eyes :roll:](./images/smilies/icon_rolleyes.gif)
-
- Сообщения: 1887
- Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:29 pm
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 374 раза
- Контактная информация:
Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века
Пока Юрий Леонидович не пришёл, вставлю свои 5 копеек
Вассерман где-то что-то ухватил, а потому прав лишь отчасти. В самых во-первых начало бума строительства частных дорог пришлось на конец 1900-х годов и 1910-е. Именно в эти дороги и вкладывались французы, но это было потому, что во Францию хлынул поток акций частных железнодорожных обществ, и началась неразбериха, пока французское правительство не обратилось к нашему и наше Министерство Финансов упорядочило этот процесс, теперь акции за границей распространялись только им. Поэтому часть французских капиталов ушла в обычные частные дороги, которые строились по направлениям, определённым ими. Например Армавиро-Туапсинская ж.д. с ветвью на Ставрополь строилась, как я понимаю, для вывоза хлеба на экспорт и строила торговый порт в Туапсе. Или Тавризская ж.д. она вообще прокладывалась в Иран. В этих дорогах был в т.ч. и французский капитал. Но цель этих дорог по существу - вывоз в Европу продуктов питания и полезных ископаемых. Думаю и направленность остальных новых частных дорог была подчинена вывозу того-же туда-же. А не чего-то там на случай войны. И в Советское время дороги лишь достраивались согласно плана, принятого ещё в 1916году. Никаких таких рокад, построенных Советами, не просматривается что-то.
![Very Happy :D](./images/smilies/icon_e_biggrin.gif)
Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века
Хотел бы отметить, что Вассерман описывает события с присущей некоторым историкам однобокостью.
Фактически есть только одна крупная ж.д. магистраль, построенная по требованию французского генштаба. Это линия Бологое - Полоцк - Седлец.
Утверждение о том, что до революции строили лишь стратегические линии к западной границе абсолютно не верно. Строили линии самого разного назначения: для освоения новых территорий, добычи полезных ископаемых, спрямления транзитных направлений, для развития курортов. Были, конечно и стратегические линии. Но они строились отнюдь не только к западной границе, но и в Закавказье, Средней Азии, в Финляндии, и на Дальнем Востоке.
Французы предоставляли крелиты на любое ж.д. строительство. Они полагали, что развитие любых ж.д. линий в конечном итоге облегчает мобилизацию и способствует обороне России.
До революции был специальных межведомственный орган "Комиссия о новых железных дорогах", который и ведал вопросами ж.д. строительства. Никакой анархии в этом деле не было, существовала продуманная политика поощрения частных инвестиций в инфраструктуру страны.
Но все это грохнулось после Октябрьской революции. Большевики просто бросили до 1/3 уже строившихся линий, и с большим трудом на протяжении почти 20 лет достраивали начатое до революции. При этом в СССР сталинского периода царил полный волюнтаризм. Одни стройки начинали, другие бросали. Этот беспредел и экономический абсурд прекратился лишь с конца 1950-х гг, когда прекратили порочную практику бросать недостроенные ж.д. При позднем Хрущеве и Брежневе начатое пусть и с опозданием сроков, но достраивали.
Такова, вкратце история ж.д. строительства в России в 20 веке.
Фактически есть только одна крупная ж.д. магистраль, построенная по требованию французского генштаба. Это линия Бологое - Полоцк - Седлец.
Утверждение о том, что до революции строили лишь стратегические линии к западной границе абсолютно не верно. Строили линии самого разного назначения: для освоения новых территорий, добычи полезных ископаемых, спрямления транзитных направлений, для развития курортов. Были, конечно и стратегические линии. Но они строились отнюдь не только к западной границе, но и в Закавказье, Средней Азии, в Финляндии, и на Дальнем Востоке.
Французы предоставляли крелиты на любое ж.д. строительство. Они полагали, что развитие любых ж.д. линий в конечном итоге облегчает мобилизацию и способствует обороне России.
До революции был специальных межведомственный орган "Комиссия о новых железных дорогах", который и ведал вопросами ж.д. строительства. Никакой анархии в этом деле не было, существовала продуманная политика поощрения частных инвестиций в инфраструктуру страны.
Но все это грохнулось после Октябрьской революции. Большевики просто бросили до 1/3 уже строившихся линий, и с большим трудом на протяжении почти 20 лет достраивали начатое до революции. При этом в СССР сталинского периода царил полный волюнтаризм. Одни стройки начинали, другие бросали. Этот беспредел и экономический абсурд прекратился лишь с конца 1950-х гг, когда прекратили порочную практику бросать недостроенные ж.д. При позднем Хрущеве и Брежневе начатое пусть и с опозданием сроков, но достраивали.
Такова, вкратце история ж.д. строительства в России в 20 веке.
- Иван Андреев
- Сообщения: 4238
- Зарегистрирован: Вт июн 21, 2011 8:22 pm
- Откуда: Прерия с редкими кустиками чаппареля
- Благодарил (а): 145 раз
- Поблагодарили: 640 раз
Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века
Собственно говоря, есть же справочник "Краткие сведения о развитии отечественных ЖД" издания ЦНТБ ЖДТ 1996, корый составитель Афонина.
Так вот там по годам описаны участки которые вводилсь в строй. И можно самому безо всяких там Вассерманов. Да это требует некоторого внимания и усилия, но результат то будет чистым и без влияния сиюминутных политических заскоков. Книга то давным давно в И-нете валяется в массе ЖД библиотек.
Так вот там по годам описаны участки которые вводилсь в строй. И можно самому безо всяких там Вассерманов. Да это требует некоторого внимания и усилия, но результат то будет чистым и без влияния сиюминутных политических заскоков. Книга то давным давно в И-нете валяется в массе ЖД библиотек.
- старина_U
- Сообщения: 9072
- Зарегистрирован: Чт апр 24, 2008 12:04 am
- Откуда: оттуда... з Масквы...
- Благодарил (а): 11 раз
- Поблагодарили: 98 раз
Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века
Довелось мне поработать с энтой книшкой...Иван Андреев писал(а):Собственно говоря, есть же справочник "Краткие сведения о развитии отечественных ЖД" издания ЦНТБ ЖДТ 1996, корый составитель Афонина.
....
![Confused :?](./images/smilies/icon_e_confused.gif)
Там, мягко говоря, не до конца всё стыкуется, когда начинаешь проверять по годам поступления паровозов на дороги, отрывочным сведениям их разных других книг по истории конкретных дорог... И тэдэ.
![Mr. Green :mrgreen:](./images/smilies/icon_mrgreen.gif)
-
- Сообщения: 1887
- Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:29 pm
- Благодарил (а): 6 раз
- Поблагодарили: 374 раза
- Контактная информация:
Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века
Я постоянно с этой книженцией работаю. Косячки есть канеш, но где без них? Лишний повод включать свою голову, чтобы понимать, что читаешь
Я считаю этот справочник очень полезным.
![Mr. Green :mrgreen:](./images/smilies/icon_mrgreen.gif)
- Серокой
- Сообщения: 2307
- Зарегистрирован: Пт сен 23, 2011 5:15 pm
- Имя: Александр
- Откуда: Подольск
- Благодарил (а): 59 раз
- Поблагодарили: 57 раз
Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века
Она к тому же переиздана уже, то есть не 1996 последний, а середина 2000-х, не помню точно.железный дорожник писал(а):Я постоянно с этой книженцией работаю.
Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века
К сожалению, искать ответы на вопрос о французском влиянии на развитие сети российских ж.д. в книге Афониной бесполезно.
Сам факт выхода книги Афониной, безусловно, положительный. Пособием для дальнейшего исследования она быть может. Но, на мой взгляд, в этой книге есть два крупных недостатка. Первый - абсолютно не использованы архивы, а без них советский период изучать почти невозможно. Тогда почти ничего не публиковалось. Отчеты о постройке дорог были лишь в машинописных копиях. Они сейчас в РГАЭ. Второй недостаток - отсутствие карт. По моим понятиям, подобного рода издание должно процетов на 70 % состоять именно из картографического материала.
Впрочем, я описываю некий идеальный вариант. В силу ряда причин, в 1990-е годы он был недостижим. Так что скажем спасибо автору за то, что есть.
Сам факт выхода книги Афониной, безусловно, положительный. Пособием для дальнейшего исследования она быть может. Но, на мой взгляд, в этой книге есть два крупных недостатка. Первый - абсолютно не использованы архивы, а без них советский период изучать почти невозможно. Тогда почти ничего не публиковалось. Отчеты о постройке дорог были лишь в машинописных копиях. Они сейчас в РГАЭ. Второй недостаток - отсутствие карт. По моим понятиям, подобного рода издание должно процетов на 70 % состоять именно из картографического материала.
Впрочем, я описываю некий идеальный вариант. В силу ряда причин, в 1990-е годы он был недостижим. Так что скажем спасибо автору за то, что есть.
- Иван Андреев
- Сообщения: 4238
- Зарегистрирован: Вт июн 21, 2011 8:22 pm
- Откуда: Прерия с редкими кустиками чаппареля
- Благодарил (а): 145 раз
- Поблагодарили: 640 раз
Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века
"Архиверно, товарищи!"Хиви писал(а):К сожалению, искать ответы на вопрос о французском влиянии на развитие сети российских ж.д. в книге Афониной бесполезно.
Сам факт выхода книги Афониной, безусловно, положительный. Пособием для дальнейшего исследования она быть может. Но, на мой взгляд, в этой книге есть два крупных недостатка. Первый - абсолютно не использованы архивы, а без них советский период изучать почти невозможно. Тогда почти ничего не публиковалось. Отчеты о постройке дорог были лишь в машинописных копиях. Они сейчас в РГАЭ. Второй недостаток - отсутствие карт. По моим понятиям, подобного рода издание должно процетов на 70 % состоять именно из картографического материала.
Впрочем, я описываю некий идеальный вариант. В силу ряда причин, в 1990-е годы он был недостижим. Так что скажем спасибо автору за то, что есть.
И то, что в отчет каждого года надо включать картографический материал, и то, что то в те годы об этом и мечтать было грешно, и то что спасибо, что хоть такая есть.
Про советский период тоже верно, но речь шла о периоде по 17-й год. И именно как пособие я его и рекомендовал "Да это требует некоторого внимания и усилия, ...".
Ну и в настоящее время, при нынешнем уровне компьютеризации вполне можно и самому приделать карты.
Взять какую-нибудь геопрограмму и наделать себе карт по годам. Но это так, "девичьи мечты"...
- Иван Андреев
- Сообщения: 4238
- Зарегистрирован: Вт июн 21, 2011 8:22 pm
- Откуда: Прерия с редкими кустиками чаппареля
- Благодарил (а): 145 раз
- Поблагодарили: 640 раз
Re: Развитие сети ЖД в России в первой половине 20 века
О! Спасибо, не знал. А она сильно отличается от 96-го? Нигде в И-нете не валяется?Серокой писал(а):Она к тому же переиздана уже, то есть не 1996 последний, а середина 2000-х, не помню точно.железный дорожник писал(а):Я постоянно с этой книженцией работаю.