Сегодня я хочу рассказать и сравнить два вагона: платформу Minitrix 13241 и цистерну Ibertren 55014.
И буду говорить не о реальных вагонах, а попытаюсь разобраться в моделях.
Если кто-то сможет меня дополнить историческими сведениями, то буду очень признателен.
Платформа Minitrix 13241 числится под этим номером и в этой ливрее в напечатанном каталоге Trix за 1993/94 года.
База данных под этим номеров выдает платформу с другой ливреей. Поэтому для меня трудно определить, кто из них прав. Модель такой конструкции (но в другом оформлении) выпускалась с 1988 по 1994 год. Образец для этой модели бегал по путям K.Bay.Sts.B. почти сто лет до выпуска, с 1898 года.
Цистерна от испанской компании Ibertren 55014, за неимением информации, выпускалась Китаем, приблизительно года два-три назад.
Оба вагона, на мой взгляд, сделаны на высоком уровне.
Что их объединяет? Оба вагона имеют, практически, минимальную длину для вагона в 9ке. Конструкторы и технологи работали на пределе возможного. Сейчас поясню свою мысль.
Давайте посмотрим сначала на платформу.
Требовалось:
- чтобы модель соответствовала оригиналу и имела такие же пропорции, что и другие модели (то есть рама вагона должна быть на такой же высоте, что и у остальных),
- чтобы колесные пары не выскакивали из своих мест,
- чтобы было место для утяжелителя (иначе вагон будет слишком легкий). Причем здесь груз должен быть тяжелее, потому что самой пластмассы очень мало по сравнению с полувагоном, не говоря о закрытых.
- и чтобы стояли стандартные сцепки, и т.д. и т.п.
А еще модель должна быть жесткой, чтобы ее не корёжило в руках моделиста и на поворотах.
А самое главное: модель должна оставаться моделью и моделью высокого уровня.
Проектировщики модели применили прием, который применяют иллюзионисты, пряча девушку или кроликов в ящик с двойным дном. Черная пластмассовая рама входит в борта вагона, пол вагона завышен, по сравнению с наружными бортами. Чтобы было больше места для утяжелителя, боковинки этой черной рамы сделали тоньше. Как следствие, «поплыла» толщина держателей колесных пар = рессоры с буксами (они стали тоньше) и конструкция стала очень хлипкой.
Здесь вовремя вспомнили о тормозных колодках и расположили их там, где они и должны стоять на оригинале. А у модели это продольные ребра усилили жесткость колесных держателей. Но не слишком… Поэтому пришлось делать то, что никогда не делали на других вагонах – сделали, по сути дела, реальную раму для держателей! С одной стороны вагонной оси ей ничего не мешало, а вот с другой стоял механизм сцепки. Поэтому раму держателей пришлось опустить под этот механизм. Чтобы колесная пара держалась более прочно на своем месте (потому что на такие тонкие держатели надежд было мало) добавили еще полузамок-полуподдерживатель для оси в середине. А крышку сцепки поместить над рамой.
Извините за сленг - я пытаюсь описать модель с точки зрения технолога.
Это, наверное, одни из немногих вагонов в N-ке, где колесная ось проходит под крышкой сцепки.
С колесными парами разобрались.
Кузов с полом и бортами, которые высотой всего 3мм оказался тоже достаточно хлипким. И тут кому-то пришла идея воспользоваться тем, что было на виду у образца.
Реальный вагон для крепления тросов имеет или кольца или скобы.
Про скобы мы говорить не будем, а вот к кольцам присмотримся поближе. Вообще, многие компании показывали кольца на бортах платформ и полувагонов. Вспомните полувагон PIKO, у платформы Fleischmann. А Roco просто их навесила на модель, как на елку. У тех моделей, которые я посмотрел, эти кольца находятся на бортах, не выходя за габариты бортов.
- PIKO
- FLEISCHMANN
- ROCO
Trix опустил кольца ниже габаритов. Это усложнило конструкцию литейной формы.
Если вы присмотритесь, то можно увидеть литьевые уклоны. Но эти дополнительные 0,3мм к 3мм высоты бортов – это добавка 10% к сечению, что значительно повысило жесткость конструкции корпуса.
Вот так, около 30лет назад, у Trix получилась очень маленькая модель платформы.
К ней можно предъявить претензию, что дерево, мол, при таком масштабе так смотреться не будет. Можно обсуждать насколько достоверно модель соответствует оригиналу.
Но, с точки зрения проектирования и технологии, модель выполнена на отлично.
Такие же принципы Trix повторял еще несколько раз в вагонах такой длины.
Но, если модель становилась хоть на пять миллиметров длиннее, то такая конструкция держателей колесных пар сразу упрощалась.
Теперь давайте посмотрим, как та же самая проблема решалась в наше время в Китае или в Испании на примере Ibertren 55014. Трудно сказать, проектировали эту модель в Китае или Испании, но то, что ее изготавливали в Китае - совершенно точно.
Итак, те же самые 46мм длины.
С одной стороны, здесь задание легче: груз-утяжелитель можно спрятать в корпус цистерны. С другой стороны, рама должна быть «прозрачной», то есть должны быть видны элементы конструкции.
Так, первым делом проектировщики вдвое увеличили толщину держателей колесных пар. Плюс, тормозные колодки они сделали совместно с держателями, увеличив жесткость держателей. Жесткость раме вагона придает привинченный к ней корпус и подпорки цистерны.
Сцепочный механизм пришлось прикрыть сверху, чтобы пружина и механизм не портили приятный вид сверху. Рама получилась псевдопрозрачная – вроде бы она должна быть – и балки обозначены, но не более того.
А снизу они не заморачивались – они просто убрали ВСЕ стенки и крышку сцепочных механизмов. Мы можем видеть и пружины и места, там где они крепятся. Это похоже на ренген, но причина гораздо прозаичней – габариты сцепочного механизма стали минимальны. Правда, и пружина выглядит не очень аккуратно и как она поведет, если модель будет постоянно ходить в покатушках – сказать трудно.
Вот и всё, что я хотел о работе конструкторов и технологов этих моделей.
Две модели, сделанные с разницей в одно человеческое поколение, две страны, два разных подхода в моделизме.