Теперь разрешите от частностей перейти к истории Пико в 9ке.
Только прошу вас, коллеги, не воспринимайте это как документальную историю. Это то, что получилось у меня после анализа моделей Пико в 9ке.
Для более точной информации, прочтите прекрасную историю, которую написал Михаил в ЖЖ
http://matsam.livejournal.com/1366767.html
И сегодня я лишен возможности вставить что-то из фотографий, а ждать еще неделю не можется, поэтому будет просто много букв. Извините.
В конце 60х годов для Пико был период бизнес-романтизма.
Только представьте себе: рынок с почти 400 миллионов потенциальных покупателей (страны СЭВ) и вы только ОДИН и ЕДИНСТВЕННЫЙ производитель! Этого, 50 лет назад, мне просто не могло прийти в голову – хотя сегодня это выглядит очевидным. Ведь при таких перспективах можно было пахать и пахать!
И они, в Пико, пахали по всем возможным направлениям. Они позволили себе содержать одновременно:
- группу конструкторов, которые экспериментировали с компоновкой и сборкой моделей;
- конструкторов, которые делали модели-игрушки,
- и конструкторов, которые дорабатывали модели от первой группы, обобщали опыт других компаний (по-русски: «драли с других»).
Производственная мощность завода в N-ке оценивалась в 1,000 комплектов в день!
Расчет был прост: «зацепиться» за детей, вырастить из них любителей ЭТОГО типоразмера. Ведь модели-игрушки были неубиваемы: лесенки держались намертво, мелких деталей не было. Прикинем (только, пожалуйста, «не ловите блох» в расчетах – это именно прикидки для понимания процесса): тысяча комплектов в день – это, примерно, 300,000 комплектов в год (за вычетом дней на профилактику оборудования, выходные и т.д.).
То есть, примерно через три-четыре года каждый пятый житель стран СЭВ должен был иметь железную дорогу этого типоразмера.
За эти три-четыре года детишки превращались в подростков, для которых уже изготавливались гораздо более сложные модели локомотивов и вагонов. И… подрастает вторая волна детей и цикл производства пошел по новому кругу.
Подростки вырастают во взрослых…
Это была очень хорошо продуманная политика развития бизнеса, не на год и не на два, а на десятилетия.
Квартиры в странах СЭВ маленькие и поэтому Nка, по задумке маркетологов, выглядела более привлекательной чем Н0.
В это время Пико творило! Паровоз BR65 дал возможность обкатать различные конструкторские и дизайнерские решения. Разработка моделей двухэтажных вагонов стала образцом для подражания в других компаниях. В НОХАБАХ наконец-то отработали как визуально спрятать брюхо от большого двигателя. На цистернах получались надписи. На платформе с контейнерами отрабатывалась технология изготовления мелких деталей.
А реклама Пико действует до сих пор.
Но в жизни всё хорошо не бывает.
Во-первых, за проданные здесь, в СССР, модельки, в ГДР надо было отправлять валюту (нет, валютные рубли, которые нужны на более серьёзные вещи) и продажи резко ограничили. Три магазина в Москве, по одному – в Ленинграде и Киеве, залётные партии в нескольких других городах – и это всё. Согласитесь, вместо рынка в 300 миллионов человек вышли только на рынок в миллионов 10. (я не знаю, как продавалась Nка в других соц.странах). То есть рынок сбыта был гораздо меньше, чем рассчитывали.
Во-вторых, это детская направленность Пико. Обратите внимание, что каталоги Пико 68го и 70го годов прошлого столетия украшали не женщины, не мужчины и не семьи, а мальчик в железнодорожной фуражке (в детстве я ему страшно завидовал. Мне казалось, что у него дома обязательно есть все эти вагоны и локомотивы, и сразу двух типоразмеров).
Компания всячески подчеркивала, что она производит модели не для взрослых моделистов, а для детей. Это наводит меня на мысль, что она еще дотировалась государством, как компания, производящая товары для детей.
Она просто не могла выпускать пути с профильными рельсами, потому что это были «взрослые» пути.
Технологически она могла выпускать нормальные лесенки на своих моделях, но тогда была вероятность поломки на мелкие части, а это было бы опасно для детей.
Компании в таком формате было очень сложно выпускать реальные модели для «взрослых».
Романтика прошла – только бизнес.
А с бизнесом тоже был напряг.
Другие компании в это время уже о детях не думали (только Трикс в самом начале, помните?), а развивали продукцию для взрослых.
Поменялась упаковка, поменялись материалы.
И если конструкторы Пико оставались на уровне с другими по деталировке, то технологи только проигрывали: не было пластмассы хорошего качества, не смогли отладить качество нанесения надписей.
Сравните вагон Пико и такой же вагон в исполнении Fleischmann.
Компания попала в тупик. Чтобы удержаться, необходимо было идти дальше: выпускать пути с профильными рельсами, наладить выпуск локомотивов и вагонов более высокого качества и деталировки. Для этого необходимо было новое технологическое оборудование. Но тогда она, вероятно, теряла дотации! И план по продажам не был выполнен!
Стало неинтересно работать и, по законам экономики, романтики стали уходить из компании. Остались отличные работники, но «без огонька», без "движухи".
А когда в ГДР появились модели «западных» фирм, Пико потеряло и внутренний рынок - продажи Пико там стали резко падать (хотя именно Пико взрастило покупателей для них).
Появились идеи перенести производство Nки в Венгрию. Вроде бы показ первых моделей венгерского производства намечался на лейпцигской выставке в 1983 году, но это так и осталось планами.
Производство Nки медленно умирало.
И 30 мая 1989года производство PIKO в N было окончательно остановлено.
После длительного перерыва, сейчас PIKO выпускает в N очень ограниченный ассортимент, который понемногу расширяется. Но, кто знает, насколько компания сможет возродиться.
Это очень похоже на нашу космическую историю. Мы были первыми в космосе, и наш Гагарин был первым. Мы первыми начали жить (именно жить) в космосе на станции «Мир» со своей баней, оранжереей. Вершиной нашей космонавтики были автоматические станции на Венере, которые смогли отработать и передать цветные фотографии с поверхности при давлении 90 Атм и температуре свыше 460С. И после 1982 года этого никто не смог повторить (мало того, и рядом не стоял).
А теперь мы выступаем только как космические перевозчики (работаем в ограниченном ассортименте).
Ну, это меня повело в сторону, извините.
Помните, я говорил, что наше хобби не может быть прибыльным, за редким исключением. Оказывается, это не совсем так:
Давайте прикинем (опять, только прикинем) маленько, что мы имеем для PIKO.
Двухосные товарный вагон, полувагон и цистерна имели в своё время стандартную цену в 80 копеек за штуку.
Официальный курс доллара был 60 копеек. То есть вагон стоил $1,3.
Сейчас эти вагоны идут примерно за 300 рублей при официальном курсе, возьмем для упрощения, 75 рублей за доллар. То есть сейчас тот же самый вагон в валюте стоит $4. Цена увеличилась на 308%.
И прошло примерно 45лет. То есть, если не считать процент на процент, стоимость нашего вагона увеличивалась на 6,8% в год в валюте. А если брать процент на процент, то годовой рост будет процентов 5, что тоже немало. А это, согласитесь, не каждый банк может дать.
То есть, конкретно в городе Москве, конкретно вагоны PIKO являются достаточно надежным вложением ваших сбережений. А некоторые модели могут принести и гораздо больше.
Вот, наверное, и всё про PIKO на сегодня.
Придумалось повествование сразу, а вот записать его – понадобилось время.
Надеюсь, я вам не надоел.
Дополнение
Самое время сказать слова благодарности – когда-то их надо сказать.
Хотел сказать большое спасибо Старине_U. Именно его коллекция заставила меня за модельками видеть историю и людей.
Саня, s511, у меня такое впечатление, что мы вместе с тобой растем в моделировании, у тебя я учился писать (помнишь, мы с тобой это дело обсуждали).
А блок Михаила (на нашем сайте ) или matsam в ЖЖ побудил меня написать еще раз о PIKO. За что ему отдельное спасибо!