"Психоделическая коллекция"

Фотографии моделей из наших коллекций.
Сообщение
Автор
WSN
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
Имя: Владимир
Откуда: Москва
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 216 раз

Re: "Психоделическая коллекция"

#481 Непрочитанное сообщение WSN »

При подборе информации я встретил одну фразу: Эра пластмассы.
Эта мысль не приходила мне раньше. Nка просто обязана пластмассе. Без нее Nка была бы занятной игрушкой для избранных.

Я пытался вспомнить свое детство: в начале 60-х в доме были две пластмассовые вещи: ящик для деталек у отца и пластина, на которой был установлен электросчетчик. Это были черные или темно-коричневые вещи с закругленными углами, очень тяжелые. Эта пластмасса вроде бы называлась эбонитом, но, боюсь ошибиться - это может быть другая пластмасса. :)
Эра пластиковых пакетов еще не наступила. Когда появились шариковые авторучки, то первые стержни для них тоже были металлические.

Я буду упоминать вагон Пико, технологию изготовления которого я разбирал немного раньше. Чтобы не рыться, смотри внизу страницы:
viewtopic.php?f=14&t=1259&start=300

Мне было жалко разбирать столь древне-почтенный вагон, поэтому я разобрал второй, купленный на барахолке, вагон. Он года на три моложе первого.
Если верить уважаемому справочнику почтово-багажный вагон выпускался с 1964 по 1968 год под номером 1901. После этого, что-то в нем изменилось и он получил другой номер, потом третий и т.д.
И выпускали его до 1986 года - всего лишь двадцать с хвостиком лет.

Давате глянем на него со всех сторон.
01.jpg
04.jpg
Основание, рама вагона, оказалось полностью металлическим! Причем это не штамповка, как у Пико, а полноценное литьё.
Понятно откуда это взялось: самые первые вагоны Арнольда, еще в масштабе 1:200, имели литой металлический корпус. (1:0 в пользу Пико, который использовал пластик для корпуса. Я всё удивлялся, почему Пико использовал металлическую штамповку, чтобы держать колесные пары. Причина проста: все так делали.
Но! Пико использовал именно штамповку, которая имела свою гибкость - деталь можно было раздвинуть и вставить колпару).
Штамповка Трикса это не позволяла и пришлось делать паз, чтобы вставлять колпары. И пришлось придумывать скобочки, которые не дадут выпасть колпарам. Плюс пришлось подумать как закрепить эти скобочки, чтобы они не перемещались. То есть Трикс создал себе такой большой гемморой, что по сравнению с ним, приклеивание на металл пластиковых имитаций рессор кажутся детской шалостью (2:0 в пользу Пико).
08.jpg
15.jpg
14.jpg
Пико приклеивала перила, ограждение, вагонных площадок. Пластмасса к пластмассе - всё логично и технологично. Но Трикс этого делать не могла! До сих пор клеи на такой паре материалов держат не слишком хорошо. И пришлось Трикс делать новую деталь - штамповка для ограждений площадок, которая легла уже третьим слоем металла (3:0). Караул!
21.jpg
Но, давайте перейдем к корпусу, который сделан из пластика. Все четыре стенки и крыша сделаны заодно, одной деталью. В противопоставлении к ним выполнена единая деталь для окон. Задача была решена идеально - они встают в распор, придается жесткость корпусу и "стёкла" не вылетают. Конструкция получилась столь удачной, что в версии 1998 года модель продолжает выпускаться с таким же решением (3:1). У Пико - это пять разных деталей, которые должны склеиваться, и это - ручная операция, с достаточно большим браком перелива клея.
11.jpg

Обратите внимание на вентиляцию на крыше и на буфера: Трикс поставил пластиковые детали. Это был "понт" или "фишка" - "Помотрите, насколько мы крутые". Буквально через тридцать лет всё стало наоборот: рама стала пластмассовой, а буфера и вентилятор - металлическими. Это стало фишкой целой серии вагонов Трикса. Ситуация примерно такая же как было с алюминием в свое время:когда он только появился, алюминий был безумно дорогой и во дворце была алюминиевая посуда, потому что только короли могли ее позволить.
19.jpg
24.jpg
А это на более позднем вагоне Минитрикса 18030.

Еще раз посмотрим на пластиковые детали. Видите, на "оконной" части есть пазы (прорези), которые совсем не нужны сейчас, на этой модели. Но они очень будут нужны, когда вся модель будет из пластмассы и необходимо будет сделать защелки.
Ответ очевиден, конструкторы модели спешили быть вторыми/третьими и понимали, что металлическая рама это - временное решение (3:2).
Для окон Пико использовал целофановую ленту, а не пластик. Это было решение, но оно не могло перерасти в пластик - для пластика нужны были другие посадочные места, то есть надо было переделывать формы для стенок (3:3).
10.jpg
А в более позднем вагоне (18030) появились защелки, для которых еще в первой модели подготовили пазы.
31.jpg
Еще раз вернемся к модели Трикс. Обратите внимание на надписи. Вернее на их отсутствие.
Проблема пластмассы состоит в том, что она достаточно легко окрашивается в массе, но очень трудно краску закрепить на поверхности. Вспомните первые пластиковые пакеты. В то время их хранили и ими гордились. Но не да бог их подольше подержать в руке, или смять, или подложить его посидеть. Вся краска с пакета моментально переходила на руки, на попу или просто стиралась. Поэтому здесь Трикс не мудрил: кто-то кисточкой нанес белую и желтые краски. Видно даже направление мазка. У Пико вагоны какое-то время выпускались без надписей, а потом с достаточно четкими надписями (4:2).
04.jpg
Однако, Трикс подготовил для них места! Это, как в футболе - мяч подвели к воротам, он уже тёпленький, дай только забить. И потом Трикс выдала и надписи, а выпуклостями создался объем табличек, стали хоть и страшненькие, но перила на площадках со всех сторон. То есть Трикс просчитал разработку этой модели не на шаг, а на десяток шагов вперед.
23.jpg
У Пико вагон-модель не имел продолжения. Никакого... Вы можете сказать, вот, потом было решение затормозить, а потом похоронить 9ку.... Но это было потом, через 30 лет. А модель как была выпущена, так кроме сцепки ничего не менялось.
Вы видите в чем разница: Минитрикс работал с объемом, а Пико - с плоскими деталями.
Возможно, это было связано с возможностями технологического оборудования, которое было у компаний.
Но, то что Трикс планировал на бОльшую глубину это несомненно.

Сейчас, я имею ввиду последние лет пять, а то и меньше, технологическое оборудование поменялось.
Обратите внимание на REE. Да и старички не отстают: детали стали очень тонкими, порой деталировка на таком высоком уровне, что не поймешь, где N-ка, а где Н0.
3D производство. И хотя сейчас 3D принтеры больше похожи на старинные печатные машинки, кто знает какие будут у них возможности через пять-десять лет.
Мы до сих пор учимся работать с пластмассой :)

ЗЫ: кто мне подскажет? На коробке модели 18030 гордо красуется надпись Trainer. Это, извините, для кого? для профессионалов или для начинающих?
35.jpg

AlexK

Re: "Психоделическая коллекция"

#482 Непрочитанное сообщение AlexK »

К слову, о металле в N: и у Фульгурекса, и у Лемако/Лематэ есть линейки N. Вроде бы и у других этого эшелона есть, но в точности не знаю. Качество моделей - как и в других масштабах, только по понятным причинам деталирока не такая подробная.

WSN
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
Имя: Владимир
Откуда: Москва
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 216 раз

Re: "Психоделическая коллекция"

#483 Непрочитанное сообщение WSN »

AlexK писал(а):К слову, о металле в N: и у Фульгурекса, и у Лемако/Лематэ есть линейки N. .
Конечно, металлическая линия обязаны быть :)
Сейчас это - показатель работы фирмы. И стоимость металлических моделей гораздо выше пластмассовых. Металл - это класс!
Просто раньше - это было обычное поточное производство.

AlexK

Re: "Психоделическая коллекция"

#484 Непрочитанное сообщение AlexK »

[Оффтопик]
WSN писал(а):Конечно, металлическая линия обязаны быть :)
Сейчас это - показатель работы фирмы. И стоимость металлических моделей гораздо выше пластмассовых. Металл - это класс!
Просто раньше - это было обычное поточное производство.
Это у Трикса есть "металлическая линия" в океане пластмассы. А те фирмы, которые я привел, из других материалов вообще не делали и не делают. В НО у них даже стеклав вагонах и локомотивах - это стекла, а не пластик... Из пластика - только изолирующие прокладки.

Хотя ценники у них - выходи, глаза, бороться :shock: ! Но каждая копейка этой цены - оправдана качеством.

WSN
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
Имя: Владимир
Откуда: Москва
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 216 раз

Re: "Психоделическая коллекция"

#485 Непрочитанное сообщение WSN »

AlexK писал(а):
[Оффтопик]
WSN писал(а):Конечно, металлическая линия обязаны быть :)
Сейчас это - показатель работы фирмы. И стоимость металлических моделей гораздо выше пластмассовых. Металл - это класс!
Просто раньше - это было обычное поточное производство.
Это у Трикса есть "металлическая линия" в океане пластмассы. А те фирмы, которые я привел, из других материалов вообще не делали и не делают. В НО у них даже стеклав вагонах и локомотивах - это стекла, а не пластик... Из пластика - только изолирующие прокладки.

Хотя ценники у них - выходи, глаза, бороться :shock: ! Но каждая копейка этой цены - оправдана качеством.
Александр, я об этом и написал, что при изготовлении моделей в Nке в металле (да я думаю, сейчас и в других типоразмерах) - они становятся не массовыми моделями, а "сувенирами" или "произведениями искусства", кому как нравится.
Минитрикс уходила от металла, чтобы удешевить модели. А металлическую мелочевку оставила для "фана".
Когда пластмасса была редкостью - "фаном" в тех же местах, была она.
Я ни в коем случае не считаю изготовление моделей из металла "прошлым веком".

AlexK

Re: "Психоделическая коллекция"

#486 Непрочитанное сообщение AlexK »

Да я и не спорю... Просто фирмы работают в разных сегментах рынка: кто-то делает массовку (это не всегда начит - делает плохо, sic!), а кто-то по максимуму возможного, но по высокой цене.

Недорогая массовка в нашем деле очень важна: именно через нее и происходит "инфицирование" новых "заболевших" :mrgreen: .

Аватара пользователя
старина_U
Сообщения: 9072
Зарегистрирован: Чт апр 24, 2008 12:04 am
Откуда: оттуда... з Масквы...
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: "Психоделическая коллекция"

#487 Непрочитанное сообщение старина_U »

WSN писал(а):...Эта пластмасса вроде бы называлась эбонитом, но, боюсь ошибиться...
...
...Давате глянем на него со всех сторон.
Вов, привет!
Это БАКЕЛИТ.

Хороший экскурс!

А "тренер" - может быть упрощённая моделька, типа пиковских юниоровских наборов. Надо же иметь какую-то "кошку", что бы на ней потренироваться! ;)
Изображение

Аватара пользователя
bluxer
Сообщения: 948
Зарегистрирован: Ср ноя 10, 2010 2:26 pm
Имя: Михаил
Откуда: Москва
Благодарил (а): 51 раз
Поблагодарили: 30 раз

Re: "Психоделическая коллекция"

#488 Непрочитанное сообщение bluxer »

старина_U писал(а): Вов, привет!
Это БАКЕЛИТ.

Хороший экскурс!

А "тренер" - может быть упрощённая моделька, типа пиковских юниоровских наборов. Надо же иметь какую-то "кошку", что бы на ней потренироваться! ;)
О, барин! Из Парижу!!
Ты куда пропал-ни слуху, ни духу?
Садовую дорогу в каждый сад!
А единичку-в каждый дом!

Аватара пользователя
старина_U
Сообщения: 9072
Зарегистрирован: Чт апр 24, 2008 12:04 am
Откуда: оттуда... з Масквы...
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: "Психоделическая коллекция"

#489 Непрочитанное сообщение старина_U »

bluxer писал(а): О, барин! Из Парижу!!
Ты куда пропал-ни слуху, ни духу?
Командарм!
Малейкум ассалям!

Миш... Воюю... люто...
Для этой темы - оффтоп.
Изображение

WSN
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: Вс июл 06, 2008 4:59 pm
Имя: Владимир
Откуда: Москва
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 216 раз

Re: "Психоделическая коллекция"

#490 Непрочитанное сообщение WSN »

Юра!!! Юрчик!!!

Ваалейкум Ассалам варахматуллахи.

Да, точно - бакелит!

Я тоже думал, что trainer для упрощенцев. Но так и не нашел разницы между trainer и обычной моделью.

Очень рад!

Ответить

Вернуться в «Моя коллекция»