Новая жизнь Овечки
Прошло уже более 30 лет с момента начала выпуска курским ПО «Счётмаш» моделей паровоза серии Ов, прототип которого в народе ласково называли Овечкой. Но, несмотря на столь долгую историю эта модель продолжает оставаться единственным отечественным паровозом в масштабе НО, который выпускался серийно, причём в нескольких вариантах. К первоначально выпущенной модели паровоза с угольным отоплением, позднее добавились варианты с дровяным и нефтяным 3-осными тендерами, а уже в самом финале - с угольным 4-осным тендером. Для своего времени это была довольно передовая модель, и все её недостатки с лихвой перекрывались тем, что это была первая самоходная модель отечественного паровоза. За прошедшее время требования к ходовым качествам и деталировке моделей значительно выросли, и на данный момент модель Овечки в первознанном виде может быть интересна только ценителям раритетов советской эпохи. К большому сожалению, как ходовые качества, так и отдельные элементы деталировки оставляют желать лучшего. В общем, не критиковал эту модель только ленивый, а вот чтобы назвать тех, кто занимался усовершенствованием модели, а самое главное успешно завершил этот процесс и представил осовремененные образцы, хватит пальцев одной руки. Потому в этом материале попытаемся систематизировать и «разложить по полочкам» процесс модернизации паровоза Ов, чтобы облегчить этот путь желающим получить более современную и детализированную модель. Все действия по усовершенствованию условно можно разделить на 2 группы:
-замена отдельных элементов паровоза на более современные и более качественные;
-дополнение модели элементами, которые изначально отсутствовали в конструкции.
Полный перечень изменений и дополнений выглядит следующим образом:
1.Поручни вокруг котла выполнены из латунного прутка;
2.Заменены опорные кронштейны под последние стойки;
3.Выполнено новое переднее крепление котла с помощью винта;
4.Усилена рама паровоза в передней и задней части;
5. Добавлены NEM-шахты впереди и сзади;
6.Узел крепления кривошипа и ведущего дышла на третьей колёсной паре выполнен разборным;
7.Установлена новая крышка дымовой коробки с малой дверцей;
8.Для удобства обслуживания модели крышка дымовой камеры выполнена съёмной;
9.Добавлен предохранительный клапан на сухопарнике;
10.Удалён выступ для керосинового фонаря на котле;
11.Действующие - прожектор головного света и прожектор на палубе тендера;
12.Действующие буферные фонари на переднем буферном брусе и на тендере;
13.Установлен новый, более детализированный паровоздушный насос;
14.Добавлены трубопроводы от насоса к ресиверу;
15.Трубка выхлопа насоса выведена к дымовой трубе;
16.Добавлен вентиль отбора пара на котле;
17.Установлены металлические подножки для составителя на переднем буферном брусе;
18.Буфера заменены на металлические;
19.Добавлен турбогенератор;
20.Установлен новый привод песочницы;
21.Добавлен кран сифона с приводом, выполненным из металлического прутка;
22.Новые поручни на будке из латунного прутка;
23.Будка паровоза дополнительно закреплена;
24.Удалено возвышение на крыше будки;
25.Новый предохранительный клапан котла и свисток;
26.Доработан сухопарник - выполнена имитация стыка в верхней части;
27.Добавлен кран Лешателье с приводом и трубопроводами;
28.В тендере установлена новая ходовая часть;
29.Добавлены водопробные краники на тендере;
30.Имитация розеток автосцепки на переднем и заднем буферном брусе;
31.В тендере размещён разъём под декодер
32.Заменена электропроводка модели;
33.На тендере установлены новые пластины токосъёма;
34.Увеличен объём угольной ямы тендера с помощью имитации деревянных бортов;
35.Новые металлические поручни в задней части тендера;
36.Тендер дополнительно догружен;
37.Изготовлена новая сцепка тендера и паровоза;
38.Установлены кулачковые сцепки «Kadee»;
39.Выполнена окраска всех частей паровоза в цвет прототипа в соответствии с отображаемой эпохой;
40.На боковых стенках будки выполнены обводки, паровозу присвоен новый номер, который нанесён также и на задней стенке тендера;
41.Модель оцифрована и озвучена;
Так уж получилось, что первой была завершена модель Овечки с 4-осным угольным тендером. Связано это с тем, что тендер такого типа был приобретён в виде кита, ещё в те давние весёлые времена, когда такие наборы были доступны в интернет-магазине Сергея Стальцева из г.Курска. Когда дошла очередь до сборки тендера, то оказалось, что хоть 4-осный тендер это более свежая разработка «Счетмаша»», но ходовые качества и шумовые характеристики так и остались слабым звеном модели. По итогу вся родная начинка тендера была отложена на запчасти, и для модели был использован только родной корпус, а новая ходовая часть изготовлена из частей привода паровоза немецкой фирмы «Fleischmann». Для 4-осного тендера была добавлена четвёртая ось, а расстояние между приводными осями уменьшено до размеров нашего прототипа. Конструкция привода позволяет изменять межосевые расстояния, но при этом необходимо передвинуть и ось ведущей шестерни. По итогу ходовая часть имеет привод на три оси из четырёх возможных, а токосъём выполнен с двух осей тендера. (фото 1) Полученная конструкция позволяет уверенно проходить радиус R3 на макете.
![Фото1. Привод Ов.jpg (560.83 КБ) 5062 просмотра Фото1. Привод Ов.jpg](./download/file.php?style=5&id=235421&t=1)
От ходовой части тендера плавно переходим к усовершенствованию ходовой части самого паровоза и для начала её необходимо полностью разобрать. В этом могут быть некоторые трудности, так как кривошип на третьем колёсной паре закреплён путём расплавления части оси и потому в исходном варианте имеет неразборную (читай – одноразовую) конструкцию. В практике приходилось сталкиваться с ситуациями, когда из-за возраста модели, или из-за не совсем аккуратной сборки, такое крепление разрушалось и кривошип вместе с тяговым дышлом «повисал в воздухе», и потому неоднократно приходилось решать проблему более надёжной и долговечной фиксации. Но об этом немного позднее, а сначала срезаем пластиковую заклёпку, но не поперёк оси крепления, а вдоль – то есть за 3-4 подхода освобождаем кривошип от наплывов пластмассы. Выступающая за кривошип часть оси может пригодиться в дальнейшем. Хотелось бы отметить, что в нашем случае все элементы парораспределительного механизма будут использованы, потому при разборке ходовой части нужно запомнить взаимное положение всех элементов, а лучше зарисовать или сфотографировать, чтобы при последующей сборке избежать трудностей. Колёсные пары дефектуем на предмет перпендикулярности посадки колёс на ось, а также качества крепления металлического бандажа на пластиковой основе колеса и при необходимости, устраняем выявленные недостатки. Кроме того, у колёсных пар обращаем внимание на отсутствии переливов пластика между имитацией противовесов и пластиковой частью обода. Этот вид брака может помешать качественному нанесению белой обводки бандажей колёс.
Подготавливаем третью колёсную пару для фиксации ведущего дышла и кривошипа. Торец оси крепления кривошипа выравниваем и по центру оси выполняем продольное отверстие диаметром 0,5мм. Далее необходимо изготовить фиксатор. Для этого у отрезка латунного прутка необходимо расплющить конец на длине 2-3мм и изогнуть его на угол 90 градусов. Из латуни толщиной 0,3мм вырезаем круглую заготовку, диаметром 3-4мм по центру которой, делаем отверстие диаметром 0,5мм. Далее эту заготовку «одеваем» на подготовленный латунный пруток и припаиваем к сплющенному концу. В дальнейшем фиксирующий элемент необходимо уменьшить по диаметру до 2мм, а по толщине до 0,5-0,7мм, а конец прутка уменьшить по длине до 5мм. После сборки парораспределительного механизма, закрепляем кривошип с помощью изготовленного фиксатора в заранее подготовленном отверстии, с помощью капельки клея на водной основе (типа ПВА).
Рама паровоза дополнительно усилена пластиковыми брусками:
1)в передней части – в районе прилива, соединяющего обе части рамы,
2)в задней части – в районе винтового соединения.
Перед вклейкой брусков в раму необходимо выполнить поперечные отверстия для пропуска элементов электропроводки. На переднем буферном брусе паровоза и буферном брусе тендера устанавливаем имитацию розеток автосцепки. В данном случае использованы розетки автосцепок курского производства от «Локодеталь». Для закрепления розеток в центральной части буферного бруса необходимо выполнить 2 отверстия диаметром 0,6мм.
На переднем буферном брусе размещаем также подножки для составителя. Сами подножки выполнены из изогнутого металлического прутка диаметром 0,5мм и латунных опорных пластин. Эти детали соединены между собой с помощью пайки. Для закрепления подножек в боковых стенках буферного бруса выполнены отверстия диаметром 0,5мм. Штатные резиновые буфера заменены на металлические. В данном случае использованы литые буфера киевского производства.
Для того, чтобы можно было устанавливать сцепки различных типов, модель необходимо оборудовать НЕМ-шахтами. Для установки НЕМ-шахты в задней части тендера в раме привода выполнен вырез и использована деталь НЕМ-шахты из набора «Rietze» Nr.502. Дополнительно к шахте прикреплены поводки из пружинного прутка, чтобы сцепка возвращалась в среднее положение. НЕМ-шахта закреплена с помощью винта М2, для которого в раме выполнено отверстие под потайную головку и нарезана резьба такого же диаметра. В передней части рамы немного расширен проём между цилиндрами и в эту полость установлена NEM-шахта. В этом случае использована шахта из набора фирмы «Brawa». В упомянутый комплект входят 4 шахты с пружинными усами и креплением под винт. Для центрирования НЕМ-шахты использована часть установочной коробки от сцепок «Kadee». Фиксируется шахта отдельным винтом, который служит также и для других целей, об этом далее…
Переходим к «облагораживанию» котла паровоза. Кстати, крепление котла также довольно слабое звено модели - видать годы берут свое, и защёлка в передней части котла всё время норовит отломаться. Кроме того, сама конструкция крепления довольно хлипкая и когда модель берешь в руки, то она часто «отзывается» нездоровым скрипом. Потому конструкция крепления подверглась кардинальной модернизации. В дымовую камеру котла была вмонтирована гайка М8 и на одной из её граней выполнено отверстие диаметром 1,7мм, а соосно с ним, отверстие в блоке цилиндров диаметром 2мм. В гайке нарезана резьба М2 и теперь котел закрепляется на раме с помощью винта М2. Этим же винтом фиксируется и передняя NEM-шахта. Кроме того, металлическая гайка одновременно улучшила весовые характеристики паровоза.
Ещё одно слабое место модели это поручни на будке. Из-за качества применённого пластика эти поручни неоднократно доводилось видеть сломанными. Поэтому вопрос с ними был решён радикально. Старые поручни срезаем и соосно в крыше, центральной опоре и полу будки сверлим отверстия диаметром 0,5мм, в которые в дальнейшем вставлен пруток такого же диаметра и фиксируется с помощью моментального клея. Впоследствии отверстия на крыше будки зашпаклеваны с помощью такого же клея. На крыше будки удалено возвышение. В завершении, будка паровоза в задней части дополнительно закреплена с помощью двух саморезов.
При установке тормозного оборудования в заводских условиях на прототипах паровозов серии О паровоздушный насос размещался возле будки с правой стороны по ходу движения. При оборудовании тормозной системой ранее выпущенных паровозов, насос могли установить и в других местах. Так на паровозе Ов-3961 он размещался на котле с левой стороны (фото 2), потому при модернизации модели необходимо учитывать особенности выбранного прототипа. В нашем случае применён насос производства «RCT», который закреплён на раме паровоза с помощью латунного штифта. Кроме того, выполнена разводка трубопроводов. От паровоздушного насоса трубка выхлопа выведена к дымовой трубе, при этом она в двух местах прикреплена к котлу паровоза и в одном месте к самой трубе. Одна из трубок от насоса выведена к ресиверу. Сам ресивер установлен сверху на котле паровоза. Возле ресивера перпендикулярно ходу движения установлен турбогенератор.
![Фото3. Паровоз Ов -процесс.jpg (1007.21 КБ) 5062 просмотра Фото3. Паровоз Ов -процесс.jpg](./download/file.php?style=5&id=235422&t=1)
По другую сторону от ресивера расположен предохранительный клапан котла и свисток с приводом, тяга которого через отверстие в крыше проходит в будку. Для моделей 3-4 эпохи предохранительный клапан заменяем на унифицированный для отечественных паровозов.
Второй предохранительный клапан, расположенный на сухопарнике также меняем на унифицированный, для чего в корпусе сухопарника выполнено отверстие диаметром 0,6мм. Сам сухопарник был также модернизирован. На прототипе в месте соединения частей сухопарника имеется хорошо заметный стык, который отсутствует на модели. Потому в этом месте выполнена проточка и с помощью медной проволоки выполнена имитация соединения отдельных его частей. Возле сухопарника дополнительно добавлен вентиль отбора пара на котле.
Штатный привод песочницы, выполненный из толстого пластикового прутка, заменяем на металлический. Для изготовления рычага привода используем отформованный латунный пруток диаметром 0,5мм, к концу которого припаян отрезок медной проволоки диаметром 0,3мм. Для пропуска тяги на корпусе котла закреплён держатель, а другой конец тяги закрепляем на котле с помощью клея.
Добавлен кран сифона, а его привод изготовлен из металлического прутка диаметром 0,5мм, при этом опоры тяги привода оставлены прежние, а для пропуска через них прутка выполнено отверстие такого же диаметра.
![Фото4. Паровоз Ов -процесс.jpg (1.27 МБ) 5062 просмотра Фото4. Паровоз Ов -процесс.jpg](./download/file.php?style=5&id=235423&t=1)
С правой стороны в передней части котла добавлен кран Лешателье с приводом и трубопроводами. На прототипе он предназначен для того, чтобы нейтрализовать вредное действие контрпара, путём подачи в цилиндры смеси пара и воды, которая охлаждает их. Перегретая вода из котла, поступающая к цилиндрам от соприкосновения с горячими стенками испаряется и образует очень влажный пар небольшого давления, поэтому засасывания горячих газов из дымовой коробки не происходит. Поршни высасывают из выхлопных труб мокрый пар и нагнетают его обратно в котел. Потому при открытии крана до нужного значения давление в котле не повышается. То есть контрпар, при наличии крана Лешателье, наносит паровозу минимальный вред. На паровозе Ов управление этим прибором производится из будки с помощью тяги, которая на модели выполнена из латунного прутка диаметром 0,3мм и закреплена на котле с помощью пластиковых проушин.
С середины 30-х годов прошлого века крышки дымовой коробки с большой дверцей постепенно заменялись на унифицированные, с малой дверцей. В данном случае на модели, выполненной в варианте третьей модельной эпохи, изготовлена новая крышка на основе штатной. Большая дверца удалена, по окружности выполнены отверстия диаметром 0,3мм, в которые вставлены отрезки пластикового прутка, имитирующие крепежные болты. В штатном варианте крышка дымовой коробки закрепляется с помощью клея, но в нашем случае в дымовой камере будут располагаться элементы электропитания, потому крышка выполнена съёмной. Для этого к основанию крышки приклеено дополнительное кольцо из пластика, равное по диаметру внутреннему диаметру дымовой камеры.
![Фото5. Паровоз Ов-5804 Бел жд-1.jpg (656.39 КБ) 5062 просмотра Фото5. Паровоз Ов-5804 Бел жд-1.jpg](./download/file.php?style=5&id=235424&t=1)
А вот околокотловые поручни из пластика, требуют замены чуть ли не в первую очередь. То, что сразу бросается в глаза – излишне толстые, но в тоже время и довольно хрупкие. Новые поручни были изготовлены из металлического прутка диаметром 0,5мм, отдельные части которых были соединены между собой с помощью пайки. Посадочные отверстия, а если точнее выемки на околокотловых мостках, были заделаны, а вместо них выполнены новые отверстия диаметром 0,5мм. Были изготовлены и новые кронштейны под последние опорные стойки, которые в данном случае несут только декоративную функцию.
На модели были установлены кулачковые сцепки Kadee №19, а вот подвижное соединения паровоза и тендера выполнено по принципу, который характерен для моделей паровозов американского производства. Дело в том, что штатная сцепка на модели представлена двухсторонним крючком, концы которого в своих посадочных отверстиях имеют значительный люфт, из-за чего возрастает неравномерность движения модели. Для решения этой проблемы из стальной полосы толщиной 1мм была изготовлена новая соединительная скоба, по краям которой выполнены отверстия диаметром 2мм. К раме тендера и паровоза она крепится с помощью винтов М2, для чего в элементах рамы выполнены отверстия и нарезана резьба аналогичного диаметра.
![Фото6. Паровоз Ов-5804 Бел жд-2.jpg (846.48 КБ) 5062 просмотра Фото6. Паровоз Ов-5804 Бел жд-2.jpg](./download/file.php?style=5&id=235425&t=1)
На правой боковой стенке тендера добавлены три водопробных краника, а в задней части тендера установлены новые металлические поручни. Объём угольной ямы тендера увеличен с помощью имитации деревянных бортов, кроме того 4-осный тендер догружен с помощью свинцовой отливки. Следует также отметить, что в корпусе тендера, кроме привода, расположен 8-ми пиновый разъём под декодер и собственно сам декодер. В ходе оцифровки модели паровоза была уложена новая электропроводка. Модель выполнена в звуковой версии, при этом звуковой динамик отлично разместился в полости топки.
Исходная модель не была оборудована освещением, поэтому этот недостаток был также устранён. Прототипы моделей 3-4 эпохи были оборудованы электрическим освещением, потому керосиновый фонарь убираем. В этом случае необходимо также срезать и выступ на котле для размещения фонаря. Отверстие в корпусе котла заделываем с помощью отрезка литника.
У прототипов передний цилиндрический прожектор размещался, как сверху дымовой камеры, так и на выносном кронштейне. На модели паровоза с 4-осным тендером прожектор установлен на кронштейне, так же как и на его прототипе. На палубе тендера прожектор установлен на стойках. Сам прожектор выточен из латуни и имеет выемку для установки защитного стекла. Освещение в прожекторах выполнено на SMD-светодиодах теплого белого спектра. Буферные фонари также действующие. Освещение в них выполнено на светодиодах размера 0603 жёлтого спектра.
![Фото8. Паровоз Ов-5804 Бел жд-1.jpg (1.38 МБ) 5062 просмотра Фото8. Паровоз Ов-5804 Бел жд-1.jpg](./download/file.php?style=5&id=235427&t=1)
Выполнена окраска всех частей паровоза в цвет прототипа в соответствии с отображаемой эпохой. В варианте 3-4 модельной эпохи рама вместе с буферным брусом паровоза, тележками тендера и боковыми поверхностями колёсных пар окрашены в красный цвет. Хотелось бы подчеркнуть, что хоть колёса паровоза отлиты из пластика красного цвета, но окраска всё равно необходима для устранения пластикового блеска. Корпус тендера, будка и котел паровоза окрашены в чёрный цвет. Перед окраской модель покрыта двухкомпонентной грунтовкой. Для окраски использована нитроэмаль «Ganza» японского производства. За поставку моей любимой краски отдельное спасибо Евгению Герасимовичу! При окраске использованы следующие номера цветов – красный 108, чёрный 092, белый 107.
Следует отметить, что все заводские модели паровозов, независимо от типа тендера были выполнены с одним номером – 724. Поэтому думаю неудивительно, что после модернизации модель вступает в свою новую жизнь с новым номером. При изготовлении модели паровоза с 4-осным тендером я ориентировался на прототип с номером 5804. Этот паровоз долгое время трудился на Белорусской железной дороге, а впоследствии был установлен в качестве памятника на станции Лев Толстой (Липецкая область). Все надписи и обводки выполнены с помощью декалей.
Видео работы описанной модели можно посмотреть на моём канале в YouTube по адресу:
https://www.youtube.com/watch?v=MASON2_v4EM
В завершении хотелось бы отметить, что все перечисленные изменения и дополнения это не догма, а скорее руководство к действию. Каждый может выбрать тот набор элементов, который наиболее ему интересен и при этом, дополнить его своими наработками, а результатами поделиться с нашими читателями. И потому желаю всем успехов в Вашем творчестве!