Поделюсь впечатлениями от посещения
Берлинского Технического Музея (он же Deutsches Technikmuseum Berlin) в сентябре этого года.
Музей располагается неподалеку от станции метро (U-Bahn)
Gleisdeieck на территории бывшего локомотивного депо бывшего вокзала
Anhalter Bahnhof.
Берлинский
Anhalter Bahnhof был сооружен для связи немецкой столицы с городами южного и юго-западного направлений, где простирается земля Sachsen-Anhalt – отсюда и название вокзала.
Вокзал и станция сильно пострадали во время Второй мировой войны. Тем не менее к середине 1950-х годов восточным немцам удалось восстановить движение поездов в этом направлении.
Однако политический кризис 1961 года, разделивший Берлин на Восточный и Западный привел к тому, что Вокзал и станция оказались на территории Восточного Берлина, а часть пути соединяющего вокзал с сетью железный дорог DR оказался на территории западного Берлина. В итоге движение поездов по данной линии прекратилось навсегда. Вокзал был полностью разрушен, до настоящего времени сохранился лишь кусок вокзальной стены. Депо также долгие годы пребывало в запустении и к началу 1980-х годов превратилось в руины. На месте стации и депо выросли высокие деревья. В итоге на месте станции образовался густой лес, который сейчас называется музейным парком.
Ниже фотография тепловоза BR 118 на территории музея, 50 лет назад на месте за тепловозом были станционные пути… (и сейчас среди деревьев можно найти ржавые рельсы и остатки шпал):
BR 118 075-1 DR
У правительства ГДР были планы по созданию железнодорожного музея, проводилась работа по сохранению исторически ценных образцов подвижного состава для будущего музея. В середине 1980-х годов началось восстановление зданий двух, расположенных рядом, веерных депо. Восстановительные работы были завершены к концу 1980-х.
Интересно, что в ходе восстановительных работ один из сегментов оставили нетронутым. Там тоже среди канав выросли могучие деревья, это так же хорошо видно на Google Maps.
Завершение работ практически совпало с объединением Восточной и Западной Германии, сопровождавшееся в бывшей ГДР переходом от народной экономики к частной, и связанными с этим процессом злоупотреблениями.
В итоге ряд экспонатов, предназначавшихся для музея, до него не дошли, а статус Берлина как столицы объединенной Германии привел к появлению в экспозиции западногерманских образцов техники, например V200:
V200 018 DB
Помимо локомотивов в музее имеются залы посвященные морскому и речному транспорту и авиации, они располагаются в отдельном современном здании в стороне от депо.
В музее собрана неплохая коллекция подвижного состава, построенного на рубеже 19 и 20 веков. Только расставлен он не очень удобно для фотографирования, и света в той секции маловато…
Экспозиция разделяется по эпохам, сначала представлены локомотивы постройки 19-го века, затем более поздние и так до наших дней. По мере продвижения становится светлей и просторнее и уже можно что-то сфотографировать. Например, Прусский
паровоз Т3, строившийся для Прусских ж.д. с 1882 по 1906 год, а так же для железных дорог Франции, Италии, Греции и даже Китая.
Прусский Т3
Замысловатый парораспределительный механизм системы Аллана паровоза Т3
Помимо немецкого подвижного состава в музее представлен исторический подвижной состав других стран, в частности электровоз
Ge 4/6 1913 года постройки 1000мм колеи Швейцарской железной дороги
Rhätischen Bahn :
Ge 4/6 Rh.B. 391
В Берлинском техническом музееможно встретить электровоз E71:
E71 28
В последней секции посвященной новейшей истории Немецких железных дорог пока пустовато… несколько путей стоят пустые, а на крайнем пути стоит экспериментальный тепловоз
Henschel – BBC ВR 202 003-0 “Um An”, который использовался для отработки асинхронного тягового привода для скоростных электровозов и поездов
ICE.
Тепловоз имеет с одной стороны кабину аэродинамической формы, подобную кабинам электровозов BR 103.
Тепловоз совершал опытные поездки со скоростью до 250км/час. В ходе тестов на катковом стенде тепловоз развил «условную скорость» 310км/час!
BR 202 003-0 “UmAn”
В этой же секции неподалеку от тепловоза неспешно сооружается макет станции Anhalter-Bahnhof во II-й эпохе.
Между двумя веерными депо расположено бывшее служебное здание, где сейчас проходят экспозиции ремесел. В частности представлено ювелирно-сувенирное производство, где можно посмотреть технологию литья бронзы. Что будет интересно любому ж.д. моделисту!
В целом музей производит приятное впечатление, но, с другой стороны ж.д. потенциал используется явно не в полной мере.
Не хватает в экспозиции живых локомотивов, пахнущих маслом и изгарью, как в большинстве музейных депо. Возможно, прежде всего, именно запахом он и отличается от них - отсутствие запаха локомотивов в здании локомотивного депо кажется непривычным и странным.
Уличная экспозиция представлена лишь двумя тепловозами BR118 и V200 и рельсовым автобусом…
По большому счету уличную экспозицию можно существенно расширить, а если потеснить лес и положить еще пару путей можно организовать и уличную великолепную экспозицию и покатушки по соединительной ветви до станции
Berlin Südkreuz…