Узкоколейная эпоха Сахалина станет уникальной экспозицией
«Перешивка» не лишит остров его изюминки – японский след на железной дороге будет сохранён в музее
Узкоколейная эпоха Сахалина станет уникальной экспозицией
фото: Татьяна Щербаченко / Gudok.ru
С переходом сахалинской железнодорожной инфраструктуры на общесетевой стандарт становится историей целая эпоха. Но уникальный опыт адаптации советских, российских железнодорожников к японским методам работы не канет в Лету. Подвижной состав и другая техника, используемая во времена колеи 1067 мм, пополнит экспозицию музея Сахалинской железной дороги.
Сегодня один из самых молодых музеев Дальневосточной магистрали официально зовётся региональным подразделением по сохранению исторического наследия железных дорог Сахалина. Но суть его не изменилась. Старший научный сотрудник подразделения Андрей Чиликин продолжает дело, начатое его предшественником, почётным железнодорожником Юрием Проселковым, – ищет интересные экспонаты, реставрирует и постоянно пополняет музейный фонд.
– После завершения реконструкции железной дороги острова высвобождается много техники, которая рискует просто-напросто пойти на переплав, – говорит Андрей Николаевич. – Моя задача – сохранить наиболее интересные экземпляры, максимально укомплектовав ими экспозицию на открытой площадке музея.
В скором времени она пополнится такими экспонатами, как тепловоз серии ТГ-22, моторный вагон дизель-поезда Д-2, паровоз серии Д-51, снегоочиститель «Маккри». Также на открытой площадке будет установлен стрелочный перевод колеи 1067 мм.
– Пополнилась и экспозиция, которая находится в помещении, – продолжает Андрей Чиликин. – Например, совсем немногие видели телефонную трубку с японского дизель-поезда Д-2, предназначенную для связи машиниста с пассажирами. Также коллекцию пополнила более современная локомотивная радиостанция «Транспорт». Ещё один уникальный экспонат с японского дизель-поезда – тифон. Это тот самый прибор, который осуществляет гудок тепловоза. У нас появился совершенно новый контроллер машиниста с поезда этой серии. А новый он, потому что старые и по сей день находятся в рабочем состоянии.
Надо сказать, что придя в музей истории железной дороги Сахалина, быстро уйти не получится. Через, казалось бы, узкое направление хозяйства – железнодорожные перевозки – экспозиция рассказывает и показывает, как в этот период жил весь остров. И каждый экспонат в ней по-своему уникален.
– Крайне редкими остаются образцы рельсов. Над ними работал ещё Юрий Проселков, – рассказывает Андрей Николаевич. – Японский путеизмерительный шаблон, предназначенный для контроля состояния пути по уровню и по ширине, тоже встречается достаточно редко. Тот, что находится в нашей коллекции – 30-х годов прошлого столетия, пережил времена Карафуто и поработал в постсоветский период. Редким можно считать тормозной башмак, предназначенный для закрепления вагонов колеи 750 мм под рельс Р-24.
Многие экспонаты Андрей Чиликин находит сам. Но есть у него и помощники-энтузиасты. Например, бывший машинист паровоза и тепловоза Евгений Грицкевич с выходом на пенсию начал создавать уменьшенные копии железнодорожной техники фактически из мусора.
– Он использует пластик, картон, линейки, дорабатывает некачественные детские игрушки, – добавляет Андрей Николаевич. – У нас есть изготовленные им мотриса 20-й серии японского производства, макет первого русского паровоза Черепановых. Работа эта кропотливая, но ему очень нравится заниматься моделированием.
А ещё музейный фонд должен пополниться ключом, символизирующим переустройство железнодорожной инфраструктуры Сахалинского территориального управления Дальневосточной железной дороги с колеи 1067 мм на колею 1520. Начальник дороги Николай Маклыгин передал его во время торжественной церемонии открытия пассажирского движения заместителю начальника дороги по Сахалинскому территориальному управлению Александру Гавриленко и руководителю Сахалинского филиала Дорпрофжел Александру Кознову.
Татьяна Щербаченко
Материал опубликован в газете «Дальневосточная магистраль» 06.09.19
https://www.gudok.ru/culture/?ID=1476441
https://www.flickr.com/photos/146121053 ... 164519996/
https://twitter.com/toyohara58