Ретропоезд из Клембовки
Эти вагоны были обнаружены необычным способом. Нашел их мой коллега по увлечению С. Петрунькин, при помощи Goggle map. Он просто исследовал территорию очередного сахарного завода на предмет подвижного состава на путях и наткнулся на четыре крыши, очень похожие на двухосные вагоны. Затем он съездил на завод, для проверки ситуации на месте и сенсация подтвердилась. Сходу попасть на завод, конечно же, не получилось, но вагоны хорошо были видны через забор, и при наличии зума на фотоаппарате не очень сложно было их сфотографировать. Уже не верилось, что такое можно найти в Украине в наше время - сразу целый ретропоезд на подъездном пути. Изучив фотографии, я понял, что все вагоны практически комплектные даже по тормозному оборудованию. Другой удивительный факт, обнаруженный мною это то, что один из четырёх вагонов имеет нестандартный кузов. Дело в том, что три вагона абсолютно одинаковые – это так называемые ’’вагоны канадского типа’’, причём все второго выпуска. Это те вагоны, которые строились советскими заводами в период 1928 - 1931 годов. Они имеют характерные раскосы на торцевых стенках кузова и пониженные двери. А вот четвёртый вагон – это бывший НТВ, прошедший модернизацию 1953 года, когда перестраивали рамы под хребтовые балки и автосцепки, а также делали заново весь каркас кузова из металла. Но габариты и объём кузова у таких вагонов оставался прежним и соответствовал НТВ. Зрительно такие вагоны были гораздо ниже, чем вагоны канадского типа, а тут вдруг, кузов нарощен по высоте в один уровень с ними. О такой модернизации мне ещё не приходилось слышать. Сделана она была, скорее всего, на вагоноремонтном заводе, поскольку тут нужен был серьёзный и обоснованный проект. Вряд ли бы такую модернизацию делали в ВЧД, а уж тем более на промышленном предприятии. Странно и то, что у этого вагона отсутствуют загрузочные люки. Вагоны из Клембовки меня сразу заинтересовали, особенно этот бывший НТВ, с нестандартным нарощенным кузовом. Мы с Сергеем совершили совместную попытку посещения раритетов на заводе. Но руководство предприятия, похоже, не поддержало энтузиазма и нашей инициативы изучать раритеты - попасть на завод опять не удалось. По приезду выяснилось, что на территории сахарного завода ведутся серьёзные строительные работы, а составчик из четырёх ретровагонов немного переставили. Поснимав их, опять через забор, мы поехали к другим раритетам - в Шепетовку.
Вагоны из Клембовского сахарного завода это мечта любого ж. д. музея в Украине. Они полностью целые и требуется лишь незначительный текущий ремонт. Тем более, что ни в одном музее (Киев, Харьков, Львов), таких вагонов нет. Ситуацию с Донецком, и местным ж. д. музеем, все знают. Также раритеты могут просить для своих музеев по репрессиям и депортациям музеи различных городов, которые искали такие вагоны и безрезультатно обращались в Укрзализныцю. Ещё, это находка для ’’киношников’’, у которых вечная проблема - подходящий исторический подвижной состав.
В общем, остаётся надеяться, что руководство Клембовского сахарного завода, со всей серьёзностью отнесётся к уцелевшим у них на предприятии старинным вагонам, и даст им вторую, теперь уже музейную, жизнь.
Сергей Палиенко 2019 год.
https://www.facebook.com/groups/2866750 ... 510705118/