"Будущее страны начинается с истории"
Владимир Бураков – настоящий профессионал, влюблённый в дело своей жизни
Газета «Вперёд» уже рассказывала о том, как Юго-Восточная встречала ретро-состав «Поезд Победы». Сегодня речь о человеке, роль которого в организации уникального мероприятия трудно переоценить.
Паровоз и локомотивную бригаду для ретро-состава предоставил музейно-производственный комплекс паровозного депо Подмосковная. Танк Т-34 был снят с постамента Воронежского музея-диорамы: боевую машину привели в порядок, покрасили. Пушка появилась благодаря военно-патриотическому клубу «Набат». Мотоцикл военного времени с пулемётом временно покинул экспозицию музея воинской славы и дружбы народов детского лагеря «Зелёный огонёк». Но откуда взялись теплушки военного времени, платформы и вагоны, оставалось загадкой, пока не встретились с Владимиром Бураковым.
Без парадного костюма с бригадой музейных работников он на каждой станции смазывал маслом товарные вагоны, что-то подправлял, чинил, чистил. С коллегами следовал по маршруту не в современном вагоне, а в теплушке, оснащённой полатями, печкой-буржуйкой и самоваром. Все музейные экспонаты реальные, действующие, и он – их хранитель.
Владимир Бураков – директор Ростовского музея истории Северо-Кавказской железной дороги. Это единственный из 9 российских музеев железнодорожной техники, где все экспонаты «живые». Каждый старинный паровоз исправен и готов служить по прямому назначению ещё не один десяток лет. Также здесь представлен самый старый из сохранившихся в стране пассажирских вагонов, который выпущен в Англии в 1869 году.
Просим подробнее рассказать о музее и предоставленной экспозиции.
– Музей исторического наследия существует на Северо-Кавказской магистрали с 1960 года. А вот экспозиционная площадка исторического подвижного состава создана в 2003-м на базе старого, заброшенного остановочного пункта в черте бывшей станицы Гниловская. В основной экспозиции под открытым небом более 70 экспонатов. Паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны. С чего всё началось и зачем это надо, вопросы странные, – считает Владимир.– Всё начинается с истории. Железнодорожной техникой увлёкся в 4 классе. Мой дедушка работал на стальной магистрали, восстанавливал корпуса РИИЖТа, когда после Великой Отечественной они лежали в руинах, а дядя по линии матери был машинистом паровоза и часто водил меня в депо, показывал локомотивы. Думаю, родственники повлияли на выбор профессии. Впрочем, меня всегда привлекала старинная техника. Так что любовь к истории, интерес к паровозам очень удачно переплелись с моей работой в музее.
В 1988 году Владимир окончил отраслевой вуз и пришёл на Ростовский электровозоремонтный завод.
Инженер-локомотивщик работу на заводе совмещал с внештатной деятельностью в музее:
– Ежедневно в музей истории СКЖД приходят десятки школьников. Конечно, не все из них свяжут свою жизнь с железной дорогой, но встречаются и те, кто проявляет неподдельный интерес, обладает инженерным складом ума, задаёт толковые вопросы. Есть и такие, кто возвращается сюда много раз, стараясь больше узнать о железнодорожной технике. Интерес нужно поддерживать и развивать. За годы работы музея мы вырастили уже 2 поколения железнодорожников. Сегодня они возвращаются сюда, чтобы помочь нам в своё свободное время: чистят, красят, на общественных началах работают в музее, воспитывают подрастающее поколение, рассказывают об основах престижной и уважаемой профессии.
Владимир Бураков – обладатель самой крупной личной коллекции чертежей паровозов и другой железнодорожной техники. Он знает всё – от того, каким должен быть паровозный болт, до правильного звука, который должен издавать паровоз. Сколько у Буракова редких чертежей, он и сам не считал. Но точно знает, что есть всё. Ну, или почти всё. Некоторые чертежи оцифрованы, иные хранятся на бумаге. Дом коллекционера – хранилище драгоценных чертежей. Близкие давно смирились, жена приняла это увлечение длиною в жизнь и старается не нарушать заведенный в их доме «железнодорожный» порядок.
В начале 90-х руководство СКЖД решило сохранить хотя бы то малое, что осталось от прежних времён: придумали отремонтировать старые паровозы и возить на них туристов. То есть, пустить на рельсы ретро-поезда.
Кого звать для организации дела? Конечно, Буракова. Пока все торговали на толкучках и пытались выживать, собиратель чертежей взялся за старые паровозы. Даже отказался от должности старшего мастера, чтобы было время на его железных «старичков». Дело шло – один паровоз, другой, третий, там и тепловозы подтянулись – так и сложился музей под открытым небом.
Техника, прошедшая соответствующий ремонт, принимает участие в киносъёмках, исторических реконструкциях, праздничных мероприятиях ОАО «РЖД».
– Понятно, что каждый действующий экспонат вашего музея – уникален. Но есть ли что-то особенное, что представлено в составе ретро-поезда? – интересуюсь.
– Штабной вагон Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Ивана Конева. Правда, этот вагон использовался командующим Северо-Кавказского округа до начала войны, но от этого ценность раритета не меньше, – считает Владимир.
– Нет ли ощущения, что вы живёте в параллельной реальности, в прошлом? Сегодня развивается скоростное движение, а вы уголь в топку кидаете.
– Железная дорога – это стратегические артерии страны, поэтому в обозримом будущем мы не увидим заката этого вида транспорта, – уверен хранитель музея. – Следовательно, необходимо работать над тем, чтобы отрасль развивалась, работала стабильно, удовлетворяла спрос. Мы, музейщики, стараемся сохранить тот кусочек истории, который потом можно будет показать потомкам. Ведь даже самая современная техника когда-нибудь всё равно придёт на наши пути и станет экспонатом музея. А насчёт реальности… Посмотрите, каков интерес людей к прошлому. Ведь история железной дороги – это весомая составляющая будущего страны. Мы не пытаемся увести в сказки прошлого, мы – опора настоящего и прочный фундамент завтрашнего дня.
Константин Ефремов
https://www.gudok.ru/zdr/167/?ID=147066 ... e_id=77378