Самый молодой музей Молдовы
Здесь собрана история железной дороги Молдовы.
-
http://news.point.md/ru/obschestvo/sami ... ej-moldovi
Этот музей открыли в 2011 году в столичном Дворце культуры железнодорожников, к 140-летнему юбилею Молдавской железной дороги.
Музей готов еще не полностью. Еще нужно оформить несколько стендов, установить недостающие экспонаты.
Железнодорожная экспозиция занимает три среднего размера зала. Есть еще вестибюль – пустой, чистый, со светлыми стенами, и только в углу - железнодорожный семафор. Между прочим, работающий. А справа деревянная с окошками из волнистого желтоватого стекла дверь – вход в сам музей. И тут же, за дверьми, попадаешь в атмосферу большой железнодорожной станции начала прошлого века: блестит металлическими надраенными частями в ярком свете галогенных ламп модель паровоза. Кажется, даст он сейчас гудок, лязгнут буфера вагонов, зашипит паровозный пар, и помчится он в дальний путь, сияя огнями и стуча колесами на стыках.
А справа, за паровозом, уже большой и настоящий, чуть запыленный дальними дорогами стоит пассажирский вагон начала века.
Это картинка из будущего, когда музей будет оформлен окончательно. Ее корреспонденту «Панорамы» показал Алексей Иванович Самсонов, директор музея. А пока готов только постамент, на который поставят модель паровоза.
- Но вагон есть, стоит в вагонном депо Кишинева, мы его привезли с севера республики, - говорит Алексей Иванович. - А макет паровоза будем заказывать в России. Там есть мастерская, делают такие макеты – не отличишь от настоящего.
Зато следующий зал, самый большой в музее, уже заполнен экспонатами. Бросается в глаза кабина паровоза. Огонь в топке искусственный, хотя полыхает, как настоящий, а кабина подлинная: ее сняли с настоящего паровоза, работавшего на станции Окница до 1990 года. Да и лопаты, всякие скребки, которыми в топку закидывали уголь и доставали отработанный шлак, – тоже настоящие.
И фотографии на стенде подлинные. Стенд тянется вдоль самой длинной стены музея. Это как бы путь, пройденный железной дорогой с августа 1871 года, когда пошли первые поезда на участке Тирасполь-Кишинев, до сегодняшних дней. Конечно, все экспонаты с акцентом на историю: портрет губернатора Бессарабии М.С. Воронцова, основавшего строительство железной дороги от Одессы до Паркан. Портрет барона К.К. Унгерн-Штернберга, построившего в 1865-1867 годах железнодорожную ветку Одесса - Тирасполь.
Алексей Иванович обращает наше внимание на основание стенда. Оно выполнено из настоящих железнодорожных материалов: рельс, шпалы, колесные пары. Сам рельс с колесами - как бег по истории: все 140 лет Молдавской железной дороги.
О каждом экспонате музея можно написать небольшую отдельную статью. Вот, например, два металлических, начала прошлого века, фонаря – квадратные, с окошками на каждой стороне. Сверху - широкое кольцо, чтобы держать. Алексей Самсонов берет оба фонаря. Один отреставрированный, выкрашен черной краской, маленькая боковая дверка – желтым. Другой фонарь без краски, в налете рыжей ржавчины. «Мы отреставрировали фонарь, - рассказывает директор, - а нам говорят, не надо реставрировать, пусть будет, как есть. Потому и два фонаря. А знаете, для чего они? Сигнализировать локомотивам! Выходит ночью, на колючий зимний ветер, закутанный по самые брови дежурный по станции, только блестит в петлицах значок железнодорожника, и дает сигналы этим фонарем. Дает он их составу, который подходит к станции. Горит фитилек внутри фонаря, а может, и свечка, поворачивает дежурный фонарь красным стеклом – сигнал паровозу остановиться. Желтый – дает добро на проход через станцию со снижением скорости. А белый – давай, друг, проезжай, не снижая скорости». И вот так, и даже подробнее, можно написать о каждом экспонате. А тут их десятки. Может, и сотни.
Есть здесь и все виды компостеров для железнодорожных билетов. Сами билеты – маленькие картонные квадратики. Рядом – часть настоящего железнодорожного пути, со стрелками, аппаратами проверки качества рельс, агрегатами для их резки и многое другое.
Алексей Иванович Самсонов сам искал экспонаты. «Приезжаю на станцию, - рассказывает он, - есть у вас какие-то исторические предметы? Пожимают плечами: ''Да откуда?! Впрочем, может быть, есть что-то на складе''. А там, в куче металлического хлама, вдруг находишь что-то замечательное: то фонарь, то табличку грузового вагона». Таких табличек директор музея отыскал десятки. По железным магистралям республики бегали вагоны, выпущенные не только в Румынии, России или Советском Союзе: вот табличка вагона, выпущенного в Канаде. А этот прибыл из США, и год производства - 1944-й. Наверное, ленд-лизовский.
Наша экскурсия заканчивается в том зальчике, где будет стоять макет паровоза. Тут уже установили деревянное сиденье для залов ожидания. Дубовое, внушительное - замечательный экспонат музея. Мне показалось, что оно твердое и неудобное. «Неудобное? А вы присядьте», - предложил Алексей Иванович. Оказалось, очень даже удобное, на таких сидели, на таких и спали, ожидая свой поезд. «Это привезли с севера, со станции под Бельцам. Хорошо, что успели. Оно ведь из последних».
Олег Таценко
http://oldchisinau.com/forum/viewforum.php?f=20