Тепловоз М62 в масштабе Z 1:220 со звуковым декодером
Добавлено: Чт май 14, 2020 2:35 pm
Привет всем,
Этой темой я хотел бы продолжить цикл обзоров моих собственных моделей в самом маленьком масштабе Z 1:220 (ширина колеи 6.5 мм), серийно выпускаемом с 1972 года (для самых знатоков – масштаб Т 1:450 в данном случае не рассматриваем). Железнодорожным моделизмом я увлекаюсь с детства, масштабом Z – c 2006 года. Несмотря на то, что этот масштаб в нашей стране практически неизвестен (его приверженцев можно пересчитать по пальцам), я думаю, многим будет интересно посмотреть, что современные технологии позволяют делать собственными руками.
В связи с тем, что ассортимент моделей в масштабе Z хоть и относительно велик, однако всё же значительно уступает всем остальным масштабам, в том числе и ближайшему масштабу N (по средним оценкам, рынок N больше Z примерно в 5 раз, а рынок H0 – в свою очередь, ещё в 5 раз больше N), в какой-то момент я пришёл к идее создания собственных моделей, для того чтобы хоть как-то восполнить этот недостаток. Для них я придумал свой собственный бренд Zmodell.
Важная информация: все обзоры, публикуемые здесь, изначально были опубликованы на немецком форуме, целиком посвящённом масштабу Z (http://f.z-freunde-international.de). Ввиду большого объёма текста и отсутствия достаточного времени для ручного перевода, позволю себе опубликовать автоматический перевод текста Google Translate, немного "причёсанный" вручную. Также добавлю, что поскольку в некоторых обзорах речь идёт об отечественных моделях подвижного состава, с которыми большинство зарубежных моделистов мало знакомы, либо же не знакомы вообще, некоторые вещи специально для них разъясняются более детально, чем это требовалось бы для местных моделистов. Всё это я тоже убирать не стал.
Оригинальный текст находится здесь (требуется регистрация): https://f.z-freunde-international.de/vi ... 40&t=15028
Ну и важный "дисклеймер" напоследок, особенно для тех, кто никогда не видел Z-ку: даже не пытайтесь сравнивать этот масштаб с другими. Это свой отдельный мир. Здесь действительно встречается много компромиссов, не свойственных большим масштабам, или свойственным им в меньшей степени. Тем не менее, модели последних лет по многим параметрам совершенно не уступают или вплотную приближаются к своим более крупным собратьям (например, полностью детализированные кулисные механизмы, которыми с 2014 года Märklin оснащает все свои паровозы в масштабе Z). Просто помните, что длина большинства локомотивов в масштабе Z – 5-8 сантиметров, а ширина колеи – напомню, 6.5 мм.
Итак, собственно, сам обзор. Я хотел бы представить один из моих самых передовых и сложных проектов – тепловоз M62 / DR BR 120 "Taigatrommel", оснащенный моим собственным цифровым звуковым декодером. Кстати, это также одна из моих самых продолжительных разработок. Не так давно я, наконец, нашёл время закончить этот один из моих самых старых проектов, начатый несколько лет назад.
Изначально я планировал представить эту модель на выставке в Альтенбекене весной 2020 года, но после того, как в связи с известными событиями выставка была отменена, я решил взять больше времени и подготовить подробный онлайн-отчет.
Предыстория этого проекта – тоже из далекого прошлого. Я родился в Донецке, СССР – городе, который развивался вокруг металлургического завода, который был основан английским промышленным предпринимателем Джоном Юзом в XIX веке. Фактически у нас был большой завод практически в центре большого города, который был окружён парком, прудами и жилыми районами. Одной из самых необычных достопримечательностей в городе была двухпутная железнодорожная ветка, которая проходила фактически через самый центр города, включая парк и все остальное – она соединяла металлургический завод с главной железнодорожной станцией.
Эта ветка была очень загружена – по ней ежедневно курсировало много грузовых поездов, гружёных углём. И все они, как правило, велись известными тепловозами М62. Большинство из них были окрашены в темно-красную гамму – точно такую же, как локомотивы DR BR 120. Мы жили недалеко от этой железнодорожной линии, и я мог видеть и слышать эти многочисленные поезда каждый день. Я часто просил родителей пойти на прогулку в парк, покататься и поесть мороженого, но главной целью было всегда дождаться поезда и увидеть его вблизи
Вот мое собственное фото этой железнодорожной линии с поездом с двумя локомотивами М62. Я сделал его позже, в 2004 году:
Затем, когда я стал старше, я начал собирать железнодорожные модели. В СССР не было большого выбора для всех – H0 и N от Piko, и TT от Berliner TT Bahnen (теперь Tillig). Я выбрал Piko H0 как самого популярного производителя самого распространённого масштаба в Советском Союзе. В конце 80-х, конечно же, не было Интернета, поэтому о железнодорожных моделях все узнавали только из магазинов игрушек, слухов и очень немногочисленных книг.
Была также другая область, где мы могли найти некоторые «сокровища» – блошиные рынки. Итак, однажды мне посчастливилось найти на таком рынке M62 от Piko – очень редкую, почти уникальную для того времени модель. Она была б/у, но в приличном состоянии. Таким образом, покупка была даже не вопросом для меня Цена была очень высокой, и я помню, что потратил на это все деньги, которые у меня имелись на тот момент Но, тем не менее, я был вне себя от счастья, когда стал обладателем этого локомотива
Позже, когда в 2006-м году я начал увлекаться масштабом Z (моим первым приобретением был большой стартовый набор Märklin 81862), я был очень разочарован, когда узнал, что М62 не существует в этом масштабе – модели, которая давно стала моей любимой. Но в середине 2000-х многие технологии, позволяющие создавать модели в масштабе Z самостоятельно, еще не были доступны для меня. Лишь через 10 лет, в 2016 году, я начал создавать свои собственные. И у меня даже не было вопроса, с какой модели начинать – конечно, это был тепловоз М62.
Модель основана на кузове локомотива М62, предлагаемом на Shapeways. 4 года назад я решил начать с существующих дизайнов; модели, полностью основанные на моём собственном дизайне, появились позже. Я должен сказать, что если бы я начал делать M62 сейчас, это был бы совершенно другой, гораздо более сложный дизайн. Однако, поскольку в этот проект уже были вложены деньги, я не стал начинать новую разработку, и постарался сделать все возможное, чтобы выжать максимум из существующей модели.
Я видел много попыток сделать модели М62, основанные на этом корпусе с Shapeways, и, честно говоря, ничто не удовлетворяло меня из-за ряда неприемлемых компромиссов. Прежде всего, это колёсная формула. Я считаю недопустимой моторизацию локомотива М62 с использованием 4-осного шасси BR 110 или 6-осного шасси BR 103. 4 оси вместо 6-ти, и совершенно неправильные тележки – это наиболее очевидное несовершенство, на мой взгляд. А 6-осное шасси BR 103 вообще не подходит.
Следующая проблема – освещение. Оригинальный корпус Shapeways вообще не приспособлен для установки какого-либо освещения. Чтобы добавить хоть какой-то свет в модель, многое нужно переделать. Я видел такие попытки – опять же, на мой взгляд, результаты были весьма посредственными.
Следующий вопрос по поводу окон. Я думаю, что заполнение оконных рам в корпусе локомотива жидким имитатором стекла – вообще не вариант. Окна должны выглядеть именно как окна, и они должны иметь рамы, а лобовые – ещё и дворники.
Вдобавок, модель корпуса М62 от Shapeways сама по себе далеко не идеальна. Он имеет неправильные пропорции (слишком длинные кабины машиниста), ему не хватает многих элементов (в основном на крыше), и ещё он слишком высоко садится на шасси.
Что я сделал со всеми этими проблемами? Я выбрал очень длинный, сложный и дорогой путь. Но это был единственный способ решить почти все описанные проблемы (возможно, только за исключением длины кабины), и сейчас я расскажу, как я это сделал.
Во-первых, я хочу сказать, что в настоящее время я нахожу даже самое высокое качество, доступное от Shapeways, неприемлемым для масштаба Z – я имею в виду Frosted Extreme Detail (FXD). Оно приемлемо для H0, TT, также хорошо подходит для N, но, к сожалению, не для Z. Материал имеет шероховатую поверхность, которую трудно полировать из-за ее структуры (порошковый наполнитель + воск в качестве связующего вещества). Я уверен, что модели в масштабе Z, напечатанные с использованием этого материала, не могут претендовать на профессиональный уровень.
Но в 2016 году я получил корпус M62 от Shapeways, используя именно этот материал – выбора не было. Поэтому я постарался сделать всё возможное, чтобы максимально его улучшить. Он был тщательно очищен, несколько раз отполирован, а затем два раза грунтован акриловым грунтом. Один из метельников с одного конца был также удалён, чтобы сделать локомотив симметричным и одинаково функциональным на обоих концах. Затем я заказал небольшую партию копий из смолы у моих местных коллег. В результате я получил очень прочную, относительно гибкую и совершенно не хрупкую модель, которая была намного лучше, чем оригинальный корпус от Shapeways:
Но это было только начало долгой и сложной работы. Я планировал оснастить локомотив полностью функциональным освещением, включая верхний прожектор. Для этого я просверлил отверстия в нижних фарах (только большие, на самом деле невозможно сделать крайние маленькие фонари функциональными). Верхний отсек фар был также подготовлен для установки светодиодного освещения. Было очень трудно сделать отверстие в форме трапеции. Но я решил не идти ни на какие компромиссы
После этого я вставил в отверстия для нижних фар отрезки 0,75 мм оптоволокна. Для верхней фары я вырезал очень маленькую деталь из полистирола толщиной 1,5 мм на фрезерном станке с ЧПУ. Изготовление заготовки размером 1x1 мм на таком оборудовании было просто сумасшедшей задачей!
Внутренние ребра поддержки, которые не дают корпусу садиться глубже, были также спилены. На мой взгляд, локомотив выглядит совершенно неестественно, когда корпус посажен слишком высоко. Я понимаю, зачем автор сделал это – чтобы оставить достаточно места для поворота тележек, а также для сцепки на одном конце. Однако, цена всего этого, на мой взгляд, была слишком высока. Подножки под дверями тоже были убраны. Вдобавок, они изначально имели неправильную, очень упрощенную форму.
Теперь нужно было подумать о подходящем шасси для этого локомотива. Я нашел единственный приемлемый вариант: шасси электровоза BR 143 с трехосными грузовиками от BR 232 "Людмила". Таким образом, длина шасси оставалась достаточно короткой, в то же время имея все 6 осей в соответствии с прототипом. Однако и здесь было много переделок. Я сточил все декоративные элементы с "брюха" металлического шасси. Я также немного его укоротил, чтобы могли поместиться чуть более длинные тележки от "Людмилы". Затем я накрыл "брюхо" собственной накладкой, имитирующей топливный бак локомотива M62. Эти накладки были напечатаны в 3D с использованием технологии SLA, а затем окрашены в разные цвета в соответствии с запланированными вариантами:
Пластиковые вставки на шасси также были укорочены с концов. Недостаточная детализация оригинального корпуса не давала мне покоя. Я решил это исправить, добавив хотя бы несколько дополнительных элементов на крышу. Я разработал небольшие свистки, отдельно напечатал их в 3D и добавил на крышу. Свистки также были соединены вместе тонкой стальной проволокой, как на прототипе. Я также добавил решетку для крышки глушителя из травлёнки с полутравом и покрасил ее серебристым цветом. Теперь крыша выглядела намного лучше:
Важное замечание о тележках: кто-то будет утверждать, что у локомотива M62 другие тележки, и что тележки от "Людмилы" не подходят. Да, это правда, но только частично. Все экспортные локомотивы M62 были оснащены тележками от "старшего брата" – двухсекционного тепловоза TЭ3/TЭ7 (Atlas Minitrains производит его в масштабе Z):
Однако в последующих версиях, наряду с более вместительным топливным баком, использовались тележки от "Людмилы" – эти локомотивы эксплуатировались в основном в бывшем СССР:
BR 232 "Людмила" (или TЭ109 в советской классификации):
Советская версия М62:
Кстати, этот тип тележек был довольно популярен, и также использовался в других советских локомотивах, таких как 2TЭ116, к примеру:
Были запланированы четыре версии:
DR BR 120 бордовая:
Советских железных дорог (СЖД) в зелёном цвете:
Украинских железных дорог (УЗ) в голубом цвете:
Российских железных дорог (РЖД) в современной красно-серой окраске:
Версия РЖД ожидаемо оказалась наиболее сложной в покраске с кропотливой маскировкой всего корпуса для каждого цвета:
Затем я разработал окна и отфрезеровал их из 1 мм акрила на станке с ЧПУ:
Оконные рамы были изготовлены из 0,1 мм травлёнки из нейзильбера и покрашены в черный цвет:
Рамы для боковых окон кабины машиниста были раздельно окрашены в два цвета – черный и серебристый, в соответствии с оригиналом:
Я сделал поручни из стальной проволоки толщиной 0,2 мм. Такие небольшие, но важные элементы заметно добавляют модели реализм:
Наряду с другими тележками, советские версии M62 имеют и другие отличия. Например, на вентиляционных решетках для машинного отделения имеются кожухи для предотвращения переохлаждения двигателя зимой:
Я сделал эти кожухи из 0.3 мм травленки из нейзильбера, покрасил и приклеил к корпусам:
В советских локомотивах M62 также нет буферов, так как здесь используется автосцепка СА3 со встроенным демпфирующим устройством. Но так как локомотив M62 изначально разрабатывался на экспорт, у него есть буферные прямоугольники, остающиеся даже на советских версиях:
Для их имитации я напечатал специальные накладки в 3D и покрасил их:
Вот все четыре корпуса локомотива со всеми надписями, сделанными с использованием УФ-принтера Mimaki:
А вот три советских версии с установленными передними “бамперами”:
Красить кабины этих версий было чрезвычайно сложно. Всё тщательно маскировалось бесчисленное количество раз, а затем аккуратно задувалось аэрографом. После покраски я также напечатал все надписи и логотипы на кабинах при помощи тампопечати. Номера локомотивов были напечатаны на самоклеящейся пластиковой пленке на лазерном принтере и приклеивались отдельно, поскольку для этого было невозможно использовать тампопечать:
Чтобы флуоресцентные элементы соответствовали оригиналу, мне пришлось вручную готовить краски, добавляя такой флуоресцентный порошковый пигмент к красителю:
В ходе разработки выяснилось, что можно добавить детали интерьера в кабину машиниста. Я разработал специальную вставку и сделал ее из вытравленного металла толщиной 0,2 мм. Затем она был специально выгнута и покрашена в серый цвет. Я также разработал имитацию элементов интерьера кабины машиниста, напечатал её на самоклеящейся пленке на лазерном принтере и вклеил изнутри:
Светодиод наверху вставки кабины используется для верхнего прожектора. Здесь я использовал теплые белые светодиоды SMD 0602 с боковым свечением. Они распаяны на очень маленькой плате с резистором и прикреплены двухсторонней клейкой лентой:
Теперь о нижних огнях. Как я уже говорил, мне пришлось использовать одни и те же отверстия для белых и красных огней. Я нашел специальные двухцветные светодиоды SMD 0605 (теплый белый/красный), которые идеально подошли для этой цели:
Я разработал специальную плату для размещения этих светодиодов вместе с резисторами. Она работает как в аналоговом, так и в цифровом режиме. Но как прикрепить её к корпусу и устранить паразитное подсвечивание? Поразмыслив о разных вариантах, я пришел к простому, но эффективному решению: изготовить специальный фильтр из черной двусторонней вспененной клейкой ленты толщиной 1 мм. Вот что получилось:
Это действительно работает:
Теперь вставка интерьера кабины и все огни полностью установлены и подключены вместе:
Наконец, мы подошли к самому интересному: оцифровке. Первоначально я планировал использовать цифровые декодеры Velmo LDS206247 для своих локомотивов M62. Но в какой-то момент я подумал – почему бы не пойти дальше? После успешного опыта в разработке звукового декодера для поезда ICE 3, я решил попробовать реализовать то же самое здесь – места внутри казалось достаточно для размещения всех звуковых компонентов. К счастью, был также подходящий звуковой проект от Henning Sound для звукового декодера Doehler & Haass SD18A, который я планировал использовать здесь. Был также альтернативный декодер ESU LokSound 5 Micro, у которого также есть звуковой проект для M62, но я выбрал D&H из-за более низкой цены и немного меньшего размера. Его звуковой проект, кстати, тоже неплох.
Разработка печатной платы была довольно сложной из-за высокой плотности компоновки элементов, однако мне удалось снабдить мой декодер всеми возможными функциями, включая освещение в машинном отделении и буфер на 400 мкФ! Печатная плата имеет толщину всего 0.3 мм, но здесь это необходимо для того, чтобы всё поместилось. Вот он – мой второй звуковой декодер:
Нижняя сторона с четырьмя теплыми белыми светодиодами SMD 0402 для освещения машинного отделения:
Комплект декодеров для будущих локомотивов:
Разъёмы Next18 пришлось паять вручную, используя игольчатое жало, так как они не термостойкие и поэтому не могут быть припаяны горячим воздухом. Я использовал здесь динамики 13x8x2,5 мм 8Ω. Небольшая рамка, вырезанная лазером из вспененного этиленвинилацетата (EVA) толщиной 2 мм, образует резонатор, который упирается в корпус локомотива. Уровень громкости более чем достаточный – мне пришлось его даже немного снизить, используя настройки декодера.
Динамики 13х8 мм:
Вот список цифровых функций:
Теперь, после успешной оцифровки локомотива, меня ждала одна из самых больших головных болей – высота посадки кузова, метельники и сцепки. Как я писал выше, кузов по умолчанию садится слишком высоко на шасси, и у локомотива при этом очень странный и неестественный вид. И даже само шасси было слишком видно. С этим по-любому нужно было что-то делать. После удаления ограничительных рёбер с внутренних стенок корпуса он теперь правильно становился на шасси; однако теперь не хватало места для сцепки и даже концов тележек. Оставался единственный способ решить эту проблему: нужно было разработать новую сцепку. Оригинальные основания тележек мэрклиновской “Людмилы” не оставляют большое пространство для модификаций. Вдохновившись крюкообразной сцепкой в моделях Freudenreich, я решил использовать здесь такое же решение. Я разработал похожие крюки и изготовил их из травлёнки 0,3 мм. Затем они были специально согнуты и покрашены в черный цвет. Мне также пришлось немного обрезать основания оригинальных тележек:
Новая сцепка оказалась достаточно надёжной; она успешно прошла все испытания, не вызывая случайной расцепки. Проблема со сцепкой теперь была решена:
Затем я разработал замену оригинальным неправильным подножкам, которые были обрезаны ещё в самом начале. Я изготовил новые детали из травлёнки толщиной 0,2 мм и покрасил их в соответсвии с прототипом:
Теперь я установил их на место. Новые подножки имеют правильную форму, а их малая толщина и выравнивание по внешним краям кузова теперь позволяют тележкам свободно поворачиваться:
После всех этих улучшений осталась одна важная деталь – метельники. Неуклюжая и уродливая сцепка в масштабе Z с 1972 года всегда затрудняет добавление таких заметных элементов, как метельники (или “юбки”). Но я разработал подходящее решение и для этого. Эта деталь обеспечивает необходимую свободу для сцепки, и в то же время легко устанавливается и снимается:
Небольшое примечание: для версии DR я использовал металлические буфера с белыми кругами, которые доступны от Märklin в качестве запасных частей. Теперь давайте взглянем на готовую модель. Обратите внимание, что топливный бак также имеет некоторые надписи:
Детали кабины машиниста хорошо просматриваются:
Колёсная формула Co’Co’ – затратное, но единственное прототипно верное решение:
Сравнение с моделью H0. Этот монстр выглядит действительно огромным! И это именно та старая модель Piko из моего детства, о которой я говорил в самом начале!
Модель в действии. Все фары включены – тройные теплые белые фары/двойные красные задние фонари, а также освещение машинного отделения:
Вместе с декодером:
А вот и версия Советских железных дорог (СЖД). Никто уже не помнит этот красочный советский герб, который был необходимым атрибутом каждого локомотива в то время:
Фланцы колес окрашены в белый цвет, как в прототипе:
Опять же, все 6 полноценных осей в таком маленьком локомотиве – это чудо:
Два варианта вместе:
Теперь пара слов об упаковке. Вот вырезанные лазером детали из вспененного этиленвинилацетата (EVA) 4 и 8 мм, из которых я делаю мягкие вставки для своих коробок:
Собранные вставки:
Готовый продукт с брошюрой:
Небольшая статистика. Всего в этом проекте использовано 14 различных металлических деталей из травлёнки различных толщин:
Одна из этих частей используется для гибких контактов, ведущих к двигателю:
А вот трафареты для нанесения паяльной пасты на печатные платы:
И три разные платы (одна для декодера, другая для нижних фар и третья для верхней):
Напоследок видео с демонстрацией звуковых и световых функций модели:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=lRgrgTCEtNg[/youtube]
Две другие версии – Украинскиж железных дорог (УЗ) в синем цвете и Российских железных дорог (РЖД) в красно-серой раскраске будут готовы чуть позже. Другие версии в настоящее время не планируются. Производство этой модели чрезвычайно сложно и трудоёмко.
Северокорейская электрическая версия также не планируется. Даже не просите меня сделать это!
Я хотел бы сказать большое спасибо Jörg Erkel (http://www.1zu220-shop.de) за огромную помощь с поставкой декодеров, а также Claudius Veit (http://velmo.de) за бесценные рекомендации по тонкой настройке звуковых декодеров Doehler & Haass!
Я также благодарен всем, кто осилил прочитать эту ветку до конца!
С наилучшими пожеланиями,
Алексей
Этой темой я хотел бы продолжить цикл обзоров моих собственных моделей в самом маленьком масштабе Z 1:220 (ширина колеи 6.5 мм), серийно выпускаемом с 1972 года (для самых знатоков – масштаб Т 1:450 в данном случае не рассматриваем). Железнодорожным моделизмом я увлекаюсь с детства, масштабом Z – c 2006 года. Несмотря на то, что этот масштаб в нашей стране практически неизвестен (его приверженцев можно пересчитать по пальцам), я думаю, многим будет интересно посмотреть, что современные технологии позволяют делать собственными руками.
В связи с тем, что ассортимент моделей в масштабе Z хоть и относительно велик, однако всё же значительно уступает всем остальным масштабам, в том числе и ближайшему масштабу N (по средним оценкам, рынок N больше Z примерно в 5 раз, а рынок H0 – в свою очередь, ещё в 5 раз больше N), в какой-то момент я пришёл к идее создания собственных моделей, для того чтобы хоть как-то восполнить этот недостаток. Для них я придумал свой собственный бренд Zmodell.
Важная информация: все обзоры, публикуемые здесь, изначально были опубликованы на немецком форуме, целиком посвящённом масштабу Z (http://f.z-freunde-international.de). Ввиду большого объёма текста и отсутствия достаточного времени для ручного перевода, позволю себе опубликовать автоматический перевод текста Google Translate, немного "причёсанный" вручную. Также добавлю, что поскольку в некоторых обзорах речь идёт об отечественных моделях подвижного состава, с которыми большинство зарубежных моделистов мало знакомы, либо же не знакомы вообще, некоторые вещи специально для них разъясняются более детально, чем это требовалось бы для местных моделистов. Всё это я тоже убирать не стал.
Оригинальный текст находится здесь (требуется регистрация): https://f.z-freunde-international.de/vi ... 40&t=15028
Ну и важный "дисклеймер" напоследок, особенно для тех, кто никогда не видел Z-ку: даже не пытайтесь сравнивать этот масштаб с другими. Это свой отдельный мир. Здесь действительно встречается много компромиссов, не свойственных большим масштабам, или свойственным им в меньшей степени. Тем не менее, модели последних лет по многим параметрам совершенно не уступают или вплотную приближаются к своим более крупным собратьям (например, полностью детализированные кулисные механизмы, которыми с 2014 года Märklin оснащает все свои паровозы в масштабе Z). Просто помните, что длина большинства локомотивов в масштабе Z – 5-8 сантиметров, а ширина колеи – напомню, 6.5 мм.
Итак, собственно, сам обзор. Я хотел бы представить один из моих самых передовых и сложных проектов – тепловоз M62 / DR BR 120 "Taigatrommel", оснащенный моим собственным цифровым звуковым декодером. Кстати, это также одна из моих самых продолжительных разработок. Не так давно я, наконец, нашёл время закончить этот один из моих самых старых проектов, начатый несколько лет назад.
Изначально я планировал представить эту модель на выставке в Альтенбекене весной 2020 года, но после того, как в связи с известными событиями выставка была отменена, я решил взять больше времени и подготовить подробный онлайн-отчет.
Предыстория этого проекта – тоже из далекого прошлого. Я родился в Донецке, СССР – городе, который развивался вокруг металлургического завода, который был основан английским промышленным предпринимателем Джоном Юзом в XIX веке. Фактически у нас был большой завод практически в центре большого города, который был окружён парком, прудами и жилыми районами. Одной из самых необычных достопримечательностей в городе была двухпутная железнодорожная ветка, которая проходила фактически через самый центр города, включая парк и все остальное – она соединяла металлургический завод с главной железнодорожной станцией.
Эта ветка была очень загружена – по ней ежедневно курсировало много грузовых поездов, гружёных углём. И все они, как правило, велись известными тепловозами М62. Большинство из них были окрашены в темно-красную гамму – точно такую же, как локомотивы DR BR 120. Мы жили недалеко от этой железнодорожной линии, и я мог видеть и слышать эти многочисленные поезда каждый день. Я часто просил родителей пойти на прогулку в парк, покататься и поесть мороженого, но главной целью было всегда дождаться поезда и увидеть его вблизи
Вот мое собственное фото этой железнодорожной линии с поездом с двумя локомотивами М62. Я сделал его позже, в 2004 году:
Затем, когда я стал старше, я начал собирать железнодорожные модели. В СССР не было большого выбора для всех – H0 и N от Piko, и TT от Berliner TT Bahnen (теперь Tillig). Я выбрал Piko H0 как самого популярного производителя самого распространённого масштаба в Советском Союзе. В конце 80-х, конечно же, не было Интернета, поэтому о железнодорожных моделях все узнавали только из магазинов игрушек, слухов и очень немногочисленных книг.
Была также другая область, где мы могли найти некоторые «сокровища» – блошиные рынки. Итак, однажды мне посчастливилось найти на таком рынке M62 от Piko – очень редкую, почти уникальную для того времени модель. Она была б/у, но в приличном состоянии. Таким образом, покупка была даже не вопросом для меня Цена была очень высокой, и я помню, что потратил на это все деньги, которые у меня имелись на тот момент Но, тем не менее, я был вне себя от счастья, когда стал обладателем этого локомотива
Позже, когда в 2006-м году я начал увлекаться масштабом Z (моим первым приобретением был большой стартовый набор Märklin 81862), я был очень разочарован, когда узнал, что М62 не существует в этом масштабе – модели, которая давно стала моей любимой. Но в середине 2000-х многие технологии, позволяющие создавать модели в масштабе Z самостоятельно, еще не были доступны для меня. Лишь через 10 лет, в 2016 году, я начал создавать свои собственные. И у меня даже не было вопроса, с какой модели начинать – конечно, это был тепловоз М62.
Модель основана на кузове локомотива М62, предлагаемом на Shapeways. 4 года назад я решил начать с существующих дизайнов; модели, полностью основанные на моём собственном дизайне, появились позже. Я должен сказать, что если бы я начал делать M62 сейчас, это был бы совершенно другой, гораздо более сложный дизайн. Однако, поскольку в этот проект уже были вложены деньги, я не стал начинать новую разработку, и постарался сделать все возможное, чтобы выжать максимум из существующей модели.
Я видел много попыток сделать модели М62, основанные на этом корпусе с Shapeways, и, честно говоря, ничто не удовлетворяло меня из-за ряда неприемлемых компромиссов. Прежде всего, это колёсная формула. Я считаю недопустимой моторизацию локомотива М62 с использованием 4-осного шасси BR 110 или 6-осного шасси BR 103. 4 оси вместо 6-ти, и совершенно неправильные тележки – это наиболее очевидное несовершенство, на мой взгляд. А 6-осное шасси BR 103 вообще не подходит.
Следующая проблема – освещение. Оригинальный корпус Shapeways вообще не приспособлен для установки какого-либо освещения. Чтобы добавить хоть какой-то свет в модель, многое нужно переделать. Я видел такие попытки – опять же, на мой взгляд, результаты были весьма посредственными.
Следующий вопрос по поводу окон. Я думаю, что заполнение оконных рам в корпусе локомотива жидким имитатором стекла – вообще не вариант. Окна должны выглядеть именно как окна, и они должны иметь рамы, а лобовые – ещё и дворники.
Вдобавок, модель корпуса М62 от Shapeways сама по себе далеко не идеальна. Он имеет неправильные пропорции (слишком длинные кабины машиниста), ему не хватает многих элементов (в основном на крыше), и ещё он слишком высоко садится на шасси.
Что я сделал со всеми этими проблемами? Я выбрал очень длинный, сложный и дорогой путь. Но это был единственный способ решить почти все описанные проблемы (возможно, только за исключением длины кабины), и сейчас я расскажу, как я это сделал.
Во-первых, я хочу сказать, что в настоящее время я нахожу даже самое высокое качество, доступное от Shapeways, неприемлемым для масштаба Z – я имею в виду Frosted Extreme Detail (FXD). Оно приемлемо для H0, TT, также хорошо подходит для N, но, к сожалению, не для Z. Материал имеет шероховатую поверхность, которую трудно полировать из-за ее структуры (порошковый наполнитель + воск в качестве связующего вещества). Я уверен, что модели в масштабе Z, напечатанные с использованием этого материала, не могут претендовать на профессиональный уровень.
Но в 2016 году я получил корпус M62 от Shapeways, используя именно этот материал – выбора не было. Поэтому я постарался сделать всё возможное, чтобы максимально его улучшить. Он был тщательно очищен, несколько раз отполирован, а затем два раза грунтован акриловым грунтом. Один из метельников с одного конца был также удалён, чтобы сделать локомотив симметричным и одинаково функциональным на обоих концах. Затем я заказал небольшую партию копий из смолы у моих местных коллег. В результате я получил очень прочную, относительно гибкую и совершенно не хрупкую модель, которая была намного лучше, чем оригинальный корпус от Shapeways:
Но это было только начало долгой и сложной работы. Я планировал оснастить локомотив полностью функциональным освещением, включая верхний прожектор. Для этого я просверлил отверстия в нижних фарах (только большие, на самом деле невозможно сделать крайние маленькие фонари функциональными). Верхний отсек фар был также подготовлен для установки светодиодного освещения. Было очень трудно сделать отверстие в форме трапеции. Но я решил не идти ни на какие компромиссы
После этого я вставил в отверстия для нижних фар отрезки 0,75 мм оптоволокна. Для верхней фары я вырезал очень маленькую деталь из полистирола толщиной 1,5 мм на фрезерном станке с ЧПУ. Изготовление заготовки размером 1x1 мм на таком оборудовании было просто сумасшедшей задачей!
Внутренние ребра поддержки, которые не дают корпусу садиться глубже, были также спилены. На мой взгляд, локомотив выглядит совершенно неестественно, когда корпус посажен слишком высоко. Я понимаю, зачем автор сделал это – чтобы оставить достаточно места для поворота тележек, а также для сцепки на одном конце. Однако, цена всего этого, на мой взгляд, была слишком высока. Подножки под дверями тоже были убраны. Вдобавок, они изначально имели неправильную, очень упрощенную форму.
Теперь нужно было подумать о подходящем шасси для этого локомотива. Я нашел единственный приемлемый вариант: шасси электровоза BR 143 с трехосными грузовиками от BR 232 "Людмила". Таким образом, длина шасси оставалась достаточно короткой, в то же время имея все 6 осей в соответствии с прототипом. Однако и здесь было много переделок. Я сточил все декоративные элементы с "брюха" металлического шасси. Я также немного его укоротил, чтобы могли поместиться чуть более длинные тележки от "Людмилы". Затем я накрыл "брюхо" собственной накладкой, имитирующей топливный бак локомотива M62. Эти накладки были напечатаны в 3D с использованием технологии SLA, а затем окрашены в разные цвета в соответствии с запланированными вариантами:
Пластиковые вставки на шасси также были укорочены с концов. Недостаточная детализация оригинального корпуса не давала мне покоя. Я решил это исправить, добавив хотя бы несколько дополнительных элементов на крышу. Я разработал небольшие свистки, отдельно напечатал их в 3D и добавил на крышу. Свистки также были соединены вместе тонкой стальной проволокой, как на прототипе. Я также добавил решетку для крышки глушителя из травлёнки с полутравом и покрасил ее серебристым цветом. Теперь крыша выглядела намного лучше:
Важное замечание о тележках: кто-то будет утверждать, что у локомотива M62 другие тележки, и что тележки от "Людмилы" не подходят. Да, это правда, но только частично. Все экспортные локомотивы M62 были оснащены тележками от "старшего брата" – двухсекционного тепловоза TЭ3/TЭ7 (Atlas Minitrains производит его в масштабе Z):
Однако в последующих версиях, наряду с более вместительным топливным баком, использовались тележки от "Людмилы" – эти локомотивы эксплуатировались в основном в бывшем СССР:
BR 232 "Людмила" (или TЭ109 в советской классификации):
Советская версия М62:
Кстати, этот тип тележек был довольно популярен, и также использовался в других советских локомотивах, таких как 2TЭ116, к примеру:
Были запланированы четыре версии:
DR BR 120 бордовая:
Советских железных дорог (СЖД) в зелёном цвете:
Украинских железных дорог (УЗ) в голубом цвете:
Российских железных дорог (РЖД) в современной красно-серой окраске:
Версия РЖД ожидаемо оказалась наиболее сложной в покраске с кропотливой маскировкой всего корпуса для каждого цвета:
Затем я разработал окна и отфрезеровал их из 1 мм акрила на станке с ЧПУ:
Оконные рамы были изготовлены из 0,1 мм травлёнки из нейзильбера и покрашены в черный цвет:
Рамы для боковых окон кабины машиниста были раздельно окрашены в два цвета – черный и серебристый, в соответствии с оригиналом:
Я сделал поручни из стальной проволоки толщиной 0,2 мм. Такие небольшие, но важные элементы заметно добавляют модели реализм:
Наряду с другими тележками, советские версии M62 имеют и другие отличия. Например, на вентиляционных решетках для машинного отделения имеются кожухи для предотвращения переохлаждения двигателя зимой:
Я сделал эти кожухи из 0.3 мм травленки из нейзильбера, покрасил и приклеил к корпусам:
В советских локомотивах M62 также нет буферов, так как здесь используется автосцепка СА3 со встроенным демпфирующим устройством. Но так как локомотив M62 изначально разрабатывался на экспорт, у него есть буферные прямоугольники, остающиеся даже на советских версиях:
Для их имитации я напечатал специальные накладки в 3D и покрасил их:
Вот все четыре корпуса локомотива со всеми надписями, сделанными с использованием УФ-принтера Mimaki:
А вот три советских версии с установленными передними “бамперами”:
Красить кабины этих версий было чрезвычайно сложно. Всё тщательно маскировалось бесчисленное количество раз, а затем аккуратно задувалось аэрографом. После покраски я также напечатал все надписи и логотипы на кабинах при помощи тампопечати. Номера локомотивов были напечатаны на самоклеящейся пластиковой пленке на лазерном принтере и приклеивались отдельно, поскольку для этого было невозможно использовать тампопечать:
Чтобы флуоресцентные элементы соответствовали оригиналу, мне пришлось вручную готовить краски, добавляя такой флуоресцентный порошковый пигмент к красителю:
В ходе разработки выяснилось, что можно добавить детали интерьера в кабину машиниста. Я разработал специальную вставку и сделал ее из вытравленного металла толщиной 0,2 мм. Затем она был специально выгнута и покрашена в серый цвет. Я также разработал имитацию элементов интерьера кабины машиниста, напечатал её на самоклеящейся пленке на лазерном принтере и вклеил изнутри:
Светодиод наверху вставки кабины используется для верхнего прожектора. Здесь я использовал теплые белые светодиоды SMD 0602 с боковым свечением. Они распаяны на очень маленькой плате с резистором и прикреплены двухсторонней клейкой лентой:
Теперь о нижних огнях. Как я уже говорил, мне пришлось использовать одни и те же отверстия для белых и красных огней. Я нашел специальные двухцветные светодиоды SMD 0605 (теплый белый/красный), которые идеально подошли для этой цели:
Я разработал специальную плату для размещения этих светодиодов вместе с резисторами. Она работает как в аналоговом, так и в цифровом режиме. Но как прикрепить её к корпусу и устранить паразитное подсвечивание? Поразмыслив о разных вариантах, я пришел к простому, но эффективному решению: изготовить специальный фильтр из черной двусторонней вспененной клейкой ленты толщиной 1 мм. Вот что получилось:
Это действительно работает:
Теперь вставка интерьера кабины и все огни полностью установлены и подключены вместе:
Наконец, мы подошли к самому интересному: оцифровке. Первоначально я планировал использовать цифровые декодеры Velmo LDS206247 для своих локомотивов M62. Но в какой-то момент я подумал – почему бы не пойти дальше? После успешного опыта в разработке звукового декодера для поезда ICE 3, я решил попробовать реализовать то же самое здесь – места внутри казалось достаточно для размещения всех звуковых компонентов. К счастью, был также подходящий звуковой проект от Henning Sound для звукового декодера Doehler & Haass SD18A, который я планировал использовать здесь. Был также альтернативный декодер ESU LokSound 5 Micro, у которого также есть звуковой проект для M62, но я выбрал D&H из-за более низкой цены и немного меньшего размера. Его звуковой проект, кстати, тоже неплох.
Разработка печатной платы была довольно сложной из-за высокой плотности компоновки элементов, однако мне удалось снабдить мой декодер всеми возможными функциями, включая освещение в машинном отделении и буфер на 400 мкФ! Печатная плата имеет толщину всего 0.3 мм, но здесь это необходимо для того, чтобы всё поместилось. Вот он – мой второй звуковой декодер:
Нижняя сторона с четырьмя теплыми белыми светодиодами SMD 0402 для освещения машинного отделения:
Комплект декодеров для будущих локомотивов:
Разъёмы Next18 пришлось паять вручную, используя игольчатое жало, так как они не термостойкие и поэтому не могут быть припаяны горячим воздухом. Я использовал здесь динамики 13x8x2,5 мм 8Ω. Небольшая рамка, вырезанная лазером из вспененного этиленвинилацетата (EVA) толщиной 2 мм, образует резонатор, который упирается в корпус локомотива. Уровень громкости более чем достаточный – мне пришлось его даже немного снизить, используя настройки декодера.
Динамики 13х8 мм:
Вот список цифровых функций:
- F0 Передние/задние огни
- F1 Освещение салона машинного отделения
- F3 Сигнал 1
- F4 Сигнал 2
- F5 Сигнал 3
- F7 Воздушный клапан
- F8 Запуск/остановка двигателя
- F9 Скрип при прохождении кривых
- F11 Свисток кондуктора
- F13 Звук сцепки
- F15 Принудительное включение режима движения по инерции
- F16 Уменьшение громкости для тоннелей
- F17 Сигнал 4
- F18 Объявление на станции
- F19 Уменьшение громкости
- F20 Увеличение громкости
- F21 Отключить звук скрипа тормозов
- F22 Применить тормоз
- F23 Закрыть вентиляционную решетку
- F24 Компрессор
Теперь, после успешной оцифровки локомотива, меня ждала одна из самых больших головных болей – высота посадки кузова, метельники и сцепки. Как я писал выше, кузов по умолчанию садится слишком высоко на шасси, и у локомотива при этом очень странный и неестественный вид. И даже само шасси было слишком видно. С этим по-любому нужно было что-то делать. После удаления ограничительных рёбер с внутренних стенок корпуса он теперь правильно становился на шасси; однако теперь не хватало места для сцепки и даже концов тележек. Оставался единственный способ решить эту проблему: нужно было разработать новую сцепку. Оригинальные основания тележек мэрклиновской “Людмилы” не оставляют большое пространство для модификаций. Вдохновившись крюкообразной сцепкой в моделях Freudenreich, я решил использовать здесь такое же решение. Я разработал похожие крюки и изготовил их из травлёнки 0,3 мм. Затем они были специально согнуты и покрашены в черный цвет. Мне также пришлось немного обрезать основания оригинальных тележек:
Новая сцепка оказалась достаточно надёжной; она успешно прошла все испытания, не вызывая случайной расцепки. Проблема со сцепкой теперь была решена:
Затем я разработал замену оригинальным неправильным подножкам, которые были обрезаны ещё в самом начале. Я изготовил новые детали из травлёнки толщиной 0,2 мм и покрасил их в соответсвии с прототипом:
Теперь я установил их на место. Новые подножки имеют правильную форму, а их малая толщина и выравнивание по внешним краям кузова теперь позволяют тележкам свободно поворачиваться:
После всех этих улучшений осталась одна важная деталь – метельники. Неуклюжая и уродливая сцепка в масштабе Z с 1972 года всегда затрудняет добавление таких заметных элементов, как метельники (или “юбки”). Но я разработал подходящее решение и для этого. Эта деталь обеспечивает необходимую свободу для сцепки, и в то же время легко устанавливается и снимается:
Небольшое примечание: для версии DR я использовал металлические буфера с белыми кругами, которые доступны от Märklin в качестве запасных частей. Теперь давайте взглянем на готовую модель. Обратите внимание, что топливный бак также имеет некоторые надписи:
Детали кабины машиниста хорошо просматриваются:
Колёсная формула Co’Co’ – затратное, но единственное прототипно верное решение:
Сравнение с моделью H0. Этот монстр выглядит действительно огромным! И это именно та старая модель Piko из моего детства, о которой я говорил в самом начале!
Модель в действии. Все фары включены – тройные теплые белые фары/двойные красные задние фонари, а также освещение машинного отделения:
Вместе с декодером:
А вот и версия Советских железных дорог (СЖД). Никто уже не помнит этот красочный советский герб, который был необходимым атрибутом каждого локомотива в то время:
Фланцы колес окрашены в белый цвет, как в прототипе:
Опять же, все 6 полноценных осей в таком маленьком локомотиве – это чудо:
Два варианта вместе:
Теперь пара слов об упаковке. Вот вырезанные лазером детали из вспененного этиленвинилацетата (EVA) 4 и 8 мм, из которых я делаю мягкие вставки для своих коробок:
Собранные вставки:
Готовый продукт с брошюрой:
Небольшая статистика. Всего в этом проекте использовано 14 различных металлических деталей из травлёнки различных толщин:
Одна из этих частей используется для гибких контактов, ведущих к двигателю:
А вот трафареты для нанесения паяльной пасты на печатные платы:
И три разные платы (одна для декодера, другая для нижних фар и третья для верхней):
Напоследок видео с демонстрацией звуковых и световых функций модели:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=lRgrgTCEtNg[/youtube]
Две другие версии – Украинскиж железных дорог (УЗ) в синем цвете и Российских железных дорог (РЖД) в красно-серой раскраске будут готовы чуть позже. Другие версии в настоящее время не планируются. Производство этой модели чрезвычайно сложно и трудоёмко.
Северокорейская электрическая версия также не планируется. Даже не просите меня сделать это!
Я хотел бы сказать большое спасибо Jörg Erkel (http://www.1zu220-shop.de) за огромную помощь с поставкой декодеров, а также Claudius Veit (http://velmo.de) за бесценные рекомендации по тонкой настройке звуковых декодеров Doehler & Haass!
Я также благодарен всем, кто осилил прочитать эту ветку до конца!
С наилучшими пожеланиями,
Алексей