Вернулся, наконец, к моему долгострою...
Некоторое время назад
вот это объявление вдохнуло в мой проект новую жизнь. Наконец стало ясно, как можно сделать боковины тележки так, как мне надо...
Константин оказался отличным деловым партнером и чрезвычайно добросовестным тружеником и настоящим Мастером, - рекомендую всем. Чертежи, эскизы, фотографии, - все пошло в дело для формулирования ТЗ. У нас с ним вышло отличное сотрудничество, и через пару недель у меня был готовый STL-файл компьютерной 3-D модели боковины тележки.
В компьютерной модели на экране можно начертить все, вплоть до резьбы на шпильках, но пришлось специально "загрубить" некоторые тонкие и мелкие детали, чтобы не погнулось или не сломалось уже на этапе изготовления, или в эксплуатации. На мой взгляд, нам удалось выдержать правильную пропорцию между хотелками и практической технологической воспроизводимостью. И даже видно, что гайки на валиках подвески - шестигранные...
Далее все просто: я создал аккаунт на
http://www.shapeways.com и загрузил туда для пробы свой STL файл. Система минуту думает, проводя автоматический анализ слабых мест модели. Также она считает количество куб.см. в будущей отливке и рассчитывает стоимость. Затем система предупредила меня желтыми восклицательными знаками, что некоторые места чертежа имеют недостаточную толщину стенки, и дескать фирма не гарантирует 100% качества. Я просмотрел красные места, подумал, решил рискнуть, ввел данные кредитной карты и нажал кнопку "все равно делаю". После этого их инженер делает еще одну проверку, теперь уже вручную, и после этого мне пришло письмо, что файл проверен и отправлен на 3-Д принтер, следите дескать за новостями... Надо отдать должное: на сайте можно следить за прохождением заказа через весь технологический цикл, его готовностью и отправкой.
Фирма печатает на 3-Д принтерах из разных материалов. В моем случае, принтер печатал сразу модель из модельного воска,
причем фирма САМА добавила % на усадку металла и воска. А затем по выплавляемой модели они льют хоть из латуни, хоть из бронзы, хоть из золота, хоть из серебра. Я заказал на пробу одну отливку из латуни, а одну из бронзы.
Прошло 3 недели, и сегодня отливки пришли по почте, причем не из США, как я ожидал, а из Голландии. Вечером, сдерживая нетерпение, я ужинаю с семьей, бросая взгляды на нераспечатанную бандероль... Когда ужин закончился, и вечерние дела тоже, с волнением открываю коробку... Итак, фото:
Первые выводы:
1) Попадание в размер практически 100-процентное, несмотря на то, что латунь обычно дает усадку, причем не всегда прогнозируемую по разным направлениям, и в разных сечениях по-разному...
2) Между латунью и бронзой глазом разницы в качестве литья или фактуре поверхности я не увидел, бронза и латунь отличаются здесь только цветом металла. Возможно, они отличаются жесткостью на изгиб: могу предположить, что латунь пластичнее, и тонкие коромысла от тормозных цилиндров могут быть уязвимыми при неосторожном нажатии или падении. Хотя пробные нажатия пальцами (в пределах разумного !) не вызывали никакой пластичной деформации даже в этих тонких коромыслах: все выглядит прочным, тяжелым, и весьма солидным...
3) Как я уже писал, ажурность в некоторых местах пришлось искусственно снизить (например, балансиры на прототипе - тонкие, и они есть внутри и снаружи боковины, а тут они переданы единой массивной деталью, только с чуть заметным бортиком по периметру. Также упрощена задняя поверхность боковины и букс, т.к. она не видна снаружи. В то же время я восхищении от фигурных кронштейнов с тормозными цилиндрами: они ажурные и реально "висят мостиками" над плоскостью рамы.
4) На фотографиях, как обычно, вы видите МАКРОсъемку, и вылезают зерно и полоски от 3-Д принтера. В реальности глаз видит деталь только приятно-шершавой, и без этих артефактов. Зрительно качество поверхности сейчас близко к тому, которое я вижу на литых деталях некрашеных американских латунных локомотивов.
5) Сейчас детали сияют, как начищенные (хотя я заказывал поверхность "Raw" (необработанную), то есть без механической полировки, тогда поверхность называлась бы "Polished"). На модель боковины пойдут крашенными в черный цвет, и я думаю, что зрительное восприятие изменится. Как думаете ?
6) И последнее: предвижу вопросы о цене. Вот фрагмент из моего заказа:
В нем видно, что латунь и бронза стоили одинаково: 23.47 доллара за 1 шт. Почта стоила 9.50 долл. Несложно посчитать, что заказать 4 боковины на один тепловоз обойдется в этой фирме:
23,47 х 4 + 9,50 = 103,38 долл. Недешево... Но чего не сделаешь ради творческого удовольствия...
Заключение: боковина из травленки мне не нравилась своей нетехнологичностью, трудоемкостью и капризностью при сборке.
Так что я рад, что таким образом открылась дорога вперед, и можно довести мой ТЭ-1-20 до конца.
Всем желаю успехов !