AlexK писал(а): ↑Сб ноя 04, 2017 4:29 am
Согласно чисто практической науке под названием "сопромат", при равном весе двутавр будет более жестким, чем балка прямоугольного сечения
. При одном и том же материале и одном и том же сечении прочность будет одинаковой, жесткость - у двутавра выше.
Ну чтож, провожу небольшой ликбез)). Тут важно понять физическую суть, а не пользоваться ГОТОВЫМИ выводами. Прежде всего у вас: ПРИ РАВНОМ ВЕСЕ. Этот равный вес ещё нужно как-то сделать: литьём, мехобработкой или ещё как.
Так вот, заготовка дышла - прямоугольного сечения 200Х120 скажем для ИСа. Отсюда танцуем: жесткость Х, вес Р. Далее, делаем ВЫБОРКИ на штанге дышла, создавая двутавровый профиль сечения. Имеем жесткость МЕНЬШЕ на 10% (Х-10%), а вес МЕНЬШЕ на 40% (Р-40%). Проценты условно конечно, точные цифры ни к чему здесь считать. Так вот, вся задача сводится к тому, чтоб подобрать исходное сечение (до обработки) таким, чтоб после снятия металла, прочность была необходимой, заранее рассчитаной величины. То есть, мы ОБЛЕГЧАЛИ первоначальную заготовку...но особым образом: придавая наиболее выгодную форму сечения в плане жесткости, жесткость же при мехобработке наоборот падала. Вся изюминка в том, что ВЕС падает в РАЗЫ интенсивнее, чем уменьшается жесткость при получении желаемого профиля.
Точно так же ОБЛЕГЧАЮТ колесные центры, делая их спицованными (а не увеличивают их жесткость, по аналогии с дышлом)...ну всё абсолютно то же самое, что и с дышлом, только другие сечения. При этом прочность первоначального блина никак не меньше спицованного, она снижена....но гораздо в большей пропорции при этом снижен вес.
Дальше все результаты сведены в таблицы, где и можно увидеть все параметры различных профилей. Отсюда вывод: "уборка" метала из сечения делается главным образом для уменьшения веса (массы), жесткость при этом уменьшается, НО....на это идут, чтоб получить более легкую деталь машины....при этом созданный профиль (двутавр в данном случае) теряет в жесткости гораздо меньше в процентах, чем снижен вес. Таким образом не ставится телега впереди лошади.
Сначала ОБЛЕГЧЕНИЕ веса, а уж профиль после обработки выбирается таким, чтоб обеспечить максимальную жесткость при УБРАННОМ в результате обработки металле.
А из сопромата вы готовые выводы взяли, минуя всю цепочку. Для слесарных понятий пойдёт, а для инженерных никак. Ведь это инженеры и свели все эти данные по профилям в таблицы.
Вывод: те самые выборки на дышле служат в первую очередь для снижения веса. Именно снижение веса движущихся частей является ГЛАВНОЙ задачей. Про жесткость выше писал: снижать вес таким образом, чтоб это самое снижение НАМНОГО опережало потерю жесткости. В данном случае выбрано двутавровое сечение.
Навскидку, ещё пара примерчиков облегчений, кроме колесного центра: долы барабана револьвера - такие выборки снаружи...продольная канавка на ножах с толстым клинком. Все эти выборки металла сделаны ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ веса (снижения массы). Распространённое заблуждение для ножа - мол это желобки для стока крови)).
Напомню, о чем изначально шла речь: что якобы тавровое сечение для увеличения сопротивления изгибу, а о снижении веса речи не идет. Я же говорю: первоочередная задача именно снижение веса движущихся частей.