Пришла пора подводить первые итоги.
1) Конструкция.
Вес модели BR120 Piko в сборе: до переделки = 366 г, после переделки = 446 г.
Для сравнения, модель рокомашки весит 523 г.
Сейчас у меня забалластирован только внутренний объем кессона, - свинцовой дробью с клеем ПВА. Потенциально, на переделанную модель Piko можно еще добавить балласт в незанятные пространства снаружи кессона и внутри колодца с шестернями, в виде брусочков и призм из свинца. Я сначала так и хотел сделать, но пока передумал, т.к. имеющиеся 446г - это и так уже немало.
2) Ходовые качества.
Из-за замены колес пришлось совсем отказаться от фрикционных бандажей: по субъективным ощущениям "от руки" - тяга остается вполне достаточная. Если добавлю балласта - тяга еще увеличится.
Токосъем оставлен штатным: с 4 осей.
После ремоторизации напряжение трогания стало очень низким - кирпич LIMA выдает минимальное напряжение 1,3 вольта, и локомотив трогается при нем сразу и уверенно, в обоих направлениях. Думаю, что если бы был источник питания с плавной регулировкой "от нуля", то уверенное движение начиналось бы с 1,0 В, но такие мелочи уже неважны. Такому улучшению способствует довольно крупный 5-полюсный двигатель, и повышенный коэффициент передачи в новой трансмиссии. Собственно, я к этому стремился, и очень доволен. Напомню, что до переделки модель трогалась при напряжении от 4 до 5 вольт, и ползучего режима не было вообще: при нарастании напряжения на рельсах лок стоит-стоит-рывок-и-уже-едет-довольно-быстро. Возможно, что оцифровка с обратной связью решала эту бы проблему, но мне хотелось устранить ее причину в корне. Теперь лок в ползучем режиме двигается уверенно и сколь угодно долго (маховик ощутимо поддерживает стабильность хода). До переделки локомотив на малых скоростях иногда "залипал", особенно с поездом: просто останавливался и "зудел".
Движение в обе стороны - одинаково стабильное, токосъем хороший.
Масштабная скорость: до переделки 130 км/час, после переделки 90 км/час.
Потребляемый ток при 12 В (без вагонов, с отключенными лампочками): до переделки 330 мА, после переделки 140 мА.
3) Шумность
Резкое урчание 3-полюсного двигателя исчезло, а новый 5-полюсный двигатель работает почти бесшумно. Но, как я и ожидал, до уровня рокомашки дотянуться по шуму не удалось. Пытаясь найти источник шума, я последовательно снимал разные элементы трансмиссии (карданы по одному, промежуточные шестерни по одной, колесные пары по одной...). И пришел к выводу, что ни один элемент поодиночке не является слабым местом: каждая деталь дает свой небольшой вклад в шумовой спектр, а вместе "оно звучит". Где мог, я убрал люфты, заправил смазку, даже попробовал заменить карданы на самодельные (из стального стержня 2 мм и двух сферических "головок с рожками" от NWSL), но удалось достичь снижения шума только примерно на 50%. Конечно, нельзя и сравнивать с тем грохотом и лязгом, который модель давала до переделки. Теперь шум ровный, без выбросов и грубого урчания, но это не шелест рокомашки...
Короче, полного удовлетворения по шумности я не получил, и тут я ожидал большего. Утешаю себя тем, что теперь спектр механического шума хотя бы не делает бессмысленным цифровое озвучивание локомотива. Динамик теперь точно будет слышно.
Выводы:
- после переделки значительно улучшилось напряжение трогания
- появился устойчивый ползучий ход
- уменьшился шум, и изменился его спектр
- увеличился сцепной вес локомотива
- исчезло поперечное раскачивание корпуса.
Видео ползучего режима
Я вел учет затрат времени на сборку, доводку и балластирование кессона, изготовление новых элементов редуктора, изготовление новых буксовых подшипников, сборку и наладку, - получилось около 45 часов (работал с перерывами по вечерам, примерно 3 вечера в неделю, по 1-2 часа).
Дальнейшие действия по этому проекту: хочу аналогично доработать второй такой же тепловоз их моей коллекции, разработать из травленки и заменить блок жалюзей холодильника на крышу, маты зачехления, доработать узел сцепки (пока не решил как именно). Ну и остальное: традиционная доводка корпуса и покраска, как уже многократно описывалось на форуме. Верну обе мои пиковские машки в строй - хватит им валяться в коробках.